~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » "Мотивы русской архитектуры" - автор неизвестен.


"Мотивы русской архитектуры" - автор неизвестен.

Сообщений 1 страница 20 из 22

1

Обнаружил на просторах интернета еще одну книжку.
Автор, к сожалению, не известен.
Называется «Мотивы русской архитектуры».
Книга занимает большой объем -  40мб. Но, думаю, будет интересна художникам и просто любителям старины.

http://www.filemaster.ru/files/h8578

Вот некоторые картинки из книги:
http://keep4u.ru/imgs/b/071007/4e5b9a15a7138a43fa.jpg
http://keep4u.ru/imgs/b/071007/ffe8eda1870d6dc598.jpg
http://keep4u.ru/imgs/b/071007/828a6b157d6836719f.jpg

Один из рисунков меня заинтересовал:
http://keep4u.ru/imgs/b/071007/fc472219526f88b0cb.jpg

Явно древний образ. Две птицы. Мировое древо наверху.
Расшифровку этого образа нигде не встречал. Но так как одно время плотно занимался Индией, то вспомнил о гимне-загадке из Ригведы (РВ 1-164-20):

Два орла, два связанных друг с другом товарища,
Обхватили одно и то же дерево.
Один из них ест сладкую винную ягоду,
Другой наблюдает, не вкушая.

Возможно, что здесь заложены представления о двух Пурушах (Пуруша – человек, дух), один из которых вовлечен в самсару (круговорот жизни) вкушает ягоды, второй просто наблюдает. В качестве мирового дерева в РВ выступает ашватха (смоковница). Во всяком случае, образ (наличника и гимна-загадки) очень похож на мотивы древнерусских вышивок. Представления о птицах, как о человеческих душах в какой-то исследовательской литературе встречались, сейчас не могу вспомнить где.

http://keep4u.ru/imgs/b/071007/a648924b2fcefb2c5a.jpg

И еще.  Посередине окна, в верхней части дан образ крылатой птицы с человеческим лицом. Это, по некоторым данным, птица-Гамаюн. Матерь-Сва (Велесова книга). Один из таинственных образов славянской мифологии.У Александра Блока (стих 23 февраля 1899):

Гамаюн, птица вещая

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных.
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

2

Вячеслав
Начал качать, после зависло. Повторные попытки не дали результата. Книга и впрямь черзвычайно интересная. Не мог бы ты либо повторно выложить её, либо на другой файлообменник закинуть? Благодарен уже.

3

ДА! Очень интересно! Желаю у себя иметь таковую.

4

Перелил на ifolder.
Архив в двух частях по 20мб каждая.

http://darovanie.ifolder.ru/3871060
http://darovanie.ifolder.ru/3871097

5

Благодарствую, Вячеслав! Альбом что надо!!!
А нет ли у тбя чего ещё по архитектуре?

6

Привет, Волжанин. Нет, к сожалению.

7

К слову, Орей!
Этой теме тоже, наверное, в галерее место.

8

Я узнала автора по "Проекту ворот в Киеве": это Виктор Гартман. А знание  архитектора Гартмана - из творчества композитора Мусоргского Модеста Петровича.
Цитата:
  Мусоргский и Гартман

Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный … Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». В 1868 году Гартман вернулся из почти четырехлетнего путешествия по Европе, куда ездил для совершенствования своего мастерства как стипендиат Академии художеств. По возвращении в Россию за работу по оформлению Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге в 1870 году он получил звание академика.

Стремление Гартмана вводить в проекты русские национальные мотивы было близко участникам «Могучей кучки», в частности В. В. Стасову, который пропагандировал идеи Гартмана в печати и знакомил его с друзьями. В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Гартман обладал живостью характера и лёгкостью в дружеском общении, и между ним и Мусоргским установились тёплая дружба и взаимное уважение. Поэтому скоропостижная смерть Гартмана летом 1873 года в возрасте 39 лет потрясла Мусоргского до глубины души.
-------------------
Мусоргский М.П. создал  под воздействием работ В. Гартмана свои "Картинки с выставки" (фортеп. цикл пьес. См.ссылки в Википедии или на Гартмана). Подобные произведения (любование русским, русский стиль, дух...) создавались на основе славянофильства (славянолюбия).
(Хотя, возможно, в альбоме не все произведения именно Гартмана; там ведь сказано: "мотивы...."
На воротах, например, отчётливо читается русская женская фамилия: "...емкова", возможно, автор именно этого эскиза - художница-женщина).

Отредактировано Светлаока (2007-11-01 23:03:40)

9

Вячеслав написал(а):

Явно древний образ. Две птицы. Мировое древо наверху.

2 петушка, гребешки явно видны.
Какие орлы? да ещё двухголовые - в русской деревне?! 2-главые орлы ведь заимствованы из Византии.
На русских избах испокон веков или петушки (часто в виде флюгера; птица Солнца; прогоняет тьму), или кони (коники на вершине крыши; то же - у этрусков).
Поскольку данные эскизы отражают немеряное славянофильство (упоение русским без точного его знания, нет знания символов), то и в наличниках окон, и в навершиях изб, на воротах небольшой перегруз с символикой.
Наличник окна оформлен так: знак огня (солнце - крест), мировое древо и 2 петушка - птица Солнца.
По бокам окна - солнышко, вниз от него точки - семя, далее зигзагообразная линия - вода, хляби небесные, заканчивается твердью земли.
На занавесках знак "Засеянная земля": косой крест (поле, разбитое на ромбы или квадраты) и в нём 4 точки-семени; всё это - знаки плодородия, силы, богатства.
Гой! Слава!

Отредактировано Светлаока (2007-11-01 23:23:10)

10

Привет, Светлаока.
Когда сопоставлял загадку из Ригведы и наличник окна вместе с мотивом из народной вышивки, то имел в виду эти два рисунка:
http://keep4u.ru/imgs/b/071007/fc472219526f88b0cb.jpg
http://keep4u.ru/imgs/b/071007/a648924b2fcefb2c5a.jpg

В наличнике окна нет двухголовых орлов и двухголовых петухов. Два петуха и мировое древо. Второй рисунок из народной вышивки. Тоже две птицы и мировое древо.
А орлы - это в Риг-веде. Сидят на мировом древе - ашватхе.
Образы слишком совпадают, чтобы от них отбрасываться.

В символике не силен. Но, кажется, ты приводишь какие-то общеизвестные догадки.
Если сопоставлять с Ведами - то две птицы - это две души, одна вовлечена в Жизнь, вторая нет. Вот это и показалось интересным.
С этрусками не все так просто, пока разбираюсь.

Всех благ!

Отредактировано Вячеслав (2007-11-01 23:32:15)

11

Вячеслав написал(а):

С этрусками не все так просто,

Да именно, что просто: у них - кони на крыше; у нас - так же, и испокон гребень крыши называется "конёк". :)
Иллюстрация № 3: кони на крыше, см.

Отредактировано Светлаока (2007-11-02 01:16:45)

12

Не просто.
То, что ты называешь этрусками, может быть доэтруским населением или завоеванным этрусками населением.
Я пока разбираюсь. С могилами у них есть тонкости, - помимо урн, похожих на домики, есть могилы колодцы и могилы склепы.
Урны-домики - это древнейшее. И не все связывают эти захоронения с этрусками.
Я пишу может быть, потому что еще не разобрался.

Отредактировано Вячеслав (2007-11-01 23:41:41)

13

Вячеслав написал(а):

В наличнике окна нет двухголовых орлов....
А орлы - это в Риг-веде ....
В символике не силен.

Архитекоры представленных эскизов и вообще - славянофилы - в 19 веке притягивали Ригведу на  русскую старину? Сомневаюсь.
Ты на ней зациклен (ну или спец) и пытаешься прицепить на русскую крышу. :)
Почему бы тогда не исходить из именно русской мифологии? Птицы-уточки, птицы-гоголи, Гамаюн, Сирин, Алконост, Стратим....
Своего исконного - навалом; осмыслить лишь....

Отредактировано Светлаока (2007-11-02 00:08:42)

14

При чем здесь только архитекторы?
Я привел и материалы русской народной вышивки к которой (если признать что эксизы наличников нарисованы славянофилами, а не срисованы с реальных объектов) славянофилы не имеют отношение.
------
А сопоставление с Риг-ведой посчитал интересным. Это пища для размышления.
Ведь Риг-веда в себе несет осколки былой общности. Этот гимн-загадка может быть один из этих осколков.
Я опять пишу может быть, потому что не могу быть увереным на 100%.
Ты ведь пытаешься урны-домики с прахом этрусков (?) сопоставлять с украинскими хатами? И ничего...
Почему мне нельзя в Риг-веде увидеть ответ на нерасшифрованный мифологический сюжет русских народных вышивок (хотя бы вариант ответа?).

15

http://www.belygorod.ru/img2/Arch/Used/ … 880_46.jpg

Здесь представлена символика, похожая (сходная) с с. римских легионов: буква Р (тут В?) в середине круга и 2 секиры по краям.
В передаче о Римской империи (по Культуре) было сказано о смысле этого символа, но меня отвлёк звонок, и я прослушала.
К-нить знает конкретно?
-----------------------
Желающим: в Гугле наберите Мотивы русской архитектуры, и откроется практически то же самое, + ещё много др.

Отредактировано Светлаока (2007-11-02 14:40:18)

16

Псевдорусский (иначе — Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Псевдорусский стиль возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в Европе XIX в., и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой, хотя он напрямую не наследует русскую архитектурную традицию. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.
(цитата)

Отредактировано Светлаока (2007-11-02 14:38:24)

17

Одними из самых ярких представителей псевдорусского стиля 1870-х гг. стали Иван Ропет («Терем» в Абрамцеве под Москвой, 1873 г.) и Виктор Гартман (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872 г.). Это направление (известное также как «ропетовщина») активно пропагандировавшееся пропагандировавшееся известным художественным критиком того времени, Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.
(ГУМ - образец псевдорусского стиля; Храм Хр. спас. - образец византийского стиля).
(цитата)

Отредактировано Светлаока (2007-11-02 14:38:38)

18

Привет, Светлаока.
Я с тобой согласен, что стиль действительно "а ля русский".
Меня напрягли в этом альбоме "Мотивы русской архитектуры" некоторые намеки на масонскую, иудейскую символику.
Но в целом ощущение осталось хорошее от просмотра картинок.
А ты молодец!
Глубоко копнула.

19

Вячеслав написал(а):

Но в целом ощущение осталось хорошее от просмотра картинок.
А ты молодец!
Глубоко копнула.

Ну дык! Гартмана в тех картинках сразу увидела, поскольку изучала тв-во Мусоргского (а у него на могиле - шестиконечная звезда, гм)....
Я уже сказала ранее: перегруз символики в этих эскизах, то есть незнание её, собственно. Возьмите любой настоящий наличник на избе и почувствуйте разницу: при явной  красоте резьбы количество символики ограничено: всё по делу и не более того. Концентрация счастья, так сказать.... :)
В Калуге кстати, много домов с выложенными  в камне  русскими традиционными узорами. Поклон тому архитектору: дома радостно выделяются на фоне обычных, типовых застроек.
Много обережной символики в жилом комплексе Алые паруса (Щукино, Москва;  компания Дон строй).

Отредактировано Светлаока (2007-11-02 17:01:00)

20

Сергей Есенин - об орнаменте:

Сергей Есенин. Ключи Марии
       Стихи

Мария на языке хлыстов шелапутского толка означает душу - примеч. С. Есенина
 
Ключи Марии
1
Орнамент - это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, вкладывая в него всю жизнь, все сердце и весь разум, как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, что здесь мы только избяной обоз, что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена, и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег.
Прежде чем подойти к открывшимся нам тайнам орнамента в слове, мы коснемся его линий под углами разбросанной жизни обихода. За орнамент брались давно. Значение и пути его объясняли в трудах своих Стасов и Буслаев, много других, но никто к нему не подошел так, как надо, никто не постиг того, что -
...на кровле конек
Есть знак молчаливый, что путь наш далек.
(Н. Клюев)
Все ученые, как гробокопатели, старались отыскать прежде всего влияние на нем, старались доказать, что в узорах его больше колдуют ассирийские заклинатели, чем Персия и Византия.
Конечно, никто не будет отрицать того, что наши древние рукописи XIII и XIV веков носят на себе явные признаки сербско-болгарского отражения. Византийские и болгарские проповедники христианских идей наложили на них довольно выпуклый отпечаток. Никто не скажет, что новгородская и ярославская иконопись нашли себя в своих композициях самостоятельно. Все величайшие наши мастера зависели всецело от крещеного Востока.
Но крещеный Восток абсолютно не бросил в нас, в данном случае, никакого зерна; он не оплодотворил нас, а только открыл лишь те двери, которые были заперты на замок тайного слова.
Самою первою и главною отраслью нашего искусства с тех пор, как мы начинаем себя помнить, был и есть орнамент. Но, просматривая и строго взглядываясь во все исследования специалистов из этой области, мы не встречаем почти ни единого указания на то, что он существовал раньше, гораздо раньше приплытия к нашему берегу миссионеров из Греции.

Отредактировано Светлаока (2007-11-02 23:45:28)


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » "Мотивы русской архитектуры" - автор неизвестен.