Русь издавна считалась страной дерева - обширных могучих лесов вокруг было предостаточно. Так уж сложилась русская жизнь, что почти все на Руси строили из дерева. Из мощных сосен, елей и лиственниц русские всех сословий - от кре­стьянина до государя возводили храмы и избы, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы. Как отмечают историки, русские столетиями жили в деревян­ном веке. Да и наиболее распространенное название русского поселения - деревня - говорило о том, что постройки здесь деревянные.


Дерево - один из самых древних, традиционных и любимых русским народом строительных материалов. А почему не камень? Ведь и камень у нас был!

На этот вопрос еще в XVI веке ответил Д. Флетчер в книге «О государстве Рус­ском»:

«Деревянная постройка для русских удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в тех много сырости, и они холоднее, чем деревянные дома, что важно в суровом климате Руси; дома из сухого соснового леса дают тепла больше все­го» ...

Дереву на Руси издревле был почет. К нему, как к живому, обращались в самых разных случаях: «Свято дерево, помоги". И дерево, внимая просьбе-мольбе, помо­гало. Великая сила земли и неба сосредоточена в деревьях. А предки наши чис­тым своим сердцем чувствовали это и потому деревянные избы-хоромы, постро­енные: «как красота и мир скажут», так любили.

Дух дерева продолжал жить в бревнах сруба, в досках пола и потолка, в отпо­лированной до блеска столешнице и в лавках. Поэтому и саму избу, свое жилище, крестьянин рассматривал как часть природы, ее одухотворенное продолжение.

Зайдя в такой дом, понимаешь, что его пространство наполнено мерным шумом леса и потоками свежего воздуха; это пространство дышит умиротворением и безмятежностью. В доме всегда витает тонкий «лесной» аромат сибирской сосны или лиственницы, кедра, ели. Солнце царит здесь с утра до вечера, мягкие пас­тельные тона выглядят естественно, смола солнечной слезой стекает по бревнам, и с темной иконы смотрит всепроникающим взглядом светлый лик Богоматери...

Дом выглядит неподдельно величественно, как и сама природа. Создается впе­чатление, что дом этот прижился, «пустил корни» в окружающую среду, стал не­отъемлемой частью окружающих лесов и полей, всего того, что мы называем Рос­сией.

Дом - то уникальное место на земле, где человек чувствует себя уверенно и спокойно, где ощущает себя полноправным хозяином. Отсюда отсчитывает он все свои перемещения во времени и пространстве, сюда возвращается, здесь ждет его семейный очаг, здесь он растит и воспитывает детей, здесь протекает его жизнь. «Дом - это там, где твое сердце», - писал римский ученый и историк Плиний старший.

При создании дома для себя и своей семьи наш предок вступал в теснейшие и весьма сложные связи и отношения с окружающей средой. Умело используя её особенности, он стремился вжиться в природу, гармонично и непротиворечиво слиться с нею, вписаться в ее живую и легкоранимую структуру. Существуя рядом и вместе с природой, развиваясь в постоянном контакте с нею, он, добивался, порой поразительных результатов в сложнейшем и ответственейшем деле форми­рования полноценного жилища, практичного и выразительного.

Природная наблюдательность, опыт предков, наработанные веками традиции, способность воспринимать и объективно оценить особенности естественного ландшафта пробуждали в русиче удивительное «чутьё» - он устраивался, обжи­вался в действительно наилучшем месте, где было не только удобно, но и красиво - красота окружающей природы имела для него очень большое, а иногда и опре­деляющее значение. Оно возвышало душу, давало ощущение свободы и простора.

Русская изба... Мудрым добром детских сказок обволакивает она, растворяя в сердце в покое. Для русского человека обычная деревенская изба является неким изначальным памятником его бытия, с ней связано начало Отечества - корневая основа его жизни.

Спокойной уверенностью веет от простых русских изб, добротно и обстоятель­но обосновались они на родной земле. При взгляде на потемневшие от времени постройки старых русских селений не покидает ощущение, что они, однажды соз­ванные человеком и для человека, живут вместе с тем какой-то своей, отдельной жизнью, тесно связанной с жизнью окружающей их природы - так сроднились они с тем местом, где появились на свет.

Древние северорусские избы повествуют нам о том, как жили наши предки времен Новгорода Великого и Московской Руси. Сделанное нашим предком - это практически сказанное им. Каждая изба - история.

| Строили в старину вольно, с удалым русским размахом. Земли было много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать: бездельникам на Руси почета не было, а к суровых северных краях они бы просто не выжили. Избы возводили большие, добротные и уютные. Иногда в один этаж, чаще в два со светелкой над ним, с большим крытым двором. Объем некоторых изб внушителен - до двух с полови­ной тысяч кубометров.

Основу каждой постройки составляет бревенчатый сруб - всегда мощный вне зависимости от своих размеров, пластичный, насыщенный светотенью, играющий множеством полутонов и оттенков натурального дерева. Естественная красота бревенчатого сруба - уникального в своей красоте и целесообразности предстает перед нами в каждом произведении подлинно народного деревянного зодчества.

Дом служил защитой, оберегал. Его орнаменты и детали - это просьбы и поже­лания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней челове­ка. "Конь на крыше - в избе тише", - гласит народная пословица. Конь - аллего­рическое напоминание о бесконечном движении человеческой жизни, о необхо­димости выбора в ней праведного пути. Там же, где царит дух нравственной силы, поселяется мудрость и тишина - вот и смысловая основа пословицы.

В защитно-заклинательной орнаментике русской избы большую роль играло символическое изображение солнца, которое показывалось трижды: восходящим, в зените и уходящим, - в местах соприкосновения кровли со срубом на (причалинах) и наверху под стыком кровельных скатов и причалин.

I Резные полотенца, на которых обычно вырезались символические солнца, оли­цетворяли чистоту человеческих помыслов, неразрывно связанную с солнечной радостью бытия, с победой света над тьмой.

Тот же символический смысл озарения, освещения придавался устройству красного (красивого, солнечного) угла внутри избы, где ставили иконы. Потолок в избе олицетворял небосвод, а поддерживающая его широкая балка - матица -Млечный путь. Все не случайно в жизни, - повествовала народная мудрость, надо лишь с вниманием смотреть, как бы прочитывая увиденное, призывая к глубин­ному осмыслению этой вроде бы и простой, но бесконечной в познании истины. I Для понимания архитектуры северной деревни нам нужно сделать ещё один шаг на пути осмысления природы и сущности древнерусского деревянного зодче­ства, сосредоточенных в его исходном принципе - в единстве конструктивно-технической и архитектурно-художественной форм.

Этот принцип, известный в древней архитектуре многих народов, в деревянном зодчестве России был выражен с наибольшей полнотой, если не сказать - с абсо­лютной и предельно возможной.

Думается, стоит внимательнее присмотреться к бесценному богатству, которое было интуитивно найдено коллективным народным разумом, что хранится в па­мяти народа. Остановиться, оглянуться, чтобы увидеть, вспомнить, рассмотреть и понять, как же решались нашими предками важнейшие для самого существования проблемы связи с окружающим миром, с естественной природой.

Предпочтение отдано хвойным породам из-за красивой фактуры, прочности и высокой стойкости к достаточно сложным условиям Сибири. Сосна, за счет ее низкой теплопроводности, создает микроклимат внутри дома, поэтому летом в доме, выстроенном из сосны, прохладно, а зимой тепло. Стена, возведенная из дерева, позволяет в 7 раз снизить нагрузку на фундамент по сравнению со стеной из кирпича, а, значит, дом можно ставить на более легкий фундамент, и тем са­мым до минимума свести расходы на фундамент.

При этом на Севере для возведения дома использовали лиственницу. Листвен­ница - порода ядровая. Ядро красновато-бурого цвета, заболонь светлая узкая. Ее древесина имеет мелкие немногочисленные смоляные ходы, обладает высокой стойкостью против загнивания и грибковых заболеваний, поэтому особо ценится в гидротехнических сооружениях. Примером этому может служить Венеция, стоящая более тысячи лет на сваях из лиственницы. Обладая высокой твердостью и прочностью, лиственница по своим качествам примерно на 30% превосходит сосну. В ряде районов Сибири из прочной и плотной лиственницы собирали сруб, всю же внутреннюю отделку производили из сибирского кедра.

И всё же самым распространенным материалом для строительства жилья была сосна, в особенности, сосна боровая или, как её ещё называли, «кондовая». Бревно из неё тяжелое, прямое, почти без сучков и, по утверждениям мастеров-плотни­ков, «сырости не держит». В одной из подрядных записей на постройку жилья, заключавшихся в старину между хозяином и плотниками (а слово «порядная» происходит от древнерусского «ряд» - договор), вполне определенно подчеркива­лось: «...лесу высечь соснового, доброго, ядреного, гладкого, не суковатого»...

Различают рудовую сосну, которая растет на глубоких рыхлых супесчаниках и легких суглинистых почвах, на возвышенных местах, имеет мелкослойную плот­ную древесину, узкую заболонь, смолиста. Другая разновидность сосны - мяндовая - растет на низменных глинистых почвах, имеет менее плотную весеннюю древесину, широкослойную, менее смолистую, чем рудовая сосна.

Заготавливали строительный лес обычно зимой или в начале весны, пока «де­рево спит, и лишняя вода в землю ушла», пока можно ещё вывезти брёвна санным путем. Тогда древесина меньше подвержена усушке, загниванию и короблению. Бревна для строительства дома подбирали обычно толщиной около восьми вершков в поперечнике (35 см.), а для нижних венцов сруба - и более толстые до десяти вершков (44 см.). Нередко в договоре указывалось: "а менши семи верш­ков не ставить". Возраст подобной красавицы - 100-200 лет, высота - до 20 мет­ров.

Деревянный дом из бревен большого диаметра стоит сейчас очень доро­го. Но и удовольствие жить в нем не сравнимо ни с чем. Владельцы такого дома подчеркивают, что тепло, исходящее от настоящих крупных бревен, ни с чем не сравнимо. Здесь необычно легко дышится, уходит прочь раздражение и оставляет извечная суета городской жизни: в таком доме и здоровье сохранится до глубокой старости, и мысли и чувства будут светлы. Древесина материал податливый, чис­тый и отзывчивый на красоту. Ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповто­римы. Как материал дает необыкновенный простор для творчества. Она достаточ­но прочна, способна долго сохранять тепло, хорошо поддается обработке. А, ока­завшись в руках мастера, словно обретает душу, оживает. Заметим попутно, что сегодня рекомендуемый диаметр брёвна для рубленой стены - 22 см... Бревна вывозили в селение и складывали в "костры", где они лежали до весны.

Начало возведения жилища на Руси связывалось с определенными, регламен­тируемыми специальными правилами, сроками. Лучшим считалось начинать строительство дома Великим прстом (ранней весной) и так, чтобы процесс строи­тельства включал в себя по срокам праздник Троицы, - «Без Троицы дом не стро­ится". Нельзя было начинать строительство в так называемые "тяжелые дни" - в понедельник, среду, пятницу, а также в воскресенье. Благоприятным для начала постройки считалось время, «когда наполняется месяц" - после новолуния...

Далеко не последнюю роль имело и то обстоятельство, что деревянные по­стройки можно было возводить в довольно короткие сроки. Скоростное строи­тельство из дерева на Руси вообще было широко развито, что говорит о высоком уровне организации плотничьего дела. Известно, что даже церкви - наиболее крупные постройки русских сел - иногда возводились «во един день», почему и назывались «обыденными».

\ Кроме того, рубленые дома могли быть легко разобраны, перевезены на значи­тельное расстояние и вновь поставлены на новом месте. В городах бытовали спе­циальные рынки, где и продавались « на вывоз» заранее изготовленные срубы и целые дома из дерева со всей внутренней отделкой. Зимой такие дома отгружа­лись прямо « с саней» в разобранном виде, а на их сборку и конопатку уходило не более двух дней.

Стремление наших далеких предков украшать свои жилища, окружать себя красивой утварью - древняя традиция, сформировавшаяся по зову внутренней природы русского человека, его генетического стремления к красоте, гармонии.

Декоративная резьба на старинных русских постройках, сохранившихся на Рус­ском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири, всегда привлекала внимание пу­тешественников, исследователей, художников своей завораживающей красотой, мастерством исполнения и образной выразительностью.

В наше время современные методы обработки древесины позволяют обеспе­чить идеальную подгонку бревен и абсолютную плотность мест стыка. Дерево от­вечает всем требованиям по уровню комфортности, а также как нельзя лучше вписывается в столь популярную в последнее десятилетие «экологическую» кон­цепцию внутреннего пространства.

В течение многих веков мастера - плотники для «бережения» дерева прибегали к исконным природным компонентам. Использование этих компонентов сохраня­ло экологическую чистоту и природную красоту дерева. Поскольку дерево - эле­мент живой природы, то его декоративную обработку осуществляли натуральны­ми материалами, на основе натуральных масел, воска, разнообразных раститель­ных вытяжек, способными оставлять поры открытыми, несмотря на глубокую об­работку древесины. Таким образом, дерево «дышит», лишняя влага из него испа­ряется, износостойкость значительно повышается.

Натуральная глазурь, придающая дереву легкий шелковистый блеск, сохраняет и подчеркивает естественную красоту и текстуру дерева, обеспечивает защиту от вредного воздействия ультрафиолетового излучения, насекомых, влаги и ветра. Стены дома - усадьбы при этом сохраняют натуральный тон сосны и выглядят всегда свежими.

Многовековые поиски и эксперименты народных мастеров прошлого оказали Огромное влияние на внешний облик нынешнего деревянного дома. ! Удобный, теплый, уютный и красивый усадебный дом способен предоставить своим обитателям высокий уровень комфорта, обеспечить гармоничное развитие всех жизненных процессов, создать необходимые удобства для ведения хозяйства. Именно усадебный дом может полноценно и органично связать человека с окру­жающей природой, с ландшафтом, с землей.

Многочисленные проекты и постройки, осуществленные на основе дерева в России и за рубежом, неоспоримо доказывают его современность и безусловную перспективность использования в сегодняшней практике усадебного строительст­ва.

Деревянные дома в Европе очень дороги и считаются элитными.
В.А.Павликов