Демонстративно помолчав о событиях в Южной Осетии, Александр Лукашенко заявил, что хочет улучшить отношения с США.
Учитывая развязанную в западной прессе информационную войну, международная поддержка действий в Южной Осетии для России сейчас весьма ценна. Однако от главного союзника – Минска – Москва не дождалась ни слов поддержки, ни соболезнований, ни гуманитарных инициатив по выводу РЮО из кризиса. На что и намекнула, упрекнув Батьку в небратском поведении. Итоговая реакция Белоруссии удивила не только Москву, но и Запад.
Во вторник президент Белоруссии Александр Лукашенко удивил весь мир. Фактически записной «лучший друг России» признался: молчание Минска касательно ситуации в Южной Осетии, отсутствие слов поддержки в адрес Москвы связано с желанием улучшить отношения… с США.
Все началось с того, что посол России в Белоруссии Александр Суриков в рамках пресс-конференции выразил озабоченность отсутствием внятной реакции властей Белоруссии на события вокруг РЮО, подвергшейся нападению грузинских войск.
«Скромное молчание нас, если так сказать, озадачивает. Надо более четко выражаться по таким вопросам. Тем более что мы Союзное государство», – отметил российский дипломат, заметив, что «граждане, попавшие в Южной Осетии под геноцид, форменно говоря, и граждане Белоруссии».
Суриков напомнил, что реакция белорусской стороны на новый виток грузино-осетинского конфликта свелась к тому, что «чиновник МИДа, даже не первого, а второго ранга, высказал озабоченность».
«Мы, Россия, всегда разделяли ваше горе в международных организациях, в том числе, когда вводили экономические санкции, когда начинали обсуждать отсутствие прав граждан в Белоруссии, мы поддерживали Белоруссию и защищали, – продолжил посол РФ. – И нам непонятно, почему сейчас государственные органы и власти Белоруссии сохраняют молчание».
Более того, белорусская сторона не направляла ни российской стороне в целом, ни дипмиссии РФ в Минске в частности даже предложений по оказанию гуманитарной помощи. «Мы понимаем, что использование войск и предложения о военной помощи не предусмотрены законами Белоруссии и Союзного государства. Однако гуманитарная составляющая могла бы присутствовать и даже словесная поддержка с разделением позиции по нашим действиям в регионе конфликта», – передает слова Сурикова РИА «Новости».
Схожую позицию высказывали и некоторые российские парламентарии. Так, первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, отвечая на вопрос, повлияет ли выход Грузии из СНГ на деятельность Содружества, сказала, что «России стоит сделать вывод о том, нужно ли ей такое СНГ, где все промолчали, повели себя отрешенно». Особенно Слиска заострила внимание на «молчаливой позиции» Белоруссии.
Реакция Минска была неожиданной. Ни извинений, не соболезнований задним числом не последовало. Напротив, выслушав доклад министра иностранных дел страны Сергея Мартынова о ситуации на основных направлениях внешней политики республики, Александр Лукашенко призвал улучшить отношения с США и Евросоюзом.
«Беларусь стремится развивать максимально глубокие, конструктивные и продуктивные отношения абсолютно со всеми своими стратегическими партнерами, соседями, странами ближнего и дальнего зарубежья. В этой связи президент дал конкретные поручения относительно того, что должно быть сделано в целях улучшения отношений с США и ЕС», – говорится в сообщении на официальном сайте белорусского лидера.
Действия, а точнее, бездействие Лукашенко вызвало широкий резонанс и в самой Белоруссии. В частности, лидер оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько заявил, что президент «намеренно усиливает» свои позиции в белорусско-российском диалоге, не комментируя события в Грузии. Фактически Батька хочет продать России свою поддержку и теперь торгуется (считает, видимо, что поддержка «последнего диктатора Европы» дорогого стоит).
По мнению оппозиционера, Лукашенко ожидает, что Россия окажет ему определенные преференции взамен на международную поддержку действий в Грузии. «Время работает только на Лукашенко. Он молчит, так как не знает, какую последнюю цену называет Кремль. Он ожидает предложений со стороны России. Как только они будут названы, он сразу заявит все, что необходимо. Но пока не названа цена – он будет молчать», – передает слова Лебедько telegraf.by.
К слову, 7 июля Александр Суриков заявлял о необходимости сохранения действующих контрактов по поставкам российского газа в Белоруссию. «Контракт подписан. Расторгнуть контракт опасно, а других поставщиков газа нет», – заявлял посол.
Таким образом он отреагировал на недавние заявления первого заместителя премьер-министра Белоруссии Владимира Семашко о желании пересмотреть условия поставки газа. По мнению белорусской стороны, цены на российский газ слишком высокие.