Начал я тут недавно читать труд св.Андрея, т.к. давно уже хотел ознакомиться с классическим православным толкованием Откровения. Кстати, очень полезная, познавательная книга - рекомендую всем. Есть она и в сети, в электронном варианте. Например здесь - http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/kesar/ .
Хотелось бы отметить несколько интересных моментов.
Для меня было своеобразным "открытием" то, что святой изложил в "предисловии" о православном подходе к Писанию:
...всякое Божественное Писание дано Духом в трояком виде, как троечастен и человек. Как бы некоторое тело его составляют буквы и подлежащий чувству рассказ, как бы душу - образные, переносящая читателя от чувственного к мыслимому, выражения и как бы дух его - указание и созерцание самого возвышенного - будущего: первое приличествует сущим под законом, второе - сущим под благодатью и третье - блаженному состоянию, в котором царствует дух, поборовший все плотские помыслы и движения.
Первое занимается передачею событий, уже совершившихся, но не редко и не мало украшается и предтекущими образами истины; второе - поучениями приточными и другими подобными учительными рассуждениями, как напр.: терния прозябают в руце пьяницы (Притч. 26, 9), или: усрамися Сидоне, рече море (Исаiя 23, 4) и т. п.; третье же, т. е. духовное, по преимуществу заключается в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Правда, вместе с историческим и образным видимо оно во множестве и у других пророков, но здесь в особенной мере преизобилует; посему Богом и поведано возвещать его только совершенным в знании.
Собственно, я поразился насколько "Новый завет духовно далеко отстоит от Ветхого". Сравните подход к Писанию, принятый в иудаизме:
http://www.chabadrego.org/templates/articlecco_cdo/aid/229856
раввин Адин Штейнзальц
....
Существует Писание (Письменная Тора, ТаНаХ), которое христиане почитают и называют «Ветхим Заветом». Кроме него есть Предание (Устная Тора), которая представляет собой необходимое разъяснение, расшифровку и анализ текста Торы Письменной; эти части целого синхронны и неразрывны.
Устная Тора включает в себя четыре подхода к исследованию и пониманию текста ТаНаХа.Хотя каждый из них имеет свою систему правил и развивается в собственном направлении, они неразделимы, составляя в своей совокупности гармоничное единство, дополняя и уточняя друг друга. Следует особо подчеркнуть, что такое деление ни в коем случае не может рассматриваться как иерархическое, отражая лишь разницу в целях и методах учебы. Это:
Пшат — буквальный смысл текста,
Ремез — намек,
Друш — аллегорическое толкование и
Сод — скрытый, потаенный смысл.Издревле их совокупность называли аббревиатурой ПаРДеС (это не просто аббревиатура, но и слово, означающее «сад»). Всякое нарушение гармонии и целостности, будь то между Письменной и Устной Торой или между частями каждой из них, является однозначным отказом от традиции иудаизма и попыткой разрушения его основ...
(продолжение следует)