Одним из основных направлений в христианской апологетике и богословии – начиная с апостола Павла – была борьба с проникновением религии закона в религию Благой Вести, в христианство. Почти у любого из святых отцов можно найти какое-нибудь сочинение «Против Иудеев». Однако ни одно из них не носило характера антисемитского.

Эти сочинения были направлены не против евреев как нации, и не против иудаизма как национальной религии евреев, а исключительно против проникновения элементов иудаизма в христианскую религию, против попыток навязать христианам законнические стереотипы. Такое проникновение неизбежно искажает самую суть христианского вероучения и потому является одной из самых пагубных ересей. На Руси такая ересь получила название «ересь жидовствующих».

Примечательно, что первым борцом с ересью жидовствующих стал еврей апостол Павел. Еврей по национальности, христианин по духу. Противники апостола Павла хотели сделать для всех последователей Христа обязательными соблюдения иудейского закона: обрезание, субботу, различные ограничения в пище, посещения синагог. Они считали необходимым дополнением к вере во Христа иудейский закон, между тем как Христос Своим Откровением вышел за ветхозаветные, законнические рамки и дал спасение не только избранному народу, но и всем народам.

Одним из важнейших пунктов спора между апостолом Павлом и сторонниками иудео-христианства стал вопрос о пище: следует ли христианам соблюдать ограничения, наложенные нормами закона, или же всякая пища достойна употребления христианином. И вот какое знамение является апостолу Петру:

«и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо». (Деян. 10:10-16).

Не почитай нечистым того, что Бог очистил – вот подлинно христианская установка. Нет в мире ничего недостойного – ни одной культуры, ни одной нации, ни одного живого существа – всё предносится христианину как бы на широком полотне. Мир открытых дорог, разнообразный своим множеством и ценный этим разнообразием… Для иудейского же сознания в мире слишком много нечистого.

Существует только одна дорога, по которой следует идти – ей шли твои предки, и ты не имеешь право на шаг в сторону. Ведь всё остальное, по краям – зло и нечистота. Отсюда – традиционализм, желание замкнуться в мнимой исключительности своей культуры, настороженное и порой даже озлобленное отношение ко всем отличным от нас, к не нашим (гоям, необрезанным).

Локальность и всеобщность – вот как можно охарактеризовать иудаизм и христианство. Спасен только тот, кто соблюдает это и вот это, избран только вот этот народ, можно есть только вот эту пищу. Установка закона – это установка ограничения. Христианство же освобождает человека, делает весь мир доступным для его действия, всякую пищу и всякого человека – чистым. Иудаизм держал человека в комнате.

Христианство выпускает его на свет Божий. И если до определенного момента ограниченность закона была необходима, то, после прихода Христа, она сделалась ненужной и прямо вредной. «Жидовствующими» можно назвать тех, кто пытается христианство ограничить некими законническими установками, сделать для христианина что-то чистым, а что-то (почти все) – нечистым, пытается реанимировать в христианстве дух ветхозаветной, архаичной ограниченности.

История жидовствующих на Руси вовсе не исчерпывается одноименной новгородской ересью в конце XV века. Все старообрядчество являет собой яркий пример искажения Благой вести законническим духом (с его мессианской замкнутостью, боязнью оскверниться любыми контактами с людьми нового обряда). В современной России вновь возрождается эта ересь. И имя ей – «православный фашизм».

Звучат идеи об избранности русской нации, о том, что ее нужно поддерживать в чистоте и с этой целью выгонять всех «нечистых инородцев» из России. Расизм, связывающий спасение и знание истины с какой-то определенной нацией, местными культурными особенностями (языком, пищей, обычаями, одеждой) есть прямой рецидив законнической установки в христианском сознании. Если иудеям казалось, что Мессия может быть только евреем и спасение принадлежит только евреям, то «православные» расисты хотят ограничить спасение лишь «славянской нацией». Смешение этноса и религии – вот отличительное свойство всякой «жидовствующей» ереси. Она силится затолкать человека в сосуд закона, чтобы он глядел на мир через его узкое горлышко.

«Непозволительно и неприлично поступать насильственно с тварью великого Бога. Все мы род Единого, и властвует ли кто или сопричислен к подвластным, богат ли кто или беден, восседает ли кто на великом престоле или преклонен до земли, покрыт ли кто сединою или цветет юностью – все от Единого, у всех одно дыхание, все стремимся к одному концу, Бог для всех родился человеком, и умер, и воскрес, Он всем даровал широкое небо». (Григорий Богослов).

Христианские же расисты, поклоняясь идолу национальной исключительности, хотят решать за Бога, хотят ограничить Спасение той или иной нацией, хотя Господь даровал его всем. Бог дал всем людям, всех национальностей, возрастов и социальных положений широкое небо. А националисты хотят заменить это небо закопченным потолком «русского дома», всех остальных вытолкав наружу и отстранив от Христа.

«Именно еврейство заботилось об охранении чистоты расы, сопротивлялось смешанным бракам, не допускало вообще смешений, хотело оставаться замкнутым миром. Еврейство придавало религиозное значение крови, связывало неразрывно момент религиозный с моментом национальным. Мессианское сознание народа всегда есть явление еврейского духа. Еврейству была свойственна исключительность, исключительная приверженность к своему и своим. Антисемитов можно было бы назвать «жидовствующими»» (Николай Бердяев).

Именно евреи относились с презрением ко всем «инородцам»: к самарянам, например. Они подозрительно относились к внешнему миру, были традиционалистами, желали замкнуться в своей национальной исключительности. Понятно, что наши «православные националисты», говорящие об особом положении русского народа, о его какой-то исключительной миссии, противопоставляющие Россию как единственный источник света всему остальному миру как погруженному во тьму, эти националисты, которые так не любят евреев, действуют в соответствии с иудейскими установками. И, соответственно, против Христа.

Христос просил пить у нечистой по иудейским меркам самарянки – «православные» же националисты брезгуют всякими иными по цвету кожи или языку. Христос нарушал иудейские законы и традиции. «Православные» же националисты насквозь пронизаны законническим и традиционалистским духом, неприязнью ко всему новому. Среди евреев было много искреннейших христиан. И среди русских, видимо, есть иудеи, хотя бы их иудаизм и принимал формы русского национализма.

Не все русские националисты называют себя православными. Кто-то полагает себя «родновером» и «русской национальной религией» считает славянское язычество. Но и здесь проявляется иногда весьма забавным образом, законнический, иудейский дух.

Как-то мне пришлось разговаривать с таким язычествующим расистом. Он мне доказывал, что никакого непорочного зачатия не было, а Иисус родился от римского воина, с которым изменила мужу Мария. И тут мне пришлось огорошить этого националиста, яростно ненавидящего евреев. Ведь он, на самом деле, радостно повторял талмудистские рассказы, выдуманные иудейскими законниками и направленные против христианства.

Вот так, «православные» националисты пользуются иудейскими аргументами и реализуют иудейское мироотношение. Русские по национальности, иудеи по духу.