~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » Интересные статьи Шевчука и Кураева


Интересные статьи Шевчука и Кураева

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Выкладываю несколько интереснейших на мой взгляд статей. Думаю, многим будет интересно

Диакон Андрей Кураев. Дембельский аккорд

приложение к «Независимой газете» «НГ религии» № 09 (225), 4 июня 2008

Дьякон Андрей Кураев уходит на "миссионерскую пенсию" после тура по Украине

Ровно месяц, с 29 апреля по 29 мая, в Украине проходил первый этап большого миссионерского концертного тура, посвященного 1020-летию Крещения Руси. Стартовав в Житомире, он охватил еще 17 крупных городов от запада к востоку Украины (продолжение тура состоится летом и закончится 26 июля масштабным концертом на площади Независимости в Киеве). Все это время с музыкантами на сцену выходил священнослужитель — известный богослов, профессор Свято-Тихоновского богословского института и Московской Духовной академии дьякон Андрей Кураев. Помимо его коротких проповедей, звучавших со сцены в перерывах между выступлениями групп, были организованы лекции, на которые мог прийти любой желающий. Своими впечатлениями о событии, мыслями о состоянии Церкви и планами на собственное будущее православный миссионер поделился с корреспондентом «НГР» во время концерта в Донецке.

— Отец Андрей, на ваш взгляд, насколько важно празднование 1020-летия Крещения Руси для отношений между Россией и Украиной? Какова главная цель вашего миссионерского тура?

Диакон А. Кураев, Ю. Шевчук и отец Н. Панасюк.
Донецк, 21 мая 2008. Фото - А-лена.
— Наш тур — это реакция на слова одного не очень умного человека из Львова. Этот человек, который является депутатом украинского парламента, пару лет назад, объясняя, почему не может быть русскоязычных (в том числе музыкальных) радиостанций на Украине, сказал, что русский язык является языком криминала и «попсы». Можно было бы с ним поругаться. Но мы решили, что лучше показать, чем что-то доказывать. Вот мы и приехали, в том числе и во Львов. С одной стороны, думаю, что Юрия Шевчука никто «попсой» не назовет, а с другой, надеюсь, что и подозревать меня в причастности к миру криминала тоже нет оснований.

При этом мы говорили на русском языке — и Юрий, и я. Это народная дипломатия, которая необходима, когда политики по обе стороны границы порой делают какие-то глупости и действительно ссорят народы и разводят страны все дальше и дальше друг от друга. Мы бы хотели найти возможность взаимопонимания между народами, не выдавая себя за представителей кого бы то ни было — ни Кремля, ни Московской Патриархии... Каждый из нас равен самому себе: Шевчук равен Шевчуку, Кураев равен Кураеву. Мы просто приходим и общаемся с людьми. И, мне кажется, во многом именно по причине того, что за нами нет дыхания власти, люди отзываются на наши слова.

Это было удивительно, когда мы две недели провели в Западной Украине и я оттуда вывез невыработанный запас адреналина, потому что полагал изначально, что мы будем работать «в тылу врага». Никаких врагов — поразительно доброе восприятие! Никаких выкриков вроде «геть москальских попiв», ничего подобного. А уж когда Шевчук на русском языке говорил на львовской площади, что русские и украинцы — народы-братья, мы должны быть вместе, то вся площадь, 15 тысяч львовских молодых людей аплодировали! И в том же Львове ко мне подходили вечером ребята, дарили розы. На следующий день на улице останавливали студенты, говорили: «Отец Андрей, нам непонятно и очень горько, почему, когда люди узнают, что мы галичане, то полагают, что мы должны быть русофобами. А это не так!»

Мы видели очень жесткое расхождение между настроением улицы и, скажем так, медийных элит. Какими злобными бывали журналисты на пресс-конференциях, с какой ненавистью допрашивали и желали поругаться... Пытались, в частности, узнать, на какие кремлевские деньги мы ездим, почему только одна конфессия представлена на сцене, не является ли это агрессией Московского Патриархата, почему не пригласили для сотрудничества Киевский Патриархат или католиков и т.д. Самый жесткий вопрос был такой: «Отец Андрей, не кажется ли вам, что вы пытаетесь налить воду в полный сосуд? Все, о чем вы говорите, уже нам давно известно. У нас тоже говорят о любви и о мире, но говорят об этом на народном языке. Зачем об этом еще и на русском говорить?»

Мне пришлось ответить тоже довольно жестко: «Простите, если вам кажется, что слово о любви, сказанное не на вашем родном языке, является вредным, то это проблема лишь вашего плохого воспитания!» Много было, к сожалению, неприятных комментариев и в интернете...

Сейчас наш тур охватывает 18 городов, и в каждом из них на концерт приходят минимум 10-15 тысяч человек. Это означает, что уже пара сотен тысяч ребят в Украине услышат наши слова. И даже если среди них один из тысячи откликнется на призыв — это уже немало! Дело ведь не только в том, чтобы эти ребята решили постоянно ходить в храм. Дело здесь в другом: чтобы они ощутили тысячелетнюю историю Руси как историю своей Родины, чтобы они научились добрыми глазами смотреть на Россию, на ее историю, ее святыни, ее веру.

— Не кажется ли вам парадоксальной ситуация, что о праздновании 1020-летия Крещения Руси в России говорят значительно меньше, чем в Украине?

— Ситуация более чем парадоксальная! Впервые эту дату в прошлом году вспомнили именно киевские рокеры, и именно они начали всех будоражить сначала в Киеве, а потом уже через митрополита Владимира в Москве и т.д. Эта дата как раз не из тех юбилеев, которые вспомнили церковные историки. Нам отдали своего рода пас, подачу, и надо уметь ее достойно принять. И очень важно, мне кажется, чтобы этот праздник не превратился в проявление «юбилейной» болезни, которыми весьма обременена наша церковная жизнь: мы живем от юбилея к юбилею, и все сводится к парадным крестным ходам, торжественным богослужениям, праздничным концертам (зачастую довольно безвкусным) и банкетам.

Ведь чем плох любой юбилей? Это взгляд в прошлое. И с одной стороны, и с другой стороны, это повод для оптимистических речей и самооценок. Я думаю, что у нас сегодня не совсем такая ситуация. Я признаюсь, для меня то, что происходит в жизни Церкви последние 20 лет, это чудо, с одной стороны. Если бы такими были темпы возрождения в любой другой отрезок нашей многовековой церковной истории, то всех епископов в это время надо было бы канонизировать заживо. Никогда такого бурного, пышного, разностороннего расцвета не было!

Но я воздерживаюсь от аплодисментов по одной простой причине. Вот представьте: заходит врач в палату больного, листает историю болезни и видит, что человек успешно идет на поправку: позавчера еще 40 градусов, сегодня 37, вчера он сам поел, сегодня утром уже ходил по палате, адекватно реагирует, улыбается. Все замечательно, больной, вы выздоравливаете! Все очень хорошо, кроме одной малости — этот замечательный оптимистичный диалог происходит в больничной палате корабля по имени «Титаник». То есть в целом, конечно, у нас сейчас все хорошо — Церковь возрождается и т.д., и т.п. Но при этом масштаб вызовов, обращаемых к нам XXI веком, несопоставим с нашими маленькими тактическими успехами, поскольку слишком очевидна демографическая пропасть, в которую мы уже вошли... И здесь нужны уже сверхусилия, чтобы хотя бы затормозить это сползание, не рухнуть туда, а тем более чтобы оттуда выйти!

Если нам удастся найти заинтересованных людей в России, в российских элитах, которые нас поддержат, тогда проект будет реализован и в нашей стране. Пока же из России ни копейки, никакого отзыва, ничего. Отчасти это понятно: была горячая выборная весна, затем настройка-перенастройка систем власти... Но очень хочется, чтобы хотя бы некоторые люди из власть имущих, в том числе и владеющие деньгами, задумались и о простых людях, когда эта перестроечно-перевыборная горячка уляжется.

О. Карамазов, Ю. Молчанов и диакон А. Кураев.
Донецк, 21 мая 2008. Фото - А-лена.
Нам бы хотелось съездить с нашей миссией еще и в Белоруссию, и в Сербию, и в Молдавию, но прежде всего, конечно, проехать по России. Крещение Руси — это праздник всего православного мира, и мотив наш простой: хочется побывать всюду, куда долетели — за исключением Сербии, пожалуй, — брызги днепровской крещальной купели князя Владимира. Князь Владимир сделал правильный и великий выбор, и с этим выбором наша страна стала великой!

— Скажите, ведь подобные туры, связанные с постоянными переездами, с регулярными, почти ежедневными выступлениями, требуют огромных усилий — моральных и физических... Как вы это выдерживаете?

— Я рассматриваю этот тур как своего рода «дембельский аккорд», потому что планирую после этого уйти на пенсию, миссионерскую пенсию. И она будет прежде всего психологическая. 15 лет я жил с настроем, что если я какую-то неделю провел в Москве, а не на выезде, то это простой, это зря потраченное время. А сейчас я буду мыслить ровно наоборот, начиная с осени: если я живу дома, то это время работы, преподавательской, писательской, читательской — это тоже очень важная работа для церковного человека... Я буду время от времени выезжать — может быть, раз в месяц. Но скорее я эти выезды буду рассматривать как отрыв от письменного стола.

2

Андрей Рябцев
Юрий Шевчук: «Для художника хозяин — Бог, а не царь»Его появление на «Марше несогласных» наутро после президентских выборов, говорят, ошарашило даже самих оппозиционеров. Тут же поползли слухи: зачем Шевчуку становиться под одни знамена с Лимоновым и Каспаровым? Первые фыркали: пиар чистой воды! Поэтому вторые спорили: Юлианыч — мужик, граждани-и-ин, челове-е-ечище!
— Юрий Юлианыч о политике говорить отказывается, — завернул меня администратор группы ДДТ. — В деревню уехал, альбом новый пишет.
«Попытка — не пытка. А прогонит, ну и бог с ним!.. — утешал я себя на следующий день, прошлепав три километра по ручьям на глинистой лесной дороге. Солнце весело плавило останки снега между соснами. — Вроде бы этот дом. Точно! На гитаре играют...»
«У меня беда такая: я рифму разлюбил»
— Слушай, некогда, — взмолился на крыльце Шевчук, щурясь после темноты.
— Ну не стой на пороге, зайди на секунду.
Вдоль кирпичной печки выстроились бутылки. Из-под кефира. Пост до Пасхи.
— Слушай: «Зрачки Вселенной расширяются», — смакует слова Шевчук. Глаза из-под очков вспыхивают азартным огоньком. — Вот это уже поэзия. А просто Вселенная — это лекция. Я ищу постоянно эту разницу. Отчего зрачки расширяются?
— От страха...
— Или от кайфа. Или тут все-таки угроза какая-то? «Ты танцуешь пьяный, благородный, смелый»... Да, вот такой поток сознания. Знаешь, у меня беда такая: я рифму разлюбил, каноны речи. Но русский не английский язык — без рифмы сложно... И в то же время должна быть некая шероховатость. Совершенство — это все равно, что петь под фанеру.
Рабочий кабинет — крохотная деревянная кухонька с потемневшим столом. Увлеченно небритый, в табачном дыму, Юрий Юлианович вылавливает между рукописных листов сигарету и, по-доброму ворча, выдыхает:
— Да-а, сбил ты меня...
«Пропиар»
— Тут кое-кто написал: Шевчук засветиться лишний раз решил, вот и пошел на «Марш...». Как пропиарились?
— «Дураки называют нас совестью рока, циники видят хитроумный пиар». Я пел об этом. Представь, за три квартала до площади — грузовики, набитые ментами. Несчастные люди поигрывают дубинками, поедают свои бутерброды. И вот с двумя тысячами «несогласных» сквозь эту армию продираешься. По-вашему, это — пиар?!
— Сомнительный?
— Мягко говоря. Омоновцы узнали: «Шевчук, ты-то куда? Сдурел, что ли?» «И что, бить будете?» — говорю. Обалдели, не нашлись, что сказать. У тех, кто пишет про «пиар», не болит ничего. Они не понимают. А если поймут, им будет скверно до слез, они спать не смогут. Как там у Шопенгауэра? «Никто не может видеть выше себя... Всякий усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом». У меня, как у очкарика-интеллигента, постоянный излом. Конфуций говорил, что общество — это тело: есть голова, руки, ноги, а есть член. Голова думает, остальное — пашет. Но я православный, для меня любой человек — это свято.
Циники, гламур, с одной стороны, и мужик, в котором любовь (по Достоевскому), — с другой. Я должен любить всех циников-критиков. Но при этом я имею право их «выпороть» при удобном случае, как детей несмышленых.
«Проходили мы все это»
— «Почему пошел»... (С силой вдавливает окурок.) Тошнить начало. Это мое личное гражданское неприятие. Уж очень у нас все похоже на эпоху брежневского застоя. Ни капли раба мы из себя не выдавили за 15 лет. Похвальба, славословие, а экономики нет. Нефтяной шприц этот... И рок-движения нет...
Шевчук вдруг улыбается одними глазами:
— Вот если бы Путин и Медведев с кремлевскими своими объявили громогласно — мы хотим монархию! Провели бы референдум, народ бы проголосовал... Но демократия — она чем хороша. Желал бы я увидеть Медведева на трибуне вместе с остальными кандидатами. Чтобы он поспорил до хрипоты, ответил на нелицеприятные вопросы. А так — темнота, все покрыто тайной.
Думаю, сейчас идет последняя мощнейшая битва: или скатимся в тоталитаризм, или дадим толчок России для развития. Ну, не может быть простой управляемой системы. Любой философ тебе скажет! Чем сложнее система, тем лучше она выживает. А когда все просто: вот царь, вот раб... Проходили мы все это.
«Даже бандюки в 90-х годах столько не брали!»
— То есть мы — рабская страна?
— Конечно. Мы из коммунистического строя шагнули в рабовладельческое государство. У нас сотни тысяч рабов — таджиков, узбеков. Отношение к ним бездушное, нехристианское...
— А стоило ли пускать гастарбайтеров?
— Вон, дачи вокруг — строят их они. Русский мужик сюда не пойдет. Работать отучились...
Рабы — это следствие коррупции. А вся коррупция, вся сволота сейчас в строительстве! Используют рабский труд для получения дополнительных копеек. Такой коррупции не было ни при Брежневе, ни при Горбачеве, ни при Ельцине. Один знакомый мелкий бизнесмен мне жаловался: платит майору-менту 12 тысяч долларов из 20 тысяч заработанных. И мент еще говорит: «Будь доволен!» Даже бандюки в 90-х годах столько не брали!
Про дьяка и гаишников
— И что же нам делать?
— Рубиться с ней, с коррупцией. Хотя... Уж как с ней Петр I ни боролся! Есть такая байка про Петра и дьяка. Узнал Петр, что есть в Москве один дьяк, который взяток не берет. Сделал он его генерал-губернатором. И был счастлив, что у него есть хоть один честный чиновник. А через год-два стали письма-жалобы приходить, дескать, дьяк бывший воровать начал. Вызвал Петр его к себе. Тот на колени упал: денег на приемы не хватает. Втрое жалование ему царь увеличил. И сказал: проворуешься — голову с плеч. Через несколько лет и отрубил. Казнокрадом и взяточником стал дьяк в генерал-губернаторском чине.
— Получается, гаишникам зарплату повышать бесполезно?
— Нет, повышать надо, но главное, чтобы при этом цена на хлеб и молоко не росла. А то у нас как зарплаты увеличиваются, так инфляция все сжирает.
Сорок колен демократии
— Статистика говорит, что жить стало лучше...
— А Бондарчук (имеется в виду режиссер. — А. Р.) говорит: у нас в стране можно кино снимать! Это какое-то ребячество, ей-богу: «Мне хорошо, значит, России хорошо». Это ведь неправильно. Это равнодушие.
Все тот же Достоевский о слезе ребенка правильно сказал. Гипертрофированно, утрированно, но правильно! Легче закрыть глаза на то, что происходит. А народ любит ложь. Я вот в песню одну вставил строчку: «Вера народа крепка, но слепа».
— А может, ну ее, эту демократию? Нужна она нам вообще?
— Конечно, нужна! Это все-таки прививка от того, что уж окончательная сволочь до трона не дорвется. Три независимые ветви власти. Да за пятнадцать лет у нас появилось только ругательное «дерьмократия». А все почему? Знаешь, в церкви встречаются такие неофиты. В храме Божьем у них глаза влажнеют, ноги подкашиваются, вроде как уже и благодать пошла. И вдруг видят они батюшку хмурого, с похмелья. Выносят их, бедных, потом из церкви. Спрашиваешь, а как же вера? «Видел я вашу веру — попы одни пьяные». Так и у нас: пришли к демократам, увидели там вора. И теперь все демократы у нас — сволочи и ворье. Но причем здесь демократия?
Сегодня включи ящик — сколько там холопства! Какая ностальгия по тирании. Чтобы за нас думали... Оттуда, из XV — XVI веков, все ползет! В Нидерландах в то время уже становление республики. А у нас — мрак: разнузданность и бесконечная тирания. И вот с тех бояр, которые Ивану Грозному боялись в глаза посмотреть, начинается наша аристократия... Надо сорок колен, чтобы мы из этого египетского рабства вышли.
— До конца света ждать придется...
— Лет двести всего. Хотя у нас все быстро происходит...
— А может, сделать, как в Великобритании?
— Конституционная монархия? Только царя выращивать нужно. Эти юноши — Федор, Петр, Алексей, Николай — они же с детства знали, что будут управлять Россией, что они перед Богом отвечают за народ. Это совершенно другое отношение ко всему! Но, с другой стороны, зачем нам опять в феодализм?
«Дети должны стать вольноотпущенниками!»
— А дальше что?
— Ничего, выберемся... Много истории в наших грехах. Много деспотизма и низости. А с другой стороны — высоты духа, которые проявляли иные из граждан. Такого мир не знает! Взять того же князя Пожарского. А оборона Пскова? Поляки, взяв город, не нашли ни одного живого защитника. Все полегли. А Солженицын... А монахи-батюшки, которые шли на расстрелы в 37-м... Сахаров, Лихачев — вот духоборцы!
Главное — как-то всем шевелиться, не быть рабами. Дети наши должны стать вольноотпущенниками.
— А как воспитывать? Вы вот — отправили в армию. Остальные откупятся...
— Каждому — свое. Но я считаю, что своему сыну Петру я открываю честную дорогу. Он будет смотреть людям в глаза спокойно. Я не допустил его сделок с государством, совестью, с самим собой. Надо, чтобы с детства ребенок не научался врать и извиваться. Мы с Петей вдвоем вот у этой печки прочли всю «Войну и мир». Вслух. Он читал, я читал. Вот и все воспитание мое.
«Столицу нужно сослать в Сибирь»
— Как насчет партии власти? Нынче в ней много уважаемых людей...
— Я никогда не буду членом никакой партии. Я — гражданин, но художник, я индивидуалист. Вот Бродский не был ни диссидентом, ни коммунистом. Он был вообще другой. И в каждом видел только добро и зло. И это проповедовал. Он в принципе не написал ни одного политического, антисоветского стихотворения, но его все равно судили! Их раздражала его индивидуальность и независимость.
И вот то же самое сейчас происходит с Питером. Пытаются этот газоскреб поставить...
— А Эйфелева башня, от которой французы плевались, теперь символ Парижа...
— Зачем нам декорации к «Звездным войнам»? Шесть старых зданий недавно снесли под шумок, погибли интерьеры XIX века! Знаешь, в эстетике очень много политики. С Питера еще при СССР пытались убрать «необщее выражение лица». Сейчас опять выстраивают рожу.
— А если столицу сюда перенесут?
— Не дай Бог! Столица должна быть где-то в центре России. Жулье бы все туда уехало, сослали бы всех на хрен! Сибирь-матушку поднимать. Хоть дорогу построили бы. Чтобы к своим женам в Москву ездить, сделали бы нормальную восьмиполосную трассу. С сортиром на каждом километре. Вот что поднимет нашу экономику! Хоть один завод построят. А то хвалятся «Фордами» да «Тойотами». Мы их, что ли, строим?
Совсем раззадорившись, Шевчук со смешком выдает:
— Я за одноэтажную Россию! Чтобы дом свой был и флаг государственный над ним. Вот это — здоровый патриотизм! Кстати, представляешь, флаг запрещают вешать. Вон сосед-пенсионер у себя на крыше прицепил. Ехала администрация — заставила снять. Что за идиотизм, блин?! Это мозги прораба: «Не велено!»
«Много дурного национализма»
— А далеко ли от патриотизма до национализма?
— Русский народ — националист по своей природе. В дневниках у Достоевского опять же про это есть. Раньше, если в деревню какой-нибудь цыган приходил, люди сбегались посмотреть... Много, много дурного национализма. На Украине от этого люди страдают.
— Давно там были?
— Мы планируем 26 концертов по всей Украине. Народной дипломатией займемся. Грядет 1020-летие крещения Руси. С нами батюшки, богословы поедут, в том числе Андрей Кураев. Все это организовала киевская группа «Братья Карамазовы».
— Кинчев с «Алисой», наверное, исполнит «Небо славян» — гимн русских националистов?
— Нет, «Алиса» злая. Тут надо по-доброму.
— Западенцы не против?
— А никто и не обещал, что будет легко. Зато в этом есть смысл какой-то. Это большая, звонкая идея!
— У них же там раскол в церкви. Чуть ли не в греко-католичество православных хотят увести...
— Как раз и поразмышляем о том, что же нас объединяет. Представляешь: как-то в Киеве с таксистом чуть не подрался. Он убеждал, что Петр I на завтрак поедал украинских детей.
— А как вам учебники украинские о кровавой советской оккупации?
— В национальном чувстве ничего плохого нет. Но если оно агрессивное... Мои киевские друзья просто кипят от того, что происходит. Украинский министр образования подписал указ: единый экзамен (типа нашего ЕГЭ) для абитуриентов должен быть на украинском языке. То есть миллионы юношей и девушек, говорящих по-русски, просто выбили из высшего образования. Фамилия у этого министра — Вакарчук. Он — отец националиста-депутата Верховной Рады Вакарчука, который чай пьет у Ющенко и его этой бабы с косой. А деньги депутат зарабатывает в России, собирая стадионы (имеется в виду солист группы «Океан Эльзы». — А. Р.). Здесь он рубит капусту, а там говорит нелицеприятные вещи о нас. Это же омерзительно! Таким нужно бойкот устраивать! А мы равнодушны. Они — хитрые люди, начали с культуры...
О политике культуры
— А у нас с культурой как дела?
— Как дела... Недавно прочел статью. Смысл такой: да здравствует гламур, кирза уходит из страны! Парадоксально! Дескать, люди хотят жить хорошо, через приобретение какой-то материальной собственности начинают уважать себя. А диктатура — это отсутствие материальных благ и жесткий контроль. Вот этим мысль интересна. Потому что я помню очереди за хлебом в советских магазинах. С другой стороны, автора этой статьи можно «убить» одной только фразой: а помнишь Веймарскую Республику и Адольфа Гитлера? Германия поднялась с колен, появился имперский дух, жесточайшая нацидеология. И все. Война.
Культура... Ну какая культура?! Правительство сидит на концертах попсовых фонограммщиков. И все они одинаково одеты, и все это им нравится. Группы эти... хм, как бы помягче сказать... любимые нашей властью. «Хлеба и зрелищ!» — вот такая у нас культура. Секс, гламур, хохмы ниже пояса — все! Никаких социальных тем, никакого размышления. Только на уровне маршей. Гражданственные марши — это да, это пожалуйста...
— Про березки?
— Вот-вот! Для них выше власти ничего нет. А для художника хозяин — Бог, а не царь. В этом и разница, старик, нашей гвардии с их музыкальным обозом.
***
— Все равно хорошо! — крякнул Юрий Юлианыч, хвалясь видом со своего балкона. — Здесь жизнь!
— А там? — махнул я в сторону трассы.
— Там — суета-а-а...
Я возвращался той же разухабистой дорогой. Ботинки вязли в чавкающей глине. Смуглые ребята с топорами лопотали что-то на своем, возводили дачи. Шевчук говорит, еще 10 лет назад здесь была деревня. А теперь все ближе паркуется в виде блестящих джипов ненавистный поэту гламур. И все громче ухает дискотека на горнолыжной базе за сосновым бором. А он все бренькает на своей самодельной кухне и выползает иногда, чтобы прохрипеть интеллигентский протест.
— Я песню напишу «Моя любовь несовершенна». Про чудо ошибок, — пообещал мне напоследок Юрий Юлианыч. — Оступаешься, падаешь, поднимаешься — вот это любовь! А совершенство — это механика. Перемещение в пространстве всего лишь...
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Принципиальность Шевчука — его визитная карточка.
Мы вспомнили три самые яркие акции в его биографии:
1. В 1995 году Шевчук сам поехал на войну. Просто взял гитару и отправился в Чечню, чтобы между обстрелами играть акустические концерты для российских солдат. С тех пор побывал в Таджикистане, Косово, Афганистане.
2. Шевчук — олицетворение антипопсового движения. Особенно после драки с Киркоровым. Песня «Фонограммщик» — уже гимн. Шевчук продвигал, но неудачно, закон, который обязал бы артистов, использующих фанеру, писать об этом на афише.
3. В прошлом году Шевчуку присудили премию «Триумф» за выдающиеся достижения в области литературы и искусства. Узнав о том, что учредитель премии — Березовский, сначала отказался от полагающихся 50 тысяч долларов. А потом взял и перечислил их ветеранам чеченской войны

3

Юрий Шевчук: «Cтоит ли борьба за бабло войны между народами?»

Комсомольская правда — Симферополь, 24 июля 2008.

Мы встретились с Юрием Шевчуком в Балаклаве, после концерта в Севастополе и в разгар скандала по поводу запрета выступления артистов и священников (они тоже участвуют в туре, посвященном 1020-летию Крещения Руси) на киевском майдане Незалежности. Мы уселись в гостиной номера музыканта в частном отеле. И почти полтора часа беседовали, пили черный кофе, а Шевчук курил свои любимые «Мальборо лайт».

— В прошлом году вы сказали в интервью, что рок и миссионерство — несовместимы. И вот — такой удивительный проект...

— Я долго думал, когда Олег Карамазов предложил мне участвовать: нет ли тут пафосного миссионерства. Его тут нет. Мы не похожи на каких-то американских очкариков-миссионеров, проповедующих крайний рационализм. Это тоже попса. У нас — совершенно другое. Когда диакон Андрей Кураев выходит на сцену и спрашивает: «Где больше воды — в стакане или в море?» — вся площадь кричит: «В море!» А он говорит: «Нет, в стакане, если вы дадите напиться больному и страждущему». И о том, что в «той жизни» вам не нужны будут деньги, там другие ценности, и к этому нужно себя готовить, и что человек состоит не только из двух полушарий, одно из коих — холодильник, набитый жратвой, а другое — плита, на которой ее готовят. Одна из главных идей нашего тура — искать те основы человечьи, которые нас сближают. Одна из них — Православие, объединяющее все наши славянские государства.

— В вашей жизни случались настоящие, поразительные чудеса?

— Однажды у нас был теософский спор такой очень громкий, в Великом Новгороде, в три часа ночи, во дворе монастыря. И мне один парень крикнул: «Если есть Бог, то пусть грянет колокол на этой колокольне!» Колокол грянул. Мой оппонент упал, ноги подкосились! Мы проверили — колокольня была наглухо заперта. А вообще-то чудо — сама жизнь. Нужно только уметь видеть ее и слышать.

— Ваш тур стирает границы стран

— Украине нужно жить в мире и братстве с Россией. Ющенко и все его коллеги боятся, я думаю, в первую очередь российского капитала. Они боятся потерять деньги, которые отжали из Украины. Конечно, если Москва сюда приедет, она вышибет украинский бизнес отсюда за неделю и будет владеть всем. Но стоит ли борьба за свое бабло войны между народами? Когда пытаются поссорить нас, я говорю — все мы строили вместе один коммунизм. Не получилось. В чем теперь обвинять друг друга? Половина генсеков в СССР были украинцы, а в Москве правили грузины — Берия и Сталин, а диктатура Ленина держалась на латышских штыках... Проехав по Украине, я еще раз убедился, что воюют политики, а народы хотят жить в мире, и это — правда, це так! Где ненависть к России? Ее нет! Это — главное.

— Вы недавно сыграли доктора в фильме «Батюшка». Есть планы еще сняться в кино?

— Да, я сразу после концерта в Киеве уезжаю в Тамбовскую губернию. Там серьезное кино, снимает Андрей Сергеевич Смирнов. Фильм о женщине русской, история ее любви, она как символ Родины, России... Украины, если хотите — для меня это едино все. Ее девичество, замужество, две войны — первая мировая и гражданская. О тамбовском восстании крестьянском за мужицкую волю и правду. А я играю помощника Антонова, въезжаю в село на коне и мужикам лекцию читаю. Идеолога анархо-синдикализма! (Смеется.) Небольшая роль, но хорошая и емкая.

— Сейчас в Украине фильмы активно дублируют на мову.

— Я считаю, что не нужно так насильственно навязывать это людям, которые говорят на русском языке. Почему не сделать два государственных языка, как во многих странах европейских, куда стремится ваше правительство?

— Состоится ли концерт в украинской столице в субботу?

— В этом не сомневаюсь. Концерт состоится. Если не на майдане, то где-нибудь рядом. Ну как не состоится, когда мы бьемся за добро и любовь.

— Вроде как инициатива перенести и отменить исходит от секретариата президента. Мол, и музыка будет мешать, и прочее.

— Это все отговорки. Просто некоторым политическим силам не хочется, чтобы он прошел, и будет говориться о добре и любви между Россией и Украиной.

— Ходят слухи, сам президент Ющенко — противник русского рока?

— Ну и бог с ним. Зато тысячи образованных киевлян русский рок уважают.

4

Андрей Капустин
Зачем эта музыка и эти слова? Юрий Шевчук: «Главное, чтобы нынешние политики не довели нас до войны»«Зеркало недели», № 24 (703), 28 июня — 4 июля 2008

Часть тура, посвященного 1020-летию крещения Киевской Руси, завершилась. За неполный месяц музыканты украинских групп «С.К.А.Й.» и «Братья Карамазовы», а также питерской «ДДТ» проехали Украину с запада на восток, дав концерты на площадях в восемнадцати городах страны. Причем выступления шли в весьма непривычном формате, поскольку на сцену выходили не только музыканты, но и священники. Вскоре необычное сочетание рок-музыки с проповедью услышат жители севера и юга Украины, а потом и Киева, где в июле на Майдане пройдет заключительный концерт.

Лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук признался «ЗН», что считает этот тур не просто гастролями, а некоей миссией.

«Если в России гайки, то в Украине — анархия»
— Юрий, такой тур по Украине вам внове? Или что-то подобное в России тоже было?

— В России бывало и по 30-40 городов. За месяц, когда мы ездили по Украине, я себе ответил на вопрос «зачем?». Зачем поем, зачем играем, зачем эта музыка, эти слова... Все очень просто — ради добра.

— Вы проехали Украину с запада на восток. Впереди — поездка с севера на юг. Но уже можно говорить о том, что узнали нашу страну лучше, чем многие ее граждане, которые так много не ездят. Какая Украина глазами Шевчука?

— Огромная страна! С совершенно разными краями и людьми. Ведь, скажем, даже Ужгород и Львов — совершенно разные. Разные люди. Столько намешано национальностей... У меня до этой поездки было впечатление, что здесь живут только русские и украинцы. Можно сказать, что я открыл для себя Украину. Поражает в первую очередь любовь к земле. Неубитое отношение к земле. Вдоль дорог побелено каждое дерево, нет мусора. Хотя порой и видна откровенная бедность. Практически не видно пьяных. Ну, намного меньше, чем в России. Непроизвольно же все время сравниваешь: как там и как тут? России нужно бы поучиться у Украины бережному отношению к земле. Хотя в России все же было больше советской власти и нашего мужика побили сильнее.

— Вы неоднократно говорили, что сегодняшние отношения между людьми — это феодализм, а сегодняшний бизнес — рабовладельческий строй. Может ли возвращение к истокам, к земле, то, о чем вы говорите, стать ренессансом?

— Может. Знаете, я в поездке пишу статью. Вот, смотрите, Россия... Жесткая власть... Завинчивание гаек... На сто семидесятом месте в мире по свободе слова! Куда уж дальше? Разве что Северная Корея или Белоруссия. В Украине — беспредел, но в другую сторону. Полная анархия. Я внимательно наблюдаю по ТВ за вашими политическими битвами. БЮТ, «НУ-НС», Партия регионов... Власть как таковая не ощущается. Как сказал мне один житель Украины: «Не знаешь, кому нести». Я это обязательно в песню вставлю... «Не знаешь, кому нести...» Тоже ведь ничего хорошего!

— А если сравнивать два этих беспредела — российский и украинский, то какой все же предпочтительнее?

— Не знаю. Если ты гражданин, то все-таки нужно думать о том, как помочь простому человеку. И тут, и там тяжело. То, что происходит, это сплошное очковтирательство. Какие-то брежневские времена. Какие-то сплошные надои молока и битвы за урожай.

А простой человек живет очень тяжело. И у вас то же самое. Мы проехали шахтерские края. Какая разруха! А дороги! Как будто война только вчера закончилась. Эти разбитые шахты, шахтерские поселки. Тяжело людям смотреть в глаза. В них — безысходность. Я думаю о том, что те, кто сейчас у власти, по своему содержанию служат тем социальным системам, которые уже давно устарели. Поэтому думаешь: а может, они отжили свой век? Может, нужна какая-то «третья сила»? Которая все равно должна вырасти. Стать какой-то более гуманной. Ведь нужен какой-то третий путь. Потому что все старые социальные институты не работают. Ведь нами же правят люди старой идеологической закваски.

И Европа загибается. Но уже в своем либерализме. Бываешь в Париже и думаешь: а что там будет через двадцать лет? Кто будет тогда президентом Франции? Колоссальные проблемы. И демографические, и экономические. Может быть, нужен какой-то новый Карл Маркс... У меня ощущение, что в мире поменялись все отношения. Рвутся связи. Нужно начинать строить отношения на каком-то новом уровне. В соответствии с этим временем. А человечество все пытается жить по старинке. Какое-то ощущение всеобщего кризиса. Даже не экономического, а идеологического. Ушла духовность. Во всем! Включая и развитие социальных идей. Ничего нет. Все апробировано, но этот свет никуда не ведет. Этот огонь никого не греет. Я не экономист. Я не политик. Но постоянно ощущаешь какую-то «мутоту» в мире идей.

— А вера?

— Вера, да. Вера спасала и Украину, и Россию. Нас вместе спасала именно вера. Спасет и на этот раз. Даст возможность выдохнуть, продышаться и строить нормальное общество.

«Люди из ФСБ проверяли наш материал»
— Мало кто знает, что вы выступили в необычной для вас роли, снявшись в кино. Имею в виду десятисерийный фильм «Свобода по-русски», который снял автор «Белорусского вокзала» Андрей Смирнов. Фильм, посвященный столетию Государственной думы, где вы работали в кадре как ведущий. Почему его не пустили в России?

— Все центральные каналы от этого фильма отказались. Понятно почему. Потому что у нас о демократии пытаются сейчас особо не распространяться.

— А что вас вдруг толкнуло поработать в этом проекте. Вроде бы не совсем ваш жанр?

— Меня «толкнул» Андрей Смирнов. Удивительный человек. Потрясающий режиссер. Гражданин с большой буквы. Он вбухал в этот фильм все свои деньги. Влез в долги, которые отбивал потом в поездках по стране, когда возил свой фильм, показывая его в маленьких поселках, городках, в сельских клубах...Он проехал от Камчатки до Калининграда. И это для меня образец гражданина. Он в какой-то момент почувствовал, что это важная тема для России. Да что там для России. И для Украины тоже. Для нас для всех! Потому что все выводы, к которым сегодня приходят, это «демократия-дерьмократия». Вот и все! А он решил объяснить, «что такое» демократия. На простом языке. Показать, что в этом есть много хорошего по отношению к другим социальным системам. Ну и фильм в итоге не пустили, потому что у нас некоторые силы пытаются строить совершенно другую систему.

— В фильме есть интересный эпизод, когда вы работаете в кадре в пустом зале Государственной думы. Что это было психологически? Атмосфера вдохновляла?

— Ощущение было, конечно, странное... А после этих съемок в Думе пошел большой шум. Люди из ФСБ проверили все кассеты, выясняя, что мы такого наснимали. А я там, стоя на трибуне Госдумы, рассказал анекдот, который в фильм, естественно, не вошел. Анекдот такой: спикер Госдумы объявляет: господа депутаты, в Думе сегодня на повестке дня два вопроса: первый — не убий, второй — не укради. Сейчас наши комитеты работают над поправками...

А потом я опять же в пустом зале один на один беседовал о парламентаризме с Борисом Грызловым. Он нервничал. Был зажат. И почти весь разговор остался за кадром. Потому что я очень много говорил с ним об оппозиции. Я говорил с ним о свободе слова. О том, что ее зажимают, и это очень печально. Я ему сказал, что если бы был на его месте, то все равно дал бы возможность людям дышать, а оппозиции говорить. Потому что иначе, сказал я ему, под ваши кареты полетят бомбы. Но уже не чеченские, а русские.

Но это все в фильм не вошло. А он в ответ как-то помрачнел и почему-то сказал: «Я передам». Правда, кому — не объяснил. Очень жалко этот фильм.

А ведь Смирнов потратил на него три года своей жизни. Не для себя, а для народа. Очень глубоко осознал, что это очень важно. Кстати, Смирнов начал съемки нового фильма. Художественного. И я там буду у него сниматься в небольшой роли. Фильм интересный. О тамбовском восстании Антонова. Вообще это история одной девушки — барышни-крестьянки. И через ее судьбу проходит вся история русского крестьянства. Где-то с 1905 года до антоновского восстания. Андрей Смирнов этот сценарий писал несколько лет. А я буду играть роль такого анархосиндикалиста . Правую руку Антонова. Идеолога. Буду ездить на коне и кричать речи мужикам...

— В конце 2004 года вы приезжали в Киев, чтобы увидеть своими глазами, что такое Майдан. Пару месяцев назад на Майдан уже вышли сами. Имею в виду «Марш несогласных» в Питере, в котором вы приняли участие. Несмотря на то что неоднократно заявляли, что находитесь в стороне от политики.

— Я и сейчас в стороне. Не состою ни в какой партии. Художнику это не нужно. У художника один хозяин — Бог.

«За спасение родного города нужно рубиться!»
— В Киеве не так давно был Виктор Шендерович, и он сказал, что сегодня в России для порядочного человека уже просто неприлично не выйти на улицу. Особенно когда против нескольких сот несогласных власти бросают несколько тысяч омоновцев.

— Я отстаивал свое человеческое достоинство. Это мое личное право. Ну, нельзя же доводить до такого! Да еще и называть происходящее «демократией», придумав дополнительно слово «суверенная». Что это такое, неизвестно! Демократия или есть, или ее нет! Так что на «Марш несогласных» меня привело много причин.

— И вы понимали, что после этого станете персоной нон-грата на телевидении?

— А это уже давно происходит. Потому что я свои взгляды никогда не прятал в чулан. Я политикой не занимаюсь, но я гражданин. Я люблю родину и считаю своим правом говорить то, что думаю. А не вилять ластами, как некоторые прикормленные деятели культуры. Это неправильно. Нечестно. Унизительно.

— А на концертах это не отразится? То есть, могут ли вообще запретить?

— Пока нормально. Работаем. Я отпраздновал свой день рождения в мае, работая в туре в Украине. И мне позвонила Валентина Ивановна (Матвиенко — губернатор Санкт-Петербурга. — А.К.). Поздравила с днем рождения. Сказала: я знаю, вы нас, политиков, не очень любите, но я вас люблю.

Но Валентина Ивановна — тайный либерал. Такой, засекреченный. Хотя у меня с ней произошел довольно жесткий разговор. Потому что я говорю: день рождения — это, конечно, очень хорошо, но на Невском срубили шесть домов! А у меня сейчас это главная задача, как и у многих очкариков. Мы бьемся за Петербург, потому что его просто сносят. В буквальном смысле слова. За последние три-четыре года Петербург потерял около ста домов в историческом центре. Я не знаю, как вы бьетесь в Киеве, но у нас и «Марш несогласных» во многом был посвящен этой проблеме. Потому что идет беспредел. Нувориши вкупе с чиновниками и бюрократическим аппаратом рушат город. Шесть домов девятнадцатого века на Невском... Целый квартал на площади Восстания просто снесли... А теперь они будут строить что-то типа картины Рембрандта, написанной дядей Васей. Но подписанной «Рембрандт». Это еще хуже. Это просто кошмар.

И ЮНЕСКО уже трубит во все трубы и говорит, что наш город не будет входить в сотню самых красивых и оригинальных городов мира. Уже нарушена так называемая небесная перспектива города. Потому что высотки уже строят и на Васильевском, и на Петроградке, на набережной. Дом, где жил Иосиф Бродский, пошел трещинами. Начали народ расселять.

Как они действуют? Прикупят какой-нибудь сарай — и снесут. А ведь Питер стоит на болоте. И стоящий рядом памятник архитектуры становится дыбом и дает трещины. И тут приезжает комиссия с выводами о сносе. Это как метастазы по всему городу. Интеллигенция выступает против. Басилашвили, Дольский, вдова Андрея Петрова... Я сам бегал, собирал подписи. А что делать?.. Нужно «рубиться». Написали письмо в Москву, в правительство. Добились того, чтобы оно легло на стол президенту. Ведь город разрушают. В строительстве вообще сейчас самая большая коррупция. Много бандитских денег. Во главе всего нажива. Причем они говорят: а что такого, ведь этот дом не является памятником архитектуры. Но ведь рядом стоит дом Растрелли или братьев Весниных... Нарушается фон. А они — бах, живой зуб выбили, золотой вставили. Вот и город все больше становится похож на пасть с фиксами. А это уже не культура.

«У вас говорили, будто бы „ДДТ“ прикормлены Кремлем»
— Вернемся в Украину. В некоторых СМИ сообщалось, что во время тура у вас были какие-то проблемы на западе страны. В частности, в Ивано-Франковске, где вам якобы запретили проводить концерт.

— Это не проблемы. Неприят?но было, это факт. Но, с другой стороны, объективно скажу: я был готов к проблемам. А это так... Ну, запретили нам проводить концерт в Ивано-Франковске, так мы его дали в Калуше, куда люди приехали автобусами из Ивано-Франковска. И был полный парк народу. И когда я сказал, что два ваших чудака кричали по местному телевидению, будто бы в Ивано-Франковск едут какие-то люди, прикормленные ФСБ, Кремлем...

— В смысле, вы прикормлены Кремлем и ФСБ..?

— Ну да... Так и говорили: банда «ДДТ», прикормленная Кремлем, едет отбирать нашу землю. Ну а я на концерте сказал, что в России столько земли, что для нее уже россиян не хватает. Справляться некому. И весь парк ржет, всем весело. И все нормально.

Просто в таких ситуациях еще раз убеждаешься: людей баламутят! Ну разве это сейчас проблема? Мне и в России не нравится, как некоторые политтехнологи начинают говорить, что в Украине сплошной бардак, а у нас, мол, демократия. Везде есть люди и везде есть нелюди. Но при чем тут национальности? При чем здесь народы? Я уже сколько раз говорил, что Советский Союз строили все: от латышей до корейцев. Все строили коммунизм. О другом нужно сейчас думать.

Но, к сожалению, и тут, и там у власти люди невежественные. Амбициозные. Полуграмотные. Удивительные люди! Ни тактики, ни стратегии. Когда начинался тур, у меня взял интервью один из ваших главных телеканалов. Ну, я по простоте душевной рассказал, что мне не нравится в России и что не нравится в Украине. Так они вырезали все, что я говорил об Украине, и оставили только то, что мне не нравится в России. Хотя я пытался говорить объективно. Делал весы. Баланс. А они из меня сделали какого-то предателя. Я очень расстроился. Ну как же так? Ведь должна же быть журналистская совесть...

А что касается политиков, то я в них не верю. В нынешних не верю! Главное, чтобы нынешние политики не довели нас до войны. Молюсь об этом. О том, чтобы эту светлую молодежь, с которой я тут постоянно общаюсь, не перебили. Не задавили в этих локальных войнах. Молодежь сама пытается во всем разобраться. Например, группа «С.К.А.Й.», с которой мы работаем. Они осторожно пытаются во всем разобраться. И это хорошо. В национальных проблемах вообще нет короткого и прямого пути. Национальная проблема решается каждый день. А Сталин ее один раз решил — и все! И вот мы до сих пор это хлебаем. Чечня, Таджикистан, Грузия, Армения, Приднестровье, Сербия, Косово...

У меня одна идея, мечта: как сделать, чтобы вот это поколение, эти десять процентов думающей молодежи, сохранить для будущего, чтобы они смогли начать работать? А для того чтобы она работала, нужны социальные лифты. А их все меньше и меньше. Ведь сейчас молодому, интересному чудаку подняться на верхние этажи власти можно, только проявляя преданность тому или иному политику, а не благодаря своему уму. А это очень плохо. Это чудовищно. И в России этого очень много. И это меня тоже печалит. Ведь преданность не заменяет ум.

— И порождает фанатизм?

— Для фанатика любой оппонент — это враг. Его надо уничтожить. И в этом беда фанатизма. А преданность, как говорил один мой хороший знакомый из программы «Взгляд», — это постараться своим языком лизнуть гланды вождя через задний проход.

«Сегодня — апофеоз масскульта»
— Так что же остается, сплошные скепсис и пессимизм?

— Печаль, она естественная. Экклезиастовская такая. А работа есть работа. И я благодарен за работу именно здесь. Ведь приезжаешь куда-нибудь в Томск, а там ни одной радиостанции с живой музыкой. Сплошная «фабрика звезд»! По всей Сибири просто ничего нет. Ни слова о духе. Они уже не могут отличить живую музыку от мертвой. Мы как-то на Дальний Восток приволокли вагон с аппаратурой, потому что там ее просто не было, и дали концерт. Весь город пришел. А мы с этой аппаратурой были такими Пинк Флойдами. Сто пятьдесят киловатт на Дальнем Востоке — это сильно. Так вот после концерта к нам подходили и говорили: как у вас классно фонограмма звучит... С таким искренним изумлением и восторгом говорили. А я им говорю: ну да, это новая система такая...

— А что у вас с законом о запрете использования фонограмм?

— Я три раза писал письма в Думу. Но это бесполезно. Слишком мощное лоббирование. В цивилизованных странах по ТВ нельзя петь под фонограмму. А у нас везде можно. И главное ведь не в том, что эти люди, которые поют под фонограмму, зарабатывают свои тухлые рубли. Бог с ними. Важно, что от этого страдает музыкальная культура. И молодежь уже понимает, что не надо трудиться. Не надо потеть. Все очень просто. Главное — найти какого-то туза с деньгами и быть его тузиками. Но это же кошмар!

Мы сегодня присутствуем при создании такой «пирамиды Хеопса», пирамиды масскульта. Хотя это сравнение не совсем правильное. Скорее, апофеоз масскульта, это точно. Уже можно каждый день показывать говорящую попу... В смысле поющую. И говорить, что она круто поет, и все будут на нее молиться. И будут битком забитые залы. А попcа к тому же будет петь под фонограмму...

5

Анастасия Белоусова
Юрий Шевчук: «Важно думать своей башкой, а не ходить в стаде»

Лидер ДДТ в интервью «Сегодня» он рассказал о доброте и варварском национализме украинцев, «обрядоверии» и возвращении к феодализму, а также почему на свой день рождения просил подарить ему «шмайсер» иотправил сына служить в Балтфлот.

Вот уже месяц Юрий Шевчук колесит по просторам нашей Украины. Всеукраинский концертный тур, в который он отправился вместе с друзьями — группой «Братья Карамазовы», приурочен празднованию 1020-летия Крещения Руси.

«Мы попробуем искусство объединить со словом, которое будут произносить священнослужители», — отметил Международной организации «День крещения Руси» Юрий Молчанов. По его словам, главная цель тура — в очередной раз подчеркнуть единство исторических и духовных корней славян, и тот факт, что произошедшее 1020 лет назад, по сути, положило начало государственному образованию тех стран, который мы сегодня знаем как Украину, Россию, Беларусь.

Тур стартовал 29 апреля в Житомире, а последний концерт пройдет 26 июля в Киеве. Музыканты выступят в Ровно, Луцке, Львове, Ужгороде, Черновцах, Тернополе, Хмельницком, Виннице, Днепропетровске, Запорожье, Донецке, Луганске, Харькове, Полтаве, Сумах, Чернигове, Севастополе, Симферополе, Херсоне, Николаеве, Одессе, Кировограде, Черкассах. Концерты открываются видеообращением митрополита Владимира и приветствиями правящих архиереев, а на больших мониторах зрители могут посмотреть фильм об истории Крещения Руси, основанный на летописи святого Димитрия Ростовского.

— Юрий Юлианович, как вас принимает Украина?

— Хорошо, народу много. Знаете, все по-доброму, причем настолько, что те, кто к нам негативно относится — просто молчат. Ну нечего им сказать. Мы сколько ездим, поражает, насколько у вас люди добрые, подобрее, чем в России. Поражает ваше отношение к земле. Въезжаешь в город или село — видишь распятие. А ваш поминальный день — все люди на кладбищах, это поразительно. Просто чудо. В России это есть, но в гораздо меньшем объеме, больше мусора. Все таки в России коммунизм очень сильно повлиял на наше коллективное бессознательное. Сильнее разрушил личность и древние родовые связи с предками, с землей. Но моя родина — Россия, и ее приходится любить, такой уродиной, какая она есть.

— Как вас принимали во Львове? Там ведь не очень любят русскоязычных исполнителей?

— Это был один из лучших наших концертов. Вообще, это ведь даже не тур, это путешествие, в котором мы говорим, что человек — это не только материальное. Что если ты купишь 150 холодильников, все равно счастлив не будешь. Наш Андрей Кураев хорошо говорит: что лучше море или стакан воды? Море? Нет, стакан воды, потому что ты сможешь напоить им друга. Так и добро во вселенной.

— В 2004 году вы были у нас на Майдане и высказывали свое восхищение людьми. А теперь говорите, что не одобряете Оранжевой революции? Что изменилось?

— Тогда на Майдане был взрыв духа. Я специально приезжал в Киев, чтобы посмотреть. Разговаривал с сине-белыми, с оранжевыми, сделал какие-то свои выводы. И в какой-то момент, через три дня мне очень захотелось выступить на Майдане и сказать: «Да здравствует дружба двух великих народов — российского и украинского!». Я свою миссию выполнил и очень этому рад. У нас было то же самое в 1991 году на баррикадах. Однако прекраснейшее зрелище с Майдана закончилось абсолютно варварским национализмом. А эти лозунги — «Украина для украинцев». Ну что это за кошмар? Возьмите Канаду, где говорят по-английски и по-французски и все счастливы. Меня это очень расстраивает.

Однако революции делают одни, а пользуются их благами другие, и в результате все места уже поделены между олигархами, и закручиваются все гайки. Наступает тоталитаризм — в общем, жопа полная, так же и в Украине. Я уже говорил. В связи с последними событиями я прихожу к выводу, что опять начался феодализм и разделение на «свой» и «чужой». В том числе и в отношении к другим национальностям. Ты не украинец, значит ты чужой. У вас тут Восток и Запад, раздел страшный, потому что люди абсолютно разные — в Донецке, Луганске это один народ, а на западе Украины совершенно другой, разные культуры, и даже верования.

— Ваш тур посвящен Крещению Руси. Насколько, на ваш взгляд, тема православия актуальна в Украине?

— Конечно, актуальна. Есть такое старое русское слово
«обрядоверие» — это когда люди ходят с плакатами туда сюда, а что на плакатах — и не знают. Это еще пошло с Октавиана Августа, который издал указ воинам в день его рождения выходить на окраины Рима с плакатами в его честь. Можно было думать о нем все что угодно, но с плакатами ходить обязательно. Так что этой традиции уже 2000 лет! Так же и с верующими людьми. В том числе и в Украине. Отстояли со свечкой — и поехали на бандитскую стрелку. А ведь человек — это храм Божий, у него есть душа и дух. Это главное.

— Вы говорили, что настоящей музыки сегодня нет в телевизионном эфире. А где она? Что это за музыка, кто ее исполняет?

— На телевидении разве музыка? Это больше похоже на раскрашенные ритмические картинки. Комиксы с пляшущими человечками. Настоящая музыка — это живое, это джаз, это рок, это этническая, симфоническая музыка. Настоящая музыка — несовершенна, она дышит, она живая, а попса — это музыка совершенная, она совершенно идеальная, выверенная на компьютере. И такое совершенство удручающе действует на психику.

— Для чего идет засилие попсы? Чтобы превратить людей в быдло?

— Ну конечно. Я вижу в этом государственную политику. И серые мозги наших замечательных акул шоу-бизнеса, промоутеров. Серость — она нахрапистая, мощная и сильная, беспринципная и даже может, если нужно, вылизать лицо языком через задний проход. Они меняют образ гармонии и красоты в пользу пластмассовых, надоедливых, гламурных героев комиксов. Но это происходит не только у нас, а во всем мире. Когда я приехал во Францию, был в шоке, спрашивал: что это, где ваша замечательная музыка? И мне сказали: она закончилась 10 лет назад, кругом один рэп и техно. И этот негритянский рэп будет везде. Скоро все будет одинаково. Глобализация это, ребята.

— Как-то прозвучало, что от рока оставили только оболочку, внутренности которой такие же гнилые, как и у «попсы». И их свет никуда не зовет. А куда зовет свет вашего нового альбома?

— Новый альбом только в мыслях. Хотелось бы нового звучания группы, чтобы человек в нем человека увидел. О внутренней свободе — это очень важно. Важно думать своей башкой и не ходить в стаде, не быть в рабстве. Он будет очень индивидуалистичен. Я тут недавно стишок написал: «И хоть мучит меня бессилье, Я мыслью един с Россией, Я пространство люблю не хором, Импонирую частным взорам Ведь ты тоже индивидуалист, Питер. И мы кладем на них всех с прибором». Но индивидуалист — это не значит, что он к идущему рядом относится вульгарно. Ни в коем случае. Он уважает индивидуальность.

— Вы сказали, что фраза «Я тебя люблю» глупо звучит в наше время. Почему?

— Конечно, «Я хочу тебя» — циничнее и точнее. Но это же неправильно! Хотелось бы, чтобы каждый попытался открыть в себе ребенка — наивного, честного и доброго. Вспомнить о тех временах, когда ты искренне верил, что девушка — это красиво. И что это не есть всего лишь тело и предмет для удовольствия. А иначе мы не выживем.

— Как отпраздновали свой день рождения 16 мая?

— В тот день у меня был концерт в Днепропетровске. Мне позвонили друзья и спросили, чего я хочу. Я задумался (смеется). Первая мысль была шмайсер (автомат — Авт.) — шутка, а вторая — у меня сломалась гитара, на концерте в Ужгороде замучился просто. Она — моя подруга с 1991 года. Я ее мастеру одному отдал, чтоб починил. Теперь, когда приеду, я его прибью, образно говоря. Я не агрессор, но поругаюсь обязательно. Вообще я к дням рождения спокойно отношусь. Праздник должен быть в душе, а что даты? Может я живу гораздо дольше, чем написано в паспорте? Время — вещь очень интересная, оно может замедлятся и расширятся. Особенно, во время опасности?

— Читала, что сына Петра вы воспитывали сами. Когда вы успевали?

— Я вдовец. А воспитание было очень простое. Мы все время читали с ним классическую литературу: Толстого, Достоевского, Цветаеву, Ахматову. Именно вдвоем, вслух, у печки на даче. И все школьные каникулы я старался не работать, а проводить с ним. Он вырос абсолютным гуманитарием. Поэтому, когда в армию его определили в морскую пехоту, в Балтийский флот, ему было сложно. И мне тоже. Но все в порядке, он уже уверенно идет на дембель. Служба была жесткая, никаких поблажек. Я ему говорил: смотри, ты отслужишь два года и будешь людям совершенно спокойно в глаза смотреть. Там видно, как мальчик становится мужчиной. Это очень красиво. Правда.

— А кем же он хочет стать?

— Он сейчас очень мучается. Мы созваниваемся. Он стоит в карауле и имеет моду мне звонить каждый раз. «Ночь в карауле, страшно, папа, что делать?» Но я его утешаю: смотри, сынок, больше у тебя такого пространства и времени не будет. Он мне недавно сказал, что хочет стать журналистом, что будет правду писать. А я ему: сынок, кто ж ее будет печатать?

6

Юрий Шевчук: Если Россия с Украиной начнут воевать — я на себя руки наложу!

«Новая газета», №40, 5 июня 2008
Заявил лидер «ДДТ» после тура по 18 украинским городам
Пока в России не утихают ожесточенные споры о том, насколько победа Димы Билана в «Евровидении» способствует престижу России, а Филиппу Киркорову присваивают звание народного артиста Украины за 2-е место его подопечной на том же конкурсе, практически незаметным остается событие, действительно важное для культур обеих стран. С 29 апреля по 29 мая прошел первый этап грандиозного Всеукраинского концертного тура, приуроченного к празднованию 1020-летия Крещения Руси, охвативший 18 городов. Продолжение акции состоится в июле, пройдет еще в восьми городах южной части Украины и завершится 26 июля концертом в Киеве.
В туре принимали участие народные коллективы из разных регионов страны, а также миссионеры и богословы, самый известный из которых, диакон Андрей Кураев, сопровождал музыкантов всю поездку, в каждом городе выступая с собственными лекциями.
Основная концертная нагрузка лежала на двух украинских группах, «С.К.А.Й» из Тернополя и «Братья Карамазовы» из Киева, и одной российской — легендарной питерской группе «ДДТ», лидер которой Юрий Шевчук делится с «Новой» своими впечатлениями, накопившимися за время долгой поездки.
— Для группы «ДДТ» большая честь участвовать в этом движении. И сама поездка была очень интересная — я много наблюдал, размышлял, разговаривал с людьми, спорил... На самом деле радость охватывает, когда видишь так много людей, молодежи, которые не поддаются на всякие политические провокации тех людей, которые полезли в политику, считают себя глашатаями народной мысли и воли, той или другой правды. Я очень много думаю о национальном, о социальных отношениях между людьми, об экономической, политической жизни нашей страны.
Позволю себе немного пофилософствовать. В искусстве XX-XXI веков стал актуален вопрос «КАК?». Но ведь это совершенно неактуально, на мой взгляд: как сделать? как это происходит? Мы забываем про вопрос «ЗАЧЕМ?», который стоял во главе угла в XIX веке, когда был взлет литературы, искусства, поэзии, музыки, живописи, философии... И нашему туру я рад, потому что он отвечает именно на этот вопрос: зачем ты поешь, зачем сочиняешь эти песни, зачем вообще ты в 16 лет с гитарой на кухне изводил всю свою семью, которая с ума сходила от твоих бесконечных «ля минор — ре мажор»? У меня даже случай был — сестра мне мою первую гитару сломала об мою голову, настолько я ее достал.
Зачем все это было надо, теперь стало понятно. Это очень здорово, когда есть сверхидея! Ты не просто поешь песни в меру своего таланта, лучше или хуже, а ты работаешь на какое-то Добро, на Любовь. Ведь ныне разрушены все социальные связи, идет глобальное переустройство мира, тектонические плиты нового времени все разрушают. Выползает всякая нечисть, муть невежественная, которая пытается все это еще углубить, как говорил когда-то наш президент. Это ужасно! Ты ищешь выход — и кроме любви и добра, ничего не находишь! Это вечные слова, и это вечность.
Политика — это же все преходяще. Через 50 лет уже никого из них не будет — этих всех ющенко, путиных, жириновских, украинских националистов... А народы останутся — вот что важно! Все эти противоречия между западными и восточными украинцами, между Украиной и Россией — чушь это все! Мы этого совершенно не заметили — везде были отличные концерты, всюду прекрасно подпевали по-русски. Во Львове мы собрали тысяч 15 народу — больше, чем в Донецке, например. В Ужгороде, по-моему, вообще весь город пришел на концерт. Везде люди радовались, и никакого противостояния! И когда слушаешь по телевизору какого-нибудь очередного националиста, который говорит, вот, мол, москали устроили Голодомор и т.п. — как это понять? Мы же все строили социализм — и украинцы, и татары, и латыши... Диктатура ленинская в России произошла на латышских штыках, все это прекрасно знают — правда, латыши сейчас об этом подзабыли. Половина генсеков была из Украины. И вообще, если говорить языком националистов, то тогда Россия много лет была под гнетом грузин в лице Сталина и Берии...
Можно еще долго продолжать, но это же неправильно, потому что все работали на систему! Везде были революционеры, все воевали с церковью — при чем тут национальности? Москали, хохлы — это вообще ужасные слова! Строили систему все нации. Система рухнула, и русский ты или украинец — это не важно.
Надо строить сейчас другую, лучшую, систему. Правда, почему-то у нас это пока не очень получается: в Украине анархия, в Москве тоталитаризм... А для того чтобы что-то среднее найти, нужны молодые силы, новые молодые политики. Сейчас ведь даже социальные институты мировые не работают, никто ничего не в силах сделать! Нужно искать какие-то новые формы мирного сосуществования — на основе, конечно, всей нашей человечьей культуры. Вот о чем я размышлял во время нашего тура...
Но все-таки мы не пытались лезть в политику, потому что понимали, какая на нас огромная ответственность. Мы вели себя очень собранно и сдержанно, и песни для выступления специально подбирались так, чтобы подчеркнуть духовную составляющую праздника. Даже исключили всех политиков из видеоряда песни «Попса», чтобы не раздражать никого. По попсе прошлись, конечно, имеем на это моральное право: это наши коллеги, можно их и пожурить.
Но мы расширили само понятие «попса». Сейчас же везде тотально разрекламированное материальное насилие, которое обрушилось на нашу молодежь. Я вот по городам еду — ну, все молодые люди с пивом! А девушки некоторые даже с двумя бутылками... И в Питере то же самое творится:
Крики чаек и культуры,
Дорогие першпективы...
На каналах с пивом дуры
Не умны и не красивы.
Понимаете, когда девушка идет с пивом, не умна и не красива, в нее трудно влюбиться! Эта тотальная реклама алкоголя, сомнительных развлечений, псевдоценностей — я считаю, что это просто демонизм какой-то! Взять молодого человека откуда-нибудь с рабочей окраины, которому не светит ни образование, никакое будущее, потому что за все нужно платить дикие деньги. Папа выпивает, мама в трансе — что ему делать? И вот слушает он попсу эту бесконечную по телевизору, где ему повторяют «Будь богатым, будь богатым...», рекламируются все эти кайфы материальные... Всем кажется, что это живет вечно, но это миф, это все сиюминутно!
Материального мира не существует, он очень быстро разрушается — все злато превращается в ржу, и ничего от него не остается. Остается только дух, а у них о духе ни слова. Попса — это утилитаризм по отношению к человеку и культуре! Это очень печальные тенденции, и поэтому мы не могли молчать.
Но я дал себе зарок даже на пресс-конференциях не говорить о том, что мне не нравится в России или в Украине, потому что главная наша цель — нести добро и любовь. И я говорю о том, что мне нравится в наших странах, а это в первую очередь простые люди. Они замечательные и в России, и в Украине! Если Россия с Украиной когда-нибудь начнут воевать, как семитские народы на Ближнем Востоке, — я на себя руки наложу! Я обожаю Россию, очень ее люблю, и меня отсюда не выкурить никогда! Но и Украину очень люблю, потому что это мои корни. Русские и украинцы — народы-братья, и мы должны быть вместе.
Служивые люди — вот на ком стоят и Россия, и Украина. А служат где? В театре, в церкви, в армии...
У меня очень много друзей в МЧС. Иногда я с ними тоже выезжаю на операции — это крайне интересно, хотя, конечно, трагично. Много езжу по армейским частям, по погранзаставам, потому что там никогда никого не бывает, там нет даже газет! И когда ты приезжаешь на заставу, состоящую из лейтенанта и нескольких человек, то ты и себя начинаешь уважать, тебе самому радостно там быть, потому что там другие люди. Однажды я одного начальника погранзаставы, лейтенанта Серегу — я ему песню посвятил «Страна-лейтенант» — спросил: «Что ж ты тут делаешь?». А он с утра до ночи занимается тем, что еду добывает для своих солдат, потому что жратвы нет никакой! Он ответил: «А я себя здесь делаю», — круче просто не скажешь! И эти могучие люди служат России за очень смешные деньги, живут чуть ли не в землянках. Но служат отчаянно!
России, кстати, есть чему поучиться у Украины — уникальному отношению к земле. У нас смотришь — все запущено, заборы перекошены, кругом все пьяные. Здесь по-другому: чистенько, ровненько, ухожено... Вот и думаешь поневоле, что нефть — это не спасение России, а ее беда! Нефть — это халява, которая совершенно разучила нас работать, крутить мозгами. Дали тебе нефтяной шприц — и все. Это может быть большим ужасом для России. Нефть развратила элиту, которая жиреет в своих особняках, приучила народ к подачкам олигархическим, разучила людей мыслить! Интеллигенцию покупают просто, половина культуры продана и куплена за огромные бабки — ужасно! Ничего хорошего я в этом не вижу — это огромное испытание.
Даже кладбища здесь столько народу посещает... У нас такого уже нет — как-то короче наша память оказалась. К сожалению, у нас и эти традиции порушены. Нам сейчас нужно защищать свою собственную культуру, историю, потому что там пурга полная — столько развелось новых этих историков невежественных, которые пишут бог знает что! И в России нужно еще внутреннюю свободу защищать, чтобы не ходить хором туда-сюда, не быть рабами, холопьями. Человеческое достоинство и право на любовь, на добро, на дружеские отношения с миром, с людьми — вот что надо защищать!
Добро — это самая сложная вещь в мире. Кругом очень много зла, очень сложно писать положительно, тем не менее я считаю, что о добре петь надо. Хотя к добру надо протащиться через зло и грязь жизни — тогда это будет не попса, не слащавое сюсюканье об идеальном. Нужно пройти длинную дорогу, путь, целую жизнь прожить, чтобы дойти до добра! Добро надо искать в себе, хоть это очень тяжело, конечно, потому что мы все по природе своей звери. Посмотрите, сколько сейчас феодальных отношений, рабских отношений! Взять, к примеру, тех же гастарбайтеров. Вассалы, олигархи, хозяева, слуги — это же кошмар! Мы строили коммунизм, а пришли к рабовладельческому строю и феодальным отношениям между людьми!
Сейчас вот пытаются определить самых великих людей России и Украины. Давайте со словом «великий» мы немножко подождем? Нам сначала нужно справиться с экономикой, потому что и в России, и в Украине огромные проблемы! Всплыли опять темные силы реакции — генералы эти, которые просрали все войны, все эти политтехнологи, кричащие, что Украина — враг, Грузия — враг, Америка — враг... Ребята, подумайте, что в стране творится! Нельзя опять это допускать, всей этой патетики и дешевого пафоса, этого квасного патриотизма — это все чудовищные вещи. Какое величие, когда народ еле живет и еле дышит? Нам нужно сначала накормить людей своих, стариков, а потом уже что-то там говорить о величии.
Мы вот сейчас мечтаем сделать православный тур по России. Это необходимо сейчас — говорить о мире, о добре, о вере и о духе, о том, что материальный мир шаток, а мир духа вечен. Это очень важно, но в России это тяжело сделать. Огромные расстояния, на которые надо везти всю технику, потому что аппаратуры нет ни в Сибири, ни на Камчатке, ни на Дальнем Востоке. Все должно быть качественно, а привезти это все, к примеру, на Сахалин будет стоить полмиллиона долларов! Пока вот ищем людей, готовых помочь. Пока что-то тяжеловато, так что будем работать дальше...
Фото автора.

Юрий Шевчук: «Я бы всех, кто разжигает вражду между Украиной и Россией, выпорол!»

«Комсомольская Правда. Украина.», 03 июня 2008
Легендарный рокер — о православии, Украине и России.

«ДДТ» в Донецк пригласили спеть на большом концерте в честь 1020-летия Крещения Руси.
«ДДТ» в Донецк пригласили спеть на большом концерте в честь 1020-летия Крещения Руси. Вместе с группой Шевчука в нем участвовали «Братья Карамазовы» и «С.К.А.Й», но, при всем уважении к этим коллективам, было ясно — подавляющее большинство людей пришло послушать именно «Дядю Юру». Он ведь и спустя годы все тот же — режет правду-матку, рвет душу на сцене, вколачивает в уши слушателя одни и те же слова — «разумные, добрые, вечные».
В этой акции группа приняла участие потому, что религия для них — вещь далеко не отвлеченная. Все они православные, а Шевчук, хоть и россиянин — в курсе раскола в украинском православии. С этой темы и началась наша беседа.
«Самый великий украинец — Македонский!»
— Юрий, вы как относитесь к тому, что у нас, в Украине, хотят создать единую церковь не под властью Московского патриархата?
— Знаете, как говорил об этом Андрей Кураев (известный богослов, диакон. — Прим. авт.), «прелесть Украины — в ее культурном, этническом и конфессиональном многообразии, а требования создать единую церковь и освободить православных от власти Москвы — непонятны, ведь никто не требует освободить католиков Украины от власти Ватикана». Я отцу Андрею могу только поаплодировать.
— В России сейчас начинается проект, аналогичный нашим «Великим Украинцам». Вы болеете за кого-то? Кто, по-вашему, самый великий?
— Я бы за очень многих голосовал, а за некоторых, само собой, — нет. Но это все — личное дело каждого. А вообще, что такое «Самый великий», я не понимаю. Самый великий украинец — это, конечно же, Александр Македонский! (Смеется.) Осторожнее надо быть со словом «великий».
«России многому у вас поучиться надо»
— А вообще как вам сегодняшняя Украина?
— С туром мы проехали уже 13 городов, а по пути я все наблюдал... Многому России можно поучиться у вас. Как трудолюбиво здесь землю возделывают, как относятся к ней! У нас смотришь — грязь, заборы перекошены, а у украинцев такое уникальное отношение к своей земле, что диву даешься. И думаешь потом: может, нефть — это не спасение России, а ее беда? Это же натуральная халява, которая разучила нас работать, шевелить мозгами, это такой нефтяной шприц, которым укололся — и порядок. Это развратило элиту, которая жиреет в своих особняках и приучает народ к подачкам.
Половина культуры продана... Что же в ней хорошего, в этой нефти? А здесь такая земля, здесь едешь — каждое дерево окрашено. А на кладбищах в родительские дни сколько у вас народу! У нас такого нет, наша память короче, как оказалось...
— Приятно от россиянина слышать такие слова. А то сами знаете, как у нас последнее время с дружбой народов...
— Да, есть политики, есть разные националисты, которые мутят воду. Среди националистов этих, кстати, очень много тех, кто жил при советской власти и был посредственностью. И в переломный момент эта горластая серость (а серость всегда горластая) получила возможность высказаться и вылезть на передний план культуры.
Я смотрел вашу передачу «Свобода слова» на днях, там какой-то режиссер выступал, и все одно и то же: «Москали, москали, Россия, пятая колонна...». Я так переволновался, что ночь не спал. И у меня есть контраргументы.
— Например?
— Ну, возьмем Хрущева. Он прессовал бандеровцев, но подарил Украине Крым. Так он для украинских националистов фигура легитимная или нет? Если легитимная — тогда Бандера не герой, а если нелегитимная, тогда Крым — русский.
Но это просто пример, понимаете, а они на этом уровне серьезно полемизируют. Жаль, меня в эти передачи не пускают, я б их всех выпорол!
Фото Константина Буновского.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » Интересные статьи Шевчука и Кураева