~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » Священные Рощи Мари


Священные Рощи Мари

Сообщений 1 страница 20 из 30

1

Московиты долго крестили финно-угров: мордву, коми, удмуртов, карел и все они вступили в тесный контакт с Москвой, и стали неотъемлемой её частью. Они усвоили христианскую религию. И лишь один из этих народов так до конца русским не покорился - это были луговые марийцы.

После взятия Москвой Казани они сопротивлялись едва ли не дольше, чем сами булгары. Бежали в Уральские горы, как спустя сто лет староверы. Для марийцев язычников московская христианская культура была враждебна и чужеродна, и благодаря своему упорству в "отторжении" они сохранили множество собственных  уникальных черт. В марийских деревнях до сих пор некоторые старики ходят в народных костюмах, до 20-30-х годов были живы традиции, утраченные к тому времени финно-уграми повсеместно. Но главное - и в 21-й век марийцы вступили язычниками. Точнее, сами они определение "язычество" не признают и очень обижаются, и религия их называется Марийской Традиционной Религией или "Чимари". И нигде более в Европе в наше время не увидеть настоящих, не прерывавшихся никогда исконных молений Родным Богам в Священных рощах....

http://s50.radikal.ru/i130/0812/21/b84de022d890.jpg

Типичная Священная роща, или Кюсото - круглая, чистая, старая. В Марий Эл таких осталось около 500, и когда едешь по дорогам республики, постоянно видишь их - в Марий Эл Кюсото стоят гораздо чаще, чем православные церкви. В таких рощах молятся высшим богам - Кугу-Юмо, Мланде-Ава и другим.

Были и более простые молельни - тошто-кереметы, то есть алтари низших духов, кереметей. Кереметь - это по сути "нечисть", "нежить", слуги темного бога Керемета. Не знаю, уцелели ли такие молельни в республике, но одну можно увидеть в музее:

http://s42.radikal.ru/i096/0812/15/7dfa3ba4fd37.jpg
Тошто-кереметь

А в домах многие марийцы вместо икон держали деревянных божков:

http://s54.radikal.ru/i145/0812/26/6806df0d93f4.jpg

Впрочем, чаще не "вместо", а "вместе" - насильственная христианизация дала о себе знать,  лишь 10-15% марийцев являются чистыми чимари, при этом около 60% - двоеверы. В свое время под угрозой расправы марийцы формально принимали христианство, формально ходили в церковь, но при этом совершали обряды в Священных рощах. Со временем двоеверы пришли к выводу, что Кугу-Юмо и Бог Единый - это одно и то же, только в кюсото и церквях на него смотрят  "с разных сторон". Чистых православных среди марийцев немного, а также есть некоторое количество мусульман (результат контактов с татарами).

Ряженые на колядование - обряде христианском:

http://s53.radikal.ru/i140/0812/b6/7e25475bbd75.jpg

Особую роль в двоеверии сыграла секта Кугу-Сорта, существовавшая в конце 19 века. Название это переводится как "Большая Свеча", и представители этой секты совершили попытку соединить христианство с чимари - то есть как бы создать особый вид христианства. Они чтили и Бога Единого, и Кугу-Юмо, отказались от жертвоприношений, заменив их сжиганием хлеба, и главным элементом их молебна была огромная свеча (до пуда весом) с несколькими фетилями, которую они зажигали и у которой молились. ЗДЕСЬ о Кугу-Сорта можно прочесть подробнее. Однако объединения конфессий не произошло - пришла коммунисты и разогнали всех...

http://s60.radikal.ru/i169/0812/a5/c05f9967ce5e.jpg
Молебен Кугу-Сорта

Уникальной была и народная, сельская культура марийцев. Например, нас несказанно потряс следующий сюжет - девушка, трубящая в трубу.

http://s47.radikal.ru/i116/0812/a8/2027fb88dfa7.jpg

Что это была за труба и для чего в нее трубили? Оказалось, долгое время существовал обычай: когда девушке пора было выходить замуж, она трубила в специальную трубу, голос которой был хорошо узнаваем - и во всех окрестных деревнях знали: появилась новая невеста. Я не знаю аналогов этого обычая (сейчас, конечно, он не существует).

Однако то, что можно увидеть в музее можно увидеть в живую, в реальной жизни...

http://s59.radikal.ru/i165/0812/d6/235370b00a53.jpg

Марий Эл главное - не цветастые новостройки Йошкар-Олы, и даже не Юринская усадьба. Даже и не Козьмодемьянск, если считать Горномарийский район. Главное достояние республики - это Священные рощи, или, вернее, уникальная культура марийцев - ведь в этих рощах все еще молятся древним Родным Богам.

Храм марийцев - Священная роща. О путешествии в такую Священную рощу, где протекал туня-кумалтыш - Всемирный молебен - расскажет сам Варандей, московский краевед и путешественник:

Для начала я расскажу о собственно Священных рощах, или кюсото. В республике их сохранилось около 600 - причина этого в том, что в советское время Священные рощи были низведены до просто участков леса, и были отнесены к "особо ценным". Вырублено было относительно немного Священных рощ, зато в нашу эпоху на них часто зарятся "браконьеры" (или не знаю, как это называется в лесной отрасли - словом, те, кто рубит лес нелегально). Такие выходки марийцы воспринимают как целенаправленную кампанию по удушнию веры предков, но не стоит забывать, что и на Дальнем Востоке точно так же вырубаются заповедники.

Священных рощ в республике много - когда едешь по дорогам Марий Эл, постоянно видишь их то с одной, то с другой стороны. Кюсото стоят чаще, чем православные церкви в среднерусских областях.

http://s41.radikal.ru/i092/0812/99/1c8f4bbf507c.jpg

Располагаются такие рощи обычно скоплениями, причем образуют определенные фигуры: если соденить рощи прямыми линиями, чаще всего возникнет геометрическая фигура или древняя руна. В каждой роще молиться можно только 1 раз в год, причем молебны всегда совершаются при растущей Луне - никогда при убывающей.

Вот - экскурсия в "отдыхающую" Священную рощу:

http://s51.radikal.ru/i133/0812/1f/deda04d8f068.jpg

Табличка на входе - в роще всегда очень много запретов:

http://s47.radikal.ru/i116/0812/92/41a1a256be03.jpg

Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду, сюда запрещено заходить женщинам в известный период (во время месячных). Запрещено здесь, естественно, и пьянство, и мусор - и надо сказать, в рощах действительно поразительная чистота.

http://s49.radikal.ru/i125/0812/b4/26e52be7de8d.jpg

Сердце Священной рощи -  Онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и Богами.

http://s50.radikal.ru/i128/0812/31/2b9e3ac491c2.jpg

Сердце Священной рощи -  Онапа
http://i006.radikal.ru/0812/23/45d3008c43e6.jpg

Как мне объяснили, жрецы изначально выбирают именно онапу, и в зависимости от его силы очерчивают круг определенного диаметра - этот круг и становится Священной рощей. Изначально большинство рощ были внутри лесных массивов, но леса свели, а кюсото остались.

Вот, собственно, и все, что удастся увидеть, если ехать в Марий Эл, по Священным рощам, наобум. Самое же интересное - это собственно процесс молебна. Кого попало марийцы на молебен не берут (тем более из-за пределов республики), и их можно понять: приедут то родноверы, начинающие призывать силу Перуна, то журналисты, которые потом пишут пасквили - "Вот какая дикость в 21-м веке!". Место молебна марийцы разглашать не любят, и только время его всегда известно заранее - на определенной фазе Луны.

Лично я вел переговоры о том, чтобы посетить молебен, с июня, да и найти тех, кто мне помог, удалось скорее по счастливой случайности. Молебны в Марий Эл проходят довольно часто, в среднем каждые выходные, однако наибольший интерес представлял молебен на Чумбылатовом камне 4 июля и Всемирный молебен (туня-кумалтыш) 5 октября. Первый я посетить не смог, так как у меня уже были билеты на Южный Урал, поэтому в итоге выбрал посещение Всемирного молебна. Иерархия молебнов довольно сложная, и Всемирный молебен, где молятся не только за всех марийцев, но и за всех людей мира, было положено проводить раз в 10 лет - однако с 1991 года, когда кончились гонения на веру, его проводят ежегодно. Всегда в разных местах.

В этом году молебен проходил в деревне Нурсола (70км от Йошкар-Олы по дороге на Сернур) в Белой роще. Нас довезли туда на машине, и вот что мы там увидели...

Вот она - собственно Белая роща, наиболее крупная из всех окрестных рощ:

http://i071.radikal.ru/0812/92/3f55d129f3ba.jpg

Где-то я видел термин "Соборная кюсото". В таких рощах, как эта, есть несколько онапу.

http://s50.radikal.ru/i128/0812/b1/c6bdcad75132.jpg

Постороннему человеку на молебен надо ехать с сопровождением, так как в кюсото очень много правил поведения, которые нарушать не стоит. Есть места, куда нельзя заходить, есть допустимые и недопустимые действия. Меня в кюсото привела Ираида Степанова - эту женщину в Марий Эл знают, в музее или кюсото ссылка на нее не требовала пояснений. Ираида представила меня жрецам (по-марийски жрец называется "карт"), от которых я уже получил указания, что делать можно, а что нельзя.

Удалось мне поговорить с Александром Таныгиным - верховным картом марийской веры. Хотя я с ним говорил пять минут, этот человек оставил неизгладимое впечатление - настоящий жрец, почти что настоящий маг. Он предупредил меня:
-Вот сюда человек с НТВ приезжал, написал про нас грязь. Теперь нет его на свете. Смотри, если и ты про нас грязь напишешь - я тебя на том свете найду!

Естественно, он имел в виду не расправу, а божью кару. Увы, у Таныгин были все основания так сказать. Журналисты о проихсходящем в Марий Эл пишут или в духе "Вот, посмотрите кого наша преступная пиратская людоедская власть угнетает!", или в духе "Вот посмотрите, какое темное варварство в нашу эпоху!". И все же журналисты на молебне тоже присутствовали: съемочная группа с республиканского ТВ, и загадочные журналисты "Независимой газеты", которых я так и не увидел.

Вход в рощу. Раньше можно было входить в кюсото и выходить из него только через одни ворота, но сейчас это не соблюдается. На белом листочке - правила поведения в роще. Главное условие - чистота души и тела. Сюда нужно приходить, помывшись предварительно в бане (в идеале, душ тоже можно), и нельзя приходить с "отрицательными мыслями" - как я понял, под этим термином имеются в виду наши "7 смертных грехов".

http://s60.radikal.ru/i167/0812/35/36bd4b2c2f18.jpg

2

Вообще же, у Белой рощи мы высадились на рассвете, и первое, что я услышал - доносящееся из-за деревьев блеяние и гаканье. Первый этап молебна - жертвоприношение. Приносят в жертву животных: гусей, кур, коз, овец, а на туня-кумалтыш - одного жеребца. Выбирают животных не просто так: животное должно подать определнный знак, что именно его выбрали боги, повести себя определенным образом. И в роще стояли длинные-длинные очереди людей с гусями в мешках или корзинах - преобладали именно гуси. Однако жрецы в один голос запретили мне фотографировать кровь, поэтому с этого этапа фотографий не будет.

Само по себе жертвоприношение - зрелище, конечно же, не для слабонервных. Но если разобраться, ничего дикого в этом нет. С детства помню: когда я был ребенком и отдыхал на даче под Пермью, моя бабушка (женщина городская) держала там кур и свиней. Я видел, как этих животных забивают и потрошат, а потом ел их так же, как если бы мясо было куплено в магазине. И это было абсолютно нормально в сельской местности. Если мы считаем варварством Священные рощи - что же такое тогда скотобойни и птицефабрики?!

На самом же деле жертвоприношения в рощах бывают 4 видов, и о них я расскажу подробнее.
А вот как роща выглядит изнутри, затянутая дымом жетвенных костров и паром жертвенных котлов:

http://s44.radikal.ru/i106/0812/5f/55bd1b1bf6f0.jpg

http://s51.radikal.ru/i131/0812/36/471da8cdb336.jpg

В целом жертвоприношение животных происходит так: их разделывают, и несъедобные части (кости, перья, шкуры) сжигают, а съедобные готовят. Ведь боги питаются не плотью, а духом, и главное здесь - дым и пар, который уходит к небесам

http://s60.radikal.ru/i170/0812/a5/d6379dbdac9d.jpg

Всего в роще молились 5 богам. Главный жертвенник в центре рощи принадлежал Тун Ош Кугу-Юмо, что означает Верховный Белый Великий Бог. То есть бог-творец, демиург.

Жертвенный хлеб - в начале молебна. К концу нашего пребывания в роще хлеба стало больше раза в три.

http://s57.radikal.ru/i158/0812/b7/287bcde282cb.jpg

У северной опушки рощи располагался жервтенник Курык-Кугыза - "Горного Старика". Вокруг хвойные деревья, и само онапу тут ель - Курык-Кугыз считается кереметом, то есть темным божеством, а таким богам молились у хвойных.

http://i030.radikal.ru/0812/39/6a409f05c2e6.jpg

Жертвенный хлеб и полотенца - третья форма жертвоприношения. Жертвенник Курык-Кугыза - ближайший к опушке:

http://s55.radikal.ru/i147/0812/b7/e3580c72084b.jpg

С западной стороны рощи располагался жертвенник Мер-Юмо - бога-покровителя марийцев, посредника между людьми и Кугу-Юмо.

http://s46.radikal.ru/i112/0812/92/5d0863d82cba.jpg

Его жервтенник был вторым по величине после жертвенника Кугу-Юмо. Еще два жертвенника располагались с восточной стороны рощи: Шочын-Ава и Мланде-Ава. "Ава" - значит, богиня. Здесь молились о плодородии, о рождении и т.д.

http://i012.radikal.ru/0812/ba/c21a61169107.jpg
-
http://s41.radikal.ru/i091/0812/f9/a7ed7b1757a3.jpg

Теперь  собственно о 4-х формах жертвоприношения. О жертвенных животных я уже рассказал:

http://i049.radikal.ru/0812/21/2bea5ed4cd74.jpg

Жертвенный хлеб просто лежит весь молебен у алтаря, а за молебном следует трапеза - и этот хлеб тоже съедают. Очень красивые трехэтажные блины, лепешки из творога - народная кухня. Но попробовать их мы уже не успели - надо было возвращаться в Йошкар-Олу, на поезд.

http://s44.radikal.ru/i105/0812/6e/1b6cee0f0ad9.jpg

Обратите внимание на свечи - их зажигают во время молебна. Полагается самому слепить свечу из воска (не из парафина), и естественно, запрещается пользоваться церковными свечами. Особенно красивы эти свечи на ночных молебнах - такая традиция существовала со времен покорения Казани (и начала гонений на чимари), и закончилась лишь в 1990-е, когда народ "вышел из тени". В некоторых рощах (в частности, Цепельской - некогда главной роще горных марийцев) эта традиция сохраняется.

http://i078.radikal.ru/0812/15/076c1812c60f.jpg

Эта еда  выглядела очень аппетитной и вкусной. Это была НАСТОЯЩАЯ народная кухня: ресторанов марийской кухни в Йошкар-Оле нет, а если бы и были - это было бы совершенно не то. Но мы не успели. Жервтенная пища священна и неприкосновенна до конца молебна. Хотя ближе к середине дня многие ели и пили - но другую еду, принесенную с собой для себя, а не для богов. До конца моления эти блины и хлеб едят боги.

Еще одна очень странная традиция - жертвенные полотенца. Человек должен вышить такое сам и принести, и полотенца просто висят у жертвенника. Потом их возвращают владельцам. Однако марийская вышивка - это очень красиво.

http://s55.radikal.ru/i150/0812/bf/bf7e36830023.jpg

Четвертая форма жервтоприношения меня сначала несколько покоробила: в роще, напротив жертвенника Кугу-Юмо, сидит особый жрец-казначей.

http://s48.radikal.ru/i120/0812/39/61975400e86f.jpg

3

Он читает молитву, и на марийском, и на русском, когда оставляешь около него деньги. Репутацию "меркантильных кю" имеют обычно священники РПЦ, но у марийцев это поставлено на поток даже в большей степени. Однако для марийцев это нормально: ведь их богам вообще приносятся жертвы Такое жертвоприношение - наиболее простое и доступное почти каждому.

А так выглядит жрец, или по-марийски карт. Фотография сделана с любезного разрешения карта:

http://i070.radikal.ru/0812/91/fa551167c3c5.jpg

Одеты карты бывают по-разному, общая черта - войлочные шапки (у верховного карта Таныгина такая шапка еще и красная). Вообще, картов в Марий Эл не так много, учатся они друг у друга, чаще всего передавая навыки по наследству, из поколения в поколение. Для картов моление гораздо обширнее, чем действо в роще,  а кроме того, карт, нарушающий законы чимари, роискует потерять уважение и быть низложенным - хотя такое бывает довольно редко.

Надо рассказать и о "прихожанах" Священной рощи. Такого рода моления собирают до 3000 человек, на этом молении было как минимум несколько сотен.

http://s59.radikal.ru/i165/0812/da/af0def55e1ce.jpg

Причем, что поразило меня и обрадовало - сюда приходят не только старики. Много людей молодых, много горлдских. То есть старики, конечно же, преобладают, но они преобладают и в православных церквях. В кюсото соотношения стара и млада примерно такое же, как в церкви. А это значит - вера живет!

Ведь перевес молодых над стариками значил бы только одно - молебен превращается в тусовку родноверов. Здесь же все на самом деле.

Но все же наиболее колритные персонажи в роще - бабушки, многие из которых носят народные костюмы. Скажем, вот эта очаровательная парочка:

http://s59.radikal.ru/i165/0812/15/6b2c6f7f2112.jpg

-
http://i036.radikal.ru/0812/45/6e93bb063efa.jpg

-
http://s46.radikal.ru/i112/0812/c2/e6485791ec2a.jpg

А есть тут и городские люди, и их не мало:

http://s42.radikal.ru/i095/0812/c1/b2e1a0fa2efb.jpg

Когда жертвоприношение закончилось, а моление еще не началось, люди здесь просто общались, и я ходил, слушал разговоры, участвовал в них. Я помню самых разных людей: артистку-марийку, приехавшую сюда из Башкирии (где находится вторая по величине марийская община), старика-чимари, который много и увлекательно рассказывал о жизни марийского народа на его памяти, мальчика-11-классника из деревни Тоншаева в Шарангском районе Нижегородской области, где он хочет возрождать марийскую веру, министра сельского хозяйства республики Марий Эл, съемочную группу из Йошкар-Олы - очаровательную журналистку и оператора, которые взяли у меня короткое интервью, хозяева крупнейших марийских сайтов, которые вычислили меня через поиск по блогам и уже ждали, карт, который объяснял мне, что слово "икона" по-марийски раскладывается на "ик она", т.е. "одна доска", другой карт - добродушный, веселый, которого я о чем-то расспрашивал... Были здесь люди из Башкирии, из Екатеринбурга - и только из Москвы было нас двое. Общались и по-русски, и по-марийски, но все же марийский язык здесь преобладал, и "по умолчанию" обращались друг к другу на марийском. Но и русским здесь все владил свободно, никакого языкового барьера не наблюдалось.

А за рощей простиралось поле, куда люди выходили отдохнуть от шума и дыма, погреться на солнышке. Около рощи был сеновал, где я успел даже поспать с фотоаппаратом в руке.

http://s51.radikal.ru/i131/0812/54/e8cb609bb823.jpg

-

http://s56.radikal.ru/i154/0812/1b/e9fbf7e1d3a7.jpg

У людей был праздник. Это не было похоже на суровые и торжественные службы в христианских храмах и мечетях: люди просто пришли пообщаться с Богами, попросить их о чем-то, что-то им отдать, о чем-то договориться. И порой казалось, что под сводами Белой рощи среди людей ходят невидимыми для глаз Мланде-Ава, Мер-Юмо, Шочын-Ава, сам Кугу-Юмо...

После был сам молебен. Его текст каждый год сочинялся заново. Зажигались свечи, люди два часа молились, стоя на коленях, а за молебном должна была быть трапеза - но мы туда уже не успели. Туня-кумалтыщ началось около 7 утра а закончилось лишь в 6 вечера, и мы были вынуждены уехать раньше времени - на поезд. Но молебен - лишь часть того, что мы увидели. И может, это сами боги или Сам Бог распорядились, что на молебне нам присутствовать незачем и священую пишу вкушать не стоит.

Пейзажи вокруг. Марий Эл поражает еще и своей чистотой - чистейший, сладкий воздух, живые и здоровые деревья, прозрачная вода, поразительное малое количество мусора. И правда: для марийца чистота - неотъемлемая часть его веры.

http://i042.radikal.ru/0812/b2/93a736ef3aff.jpg

-
http://s52.radikal.ru/i135/0812/48/1b0bd15f7972.jpg

Мне было искренне жаль прощаться с этой землей и народом мари - спокойным, доброжелтельным, красивым и мудрым, немного печальным.

И еще раз хочу поблагодарить Ираиду Степанову, без которой ничего этого я бы не увидел. Может быть, я еще вернусь в Марий Эл - например, увидеть моление на Чумбылатовом камне..

http://s40.radikal.ru/i090/0812/8e/3f6d08741dfb.jpg

И последнее: если я все же написал что-то не то, то вовсе не от враждебности, а просто по ошибке. Ведь очень много из того, что происходило здесь не описано в научных книгах, а моя память склонна давать ошибки.

АВТОР МАТЕРИАЛА - ВАРАНДЕЙ, московский краевед и путешественник

4

молодцы Марийцы!

Слава Предкам!

5

Ветер написал(а):

Слава Предкам!

Марийским то? :)

6

Иван написал(а):

Марийским то?

моим!

7

Ветер написал(а):

моим!

А что, они тоже сумели сохранить веру, культуру и традицию? :)

8

Иван написал(а):

А что, они тоже сумели сохранить веру, культуру и традицию?

нет - я просто славлю их за то что я есть... и за то, что есть у меня...

Слава Предкам!

9

Ладно, твоё дело...

Кстати, если вернуться к статье - я так особо то и не увидел именно язычества. Есть шаманский культ, больше на шаманизм похоже, чем на язычество. Грань тонка, конечно же, но всё же.

10

Иван написал(а):

Грань тонка, конечно же,

тонка... а почему ты думаешь, что шаманизм существовал отдельно от "язычества", что заставляется тебя так думать...

11

То, что шаманизм, это не язычество. Это две разные системы. А разные системы, разумеется, будут существовать отдельно друг от друга. Я думаю, разницу между шаманизмом и язычеством ты, всё таки, знаешь...

12

Иван написал(а):

Я думаю, разницу между шаманизмом и язычеством ты, всё таки, знаешь

знаю... потому могу предположить, что шаманизм ыл для избранных а, "язычество" в том виде в котором мы его представляем - для народа...

13

Это учитывая то, что щаманизм был примитивнее язычества? :)

14

Иван написал(а):

примитивнее

чем... в шаманизме дается очень четкое представление о великой вселенной! чем это он примитивет то...

15

Сначала надо уточнить: о каком имнно шаманизме и каком именно язычестве мы говорим.  Шаманизм, как система верований примитивен. Там нет идеи Божества, там лишь духи.  Это потом уже отдельные духи будут почитаться больше и их сделают богами. Потому и примитивнее. Хотя бы чисто хронологически. Самое сложное - это монотеизм, личностные отношение с Единой Первопричиной Всего Сущего - Богом. А шаманизм - самое простое, что только может быть в религиозном смысле.

16

Иван написал(а):

самое простое, что только может быть в религиозном смысле.

ооооооооооооочень спорно...... ну если только на первый взгляд...

17

Ветер написал(а):

ооооооооооооочень спорно...... ну если только на первый взгляд...

Да нет, бесспорно. Что есть проще шаманизма? Ничего. Причём не на первый взгляд, а вообще. Из него потом только выросло язычество.

18

дело в том, что просто не значит примитивно... это разные понятия... тебе знакомо такое выраежение: "все гениальное просто"... выражения "все примитивное просто" я не знаю...

19

Не вопрос. Дело в терминах. Шаманизм - сама просатая вера. Так пойдёт? :)

20

Иван написал(а):

Так пойдёт

не совсем... это не вера... это знание об окружающем мире и способ взаимодействия с ним...


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » Священные Рощи Мари