Нередко приходится сталкиваться с представлением о том, что вера в Божество Иисуса – результат длительного развития церковных верований, что-то позднее и не связанное с первоначальным возвещением самого Иисуса и верой Его первых учеников. Само существование (и живучесть) такого представления понятна. Возвещение о том, что Бог облекся в человека, и страдал ради страдающего, был был умерщвлен ради умерщвленного и погребен ради погребенного побуждает людей задумываться о том, правда ли это. Если это правда, это меняет все наши представления о Боге, о мире, о человеке, более того, это меняет жизненную ситуацию каждого конкретного человека – меня и Вас. Человек, описанный в очень старой книге превращается из исторического персонажа в Того, кто жив сейчас и сейчас ожидает от меня ответа на Его слово.

Мы либо отзываемся покаянием и верой – и открываемся навстречу глубочайшим переменам в нашей жизни, либо отклоняем это возвещение, что, согласно Евангелию, является самым неверным и трагическим выбором, который только возможно совершить. Если мы все же совершаем этот выбор, возникает естественное желание представить само это возвещение как ошибочное. Какое-то время назад была популярна теория (дольше всех прожившая в СССР), что Иисус – мифологическая фигура, никогда не существовавшая в действительности. Сейчас это взгляд полностью оставлен за явной несостоятельностью, и само по себе существование Иисуса не оспаривается. Считается, однако, что образ харизматического проповедника постепенно мифологизировался в сознании учеников, пока – длительное время спустя – не превратился в догматического Христа ортодоксального христианства.

Человек, отклоняющий веру Церкви, неизбежно приходит к той или иной форме «теории постепенного обожествления». Если мы не верим в то, что Иисус – Бог, нам остается только верить в то, что Его постепенно обожествили христиане – независимо от того, насколько интеллектуально обоснованной будет такая вера.

Однако можем ли мы тут говорить об «обоснованности»? Я уверен, что да. Желаем ли мы разделить веру ранних христиан или нет, это вопрос личного выбора; а вот в чем эта вера состояла, и имело ли место в рамках этой веры постепенное обожествление Иисуса – это вопрос исследования дошедших до нас свидетельств.

С точки зрения исторических свидетельств, для нас тут принципиальны два вопроса:

Когда были созданы документы, вошедшие в Новый Завет? Усваивают ли эти документы Иисусу Божественный статус?

Датировка Нового Завета

Здесь мы сделаем небольшой экскурс в область библеистики, т.е. науки, исследующей Библию как исторический и литературный памятник. Это очень серьезная научная дисциплина, затрагивающая историю, археологию, лингвистику и многие другие области знания. Над тщательным исследованием Библии как исторического документа трудится множество ученых из разных стран мира, как христиан различных направлений, так и неверующих. Одна из задач библеистики – выяснение времени написания тех или иных новозаветных текстов.

Существуют различные методы датировки текстов, но, несколько упрощая, их можно разбить на следующие категории:

1.Внешние данные – цитирование этого документа или его упоминание у более поздних авторов. Если, например, св.Игнатий Антиохийский (замучен в при императоре Траяне в 107 г.н.э) и св.Иустин Мученик (казнен в 166 г. н.э.) упоминают Евангелие от Иоанна, то мы можем заключить, что к моменту, когда они писали это, Евангелие от Иоанна уже существовало и считалось авторитетным.

2.Внутренние данные – соответствие содержания текста условиям существовавшим в определенную эпоху. В этом отношении для датировки Н.З. текстов очень важен 70 г. н.э., когда поле неудачного восстания иудеев против Рима иерусалимский Храм был разрушен. Это была одна из ужаснейших катастроф в истории Израиля, которую иудеи оплакивают до сих пор. Так вот, из содержания значительной части Н.З. текстов следует, что они были написаны в период, когда Храм продолжал стоять, а Иудея еще не подверглась страшному разгрому 70-го года. Например, автор послания к Евреям стремится убедить своих адресатов отказаться от участия в храмовых жертвоприношениях, так как после раз и навсегда совершенной жертвы Христа они потеряли смысл – но ни слова не говорит о том, что эти жертвоприношения попросту невозможны, так как по закону их можно совершать только в иерусалимском Храме, а Храм уже разрушен. Апостол Павел посвящает очень много места полемике с попытками сделать обязательным для христиан соблюдение Моисеева Закона – но нигде не говорит о том, что Закон Моисеев просто невозможно соблюсти: Закон предполагал храмовое богослужение, которое после 70-того года стало невозможным.

3. Данные археологии – датировка древнейших дошедших до нас рукописей. Древнейший манускрипт Евангелия от Иоанна датируется 120 г. н.э., то есть само Евангелие было написано не позже этого времени.

Не останавливаясь подробно на методах датировки (желающие изучить этот вопрос подробно могут обратиться, например, к книге Дональда Гатри "Введение в Новый Завет"), отметим, что в наше время все, в том числе нехристианские исследователи (которые не считают Новый завет богодухновенным) согласны в том, что значительная часть Н.З. документов написана в первом веке – при жизни первого, максимум второго поколения учеников Иисуса. Вот, например, датировка, которую приводит известный религиовед Мирча Элиаде (не христианин) в своем «Словаре религий, обрядов и верований» (Рудомино, 1997):

Послания ап.Павла – 50-60 гг

Евангелие от Марка – около 70 г.

Евангелия Луки и Матфея – около 80 г.

Евангелие от Иоанна – около 100 г.

Я сознательно беру эти данные у неверующего ученого – сейчас мы рассматриваем новозаветные тексты просто как исторические свидетельства о том, во что верила определенная группа людей в определенное время. Хотим ли мы разделить убеждения первых христиан – вопрос нашей веры; во что они верили, и как эта вера отразилась в новозаветных документах – вопрос научного исследования.

Провозглашается ли в Новом Завете Божество Иисуса?

Бог

" В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца." (Иоан.1:1-14)

" Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие."(Иоан.20:28,29)

" Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно," (Кол.2:8,9)

" Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся." (Евр.1:6-12)

Творец

" Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть." (Иоан.1:3)

" ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, "(Кол.1:16-18)

" А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся." (Евр.1:8-12)

Принимающий поклонение

" Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии." (Евр.1:6)

Принимающий молитву

" и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил." (Деян.7:59,60)

Эсхатологический Судия

" Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую." (Матф.25:31-33)

Это парафраз текста из пророка Иоиля:

" Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду." (Иоил.3:12)

" Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:" (2Тим.4:1)

Господь

Для Нового Завета характерно именование Иисуса «Господом». Здесь нужно остановиться немного подробнее. Родным языком Иисуса, насколько мы можем знать, был арамейский. Евангелисты и апостолы, желая распространить Благую Весть как можно шире, писали по-гречески – на универсальном языке тогдашнего мира. Когда к Иисусу в Евангелиях обращаются «Господи» это, по-видимому, перевод арамейского «мара» - слова, выражающего глубочайшее почтение, но совсем не обязательно исповедание Богом. Имели ли люди, обращавшиеся так к Иисусу в годы Его земного служения четкое осознание Его Божества, мы не знаем. Однако когда авторы новозаветных текстов говорят об Иисусе по-гречески, они именуют Его греческим словом «кириос» - «Господь». Это слово используется в дохристианском переводе Ветхого Завета на греческий (так называемом «Переводе Семидесяти Толковников», Септуагинте) для именования Бога; она стоит в Септуагинте там, где Еврейском оригинале стоит четырехбуквенное Имя Божие, Тетраграмматон, например, в таких отрывках как

" Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог;"(Ис.43:11,12)

В Новом Завете слово «Кириос» употребляется либо по отношению к Богу-Отцу, либо по отношению к Иисусу – и больше ни к кому.

Например:

" Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях." (Лук.2:9-12)

Спаситель

Хотя в Ветхом Завете термин «спаситель» может употребляться в узком смысле избавителя от какой-то частной беды – например, нашествия врагов – пророки говорят о Спасителе в абсолютном смысле, которым является только Бог:

" Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; "(Ис.43:11,12)

Именно в этом, абсолютном смысле, наименование «Спаситель» прилагается к Иисусу Христу: Как и «Господом» так и «Спасителем» Новый Завет на равных именует как Бога-Отца, так и к Иисуса Христа. Например:

" и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, "(Лук.1:47)

" ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;" (Лук.2:11)

" А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос." (Иоан.4:42)

" Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных." (1Тим.4:10)

" Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:" (2Пет.1:1)

Предвечно существующий

Как Творец, Сын Божий существует до какого-либо творения; но Писание и прямо утверждает Его предвечное бытие:

" И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. "(Иоан.17:5)

" Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. "(Иоан.17:24)

Посылающий Пророков

" Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;" (Матф.23:34)

Имя, которое надо призывать, чтобы спастись.

"И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь." (Иоил.2:32)

В Новом Завете этот текст цитируется дважды, и в обоих случаях речь идет об имени Иисуса:

"И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется." (Деян.2:21)

"Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись." (Деян.4:9-12)

"Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется." (Рим.10:9-13)

Другие примеры отождествления Иисуса и Яхве Весь мир склонится пред Яхве:

"Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык." (Ис.45:22,23)

Весь мир склонится пред именем Иисуса:

"дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца." (Фил.2:10,11)

Ангел будет послан пред Яхве, Яхве придет в Храм.

"Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф." (Мал.3:1)

Ангел посылается пред Иисусом, Иисус придет в Храм:

"как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою." (Мар.1:2)

Заключение:

Таким образом, уже самые ранние дошедшие до нас документы указывают на то, что ученики Иисуса с самого начала верили в Его Божество; поразительно, но эту вера ясно выражается общиной, многие члены которой знали Иисуса лично. Я повторюсь, что хотите Вы разделить это их убеждение или нет – вопрос веры; но то, что эту убеждение не формировалось на протяжении веков, как многие предполагают, а с самого начала было присуще ученикам Иисуса – вопрос рассмотрения дошедших до нас исторических свидетельств.