~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БИБЛИОТЕКА- » Реконструкция индоевропейского и праславянского язычества по языку


Реконструкция индоевропейского и праславянского язычества по языку

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Реконструкции языческих религиозных систем в современных неоязыческих верованиях либо фантастичны, либо основаны на весьма поздней фиксации.

С другой стороны, существует подробнейшая реконструкция картины мира древних индоевропейцев по данным языка, проделанная лингвистами Гамкрелидзе и Ивановым.

http://depositfiles.com/files/ql22v3jnk

И в ней есть интереснейшее доказательство того, что люди творят богов по своему образу и подобию. Причем сами авторы на этом внимание не акцентируют (они больше описывают, а не оценивают). Но факт весьма интересный.

С одной стороны, как по данным языка для общеиндоевропейской стадии, так и по историческим сведениям для разных индоевропейских народов восстанавливается весьма своеобразная система двоевластия. В которой гражданскую власть осуществляет один лидер - старейшина, старший в роде (а в более поздних демократиях - выборное лицо из числа старейших и наиболее уважаемых и авторитетных граждан), а военную власть - другой лидер, лучший из воинов и полководцев.

Последние пережитки этой системы известны вплоть до завоевания Великого Новгорода Москвой в 15-м веке, ибо в Новгороде гражданским лидером был посадник, избранный из местных городских старейшин, а военным - приглашенный князь из Рюриковичей.

И вот что самое интересное. По данным языка начиная с общеиндоевропейского периода прослеживается существование у индоевропейцев двух главных богов - с одной стороны, равных, а с другой - противостоящих друг другу.

Один из них - в упрощенной транскрипции *djews-phather - это этимологически "сияющий отец". Но поскольку корень *djew- стал для большинства и.-е. языков обозначением бога, то можно назвать его и "бог-отец".

А второй - *pher(kh)unos - этимологически горный / горний / высочайший.

Противопоставлялись эти боги по двум позициям.

Прежде всего, *djews-phather был богом хорошей погоды и сияющего неба, а *pherunos -богом ненастья и грозы.

А с другой стороны, *djews-phather был богом мирного созидания, а *pherunos - богом военного разрушения.

Иными словами, эти боги на вершине пантеона в точности повторяли картину власти на вершине племени. Олицетворяя также и неизбежное противостояние между старейшиной рода и военным вождем.

Наиболее полно эта картина сохранилась в древнейших языках и пантеонах.

Бог солнца "Шиу-" в хеттском, Tiwa в лувийском и Tija в палайском противостоит богу грозы и войны - Pirwa.

Отец богов и людей Дьяус-Питар в Ведах противостоит богу грома Parjanya и богу гор Parvata.

А в самом консервативном из индоевропейских языков литовском dievas означает просто "бог", а Perkunas - языческий бог-громовержец и по совместительству бог войны.

У греков и римлян бог-старейшина - Zews Pater, Ju(s)piter - забрал себе прерогативы бога войны и грозы. Возможно, отголоском этого являются мифы о войнах богов и титанов.

У славян старый корень *djew- (сиять / бог) сохранился, вероятно, в слове "диво" и производных от него, а также в слове "дивий" - дикий (ст.-слав и др.-рус.: "дивий зверь", "дивий вепрь"). Последнее имеет многочисленные аналоги в других и.-е. языках. Дикие звери у индоевропейцев считались "божьими", в отличие от домашних - "человечьих".

А вот для понятия "бог / божество" у славян с дописьменных времен используется иранское заимствование со значением "благой" или "податель благ". Это, собственно, и есть слово "богъ".

Причем это слово тяготеет в сложных словах к постпозитивной, но ударной позиции.

И если бога войны *pherunos отыскать в славянском пантеоне проще простого - это Перун, то в поисках старейшины, бога-отца, придется потрудиться.

Однако если знать, что вместо древнего *djews- славяне использовали иранизм "-богъ" в постпозитивной позиции, перетягивающий на себя ударение, и что в безударной позиции корень *phather имеет нулевую огласовку *phthr- (в праславянском *ptr-) - то ничего сложного нет.

Слвянский бог-отец должен зваться *ptr+(соединительный гласный)+bogъ.

А *ptr- еще в правславянском регулярно превращалось в *str-

То есть бога-отца на праславянском языке звали Стрибог.

И можно даже предположить, что в Греции и Риме Зевс (Юпитер) умалил Перуна, потому что родовая демократия взяла верх над военным вождеством, а у славян Перун умалил Стрибога, потому что вождество взяло верх над родовым старшинством.

2

Иван Борозда написал(а):

и что в безударной позиции корень *phather имеет нулевую огласовку *phthr- (в праславянском *ptr-) - то ничего сложного нет.
Слвянский бог-отец должен зваться *ptr+(соединительный гласный)+bogъ.
А *ptr- еще в правславянском регулярно превращалось в *str-
То есть бога-отца на праславянском языке звали Стрибог.

пазер переозвучить , как стри.... это круто ))))

3

Алесий написал(а):

пазер переозвучить , как стри.... это круто ))))

не перевирай:

не "пазер", а "птр" и не в "стри", а в "стр"

вполне реально

4

Иван Борозда написал(а):

корень *phather

Иван Борозда написал(а):

не "пазер", а "птр"

вот прочитай слово phather . как оно звучит ? не птр же. Без гласных только пишется. произносится то с гласными, а этот Иванов переозвучивает записанное.
и куда дели букву И в стр*бог ?

5

Алесий написал(а):

вот прочитай слово phather . как оно звучит ? не птр же. Без гласных только пишется. произносится то с гласными, а этот Иванов переозвучивает записанное.

Читай внимательнее: "в безударной позиции корень *phather имеет нулевую огласовку *phthr- (в праславянском *ptr-)"

6

хорошо, прочитай в слух phthr. и приведи пример, где используется это слово в безударной позиции.

7

Алесий написал(а):

орошо, прочитай в слух phthr

птр

Алесий написал(а):

приведи пример, где используется это слово в безударной позиции

1) это не слово, а корень

2) речь не о современном языке

3) это словообразующий корень, основа из которой выросли некоторые лингвистические единицы, а не сама лингвистическая единица

8

Иван Борозда написал(а):

А *ptr- еще в правславянском регулярно превращалось в *str-

ну осталось найти превращения регулярные

а ещё можно таким макаром предположить, что *str - это безударное от sаtr и при совмещении через соединительную "и" с бог получим стрибог. Т.е. бог сатир- бог сатиры и юмора )))

9

Алесий написал(а):

ну осталось найти превращения регулярные

для этого нужно знатьв совершенстве  праславянский язык

10

так в том и дело, что его нет. Его лишь реконструируют на основе извесных. А реконструкция - это всегда предположение.

11

Алесий написал(а):

его нет

уже нет

Алесий написал(а):

Его лишь реконструируют на основе извесных. А реконструкция - это всегда предположение.

не всегда, иногда есть данные для достаточно точной реконструкции

12

Иван Борозда написал(а):

уже нет

и небыло никогда. Все эти термины : праслвянский, индоевропейский и пр. - придуманы современными лингвистами.
на каком языке говорили те или иные народы 5 тыс. лет назад и когда они изменялись - только предположения.

Иван Борозда написал(а):

иногда есть данные для достаточно точной реконструкции

вот именно : - иногда
                  - достаточно точной
                  - реконструкции

13

Алесий написал(а):

небыло никогда

... и все были немыми и изъяснялись жестами)))

Алесий написал(а):

вот именно : - иногда                  - достаточно точной                   - реконструкции

Да, именно так. Иногда можно восстановить частично, иногда вообще нельзя, иногда можно целиком. Всё зависит от времени\места\обстоятельств.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БИБЛИОТЕКА- » Реконструкция индоевропейского и праславянского язычества по языку