Реконструкции языческих религиозных систем в современных неоязыческих верованиях либо фантастичны, либо основаны на весьма поздней фиксации.
С другой стороны, существует подробнейшая реконструкция картины мира древних индоевропейцев по данным языка, проделанная лингвистами Гамкрелидзе и Ивановым.
http://depositfiles.com/files/ql22v3jnk
И в ней есть интереснейшее доказательство того, что люди творят богов по своему образу и подобию. Причем сами авторы на этом внимание не акцентируют (они больше описывают, а не оценивают). Но факт весьма интересный.
С одной стороны, как по данным языка для общеиндоевропейской стадии, так и по историческим сведениям для разных индоевропейских народов восстанавливается весьма своеобразная система двоевластия. В которой гражданскую власть осуществляет один лидер - старейшина, старший в роде (а в более поздних демократиях - выборное лицо из числа старейших и наиболее уважаемых и авторитетных граждан), а военную власть - другой лидер, лучший из воинов и полководцев.
Последние пережитки этой системы известны вплоть до завоевания Великого Новгорода Москвой в 15-м веке, ибо в Новгороде гражданским лидером был посадник, избранный из местных городских старейшин, а военным - приглашенный князь из Рюриковичей.
И вот что самое интересное. По данным языка начиная с общеиндоевропейского периода прослеживается существование у индоевропейцев двух главных богов - с одной стороны, равных, а с другой - противостоящих друг другу.
Один из них - в упрощенной транскрипции *djews-phather - это этимологически "сияющий отец". Но поскольку корень *djew- стал для большинства и.-е. языков обозначением бога, то можно назвать его и "бог-отец".
А второй - *pher(kh)unos - этимологически горный / горний / высочайший.
Противопоставлялись эти боги по двум позициям.
Прежде всего, *djews-phather был богом хорошей погоды и сияющего неба, а *pherunos -богом ненастья и грозы.
А с другой стороны, *djews-phather был богом мирного созидания, а *pherunos - богом военного разрушения.
Иными словами, эти боги на вершине пантеона в точности повторяли картину власти на вершине племени. Олицетворяя также и неизбежное противостояние между старейшиной рода и военным вождем.
Наиболее полно эта картина сохранилась в древнейших языках и пантеонах.
Бог солнца "Шиу-" в хеттском, Tiwa в лувийском и Tija в палайском противостоит богу грозы и войны - Pirwa.
Отец богов и людей Дьяус-Питар в Ведах противостоит богу грома Parjanya и богу гор Parvata.
А в самом консервативном из индоевропейских языков литовском dievas означает просто "бог", а Perkunas - языческий бог-громовержец и по совместительству бог войны.
У греков и римлян бог-старейшина - Zews Pater, Ju(s)piter - забрал себе прерогативы бога войны и грозы. Возможно, отголоском этого являются мифы о войнах богов и титанов.
У славян старый корень *djew- (сиять / бог) сохранился, вероятно, в слове "диво" и производных от него, а также в слове "дивий" - дикий (ст.-слав и др.-рус.: "дивий зверь", "дивий вепрь"). Последнее имеет многочисленные аналоги в других и.-е. языках. Дикие звери у индоевропейцев считались "божьими", в отличие от домашних - "человечьих".
А вот для понятия "бог / божество" у славян с дописьменных времен используется иранское заимствование со значением "благой" или "податель благ". Это, собственно, и есть слово "богъ".
Причем это слово тяготеет в сложных словах к постпозитивной, но ударной позиции.
И если бога войны *pherunos отыскать в славянском пантеоне проще простого - это Перун, то в поисках старейшины, бога-отца, придется потрудиться.
Однако если знать, что вместо древнего *djews- славяне использовали иранизм "-богъ" в постпозитивной позиции, перетягивающий на себя ударение, и что в безударной позиции корень *phather имеет нулевую огласовку *phthr- (в праславянском *ptr-) - то ничего сложного нет.
Слвянский бог-отец должен зваться *ptr+(соединительный гласный)+bogъ.
А *ptr- еще в правславянском регулярно превращалось в *str-
То есть бога-отца на праславянском языке звали Стрибог.
И можно даже предположить, что в Греции и Риме Зевс (Юпитер) умалил Перуна, потому что родовая демократия взяла верх над военным вождеством, а у славян Перун умалил Стрибога, потому что вождество взяло верх над родовым старшинством.