к.ф.н. Н.П.Шевцова
Работа посвящена
одной из важных для понимания
особенностей русской национальной культуры тем
в курсе "Культурология"
- процессу смены типа культуры в Древней Руси.
Для студентов 2 курса
всех специальностей.
Тема XII "Язычество и христианство в генезисе русской национальной культуры" в курсе Культурологии является одной из основополагающих. Ее знание дает ключ к пониманию становления и развития специфических черт культуры русского народа. Предлагаемые студентам методические указания позволят разобраться в сложном процессе трансформации древнеславянской языческой культуры в христианскую.
Работу над темой следует связать с вопросами, которые помогут в ее усвоении.
Предпосылки становления древнерусской культуры;
Общие черты культуры Киевской Руси;
Язычество как основа культуры древних славян;
Принятие христианства, двоеверие и создание самостоятельной русской культуры;
Развитие письменности и образования, литературы и художественной культуры.
Формирование древнерусского государства – Киевская Русь, объединившего восточнославянские, составлявшие его основной компонент, и некоторые неславянские племена относится к IXв. Политическое объединение этих племен способствовало их этнической консолидации, формированию единой древнерусской народности и складыванию ее культуры.
Мощной основой формирования и развития самобытной древнерусской культуры было богатое культурное наследие восточных славян. Ко времени образования Киевской Руси восточнославянская культура прошла длительный путь своего развития, измеряемый тысячелетиями.. Начало процесса возникновения и формирования культуры восточных славян связывают с развитием протославянских племен в недрах индоевропейского единства, на невыгодной окраине индоевропейского мира, в стороне от центров развития. Начиная с XV – Xв. до н.э можно уже с достаточной определенностью говорить о праславянах, составивших основу восточно-славянской этнической общности.
Древнейшая русская летопись "Повесть временных лет" (XIIв.) сохранила рассказ о приходе славян на Днепр с Дуная через Карпаты, но по мнению современных историков, существовал и иной путь славян в Восточную Европу – с южных берегов Балтики к берегам Волхва и Ладоги.
Историческим ядром восточных славян на протяжении полутора тысяч лет была сравнительно небольшая область Среднего Поднепровья возглавившая процесс рождения феодального государства на огромном пространстве Восточной Европы – от Вислы до Волги и от Балтики до Черного моря.
Развитие культуры восточных славян было связано с последующим их расселением по лесной зоне и ассимиляцией с ними литовско-латышских, а позднее – финно-угорскими племенами Севера. Переселенцы оказывались в новых природных условиях, в соседстве с племенами, сформировавшими свою систему понимания мира. Однако фольклор свидетельствует о том, что многое вынесенное из наследия общеславянской прародины, было сохранено и передавалось из поколения в поколение, дойдя во фрагментах до ХХ века. В результате освоения новых земель образовались две зоны с разным уровнем и темпом развития:
южная, лесостепная, со всем наследством прародины и сколотских царств;
северная зона далекого расселения в чужих, менее благоприятных землях.
Это было бурное время стремительных перемещений и нашествий, союзов и вторжений десятков племен. Происходило взаимопроникновение и ассимиляция ряда народов, которое завершилось расселением славян на Балканах и в лесах северо-востока Европы. Возникшая новая форма переселенческой культуры отличалась наскоро построенными избами-землянками, набольшими поселками, огрубленным бытовым инвентарем. Именно таких славян и антов, быстро меняющих места поселения, и наблюдали греческие и итальянские писатели VIв. в лесостепном Среднем Поднепровье. С этого времени заселившие почти половину Византийской империи, славяне стали играть самостоятельную роль на политической арене раннесредневековой Европы.
Во второйполовине IX в. происходит объединение основной части восточных славян под главенством Киева. Это событие ознаменовало собой создание древнерусского государства – Киевской Руси, рождение военно-феодального класса, слияние воедино обеих зон, предопределило участие племенной знати в регулярных далеких экспедициях в Византию и арабский халифат. Границы познаваемого мира раздвинулись. Если некогда слово "мир" означало поселок, "вервь" ("мирская сходка" – собрание крестьян одной деревни), то теперь географические рубежи мира раздвигаются до пределов всего Старого Света – от "аглян" во "Вретании", до индов и китайцев-"серов", "живущих на коньць земля".
К тому же времени относится и появление понятия "Русь", "Русская земля". В широком смысле "Русь" означала все земли восточных славян, подвластные Киеву. В узком смысле (в географическом отношении) Русь – место южнее Киева, ограничиваемое реками Рось, Росава и Днепр.[1]
IX в. у славянских и некоторых других племен, обитавших на обширной территории Восточной Европы являлся переходным периодом от первобытнообщинной формации к раннефеодальной. Окруженная огромной зоной феодального мира развитой в Европе, Азии, Северной Африке и втягивающей в свою орбиту все новые общества, Русь избежала рабовладельческого пути развития. (Рабовладение у восточных славян существовало с VIв., оставаясь, однако, на уровне патриархального. Сформировавшийся рабовладельческий уклад так и не стал ведущим в системе экономических и социальных связей, хотя и способствовал выделению знати.)
Русская культура формировались на основе языческого мировоззрения славян, финно-угров, балтов, викингов (норманнов, или, в древнерусском употреблении – варягов), при участии христианской Византии, исламской Волжской Булгарии (и через нее Арабского халифата) и иудейского Хазарского каганата.