"Слышав ... прелесть кумирскую около окрестных градов Великого Новаграда: в Вотской пятине, в Чюди и в Ижере и около Иваняграда, Ямы града, Корелы града ... и по всему Поморию Варяжского моря ... до Л они до Дикие ... Еже мы прияхом от святого великого князя Владимера святое крещение - во всей Руской земли скверные молбища идолские разорены тогда, а в Чуди и в Ижере и в Кореле и во многих русских местех ... скверные молбища идолские удержашася и до царстве великого князя Василия Ивановича (1505-1533 гг.) ... Суть же скверные молбища их: лес и камение и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и езера. И проста рещи - всей твари (всему существующему) покланяхуся яко богу и чтяху и жертву приношаху кровную бесом - волы и овцы и всяк скот и птицы ...".
из письма новгородского архиепископа Макария великому князю Ивану (Грозному) в 1534 г
Предки наши всем сердцем приняли святое крещение и отринули язычество
Сообщений 1 страница 13 из 13
Поделиться12009-07-20 13:36:30
Поделиться22009-07-20 14:23:37
"В Новеграде людие, уведавше еже Добрыня идет крестити я, учиниша вече и закляшася вси - не пустити во град и не дати идолы опровергнут. И егда приидохом, они, разметавше мост великий, изыдоша со оружием. И аще Добрыня прещением и лагодными словы увещевая их, обаче они ни слышати хотяху. И вывезше 2 порока (метательных орудия) великие со множеством камения, поставиша на мосту, яко на сущие враги своя. Высший же над жрецы славян Богомил, сладкоречия ради наречен СОЛОВЕЙ, велъми претя люду покоритися. Мы же стояхом на Торговой стороне, ходихом по торжищам и улицам, учахом люди, елико можахом ... И тако пребыхом два дни, неколико сот крестя. Тогда тысецкий новгородский Угоняй, ездя всюду, вопил: "Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание!" Народ же оноя страны (левый берег Волхова, где был Детинец), рассвирепев, дом Добрынин разориша, имение разграбиша, жену и неких сродник его избиша ... (военачальник Добрыни Путята переправился через Волхов) выше града (т. е. там, где Перынь) и вошел во град ... Людие же страны оные, услышавше сие, собрашася до 5000 оступиша Путяту и бысть междо ими сеча зла. Неки шедше церковь Преображения господня разметаша и домы христиан грабляху ... (Добрыня победил язычников) и а бие идолы сокруши - деревяннии сожгоша, а каменнии изломав, в реку вергоша; и бысть нечестивым печаль велика. Мужи и жены, видивше тое, с воплем великим и слезами просяще за ня, яко за сущие их боги ...".
поздняя Иоакимовская летопись сохранившаяся только в записи Татищева В. Н.
Поделиться32009-07-20 14:51:13
"В лето 6735 (1227) сожьгоша волхвов 4 - творяхут их потворы деюще. А то бог весть! И сожгоша их на Ярославле дворе".
Новгородская летопись XIII в
Поделиться42009-07-20 14:56:33
"Паче же женами бесовьская вълшвения бывають. ...Мъного вълхвують жены чародейством и отравою и инеми бесовьскыми къзньми".
Новгородская летопись 1060-х годов
Поделиться52009-07-20 16:18:00
"В лето 6735 (1227) сожьгоша волхвов 4 - творяхут их потворы деюще. А то бог весть! И сожгоша их на Ярославле дворе".
А это к чему? Обычай сжигать волхвов языческий вообще-то...
Поделиться62009-07-20 16:19:06
поздняя Иоакимовская летопись сохранившаяся только в записи Татищева В. Н.
Эту татищевскую сказку ещё академик Рыбаков называл недостоверной.
Поделиться72009-07-21 09:56:28
Эту татищевскую сказку ещё академик Рыбаков называл недостоверной.
нет проблем... будет свободное время я те еще сотни свидетельств "принятия всем сердцем православия" выложу...
академик Рыбаков называл недостоверной
кстати именно Рыбаков на эту сказку и ссылается...
Поделиться82009-07-21 10:03:24
А это к чему? Обычай сжигать волхвов языческий вообще-то...
ну тогда здесь 2 варианта...
1) либо все-таки языческие нравы были сильны и люди им следовали, если сожгли волхвов по языческому обычаю
2) либо все-таки их сожгли христиане, за то, что продолжали следовать традиции и "мутили воду" в народе...
tercium non datum...
Поделиться92009-07-21 15:08:53
будет свободное время я те еще сотни свидетельств "принятия всем сердцем православия" выложу...
В чем проблема, Ветер? Ну никто не спорит, что часть язычников не приняла христианства "всем сердцем", и что это меняет?
Поделиться102009-07-21 15:11:51
кстати именно Рыбаков на эту сказку и ссылается...
Он готов её принять с БА-А-АЛьШИМИ оговорками.
1) либо все-таки языческие нравы были сильны и люди им следовали, если сожгли волхвов по языческому обычаю
Да, часть населения не избавилась от многих языческих суеверий. Процесс воцерковления долгий, вообще-то.
2) либо все-таки их сожгли христиане, за то, что продолжали следовать традиции и "мутили воду" в народе...
Нет. Такой обычай был именно у язычников. Святитель Серапион настаивал на недопустимости таких суеверных языческих обычаев в среде православных.
Поделиться112009-07-21 15:34:34
В чем проблема
так я и не говорю, что есть какая-то проблема... я лишь констатирую факты... выводы каждый делает сам... и спорить с тобой я не собираюсь ))) я давно уже не с кем не спорю... у меня свое мнение, у тебя свое... жизнь мой учитель... а не ты и церковь твоя...
Поделиться122009-07-21 15:37:38
Такой обычай был именно у язычников
ага а инквизиция все-таки была языческая... ))))))))))))) думай, что говоришь... хотя ладно... спорить нет желания...
Поделиться132009-07-21 18:26:56
ага а инквизиция все-таки была языческая... ))))))))))))) думай, что говоришь... хотя ладно... спорить нет желания...
Обычай языческий был умерщвлять тех, кто, по общему мнению, насылал порчу и т.п.
Вы еще держитесь языческих обычаев, верите волхвованию и сожигаете невинных человеков, и делаете виновными в убийстве все общество и весь город. Кто и не совершил убийства, но, будучи в собрании убийц, соглашался с ними, и тот убийца. Или кто мог помочь, а не помог, тот как бы сам делал повеление убить. Из каких книг или какого писания узнали вы, что от волхвования бывает голод на земле и опять волхвованием умножается хлеб? Ежели сему верите, то почему сожигаете волхвов? Вы молитесь и почитайте их, приносите им дары, ежели они благоустрояют мир, пускают дождь, наводят теплую погоду, повелевают земле приносить плоды! Вот ныне по три года не родится хлеб, не только на Руси, но и в земле латинской, волхвы ли сделали это? Не Бог ли распоряжает свою тварь как хочет, наказывая нас за грехи?...
Святитель Серапион Владимирский (13 век). Из его четвертого Слова - обличение обычая сжигать волхвов.
Вот в другой летописи более подробно тот же случай рассмотрен:
6735 (1227) Явились в Новгороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхвования, и потворы, и ложные знамения творили, и много зла сделали, и многих прельстили. И собравшиеся новгородцы поймали их и привели на двор архиепископа. И мужи князя Ярослава вступились за них. Новгородцы же привели волхвов на двор мужей Ярослава, и сложили великий огонь на дворе Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели.
Никоновская летопись. ПСРЛ, т. 10., М., 1965
Отредактировано Iоанн Пламенный (2009-07-21 18:27:56)