Председателю Правительства России
В. В. Путину
от граждан России
Зубова Дмитрия Михайловича,
Зубовой Марии Андреевны
Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Просим Вас уделить пять минут внимания на проблемы работающей молодёжи. Точнее, на самую острую, жизненно важную проблему: отсутствие собственного жилья. Для большинства молодых семей в России нет столь же притягательного, загадочного и одновременно пугающего слова, как ИПОТЕКА. Мы с женой находимся в положении, типичном для тысяч семей, поэтому перехожу к описанию нашей ситуации.
Мне 28 лет, жене 26, оба специалисты с высшим образованием. Познакомились два года назад, год живём вместе, снимаем квартиру в ближнем Подмосковье за бешеные деньги (20 тыс. рублей – это две хороших месячных зарплаты на моей малой Родине, в Брянске).
Женились несколько месяцев назад. Молодая семья, вроде «везде дорога» и «поддержка государства», «широкие перспективы»… Надо как-то своим жильём обзаводиться, ведь не всё время же по съёмным квартирам не мыкаться. А то выходит государство бумажку накарябало (содрав за неё несколько сотен деревянных), что мы семья, а жилплощадь, куда пристроить новоиспечённую ячейку общества, государство карябать не торопится.
Стали прикидывать варианты, как получить собственную квартиру:
1. Взять денег у родственников. Родители помочь особо не могут (сами работают, чтобы оплатить жильё, чтобы поспать и покушать для того, чтобы работать чтобы оплатить жильё… и так по бесконечному кругу). Другие родственники сами не могут помочь своим детям приобрести отдельное жильё.
2. Государственная поддержка. Что-то услышали от знакомых про существующую государственную программу поддержки молодым семьям.
В администрацию по месту прописки жены сначала сунулись (Саратовская область). Необходимо собрать тонну справок, чтобы в итоге выделили жалкую субсидию в размере 100 тысяч рублей. Причём по опыту знакомых поняли тактику местной администрации: последовательность сбора справок такова, что пока вы сварганите, наконец, последнюю в списке справку, первые уже станут недействительны за истечением срока действия.
Так что, вернувшись обратно в Москву в бессильной злобе, мы на помощь от государства плюнули как на невесёлую шутку.
3. И, наконец, остался последний вариант: ИПОТЕКА! Вот он выход, подумали мы.
За год собрали с женой небольшую сумму, откладывая из зарплаты, во время свадьбы кое-что добавили родственники, что-то взяли в долг без процентов, остаток родители жены взяли в кредит. В итоге в конце октября мы наскребли сумму, которую банки называют «первоначальным взносом» (30 % от стоимости квартиры).
Я бы назвал это первой сценой в трагическом спектакле под названием «Кабала». Объясню, почему.
Квартира в Подмосковье, на которую мы с женой могли претендовать при лучшем раскладе, стоит 2 700 000 рублей. Учитывая то, что мы выбрали банк с самым низким (реально, а не в рекламе) процентом – 14 % – и срок кредита 15 лет, мы должны были бы каждый месяц платить примерно 26 тысяч рублей (!) И это не считая комиссию банка, расходы по сопровождению кредита, страхование квартиры, жизни и здоровья заёмщика… Ещё не стоит забывать про коммунальные платежи.
В итоге у нас вырисовывалась довольно мрачная перспектива: всю молодость, почти до 45 лет, сидеть в долговой яме, затрачивая каждый месяц по 30 тысяч, экономя на питании и элементарных развлечениях, проводя вечера в молитвах (не дай бог, если с одним из нас случится долгая болезнь или потеря работы – тогда выход только петля на шею). Недаром в народе ходит поговорка, что при входе в ипотечную квартиру кошка упирается руками и ногами.
Но на этот риск мы согласны были пойти только потому, что он был меньшим злом, чем ситуация, когда мы весь трудоспособный возраст прожили бы с женой на съёмных квартирах, а на пенсии выпили бы яду, чтобы не умирать на улице.
В общем на сбор документов по ипотеке у нас ушёл месяц. Выбрали с женой день, отпросились с работы и пошли в Московский кредитный банк (МКБ).
В тесном душном офисе на Рижской, где даже не было кулера с водой и туалета, нас усадили на драном диване для просителей, предварительно заставив потесниться присевшего туда парня.
Накануне по телефону банковский клерк назначил нам собеседование на 16 часов. Так плечо к плечу мокрые от пота, мы сидели и ждали, когда нас примут. Когда часы показали 16.30 я не выдержал и подошёл к клерку с претензией: «Почему Вы не уважаете наше время? Мы же договаривались на 16 часов». В ответ прыщавый зализанный юноша огрызнулся, что дескать нет повода для волнения, нас обязательно примут.
Спустя 10 минут, нас всё же осчастливили аудиенцией на стульях с какими-то разводами от пролитой жидкости. Следующий час пролетел, как мгновенье: нам устраивали перекрёстный допрос, приняли от нас кипу документом, которые еле уместились в две папки-скоросшиватели, снимали нас на камеру, просили замереть, повернуться в профиль, только что слюну не заставили выделить на анализ.
Спустя неделю нам позвонили и сказали, что банк нам отказывает в предоставлении кредита.
И вот мы с женой сидим, как пыльным мешком трухнутые.
Молодожёны, окончившие ВУЗы с отличием, работающие в Москве, собирающиеся рожать детей, ценой неимоверных усилий насобиравшие 30 % на первоначальный ипотечный взнос, собравшие все документы, НЕ ИМЕЕМ В РОССИИ НИКАКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ!!!
Где государство с его регулирующими функциями?
Где контроль над ценами, над процентами?
Почему власть позволяет банкам высасывать из воздуха баснословную наживу на людском горе?
Откуда появились эти 15 % годовых по ипотеке? Мы что, в развитой Западной Европе живём и все миллионеры?
Государство, ау! Где ты?! Почему не следишь за ожиревшими до безобразия банками?
Почему в России допустим полнейший абсурд: молодая семья, выполнив все требования банка, собрав первоначальный взнос и согласившись платить астрономические проценты, получает отказ и остаётся на улице?!
Ведь банк не потеряет свои деньги даже если мы не сможем до конца погасить долг по ипотеке! Банк просто заберёт у нас квартиру и получит своё!
Почему эта страна не хочет дать нам шанс? С трудом удерживаемся от проклятий в адрес этой безвольной власти.
Создаётся впечатление, что государство плюёт на молодое поколение, делает всё, чтобы потерять Россию.
Вместо бесплатного или хотя бы посильно платного жилья, хорошо оплачиваемой работы, достойного пособия на детей государство предлагает нам дешёвую водку, безработицу и бомжевое будущее.
При таком раскладе уже к 2030 году по обезлюдевшей России будет гулять вольный ветер или трудолюбивые китайцы и расчётливые американцы поделят эту территорию на сферы влияния.
Тогда каждый оставшийся в живых, доведённый до животного состояния житель России будет мечтать оказаться в резервации на территории американцев, потому что китайцы народ более жестокий и церемониться с правами аборигенов не станут.
Вы знаете, что в бедной на природные ископаемые и пресную воду (ничтожно нищей по сравнению с Россией) Испании расходы граждан по ипотеке составляют 3 (ТРИ) % годовых! На каждого испанца в среднем приходится 45 кв. м. жилья!
Почему в огромной России не могут бесплатно выделить всем желающим землю для жилищного строительства? Никто уже не просит помощи у этого государства, просто дай землю и отойди в сторону, не мешай!
В Италии хорошая двухкомнатная квартира стоит 2 500 000 рублей (в переводе на российские деньги). В Москве задрипанная однушка на окраине продаётся не менее 4 000 000 рублей!
Как вы думаете, если в Испании и Италии государство существенно помогает людям, там живут намного беднее, чем в России? Наивный вопрос…
Мы теряем уважение к этому государству, которое за интересами банковской верхушки не видит гибели и вырождения простого народа.
Господин премьер, посмотрите правде в глаза!
Уже мало кто воспринимает всерьёз, как Вы журите перед видеокамерами нерадивых чиновников, мало кто верит Вашим подчёркнуто «правильным» заявлениям (в сочетании с грозным сверканием глаз) о борьбе с коррупцией. Много в итоге наборолись?
То тут, то там погонники расстреливают людей, избивают женщин на митингах, подбрасывают наркоту невиновным. И уж точно мало кто всерьёз воспринял шумное объявление о преодолении кризиса.
Как я могу поверить, что кризис закончился, если на проезд до работы мне надо потратить 122 рубля (билет на скоростную электричку из ближнего подмосковья стоит 100 рублей, поездка в метро – 22 рубля). В день один проезд обходится мне в 244 рубля! Бутылку водки же можно купить за 80 рублей (!)
Немало людей со сложной жизненной ситуации сделали «рациональный» выбор в пользу дешёвого алкоголя. Тот факт, что проезд в один конец стоит почти в два раза дороже, чем бутылка отравы, далеко не самый важный источник повсеместной маргинализации народа.
Главная причина в том, что государство оставило многомиллионную армию безработных подыхать в канаве, а «бедствующим» банкирам вручило миллиарды рублей! У них же, любезных, кризис! Нелегко ведь, наверное, имея сто миллионов долларов, остаться с тридцатью миллионами! Как же прожить на такие «крохи»!
Зато плебеям терять почти нечего: получал десять тысяч, уволили с работы, и шут с ним! Он же каких-то десять тысяч потерял, а банкир – целых семьдесят миллионов долларов!
И кто самый несчастный и потерпевший? Кому надо помогать? Конечно, банкиру!
Очень логичный, но не вполне гуманный, и уж точно исторически недальновидный вывод! Когда из-за растущей безработицы в стране поднялась волна преступности, государство бросилось, сломя насосы, качать миллиарды рублей не в социальную сферу, а в закрома «загибающихся» банков!
И эти банки отказывают нам, гражданам России, правительство которой их поддержало, в предоставлении ипотеки под абсурдно высокий процент! Каков цинизм!
Похороны совести состоялись.
Не удивимся, если наш крик души застрянет в чиновничьей корзине для мусора. Но если Вы хотите, чтобы у этой страны было будущее, обратите внимание на проблемы молодёжи.
Поймите, что корень всех бед для российской молодой семьи – это отсутствие элементарного фундамента для жизни и продолжения рода – собственного жилья.
Владимир Владимирович, мы просим содействия в выделении нашей семье ипотечного кредита (не более 15 % годовых) на 15-20 лет в любом из банков. Поймите нас, мы не хотим встретить свою старость без детей и на улице.
С уважением и надеждой на понимание,
Дмитрий и Мария Зубовы