Похоже, что некоммерческие или неправительственные организации становятся одним из самых главных инструментов внешней политики. Именно в этом ключе следует рассматривать и сделанное властями США 27 августа 2007 года США объявление об ужесточении контроля за некоммерческими организациями (НКО) со стороны ЦРУ и ФБР. Напомним, что согласно новым правилам, все НКО, финансируемые Агентством США по международному развитию (USAID), обязаны предоставлять подробную информацию о своих сотрудниках для проверки американскм компетентным органам. Кроме того, американские спецслужбы могут затребовать информацию о тех людях и организациях, которым деньги попадают в конечном итоге.
Возникает вопрос, с чего вдруг американцам понадобилось вводить столь жесткие меры по контролю над организациями, основной целью работы которых является «продвижение демократии» и «защита прав человека».
Логичной выглядит позиция, что США хотят быть уверенными в том, что деньги американских налогоплательщиков не расходуются на содержание террористических группировок и никто из сотрудников НКО не связан с экстремистами. Или то, что эти деньги хотя бы не разворовываются.
Однако не связана ли забота Белого дома с чем-либо еще? И почему контрольные функции возложены на разведку и политическую полицию, а скажем не на какую-то гражданскую структуру? Похоже, что американские спецслужбы «курирующие» данные НКО даже не пытаются скрыть то обстоятельство, что рассматривают грантополучателей как своих внештатных сотрудников. А раз так, то кто же, как не они должны контролировать целевое использование средств.
Расскажем коротко об Агентстве по международному развитию, которое тоже могло бы с полным основанием быть включенным в разведсообщество США. USAID, созданное в годы реализации плана Маршалла для борьбы с советским влиянием в Европе, до сих пор не утратило своего значения в качестве важного инструмента внешней политики. Официально «деятельность агентства координируется госсекретарем США для достижения целей американской внешней политики по всему миру», а значительная доля бюджета организации идет на «продвижение идеалов демократии и прав человека», в том числе путем поддержки зарубежных НКО. Немалые суммы, выраженные в миллионах долларов, USAID тратит «на поддержку демократии» и на постсоветском пространстве. А деньги, как известно, являются хорошим стимулом для создания своих позиций влияния как в «недемократических», так и в «демократических» правительствах. Ведь основная идея выделяемых американцами грантов на «развитие гражданского общества, обеспечение и свободу СМИ, поддержку справедливых выборов» и так далее заключается в том, чтобы финансировать создание и деятельность оппозиции.
Характерным примером таких капиталовложений могут послужить так называемые «цветные революции», организованные и проведенные на американские деньги в Югославии и в ряде стран СНГ.
Следует отметить, что деятельность USAID и подконтрольных ему НКО в России осуществляется в том же русле. О чем более чем красноречиво свидетельствуют все ступени распределения денежных средств, выделяемых данной структурой. Возьмем, к примеру, одного из основных грантополучателей USAID – Международный республиканский институт США (IRI).
Созданный в 1984 году IRI, председателем совета директоров которого является небезызвестный сенатор США Джон Маккейн, один из самых оголтелых русофобов, проводит обучающие программы для политических партий, органов представительной власти и других организаций, непосредственно участвующих в осуществлении открытого политического процесса.
Программы IRI разрабатываются с учетом местной специфики и интересов участников программ. Они охватывают широкий круг вопросов: от основ гражданского общества, способов создания политических партий и проведения избирательных кампаний на выборные должности до проведения конференций для недавно выбранных парламентариев по вопросам осуществления законодательной деятельности.
Но это только витрина. В реальности же через IRI производилось финансирование многочисленных государственных переворотов в Латинской Америке. По данным влиятельной газеты «Вашингтон таймс», институт был напрямую задействован в сентябрьском перевороте в Югославии – «первой кампании США по свержению главы иностранного государства не через открытые действия (которые ЦРУ уже применяло в Иране и Гватемале), а с помощью современных избирательных технологий». Как утверждает издание, Национальный демократический институт международных отношений США (NDI, аналогичная IRI организация, тоже, кстати, грантополучатель USAID) во время югославских выборов делал ставку на работу с сербскими оппозиционными партиями, а IRI был занят в основном с движением, составившим идеологическую и организационную основу «бескровной революции» в Белграде - студенческим движением «Отпор!». Но это только начало. Далее идут небезызвестные события в Грузии, Украине, Киргизии, и что интересно, там IRI тоже сыграл не последнюю роль в достижении выгодного для США результата.
Затем, с опорой на югославский опыт, инструкторы IRI способствовали созданию в Грузии молодежного движения «Кмара!», которое, используя разработанные американцами технологии, поддерживало выгодного для США кандидата в президенты - Михаила Саакашвили, который, еще, не будучи президентом Грузии, наезжал из Тбилиси в Белград, где его обучали технологиям организации акций массового неповиновения. Созданная политическая ситуация, в которой власть, якобы, обманула большинство населения, представив искаженные результаты голосования в первом туре, стала самым мощным фактором формирования общественного мнения. Последовал «стихийный» социальный взрыв, подогретый щедрыми гонорарами для демонстрантов - люди вышли на улицы.
Точно такой же сценарий мы увидели во время «оранжевой революции» на Украине. Только там представители IRI совместно с лидерами «Отпора!» и «Кмары!» уже обучали своим технологиям активистов украинского молодежного движения «Пора!», чьи лозунги так пестро сверкали на Майдане.
«Мы точно не знаем, сколько миллионов или десятков миллионов долларов были выделены правительством США на президентские выбора на Украине, - сказал однажды депутат от республиканской партии США Рон Пол, - но мы знаем, что большая часть этих денег предназначалась для поддержки определенного кандидата - Виктора Ющенко». Интересен опубликованный в СМИ факт, что новый директор ЦРУ Портер Госс назначил своим старшим советником Михаила Костива – американца украинского происхождения, до последнего времени, работавшего в комитете по вопросам разведки Палаты представителей Конгресса США, который представлял IRI в качестве наблюдателя на украинских парламентских и президентских выборах 1994 года. Он и сейчас остается заместителем председателя IRI сенатора Джона Маккейна. Что еще раз подтверждает тесную смычку, или вернее, спайку «общественников» с американскими спецслужбами.
А в Киргизии, во время известных событий, функционеры IRI вообще обнаглели настолько, что ими занялась Генеральная прокуратура, сотрудники которой обратили внимание на организаторов национального опроса, проведенного по заказу IRI. Основной смысл такого мониторинга заключается в том, что, имея четкое представление о положении дел в стране и определив круг «недовольных» существующим строем, можно спокойно направить их «вершить правосудие». А денег на это у американцев всегда было достаточно. Иными словами, механизмы манипуляции «демократическими институтами» отработаны в совершенстве.
В России IRI работает с 1992 года. За это время были проведены серии программ тренингов для депутатов Государственной Думы, депутатов на уровне местного самоуправления и региональном уровне, политических партий и неправительственных и общественных организаций. Но, главный свой взор IRI направил опять же на оппозицию и опять же на молодежь. Оно и понятно – ими управлять легче. Сначала тренеры IRI работали с молодежными крылами «Яблока» и «СПС», в настоящее время переключились на другие молодежные протестные движения с громкими названиями - «Оборона» и «Народно-демократический союз молодежи». USAID платит деньги, а активисты IRI обучают их методам подрывной деятельности, борьбы с существующим строем. И, естественно, лидеры вышеупомянутых сербских, грузинский и украинских организаций приезжают в Москву с целью обмена опытом со своими сверстниками. Все это в конечном итоге выражается в участии «оборонцев» в «марше несогласных» и тому подобных акциях. Идет интенсивная подготовка к парламентским и президентским выборам в России, когда антироссийские силы, связанные с Мировой закулисой предпримут попытку «перехвата власти».
Отметим, что эта подготовка осуществляется практически в открытую. В этой связи логичен вопрос: почему НКО с такой репутацией и с такими задачами трудится на территории России? Ответ, наверно, тоже банален – все решают деньги.
Только представьте, что было бы, если в США узнали, что, к примеру, российский фонд финансирует предвыборную кампанию какой-либо из двух американских партий, или правильность подсчета голосов на выборах! В США это запрещено законом об избирательных кампаниях. Там незаконными являются любые пожертвования от иностранца в связи с выборами на любую политическую должность. Российское законодательство также запрещает подобное финансирование избирательных кампаний, но все «несогласные», стремящиеся изменить государственный строй, де-юре являются некоммерческими или общественными организациями, а не политическим партиями в правовом смысле. Имеющийся Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» на сегодняшний день также не отвечает требованиям недопущения зарубежного финансирования антиправительственных организаций, хотя с каждым годов количество поправок увеличивается.
А не так давно, обращаясь к активистам IRI, президент США Джордж Буш младший выразил надежду, что в скором времени ожидает продолжение перемен на Кавказе и в Центральной Азии, заметив: «В последние месяцы, мы стали свидетелями розовой, оранжевой, пурпурной и кедровой революций - и, похоже, это только начало». В России же, хотя некоторое время назад Президент Владимир Путин на встрече с правозащитниками заявил: «Я категорически возражаю против финансирования из-за рубежа политической деятельности в Российской Федерации», многочисленные американские НКО, за спиной которых проявляется аббревиатура USAID, продолжают осуществлять транзакции российской оппозиции, ежегодно наращивая суммы. И ситуация не меняется. Попытка же руководства страны «приручить» НКО, уже давно отрабатывающие западные гранты, выделив им определенные суммы, и предоставив их представителям места в Общественной палате (в частности, по информации "Российской газеты", в ее состав могут войти такие ярые русофобы, как директор Московского бюро по правам человека Александр Брод и глава фонда "Холокост" Алла Гербер) может привести к тому, что свою антигосударственную деятельность они будут осуществлять на деньги не только американских, но и российских налогоплательщиков, и вдобавок получат еще и «крышу» в виде членства в официальных структурах. Что сделает их практически неуязвимыми.