Склонность к авантюрам утвердилась в Кремле довольно давно. Перед жаждой чуда и сиюминутных сенсационных открытий не устоял даже президент. В начале девяностых, будучи уже во главе государства, Борис Ельцин посетил Институт ядерной физики Сибирского отделения РАН. Был в Академгородке. Трогал термоядерные установки. А во время традиционного "круглого стола", обсуждая вопросы обороны, по словам академиков, огорошил их странным вопросом:

- Можете ли вы извлекать энергию из камня?

Разумеется, главу государства недоуменно переспросили, в каком, мол, смысле...

- Прямо из камня, - со свойственной прямотой сказал президент.

Тогда ему растолковали, что это немыслимо, и вкратце объяснили основные принципы ядерного синтеза.

- А мне докладывали, что возможно, - не унимался Борис Николаевич.

- В таком случае, вам докладывали шарлатаны, - не выдержал академик Эдуард Кругляков.

Образовалась неловкая пауза. За спиной президента стоял Коржаков, рядом переминались с ноги на ногу доверенные лица, секретари, депутаты... В общем, дискуссию направили в шутливое русло.

Уже после встречи академик Валентин Коптюг, в то время - вице-президент Академии наук и председатель Сибирского отделения РАН, рассказал коллегам, что, по его сведениям, на извлечение энергии из камня уже ушло 120 млн рублей из бюджета.

Так что, как выясняется, мистические и околонаучные пристрастия есть не только у генералов из Министерства обороны. Если помните, "Новая газета" (N 42, 45, 47 за прошлый год и N 2 за нынешний) уже сообщала о том, как в недрах военного ведомства образовалось целое подразделение, замаскированное под военную часть 10003, в котором всерьез и за большие деньги интересуются оккультизмом, экстрасенсами и НЛО.

Требовать от Минобороны особой разборчивости не приходится. Чего ждать от генералов, когда Верховный главнокомандующий, Президент России готов поверить в любую химеру. Впрочем, за долгую историю околонаучных и мистических предприятий на удочку авантюристов попадались деятели куда образованнее Бориса Ельцина. Затраты, увы, были и посерьезнее, авантюры - поглупее. Справедливости ради нужно отметить, что на сенсационные сиюминутные открытия клевали не только отечественные, но и зарубежные военные и госчиновники, причем самого высокого ранга.

В середине 30-х годов, по рассказу профессора Сергея Капицы, его отца Петра Капицу вызвали на совершенно секретную консультацию. Соблюдая большие предосторожности, ученого привезли на закрытый аэродром, где в строжайшей тайне держали самолет с вечным (!) двигателем. Его винт не переставал вращаться, хотя самолет стоял в ангаре уже около недели.

Это чудо техники советскому военному ведомству предлагали какие-то французы, очевидно, не без рекомендации французской компартии. Они требовали за изобретение около миллиона долларов.

Будучи человеком здравомыслящим, понимая, что военных хотят надуть самым наглым образом, и не имея другого быстрого и верного способа доказать абсурдность ситуации, Петр Капица схватил топор с пожарного щита и, прорвавшись к самолету, под дикие крики охраны рубанул по фюзеляжу...

Разразился большой скандал, поскольку весь корпус самолета был набит аккумуляторами. Французы, разумеется, бесследно исчезли, а миллион долларов остался в союзном бюджете.

Тогда же, в 30-х годах, в Англии появились изобретатели "лучей смерти". В абсолютной секретности на полигоне устроили испытания. В тридцати метрах от генератора лучей в землю вбивали колышек и привязывали к нему зайца. Установку включали. Заяц умирал. Английские военные бились в экстазе. От разорения их спас один профессор. Он внезапно бросился под луч. А когда генератор выключили, заяц все равно умер. Как выяснилось, перед тем как привязать животное к колышку, лаборант незаметно впрыскивал ему яд.

В середине 50-х годов в Институт физических проблем РАН пришли не на шутку встревоженные военные и сообщили, что в Америке начались исследования по антигравитации. ВВС США на эти цели выделили некоему Фридману 1 млн долларов. Наши военные рвались в бой, просили сообщить, насколько это серьезно, и уже собирались создавать план подобных исследований в СССР.

Тогда академик Владимир Фок - специалист в области квантовой механики и гравитации - их успокоил. И оказался прав. Через некоторое время выяснилось, что Фридман, захватив миллион долларов и свою секретаршу, бежал в Южную Америку.

В 60-х годах в Новосибирске действовал некий закрытый отдел Петрова. Эта секретная структура довольно долго занималась исследованием телепатии аж по восемнадцати направлениям. (Помнится, в Минобороны тогда очень хотели передать "нетрадиционный" сигнал на подводную лодку.) Когда же потребовались результаты, специальная комиссия во главе с Борисом Чириковым, тщательно изучив работу отдела, не обнаружила никаких достижений. Через полгода структуру ликвидировали.

В конце 60-х и в 70-х годах Центральное научно-производственное объединение "Вымпел" и несколько режимных НИИ взялись развить и воплотить в жизнь идеи Р. Авраменко - довольно энергичного исследователя, который предложил создать "плазменное оружие", основываясь на том, что СВЧ-излучение способно изменить траекторию полета ракеты в атмосфере. И хотя специалисты Института общей физики АН СССР отнеслись к этой идее весьма скептически, институты ВПК начали грандиозные работы: создали уникальные испытательные стенды и даже соорудили для них отдельную электростанцию.

Затея обошлась примерно в 1,5 млрд рублей. Результаты отсутствовали. Перспектив не было никаких. И все же в середине девяностых на эти грабли наступили еще раз. Из резервного фонда Совета Министров выделили 1,8 млрд рублей и запланировали выделить еще 20 млрд. А Госкомоборонпром - заказчик программы - всего за один год успел перечислить 7 млрд 125 млн рублей на эти сомнительные исследования.

В 1987 году академику Евгению Александрову (в то время - замдиректора по науке Государственного оптического института) из Миноборонпрома пришел совершенно секретный отчет, на который срочно требовалась рецензия. Бумага оказалась не только совершенно секретной, но и совершенно идиотской. Некие авторы предлагали универсальную теорию открытий, на базе которой клялись создать бесконечно быстрый носитель ядерного оружия, гипердвигатель, генератор, повышающий урожаи, и т. д.

Академик не стал терпеть такое издевательство и, нарушив секретность, рассказал о документе коллегам. Не исключено, что это спасло бюджет от очередной расточительной авантюры. Ведь на отчет уже имелись положительные рецензии!

В конце 80-х годов Сергея Капицу и космонавта Алексея Леонова попросили выступить перед руководящим составом вооруженных сил стран Варшавского Договора. В зале сидели высокие чины. Ученый поделился своими взглядами на развитие науки. Каково же было его удивление, когда следом за ним перед военными предстала экстрасенс Джуна. Она посадила на стул молодого полковника, который краснел и сильно смущался, и принялась делать над ним какие-то пассы руками. Конечно, про разговор о судьбах военной науки аудитория моментально забыла.

По некоторым сведениям, Джуну активно поддерживали в секретариате Суслова. Так или иначе, ее продвигали довольно высокие партийные круги. И Сергей Капица, который в то время уже вел телепередачу, испытывал серьезное давление: кому-то очень хотелось, чтобы Джуну пригласили на телевидение.

На 1988-1989 годы пришелся расцвет деятельности МНТЦ "Вент", созданного при Госкомитете СССР по науке и технологиям при поддержке Минобороны (в/ч 10003), Минатомэнергопрома и Инновационного совета при председателе Совмина СССР.

В МНТЦ "Вент" работали над невидимыми и недоступными приборам "торсионными" ("спинорными") полями. Разумеется, никаких серьезных экспертиз не проводилось. Но только по линии Минобороны стоимость "исследовательских" проектов составила 23 млн рублей (по тем временам - примерно 4 млн 600 тыс. долларов).

А в начале 90-х случился тот самый президентский конфуз. Глава государства поверил, что энергию можно получать прямо из камня...

Хронику мистического, околонаучного и прочего абсурда можно продолжать бесконечно. Но если в других странах, как можно заметить, подобные авантюры на государственном уровне проворачивались довольно редко, как правило, не повторялись, а президенты в них и вовсе не участвовали, то у нас...

У нас в Минобороны интересуются экстрасенсами, оккультизмом, составляют астрологические прогнозы - разве что на картах не гадают. Глава государства и по совместительству Верховный главнокомандующий верит в сказки. Все это довольно странно хотя бы потому, что чиновникам правительственного уровня не свойственна детская наивность. Они либо считают проблему незначительной, либо устроили неплохой бизнес. Не исключено также, что бизнес этот сопровождают идеологические интересы.

Мистика и околонаучные сенсации расслабляют массовое сознание. Дирижировать людьми в подобных обстоятельствах намного легче. А накануне выборов это всегда кстати. Особенно если выбирать не приходится.