Мне тут посчастливилось летом этого года съездить в город Дмитров, посмотреть краеведческий музей и купить в книжном магазине брошюрку: "Этнографическое краеведние. Ч.2. Дмитровский р-н" (Аркадьева А.В.).
Книжку отсканировал, вот файл в формате джива. Можно скачать.
http://darovanie.ifolder.ru/3173838
Книга писалась для детей, построена местами в виде задачника. Сначала, быстро пролистав ее, порадовался. Особенно вот таким находкам авторов о соответствии человеческого лица и русской избы:
А затем, понял, что брошюра не совсем хороша и требует серьезных комментариев, так как многое там натянуто на фино-угорское начало. Типа, пришли необразованные славяне, научились у фино-угорцев одежду вышивать, кики носить, дома строить... Я утрирую, конечно, но это есть. Особенно "порадовала" в этом отношении сказка про Царевну-лягушку (по идее составителя брошюры - царевна-лягушка - фино-угорская девушка волшебница). Считается, например, что фино-угры всегда занимались "охотой и рыболовством", это их, так сказать племенное занятие. И, соответственно, если нашли шалашик в лесу с остатками лука и стрел - это однозначно идентифицируется как фино-угорская культура. А в этой брошюре, авторы как бы мечутся от этой точки зрения к "земледельческим" способностям фино-угорцев и эти метания выглядят, конечно, иногда даже смешно. Особенно в анализе сказки Царевны-Лягушки. Если Царевна-Лягушка фино-угорка, то как хлеб смогла выпечь? Это уже земледельческая культура, с которой связывают славянство. И танец, вроде бы как призывает дождь "растениям", т.е. для урожая на полях. Но если фино-угорцы "охотники и рыболовы", то зачем им знать эти сакральные танцы? В общем есть над чем задуматься даже школьнику. Надеюсь наши дети увидят нестыковки. В этом смысле, книга работает не на нашу древность.
Увидел в дмитровском музее и женскую рубаху, с очень длинными рукавами.
Похоже что в такой и танцевала Царевна-Лягушка. Васнецов изобразил вот как:
А по жизни, это было вот как:
Есть в книге и находки, но они проходят, безусловно, мимо этой ФУ-концепции. К тому же тираж книги всего 250 экз., изданна в 2003 году и до сих пор продается в книжных магазинах города Дмитрова, что говорит о не особенной популярности.
Будем надеяться, что ущерб детям нанесен минимальный.
Тревожит, что этому могут учить помимо этой брошюры, но, пока, мы с этим ничего поделать не можем. Других учителей и школьных программ у нас нет. К счастью есть и другие исследования, которые могут пролить свет на тайну Царевны-Лягушки (древность которой, похоже, превышает древность египетских пирамид в несколько раз), и, может быть, ситуация с учебными пособиями когда-нибудь изменится.
Например, статья Денисовой И.М. "Мосты времен: космологические архетипы в традиционной культуре" из книги "Древнерусская космология", изд. Алетейя, 2004г., Сп-б.
Непосредственно отрывок текста из статьи:
"Хотя вопрос о семантике данного образа уже рассматривался в специальной литературе и основной смысл его определен (в общих чертах — как образ древней богини плодородия, а в одной из последних работ — более конкретно как богини-лягушки)39, однако многоплановый космологический контекст его остался, на наш взгляд, до конца не освещенным. Так как эти мотивы вышивки явились отправной точкой для данного исследования, хочется несколько акцентировать на них внимание. В ряде вариантов можно проследить органичное перерастание женской фигуры в сложное многосоставное дерево (рис. 4-3, 4-4) — не так давно нами была предложена детальная интерпретация этого мотива с позиций Мирового древа40 — архетипического образа в осмыслении мироустройства на определенной ступени общественного развития. Между двумя этими изобразительными мотивами можно выстроить чуть ли ни полный генетический ряд переходных форм, что позволяет подойти с параметрами «картины мира» и к образу женской фигуры.
Изобразительный мотив сложного Древа (рис. 4-4) очень искусственен — с одной стороны, в нем отчетливо просматриваются рудименты антропоморфности, с другой — он явно сконструирован «на основании известной идеи или понятия», как это справедливо отметил еще В. В. Стасов41. Это можно объяснить тем, что лежащий в его основе мировоззренческий архетип отражает, несомненно, уже довольно высокий уровень развития абстрактного мышления — «эпоха Мирового древа», имея в виду четко выраженное вертикальное, трехъярусное в основе, членение мира, по мнению мифологов, падает преимущественно на бронзовый век42, хотя начало формирования этого архетипа могло происходить значительно раньше — некоторыми учеными оно предполагается уже в верхнем палеолите, что не исключено, особенно если учитывать перекличку евразийских и американских сюжетов43. В качестве предшествующего образа, более органичного для модели живого мира, мог выступать только такой, в котором внутренние взаимосвязи между его элементами были бы достаточно наглядно и естественным образом проявлены.
Сам факт изображения в наших вышивках женских фигур в позе роженицы крупным планом, часто одиночно, их многовариантность — все это указывает на большую значимость образа, сохранявшуюся, видимо, вплоть до недавнего времени. Собирателями народного искусства было отмечено бытование на Онежском полуострове среди вышивальщиц еще в 1970-х гг. местного названия для такой крупной фигуры — праматерь, или прародительница4*. Одно из древнейших свидетельств, дающих нам ключ к пониманию того, какой имено смысл мог вкладываться в подобный образ, сохранилось в «Ригведе» (Х.72.4):
«Земля возникла из прародительницы,
Из земли возникло пространство мира...»*5
Имеется и другой перевод с санскрита данного отрывка, который приводит Ж. Дюмезиль: «...Части света родились, выйдя из Роженицы» («букв, из той, у кого ноги вытянуты, как при человеческих родах»)46.
В археологических памятниках древней Европы изобразительные мотивы, близкие вышеозначенным образам наших вышивок, встречались по крайней мере уже со времен неолита, а в VII-V тыс. до н. э. керамика с подобными мотивами была распространена на территориях от Фессалии и Македонии до северной Венгрии и Германии. Выразительные статуэтки в виде лежащей на животе женщины-лягушки (так напоминающие Праматерь наших вышивок) имеются еще в памятниках Анатолии VI тыс. до н. э.; по изобразительным материалам археологии и этнографии юго-восточной Европы традицию этого образа можно проследить вплоть до сегодняшних дней47. Мифологический образ лягушки связан в первую очередь именно с представлениями о земле. В азиатских культурах образ лягушки/черепахи широко известен в качестве опоры земли, а в прототипе, возможно, это был образ самой земли; в древней Европе также существовало близкое представление48. Для неолитических и энеолитических памятников Южной Европы, Балкан этот образ достаточно характерен, встречается он и в наскальных изображениях Беломорья — анализируя круг этих памятников, В. Н. Даниленко сделал вывод «о существовании в древности особого, наделенного признаками жабы-черепахи и в то же время антропоморфизированного символа матери-земли»49, что подтверждается и этнографическими материалами. У кельтов лягушка считалась Владыкой Земли, заключая в себе силу целящих вод50. Связь лягушки /черепахи с образом земли и с сюжетами о творении мира прослеживается в славянских материалах, при этом были распространены сюжеты о происхождении этих…"
Я как-то задавал вопрос на эту темy Леониду Николаевичу Рыжкову, вот что он ответил:
Здравствуйте, Вячеслав!
Насчет угров не огорчайтесь. Такова установка. по распилу России уже давно. Кому - в чем. Вспомните, как взвинтилась финка по поводу моей книги? Угро-финны - это наша базовая культура, попавшая под танк монгольского языка (т.е. Угро-фины – это омонголенные славяне, прим. Вячеслав.). Даже Москва пропогандировалась как УФ слово. Мне пришлось вместе с Трубачевым доказывать, что слог МОС - это болото (Мост, Мостовая, Мосток, Москит) А слог КВА - это от мать-сыра- земля, Царевна-лягушка, Квакша (Брю-КВА, Мор-КВА, Ты-КВА, Клю-КВА и.т.д.). В общем, Болотная земля. До пятнадцатого века высокая часть Москвы называлась Заболотье, а Пятницкая -Трясина. Так что будем лелеять и Мордву и Мокшу, и Удмутию.
Больше наших орнаментов сохранится. А вот в 74-76 году в Дмитровском музее (дату не помню) была огромная выставка вышивок и др. прикладного искусства. Был огромный красочный буклет. Наведайтесь и в Коломенское, и в Отдел костюма Исторического(Особенно подъехать бы к запасникам рушников).
С уважением. Рыжков.
Некоторые фото из моей поездки в Дмитров: