Христианство и экология человеческой жизни
Важным вкладом христианства в экологическую науку человеческой жизни является то, что две тысячи лет назад им впервые была высказана, в форме веры, гипотеза о возможности физического бессмертия человека:
- «…Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!» /Иез.18:31-32/.
- «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» /Матф. 22:32/.
- «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своём» /Матф. 16:28).
- «Истинно говорю: тот, кто следует Моему Учению, никогда не умрёт» /Иоанн. 8:51/.
В Священном Писании много таких многообещающих заявлений. То же самое говорится и в апокрифических Евангелиях, например от Фомы, которые официальная Церковь считает еретическими, но которые так модно сейчас цитировать в среде интеллектуалов:
- «Тот, кто обретает толкование этих слов, не вкусит смерти» /Апокрифы древних христиан. – М., «Мысль», 1989, с.250/.
Сказанное в Благой Вести не допускает никаких двойных толкований: сначала Сам Господь, а потом и Сын Его однозначно обещали истинно верующим людям жизнь без смерти – земное, телесное бессмертие, исключающее из процесса вечного спасения промежуточный этап биологического умирания человеческого организма с трупным ожиданием в могиле Царства Божьего на Земле.
Однако, объявив о принципиальной возможности физического бессмертия человека, христианство не дало точного ответа на вопрос, почему же никто из веровавших в Бога людей до сих пор так и не стал бессмертным? Почему за двадцать веков существования христианского мира не нашлось на Земле ни одного христианина, который бы «последовал», «обратился», обрёл истинное понимание Слова Божьего и своей подлинной верой заслужил бы право дожидаться блаженства вечного земного Спасения в полном здравии – «не вкусив смерти»?
Кладбища забиты гниющими останками сотен поколений верующих, которых Он, Сам публично обещал – за их праведную жизнь и подлинную веру – избавить от страшных душевных и телесных мучений физиологического процесса умирания. Обещал, но до сих пор так и не выполнил Своего обещания. Даже Святые умирают в полном соответствии со статистикой средней видовой продолжительности жизни человека. Все мы смертны, независимо от того, верим ли в Бога, как верим, или вообще не верим ни во что. Все уже так привыкли к этому страшному, бесконечному конвейеру неотвратимой гибели (это ведь тот же Освенцим – вдумайтесь и ужаснитесь!), что дело доходит до дикости: сами христиане заранее начинают откладывать деньги на собственные похороны, как будто христианский мир живёт не по гуманным законам неизбежного торжества Благой Вести, а по животной «мудрости» Екклесиаста:
- «…Нет у человека преимущества над скотом…. Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвращается в прах» /Еккл. 3:19-30/.
Можно, конечно, всю эту практическую беспомощность христианской веры перед косой смерти толковать в том атеистическом духе, что бога нет, библия всё врёт, а Иисус – полусумасшедший проходимец, какие и сейчас плодятся сотнями, или вообще мифическая личность, придуманная попами, чтобы, в своих корыстных целях, дурачить наивных верующих.
Я же предлагаю христианам обратить внимание на слова опального евангелиста Фомы о необходимости самостоятельного ОБРЕТЕНИЯ истинного толкования Благой Вести. Может быть, святое «обратитесь и живите!» не сбывается из-за того, что верующие не следуют в своей вере и (это главное!) в своей практической жизни направляющему предвидению апостола Павла:
- «Поскольку смерть пришла через человека, то через человека и воскресение из мёртвых» /Первое послание к Коринфянам, 15:21/?
Пора признать, что христиане смертны из-за того, что до сих пор следовали лишь внешней, формальной стороне Святого Учения, совершенно не вдумываясь в его научно-практическое содержание. Главный вопрос – «Что делать, чтобы не умереть?», они перед собой ещё даже и не ставили, поэтому и вечной жизни, как результата подобного делания, и не достигают.
Процесс спасения от смерти, по Благой Вести, - это процесс самоспасения! Только через активно, разумно действующего человека Спаситель может спасти людей. Не будем ничего делать сами для достижения бессмертия, никакие Божественные Силы за нас нам вечной жизни добывать не станут.
И совершенно прав тут апостол Павел:
- «Если нет воскрешения из мёртвых…, то тогда проповеди наши впустую, и вера ваша впустую» /Первое послание к Коринфянам, 15:13-15/.
Пока смертен хотя бы один человек, не гарантировано и бессмертие всего человечества. Будем, сложа руки, только молиться на разрисованные доски в новодельных храмах – вымрем, как динозавры…
Я с уважением отношусь к религиозным чувствам верующих, но сам являюсь неверующим, практическим материалистом. Знаю, что не существует ни вечного спасения души, ни «эликсира жизни», ни «таблеток от смерти». Биологическая смерть человека – это не божественное наказание за мифические библейские грехи, а естественное проявление слепых сил случайности, которую можно исключить из процесса нашего земного бытия (другого, на небе, не будет) только созданием системы всеобщей экологической безопасности, научно формируемой на материальной основе неисчерпаемых источников существования и очеловечивающего способа жизнедеятельности. Человек есть порождение и органичная составляющая процессов вечного движения Вселенной, поэтому он, как и все процессы природы, потенциально вечен. И задача живущих поколений раскрыть этот потенциал бессмертия научно-практическим методом сознательного управления жизнью.
Историческая заслуга христианства в том, что оно высказало и массово распространило истину о возможности земного бессмертия человека. Сегодня эту истину необходимо начать практически воплощать в процессе непрерывного продления человеческой жизни в бессмертие. Управившись со стихией случайности на всех уровнях нашего земного бытия (от повседневного до космического) мы, люди, объединёнными усилиями верующих и неверующих, можем реально стать на путь движения к вечной жизни.
Так, например, уже известно, что на биохимическом уровне управления жизнью видовой барьер биологического старения индивида можно преодолеть системным изменением внутриклеточных форм связи нуклеиновых кислот генома с сопряженной совокупностью белковых тел гистоновой и негистоновой природы. Это изменение способно обеспечить непрерывное и всестороннее развитие клеток в свободно развивающейся ассоциации органов и тканей человеческого организма, в которой неограниченное продление жизненных функций достигается целесообразным распространением направленной волны высшей нервной деятельности на, пока, бессознательно функционирующие системы жизнеобеспечения человеческого тела. Известен и научный метод подобного расширения управляющих возможностей разума – опережающий сознательный синтез очеловечивающих форм производства и общения. Кстати, и показатель естественного роста (или снижения) средней продолжительности человеческой жизни коррелируется только с ростом (или снижением) индекса качественных экологических показателей, характеризующих уровень нашей разумности. Эта корреляция даёт ещё один повод задуматься над вопросом, почему Homo sapiens до сих пор так мало живёт…
Задача бессмертия человека поставлена самой жизнью, поэтому жизнь подсказывает и её действительное решение. Медленно, слепо, на ощупь, методом проб и ошибок, но люди уже давно начали делать для продления своей жизни то, что и нужно делать. Необходимо ускорить этот процесс методом сознательного управления собственной жизнью. Человеческая жизнь должна стать самоцелью, а не вспомогательным средством достижения каких-то иных, внешних целей. Нужно расширить сферу приложения наших целесообразных очеловечивающих усилий по производству самой формы человеческого, человечного общения на все уровни организации нашего бытия:
- изменения отношения человека к самому себе;
- изменения отношений человека с человеком;
- изменения отношений человека с обществом;
- изменения форм связи человека с окружающим миром природы;
- изменения форм связи с элементами и процессами собственного организма.
Всеобщее дело управления жизнью, организуемое как единое историческое движение экологического развития производительных сил человека и природы, настолько огромно и многогранно, что способно вобрать в себя любую веру и любое знание в таком объёме, в каком это будет потребно самой познающей и изменяющей мир личности. Нет такого разумного человеческого интереса и потребности, которые не охватывались бы этим делом. В этом ОБЩЕМ ДЕЛЕ (вспомните труды замечательного православного философа Н.Фёдорова!) созидательные усилия верующих и неверующих людей можно объединить на той материальной основе, необходимость которой, как авторитетно свидетельствовали все евангелисты, проповедовал и Иисус Христос. Посмотрите, как Он учил людей:
- «Вы постигните истину, и истина принесёт вам освобождение» /Иоанн, 8:32/;
- «Мудрость… доказывается поступками» /Матф. 11:19/.
А потом наглядным примером личных поступков доказывал следовавшим за Ним ученикам действительное научно-практическое содержание и мощь Своего учения. Он не только выступал с нравственной проповедью необходимости очеловечивания отношений между людьми, очеловечивающего саморазвития в целях самоспасения, но и практически показывал, как следует это делать в ходе управления всеми процессами природы: утишал бури (управление климатом), ходил по водам (управление гравитацией), кормил, лечил, воскрешал людей, убеждая всех, что это не чудо, а:
- «Дела, которые Я творю, и вы сотворите, и больше сих сотворите!» /Иоанн, 14:12/.