"Пока православная общественность бурно боролась с "Гарри Поттером", прошло незамеченным появление другой детской серии, написанной в жанре фантастики. Это сказки Филиппа Пулмана "Северное сияние", "Чудесный нож", "Янтарный телескоп". Первая из этих сказок уже экранизирована под названием "Золотой компас". Жанр - детское фэнтези с религиозным подтекстом. Как и в "Хрониках Нарнии", в этой сказке есть религиозные сюжеты, упоминание о реалиях христианской жизни и предметах христианской веры, но только со знаком, ровно противоположным тому, который есть в сказках Льюиса или Толкиена", - считает профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев.
В интервью обозревателю портала "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову он рассказал о своем отношении к трилогии Пулмана "Темные начала", по мотивам первой части которой снят фильм "Золотой компас", а также о самой картине и о том, как на Западе сегодня создается антихристианская идеология.
- Отец Андрей, какое впечатление на Вас произвел "Золотой компас"?
- Перед нами откровенно сатанинская сказка. Достаточно открыть последнюю страницу последнего из томов, где описывается, как дети прощаются друг с другом и расходятся по своим мирам. На прощание они подводят итоги: "С царством, с небесным царством, покончено, его больше не существует... Что мы построим? - Небесную республику".
Уж при случае спросите у английских литературоведов, не был ли знаком Пулман с творчеством Николая Бухарина. Дело в том, что в первом номере журнала "Воинствующий безбожник" (июль 1924 года) была его редакционная статья. В ней как раз предлагалось республику Советов устроить на небесах: "Русский пролетариат сшиб, как известно, корону царя. И не только корону, но и голову... Словом, на земле на этот счет не приходится сомневаться: рискованное дело носить это украшение. Не совсем так обстоит дело на небе... Международные боги... еще очень сильны... Так дальше жить нельзя! Пора добраться и до небесных корон, взять на учет кое-что на небе. Для этого нужно прежде всего начать с выпуска противобожественных прокламаций, с этого начинается великая революция. Правда, у богов есть своя армия и даже, говорят, полиция: архистратиги разные, георгии победоносцы и прочие георгиевские кавалеры. В аду у них настоящий военно-полевой суд, охранка и застенок. Но чего же нам-то бояться? Не видали мы, что ли, этаких зверей и у нас на земле? Так вот, товарищи, мы предъявляем наши требования: отмена самодержавия на небесах; ...выселение богов из храмов и перевод в подвалы (злостных - в концентрационные лагеря); передача главных богов как виновников всех несчастий суду пролетарского ревтрибунала".
Совершенно с таким же пафосом написана и сказочка Пулмана. Поражает, что откровенно антихристианский автор, который в своих многочисленных интервью признавался во всецелой ненависти ко всему, что связано с Библией, не обратил на себя внимание наших православных публицистов, которые исследовали сатанинские корни в "Гарри Поттере" и, кстати, совершенно напрасно. Напомню, что уже после выхода окончательной - седьмой - сказки о Гарри Поттере ее автор призналась, что она сама католичка и что она с самого начала знала, что у сказки будет евангельская развязка. Она при этом сказала, что специально прятала свою веру, чтобы не отпугнуть детей.
Здесь возникает вопрос о том, в каком обществе мы живем, если писательница-христианка должна прятать свои религиозные убеждения, а сатанист может ими бравировать!
- А что Вы можете сказать об экранизации "Компаса"?
- У фильма ("Золотой компас" снят по первой книге, "Северному сиянию") есть важный нюанс: главный враг детей и в книге, и в фильме - это Церковь ("Магистериум"), но в фильме у Церкви, с которой борются дети, откровенно православные признаки. Разрушаемый по ходу действия храм подчеркнуто православный, с вологодскими фресками и иконами. Не менее характерна и еще одна киношная правка: по книге среди союзников Церкви, а значит, врагов "всего хорошего", оказывается некий народ тартар, живущий в Сибири. Причем в книге старательно разделяются "Московия" и "Сибирь". В фильме же эти гнусные тартары, сражающиеся против, понятное дело, добрых ведьм, говорят по-русски.
Перед нами чрезвычайно яркий пример откровенной антиправославной и русофобской пропаганды в западном мире (превзошедший даже пьяного космонавта в ушанке из "Армагеддона"). Хотя бы поэтому эпизоды "Золотого компаса" имеет смысл показывать даже на уроках, предупреждая детей о том, как делается антироссийский черный пиар в современном западном мире.
И все же самая большая для меня неожиданность книги - это презрительное отношение автора к самим детям. В мифе, который выстраивает Пулман, дети - это недочеловеки. Пока в них не происходит половое взросление, пока не начинает в них бурлить страсть, до той поры дети ничем не отличаются от "рыболовных сетей", "навеса", "вечернего костра" и так далее (это прямо утверждается в "Янтарном телескопе"). "Золотая пыль" (главная мифологема пулмановской сказки, эта пыль, явно заимствованная из "Звездных войн", не то провоцирует человеческое творчество и развитие, не то паразитирует на нем) к ним не слетается.
Отождествление детей с неодушевленными предметами действительно неожиданно у якобы детского писателя.
Для веры и истории жизни христианской Церкви у этого писателя не находится ни одного доброго или объективного слова. Во втором томе ("Чудесный нож") один из героев дает резюме 20 веков христианской истории: "На протяжении всей своей истории... Церковь пытается подавить и взять под контроль все естественные побуждения. А если ей это не удается, она стремится искоренить их... Есть церкви, где режут детей... им обрезают половые органы. Да-да, и мальчикам, и девочкам, - их режут ножом, чтобы эти органы навсегда потеряли чувствительность. Вот чем занимается церковь, и притом всякая церковь: она контролирует, подавляет, уничтожает любое истинное чувство. Поэтому я говорю: если начнется война, и церковь окажется на одной стороне, мы должны занять другую, с какими бы неожиданными союзниками нам ни пришлось в этом случае сражаться бок о бок... Война не за горами, я не знаю, какие у нас будут союзники, но мне известно, кто наш противник".
Перед нами концепция тотальной войны, неразборчивой ни в союзниках, ни в средствах, и начинается она с тотальной же клеветы. Кстати говоря, сам Пулман позиционирует себя как гностик, и здесь опять же стоит запомнить, что именно у гностиков была лютая ненависть к браку и деторождению. Именно их мифология запрещала вступать в брак и зачинать детей. Церковь с ними боролась, именно отстаивая право человека на земную любовь. Сегодня же что в сказках Пулмана, что в сказке Дэна Брауна все это изящным образом переворачивается. Оказывается, что Церковь была против брака, а гностики якобы воспевали сексуальную стихию.
Такого рода клеветы в этой сказке можно найти очень много. Так почему же глобальная мировая цензура так трепетно относится к любым попыткам сказать что-то некомплиментарное в адрес ислама или иудаизма, но при этом рекламирует такое откровенно неприкрытое хамство в адрес христианской веры и христианской Церкви?
- Как известно, "Евангелие от Иуды" написали гностики. В минувшие выходные на российском телевидении был показан документальный фильм о нем...
- Фильм столь же антинаучный, сколь и антихристианский. Антинаучно в нем прежде всего то, что из него зритель не узнает, в чем же состояла суть гностического мифа. Это радикальный мифологический антисемитизм (борьба против всего Ветхого Завета), отрицание Закона (как религиозного еврейского, так и вообще космического), крайне негативно-пессимистическая оценка материи, ее происхождения и ее конца, отрицательное отношение к браку и зачатию... Мир создан злым творцом, поэтому из этого космоса надо бежать. Отсюда ключевая фраза "Евангелия от Иуды" - "космос, то есть ад". Но в фильме она не прозвучала. А без нее непонятно, почему "якобы Иисус" просит "якобы Иуду" помочь ему избавиться от тела...
Фильм снят в разухабистом стиле псевдоисторической реконструкции - дескать, вот так на самом деле было, а не так, как учили попы.
Но ведь этот фильм был снят за немалые деньги и как по маслу прошел в эфиры ведущих национальных телеканалов мира. Как назвать людей, которые имеют доступ к деньгам и масс-медиа и при этом люто ненавидят христианство, хотя порой и прикрываются словами о "духовности"? Исторически такие группы западных элит называли себя словом "масоны". Сегодня они настоящие повелители информационных потоков.
- В чем, на Ваш взгляд, феномен кассового успеха "Самого лучшего фильма"?
- То, что ниже пояса, всегда будет привлекать внимание значительной части аудитории. Кроме того, в условиях отсутствия серьезной дискуссии на телеканалах телепотребителю остаются суррогатные спортивные страсти и "Comedy Club".