Зачем евреи Христа распяли
История служения, смерти и воскресения Иисуса представлена в первых четырёх книгах Нового Завета - в Евангелиях. Для начала давайте вспомним, как описано Его распятие:
От Матфея, глава 26:
26:3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
26:4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
26:5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
...
26:47 ... Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
...
26:57 ... взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.
...
26:59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти...
Глава 27:
27:1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
27:2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
...
27:22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
...
27:24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
...
27:26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
27:27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
27:28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
27:29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
27:30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
27:31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
...
27:35 Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий;
27:36 и, сидя, стерегли Его там;
...
27:54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
...
27:57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
27:58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
...
27:62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
27:63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;
27:64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
27:65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
1. Распределение полномочий между федеральным центром и субъектом федерации
Другие евангелисты дают описания, подобные Матфеевскому, но каждый добавляет в общую картину интересные детали.
От Марка:
14:51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.
Оказывается, «народ с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин» - это ВОИНЫ! Вот что пишет по этому поводу любимый ученик Иисуса:
От Иоанна, глава 18:
18:3 Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием ....
18:12 Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его...
Значит, «отряд воинов»? Во главе с тысяченачальником? Самые важные, железобетонные аргументы к вопросу «кто разбил окно?» содержатся чуть дальше в Евангелии от Иоанна:
18:31 Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, -
...
19:10 Пилат говорит Ему: ... не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
...
19:23 Воины же, когда распяли Иисуса...
Итак, полномочия органов местного самоуправления не давали Иудеям возможности ВЫНОСИТЬ СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР. Это была компетенция исключительно федеральной власти в лице ПРАВИТЕЛЯ Понтия Пилата. ПРИВЕСТИ такой приговор В ИСПОЛНЕНИЕ могли только римские ВОИНЫ. Кроме историков и богословов об этом говорит сама Библия.
2. Оценка действий наместника Рима Понтия Пилата
Понтий Пилат «исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем» (от Марка, 23:14). Зачем же он тогда «кинул тарелку»? Был ли Понтий Пилат белым и пушистым? Стремился ли он к правде и справедливости? Хотел ли он спасти Иисуса? Чего он вообще хотел, а чего опасался?
Понтий Пилат часто переусердствовал в своём рвении выслужиться перед Римом. Филон Александрийский, философ, богослов и историк I века нашей эры, характеризуя действия Пилата, неоднократно вызывавшие народные волнения, приводит такие эпитеты: «не столько ради чести Тиберия, сколько ради огорчения народа ...», «... ибо был от природы жесток, самоуверен и неумолим ...». И в то же время Пилат боялся и народа, и «... как бы евреи в самом деле не отправили посольство и не обнаружили ДРУГИХ СТОРОН ЕГО ПРАВЛЕНЬЯ, ПОВЕДАВ О ВЗЯТКАХ, ОСКОРБЛЕНЬЯХ, ЛИХОИМСТВЕ, БЕСЧИНСТВАХ, ЗЛОБЕ, БЕСПРЕРЫВНЫХ КАЗНЯХ БЕЗ СУДА, УЖАСНОЙ И БЕССМЫСЛЕННОЙ ЖЕСТОКОСТИ ...» («О посольстве к Гаю»).
Похожими красками обрисовывает Пилата и другой известный историк того времени Иосиф Флавий («Иудейские древности», книга 18, глава 3; «Иудейская война», книга 2, глава 9).
Библия тоже свидетельствует о жестокости Пилата. Вот что записал евангелист Лука:
13:1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. (от Луки)
Изменил ли себе Пилат во время «процесса» над Иисусом? Следующие факты характеризуют действия Понтия Пилата не иначе, как ПРЕСТУПНАЯ ХАЛАТНОСТЬ:
- Пилат, совершенно не зная иудейского закона, так и не выяснил суть учения Иисуса и обвинений первосвященников;
- Пилат хорошо осознавал, что все обвинения сфабрикованы, он «знал, что первосвященники предали Его из зависти» (от Марка, 15:10);
- у Пилата была возможность противостоять несправедливому обвинению; он продемонстрировал её, отказавшись изменить «надпись вины Его» (от Марка, 15:26);
- тем не менее, Пилат не дал остыть страстям, не отложил суд ни на день;
- Пилат не додумался пригласить ни одного «независимого эксперта» - кого-либо, кто бы знал Иисуса, но не был бы приведён Каиафой;
- на «процессе» вообще не было защиты!;
- Пилат даже не подумал об обращении в суд высшей инстанции; единственным, к кому апеллировал Пилат, был Ирод, равный ему по статусу правитель Галилеи; решение Ирода о невиновности Иисуса Пилат проигнорировал;
- Пилат проигнорировал просьбу собственной жены о снисхождении к Иисусу;
- когда народ напомнил Пилату об обычае на Пасху освобождать одного из осуждённых («На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели» (от Матфея, 27:15) «И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них» (от Марка, 15:8)), Пилат почему-то предложил освободить Варавву, который «был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство» (от Луки, 23:19): «кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» (от Марка, 27:17);
- перед казнью Пилат подверг Иисуса беспрецедентно жестоким пыткам.
В «Деяниях» описано несколько случаев, когда к правителю на суд приводили Павла. Проконсул Ахаии Галлион принял такое решение: «...когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища» (Деяния, 18:12-17).
Грамотно, в полном соответствии с законом и безо всякого насилия усмирил греков блюститель порядка в Эфесе (Деяния, 19:29-40).
НЕСКОЛЬКО ЛЕТ (!) ДЛИЛСЯ «ПРОЦЕСС» НАД ПАВЛОМ после его проповеди в Иерусалимском Храме (Деяния, 21:31-26:32). Тогда тысяченачальник Клавдий Лисий спас Павла от самосуда, на следующий (!) день, «желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи, освободил его от оков и повелел собраться первосвященникам и всему синедриону» (Деяния, 21:31-26:32). Не сумев разобраться в богословском споре, под серьёзнейшей охраной - 200 стрелков, 200 пеших и 70 конных воинов - он отправил Павла на суд «вышестоящей инстанции» - к правителю Феликсу в Кесарию (Деяния, 23:23-31).
Феликс ДВА ГОДА (!) выслушивал обе стороны: и обвинителей, и Павла, но так и не решился вынести какое-либо решение. Сменивший его Порций Фест, беспокоясь о безопасности Павла, отказался проводить суд над Павлом в Иерусалиме. Иудеям, желавшим обвинять Павла, было предложено придти в Кесарию. Сочтя обвинения первосвященников неубедительными, учтя мнение царя Агриппы и его сестры Вереники, высказанное после выступления Павла перед ними, «тысяченачальниками и знатнейшими гражданами» (Деяния, 25:23), Фест также не решился вынести никакого приговора и отправил Павла на суд в Рим.
Пилат же вынес решение ПОСПЕШНО, руководствуясь исключительно политическими, конъюнктурными соображениями. Вполне обоснованно опасаясь народных волнений, но зная, что Каиафа назначен Римом, Пилат схватился за брошенную соломинку:
19:12 ... Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. (от Иоанна)
Как это почти всегда бывает, ПОЛИТИК Пилат после недолгих попыток перепихнуть ответственность на первосвященников или на Ирода, В НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ, пошёл на поводу у тогдашней «политической элиты»:
23:23 ... и превозмог крик их и первосвященников.
23:24 И Пилат решил быть по прошению их... (от Иоанна)
27:24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом... (от Матфея)
15:15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. (от Марка)
3. Политика Рима в Иудее
Было ли это ошибкой? Роковым стечением обстоятельств? Может, Пилат всё-таки был вынужден сделать то, чего вовсе не хотел? Может, хвалёное римское право восторжествовало позже? Пилат был наказан, а Иисус - реабилитирован? Может, всё-таки римляне белые и пушистые, а слухи об их жестокостях - поклёп, возводимый сионистами?
Предлагаю цитату из труда древнеРИМСКОГО историка Корнелия Тацита: «... И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев» («Анналы», книга 15, глава 44).
Увы, это вполне типичная точка зрения римского гражданина того времени. О жестокости и произволе властей, бесконечных заговорах, убийствах и переворотах, о кровавых завоеваниях Рима, о массовых убийствах рабов ради забавы толпы, об оргиях и прочих особенностях римских нравов свидетельствуют ВСЕ историки нашей эры.
Особенной жестокости и гонениям со стороны Рима подвергался иудейский народ. Будучи не в состоянии подчинить себе евреев, под натиском непрекращающихся восстаний Рим вынужден был держать в самой маленькой провинции самую большую армию. Всё более и более ужесточающиеся санкции Рима доросли в конце концов до тотального уничтожения Иудеи вместе с иудеями. Уже в первом веке нашей эры Храм Яхве был в очередной раз разграблен и сожжён, а Иерусалим - вспахан. Евреи были вынуждены бежать из своей земли и искать спасения своих жизней в самых отдалённых местечках империи. Рим приложил столько усилий по очернению евреев и их религии, что преследования против них продолжались тысячелетиями даже после развала самого Рима. Вплоть до настоящего времени местами сохраняется антисемитизм - совершенно безосновательная ненависть к евреям исключительно на национально-религиозной почве.
Ничуть не лучше Рим относился к новой ветви еврейской религии - к христианству. Несколько столетий христиане наравне с иудеями подвергались жесточайшим преследованиям и массовым уничтожениям особо извращёнными способами. Не получали поблажек даже прозелиты - граждане Рима и представители других народов, принявшие христианство. Например, под предлогом спасения вероятных наследников престола от христианства император Домициан предал смерти своего кузена Клемента, который «изучал ханжеские догматы одной еврейской секты, а именно - нелепое учение минеев, или христиан» (Лион Фейхтвангер, «Настанет день», книга 1, глава 1). Об этом убийстве пишет и Гай Светоний Транквилл в историческом труде «Жизнь двенадцати цезарей» (книга восьмая «Домициан», глава 14).
Вся история свидетельствует о том, что распятие Иисуса не было случайным. Это убийство вполне вписывается в рамки римской политики.
4. Отношение евреев к Иисусу из Назарета
Теперь нужно выяснить, кто виноват в том, что Рим «разбил окно». Ведь «более греха на том, кто предал» (от Иоанна, 19:11). Иудейский (еврейский) народ?
Иисус за предельно короткое время стал очень популярен в народе: вокруг Него «собрались тысячи народа» (от Луки, 12:1), «толпы народа» (от Матфея, 9:36), «тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих» (от Луки, 5:15). Все евангелисты в один голос пишут о неимоверной славе Иисуса, многократно употребляя такие количественные характеристики, как «много народа» (5 раз), «множество народа» (26 раз), «весь народ» (20 раз) и т.д. Евреи липли к Иисусу не просто так, слушали «Его с услаждением» (от Марка, 12:37), Ему восклицали: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!» (от Матфея, 21:9), «и которые прикасались к Нему, исцелялись» (от Марка, 6:56 ).
От Матфея:
4:24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
4:25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
12:23«И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?»
От Марка:
3:7 ... за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,
3:8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. ...
3:10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.
От Луки:
5:1 ... народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие...
6:19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
Наверное, нет нужды переписывать все тексты Нового Завета, говорящие о ВСЕНАРОДНОЙ любви евреев к Иисусу, «потому что весь народ неотступно слушал Его» (от Луки, 19:48). Более того, многие почитали Иисуса из Назарета за ожидаемого Мессию. Да и зачем бы иначе Его боялись лидеры политических партий? Доказательства беспрецедентного уважения и поклонения Иисусу как Мессии - это книги, написанные евреями; это церкви, созданные евреями по всей Римской империи; это миссионерство, в котором евреи клали свои жизни ради свидетельства об Иисусе как Сыне Божьем; это христианство, к которому евреи привели мир, несмотря на разрушение Храма, прекращение храмового служения, законодательные ограничения религиозной свободы, уничтожение всякой государственности, несмотря на отсутствие армии, многовековой антисемитизм и преследования.
5. Оценка действий Иуды Искариотского
Тогда кто же? Иуда Искариотский, «предатель»?
Чтимый евреями закон Моисеев предъявляет к служителям Божьим массу требований, в том числе «Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу, хлеб Богу своему, и потому должны быть святы» (Левит, 21:6). Никто из апостолов не удивился, когда Иисус во время последней вечери отослал Иуду. «А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику...» (от Иоанна, 13:29). Очевидно, Иуда ведал закупками и БУКВАЛЬНО приносил хлеб Господу. По крайней мере, делал это регулярно. Смею утверждать, что Иуда до этой самой вечери отвечал всем требованиям Ветхого Завета: не имел никаких физических недостатков, хорошо знал и исполнял Закон, был предан Господу всем сердцем. Он лишь «потом сделался предателем» (от Луки, 6:16), тем более, что сам «Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (от Иоанна, 13:27).
В главе 27 Евангелия от Матфея описана судьба Иуды после предательства:
27:3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
27:4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. ...
27:5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.
Очевидно, Иуда Искариот не хотел смерти Иисуса. Он тоже не видел в Нём никакой вины. Скорее всего, он был обманут, и когда понял это, глубоко раскаялся. Увы, я не знаю, что Иуда требовал взамен за выдачу Иисуса, и какие гарантии давали Иуде первосвященники в отношении Христа. Зачем повели Иисуса к Пилату, Иуда мог только догадываться. Он не дождался казни Иисуса, он даже не узнал о решении Пилата. Совершенно ясно, что Иуда не ожидал осуждения Иисуса синедрионом. Более того, он был единственным, кто выступил на том судилище в Его защиту. Вина Иуды лишь в том, что он поддался обману, позволил сатане пусть даже на короткое время управлять собой.
6. Кто такие Иудеи?
Рассмотрим ещё одну версию. Иисус с первых же дней своего служения стал разоблачать лицемерие фарисеев и книжников, выступил категорически против сложившихся к тому времени традиций, спорил с саддукеями, и тем самым навлёк на себя серьёзные неприятности.
От Иоанна:
5:18 И еще более искали убить Его Иудеи...
7:12 И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.
7:13 Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.
19:38 ... Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев ...
20:19 ... двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев...
Кажется мы нашли виноватых - это Иудеи. Но кто это такие? Почему их опасается народ? Зачем от них запирают двери дома апостолы? Сами апостолы-то кто? Не иудеи? Может быть, китайцы? А Иосиф из Аримафеи, член совета?! Надо всё-таки признать, что и по гражданству, и по вероисповеданию все апостолы и практически все евреи были иудеями.
В Евангелии от Марка можно прочесть:
7:3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
В третьей главе своего Евангелия Иоанн рассказывает о беседе Иисуса с Никодимом:
3:1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
3:10 Иисус ... сказал ему: ты - учитель Израилев...
Вспомним ещё один уже рассматривавшийся нами эпизод - суд над Павлом в Кесарии. «Многие и тяжкие обвинения» возлагали на Павла «пришедшие из Иерусалима Иудеи» (Деяния, 25:7). Неужели же мало было Иудеев в самой Кесарии? Конечно! Что имелось в виду, объяснил сам Фест: «с жалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские» (Деяния, 25:15).
По-моему, можно смело сделать вывод, что Иудеями (заметьте: с большой буквы), евангелисты называют фарисеев и книжников, блюстителей иудейского Закона, учителей Израилевых, и в первую очередь - первосвященников. Именно их и критиковал Иисус, и именно они решили погубить Его ВОПРЕКИ ЧАЯНИЯМ СВОЕГО НАРОДА:
20:19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа ... (от Луки)
11:18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. (от Марка)
12:12 И старались схватить Его, но побоялись народа ... (от Марка)
14:1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
14:2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. (от Марка)
Ну и, наконец, От Матфея, глава 26:
26:3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
26:4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
26:5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
Все евангелисты оставили нам записи о составе делегации, приведшей Иисуса к Пилату: «поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату» (от Марка, 15:1); «обвиняли Его первосвященники и старейшины» (от Матфея, 27:12); «Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его» (от Луки, 23:10); «Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его!» (от Иоанна, 19:6)
Итак, ответственность за смерть Иисуса взяли на себя лидеры тогдашних политических партий и правящей элиты: первосвященники, фарисеи, книжники и старейшины (Синедрион). Главным обвинителем выступил Каиафа.
7. Кто такой первосвященник Каиафа?
Стоит задержаться на личности Каиафы. Библия не даёт подробных сведений о нём. Нет ни его родословной, ни перечня потомков. Вместо традиционной для евреев формулы «такой-то, сын такого-то, оттуда-то» Иоанн употребляет формулировку «некто Каиафа» (от Иоанна, 11:49). Многие богословы полагают, что права Каиафы быть первосвященником сомнительны. ВОЗМОЖНО, он даже не принадлежал роду Аарона, а может быть, КАИАФА и НЕ БЫЛ вовсе ЕВРЕЕМ.
Кстати, царь Ирод, бывший тогда четверовластником (исполнявший функции римского наместника в Галилее), убивший Иоанна Крестителя - тоже не еврей, он идумеянин. Мог ли в Иудее - провинции Рима - после почти тысячелетней оккупации, грабежей и резни первосвященник быть назначен в нарушение Моисеева Закона?
Нам не обязательно гадать на эту тему. Известный историк Иосиф Флавий, личный биограф императоров Веспасиана и Тита, в своём труде «Иудейские древности» пишет, что Каиафа был назначен на должность первосвященника пятым наместником Рима в Иудее Валерием Гратом, причём после отставки первосвященника Анана и целой серии назначений и снятий других лиц. Уже при новом наместнике Понтии Пилате, после рассматриваемых гнусных событий, Каиафа был смещён прокуратором Сирийским консулом Вителлием. Причём первосвященником стал (!!!) сын отставленного некогда Анана («Иудейские древности», книга 18, главы 2, 4).
Похожий случай произошёл в новейшей истории России. Полагаю, все помнят, как в критической для страны ситуации был снят с поста премьер-министра Черномырдин и назначен никому до того не известный Кириенко, устами которого страна и объявила себя банкротом. Прошло немного времени, страсти слегка улеглись - и Черномырдин вновь вернулся на пост главы правительства.
Вот ещё одна поразительная деталь. Два евангелиста (от Матфея, 26:65 и от Марка, 14:63) пишут о том, что Каиафа, обвинив Иисуса, разодрал «свои одежды». Независимо от того, как Каиафа получил первосвященство, он не мог не знать, что написано в книге Левит:
21:10 Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих ...
В Евангелиях говорится ещё об одном вопиющем нарушении Закона иудейского: первосвященники выступили в роли обвинителей (от Луки, 22:71), причём первым из них был Каиафа (от Матфея, 26:65; от Марка, 14:63), следовательно именно Каиафа должен был первым бросить в осуждённого камень. Эта норма иудейского Закона направлена на борьбу со лжесвидетельством: если вдруг вскрывались факты, опровергающие вину казнённого, ответственность за его кровь ложилась на того, кто первым бросил камень.
Новый Завет содержит достаточно доказательств того, что евреи не подчинялись римским законам и, когда это требовалось, прибегали к традиционному виду казни - побиванию камнями. Например, к Иисусу как-то привели «женщину, взятую в прелюбодеянии, и ... сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями ...» (от Иоанна, 8:3-11). Едва уходили от подобной смерти и Павел, и Пётр, и сам Иисус, именно так был убит за свою веру Стефан (Деяния, глава 7). Почему же Каиафа, главный «гарант» иудейского Закона, предпочёл ему законы, установленные Римом?
8. Процедурные нарушения
Уже понятно, что осуждение и убийство Иисуса произошло В НАРУШЕНИЕ ИУДЕЙСКОГО ЗАКОНА. Кроме явных нарушений, допущенных Каиафой, есть сомнения и по более другим пунктам.
В Евангелии от Луки (глава 23) есть любопытная запись на этот счёт:
23:50 ... Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,
23:51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского ...
Этот текст означает, что собранный Каиафой СОВЕТ БЫЛ НЕ ПОЛНЫМ! Вполне возможно, что на него были приглашены только «свои». Библия нигде не пишет о кворуме и о правомочности того сборища выносить решения по поводу смертной казни.
Судилище почему-то проходило НЕ В ХРАМЕ, «Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника» (от Луки, 22:54). Хотя «начальники храма» участвовали в этом деле с самого начала - ещё с ареста Иисуса (от Луки, 22:52).
Евангелие от Иоанна (глава 18) ясно говорит о том, что на это мероприятие не пускали кого попало:
18:15 За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический.
18:16 А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра.
Но, даже пробравшись «по знакомству» на судилище, Пётр вынужден был сбежать, потому что вокруг были только рабы и служители первосвященические. Ученики Иисуса и сочувствовавшие Ему члены совета не были допущены по понятным причинам: «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса» (от Матфея, 26:59).
Известно, что в это время Иерусалим готовился к великому празднику - к Пасхе. «Это - ночь бдения Господу за изведение ... из земли Египетской» (Исход, 12:42). Не буду приводить порядок пасхального седера, потому что он касается следующей ночи - ночи «перед субботою». Что же заставило собраться в доме Каиафы других первосвященников и некоторых членов совета В ПРЕДЫДУЩУЮ НОЧЬ? Как это они не боялись хотя бы случайно оскверниться перед Великой Субботою?
Почему ночью? Зачем ночью первосвященнику быть облачённым в «одежды свои»? Множественное число «одежд» указывает на специальное ритуальное (дорогущее!) облачение священника, речь идёт ну никак не о ночной рубашке или наспех накинутой пижаме.
Да, утром состоялось ещё одно, формальное совещание Синедриона. Об этом «раунде» судилища евангелисты не оставили много подробностей. Только Матфей записал, что совещание проходило в Храме, именно на нём Иуда заявил о невиновности Иисуса и вернул деньги. Вот и всё. (от Матфея, 27:1-5)
Кстати, это свидетельство Иуды Синедрион проигнорировал.
После того, как тело Иисуса исчезло из гроба, первосвященники, «... собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали» (от Матфея, 28:12-13).
СПЛОШНОЕ НАРУШЕНИЕ ИУДЕЙСКОГО ЗАКОНА!
9. Кто кричал «Распни Его!»?
О составе делегации, приведшей Иисуса к Пилату, мы говорили уже неоднократно.
Но ведь кроме священников были там и простые люди, «народ». Религиозная верхушка смогла обмануть не только Иуду. «... первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить» (от Матфея, 27:20). Ещё в доме Каиафы «некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лицо, ударять Его...» (от Марка, 15:65). Библия не даёт ни количественных, ни качественных показателей «народа», поддавшегося влиянию первосвященников. Нам даже примерно НЕИЗВЕСТНО КОЛИЧЕСТВО «всего множества их» (от Луки, 23:1).
Библия свидетельствует, что Синедрион не смог найти НИ ОДНОГО мало-мальски убедительного лжесвидетеля. Наоборот, несмотря на давление первосвященников и старейшин, «... шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» (от Луки, 23:27). ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО евреев остались верными Ему!
Известно, что ИУДЕИ НЕ УЧАСТВОВАЛИ В ИЗБИЕНИИ ИИСУСА в претории - резиденции римского претора. Они «не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (от Иоанна, 18:28). ИУДЕИ НЕ БЫЛИ ДАЖЕ СВИДЕТЕЛЯМИ бесчинств римлян, так как для бичевания «воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию» (от Марка, 16:15).
Сколько человек могло поместиться во внешнем дворе резиденции Понтия Пилата? 100? 200? Вычтем стражу Пилата, вычтем неполный состав Синедриона и его охрану. Сколько останется? Кто эти люди? Вполне логично предположить, что все последователи Иисуса разбежались вместе с апостолами. С первосвященниками, скорее всего, пришли те же самые лица, что были в доме у Каиафы - их рабы и служители.
Говоря о составе этого «народа», надо вспомнить ещё одно свидетельство, кстати, прошедшее сквозь римскую цензуру. Лично император Тит, руководивший римской армией во второй иудейской войне и финальным штурмом Иерусалима, «дал добро» книге Иосифа Флавия «Иудейская война», которую, впрочем, сам же и заказал, на написание которой выделил деньги, автора которой взял с собой в поход, предоставив ему особые полномочия и охранные грамоты. Нам обязательно надо обратить внимание на МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ ВХОДИЛИ В АРСЕНАЛ ПОНТИЯ ПИЛАТА согласно этой книге:
В очередной раз Пилат «... возбудил новые волнения тем, что употребил священный клад, называющийся Корбаном, на устройство водопровода ... Народ был сильно возмущён, и, когда Пилат прибыл в Иерусалим, он с воплями окружил его судейское кресло. Но Пилат, уведомлённый заранее о готовившемся народном стечении, вооружил своих солдат, переодел их в штатское платье и приказал им, смешавшись в толпе, бить крикунов кнутами ...» («Иудейская война», книга 2, глава 9).
Тот самый «народ», требовавший отпустить Варавву, а Иисуса казнить, запросто мог быть просто ПЕРЕОДЕТЫМИ РИМСКИМИ ВОИНАМИ.
10. Статья обвинения
Любопытно ещё, ЗА ЧТО был казнён Иисус.
10:33 ... не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. (от Иоанна)
26:65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! (от Матфея)
ЗА БОГОХУЛЬСТВО! Впрочем, чтобы помочь Пилату принять «нужное» решение, первосвященники солгали: «Он ... запрещает давать подать кесарю» (от Луки, 23:2). Пилат же «знал, что предали Его из зависти» (от Матфея, 27:18).
Греческое слово «крест» («σταυρός» - «ставрос») означает «средство для казни», «столб для казни», «столб для позора». Перекладина на таком столбе могла и не быть, иной раз её прибивали к верхнему торцу столба, буквой «Т». Но на столбе обязательно должна была быть табличка с указанием вины казнённого, чтобы любой зевака мог прочесть её, убедиться в справедливости суда и в неотвратимости возмездия, плюнуть в казнённого, швырнуть в него камень. Чтобы наказание было позором. Чтобы отличать казнь от убийства. К кресту Иисуса Пилат тоже приказал прибить табличку, но с весьма своеобразным «обвинением».
15:26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский. (от Марка)
27:37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. (от Матфея)
27:19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. (от Иоанна)
Аббревиатура от слов, записанных Иоанном, составляет тетраграмматон - еврейское слово «יהוה» (Иегова или Яхве, сегодня никто не знает, как его надо произносить) - «сущий», «вечный». В русском переводе Библии (синодальный вариант) в соответствующих местах, как правило, используется слово «Господь». У меня есть вариант перевода Торы (תורה, в котором тетраграмматон - «יהוה» - переводят как «Всесильный» или «Всевышний». Это слово используется исключительно для обозначения Бога, существующего вечно, Творца, создавшего небо и Землю. Свидетели Иеговы считают это слово личным именем Бога.
Боясь нарушить 3-ю заповедь Ветхого Завета («Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исход 20:7)), иудеи с оч-чень древних времён при чтении Танаха (Ветхий Завет) заменяют тетраграмматон словом «אדון» («адонай»). Оно тоже часто встречается в Библии. В Новом Завете используется его греческий аналог «кюриос» («κύριος»), оба они означают нечто типа «хозяин», «господин», «владыка», «дон», «синьор», «сэр» и т.п.
В большинстве случаев в Библии слова «אדון» и «κύριος» также переведены на русский как «Господь».
Нередко даже в православной традиции можно встретить сокращения типа «Б-г». Спрашивается, зачем? Много ли можно сэкономить места? А это и не сокращение вовсе, это стремление соблюсти ветхозаветную заповедь. Кто знает, когда употребление слова «Бог» не напрасно?
Естественно, такое «обвинение» первосвященники не могли стерпеть.
От Иоанна, глава 27:
27:20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
27:21 Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.
27:22 Пилат отвечал: что я написал, то написал.
11. Бог простит?
Последний вопрос - что же с теми, кто принял на себя кровь Христа? Первосвященники, «возбуждённый» ими народ, Иуда, Пётр, отрекшийся от Христа, другие апостолы, уснувшие в Гефсиманском саду, Понтий Пилат и полк воинов правителя?
23:34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (от Луки)
4:12 ... и прощены будут им грехи. (от Марка)
2:12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. (1-е Иоанна)
2:8 … ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. (1-е Коринфянам)
Могу выдвинуть предположение, почему так милостиво (в отличие от людей) отнёсся Господь к тем людям. Вся эта история - несомненно, важный, но всего лишь эпизод в борьбе ВЫСШИХ СИЛ. Это «диавол ... вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его» (от Иоанна, 13:2). Это сатана вошёл в Иуду, когда Иисус подал ему кусок хлеба. Это сатана устами Петра прекословил Ему, когда Иисус «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками» (от Марка, 8:31). «... более, нежели двенадцать легионов Ангелов» (от Матфея, 26:53) мог предоставить Иисусу Небесный Отец. Что против них Иуда? Что бы смог сделать Каиафа с жалкой кучкой своих сообщников?
Сатана проиграл этот раунд. Иисус воскрес, «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (от Марка, 16:19). Он обязательно вернётся и уничтожит диавола, как и обещал.
Для нас с вами греческое слово «Βαραββας» («Бараббас»), скорее всего, ни о чём не говорит. Но давайте вспомним, что это иудейское имя. Практически все имена библейских персонажей - вполне даже переводимые слова или фразы. Еврейское «בר אב» («бар аба») буквально означает «сын отца». Догадывался ли Понтий Пилат, какой выбор он предложил собравшимся у него в претории людям? «Царя Иудейского» или «Сына Отца»? И что означало их требование: «Освободи Сына Отца!»?
Ни у сатаны, ни у Бога нет национальности.
Деяния, глава 17:
17:24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли ...
17:26 От одной крови Он произвел весь род человеческий ...
17:27 дабы они искали Бога ...
17:28 ибо мы Им живем и движемся и существуем...
ИИСУС ЛЮБИТ ВСЕХ. Мы же каждым своим грехом продолжаем распинать Его. Национальная рознь, деление народов на высшие и недостойные, вандализм, осквернение кладбищ, погромы на национальной почве - это «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1-е Петра, 5:8). Я не про жертвы фашистов и скинхедов, я про них самих, попавших в «сети диавола, который уловил их в свою волю» (2-е Тимофею, 2:26).