Советую прочитать книгу Осипова "Посмертная жизнь души. Беседы современного богослова." Там подробно разбираются все эти моменты, многие невежественные стереотипы разбираются.
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/zhizn_p … -all.shtml
То, что понял я, вкратце:
1) Посмертная участь души определяется ее собственным желанием и состоянием.
2) В том мире душа сталкивается с тем какая она на самом деле.
3) Там же не имея тела, человек не может отвлечься от своего состояния и покаятся, страсть, которая была у него в жизни в том мире захватывает его полностью.
4) Описания мытарств - лишь удобный и понятный язык для описания страданий происходящих от необуздываемых телом (тела и внешних обстоятельств отвлекающих там нет)страстей.
5) После воскресения человек получает тело, и получает волю - а значит последню и окончательную возможость покаяния (или отречения) - ведь, теперь он знает, что такое страсть пожирающая человека, что такое отсутствие благодати и поддержки Бога. Теперь человек знает почему Христос Спаситель. Тут человек может попросить помощи Божией для избавления от страстей понимая, что сам не в силах.
6) Далее интересная жизнь в воскресшенном и преображенном теле, очень интересно, но умом не понять
Рай или ад - это не место, а состояние внутри человека. Есть бесконечно много степеней этого состояния.
Естественно, Бог сказал: "Приходящего ко Мне не прогоню вон". Всякий, кто обратится к Богу с искренним покаянием, получит прощение грехов и жизнь вечную. Вообще всякий.
Отсюда очевидный вывод: ад - это состояние тех, кто не хочет обратиться к Богу. То есть для тех, кто сознательно противится Богу, потому что собственные грехи и страсти для них всего дороже.
Даже здесь, при жизни, мы встречаем людей, говорящих, что, если для встречи с Богом им придется отказаться от своей гордости и самомнения (телесных удовольствий, привычного образа жизни - нужное подчеркнуть, недостающее вписать), то не нужен им такой рай. Вот вам иллюстрация.
Посмертная жизнь человека до страшного суда (страшный - потому, что это точка окончательного выбора) - это опыт познания своих страстей и своего состояния в отсутствии внешных отвлечений.
Поэтому о "вечности" ада можно сказать так: Вечен только Бог!!!
Ад вечен не в смысле продолжительности во времени, а в смысле, что он находится там, где нет понятия времени. Потому и муки вечные не в смысле продолжительные, а в смысле иные…