Миф №28: "У Христиан и мусульман один и тот же Бог"
Христианство и ислам имеют много отличий. И в этой статье мы попытаемся рассмотреть их как можно подробнее. Разумеется, у нас не хватит сил охватить все отличия и наметить все точки расхождения двух религий. Такая тема – не тема небольшой статьи, а тема большой книги. Но с Божьей помощью мы попытаемся сделать то, что в наших силах. При этом отметим важные особенности нашей работы.
Во-первых, в нашей статье не будет наивных споров о том кого больше, христиан или мусульман. Для истинно верующего такие споры неприемлемы. Все аргументы к большинству (или аргументы количественные) абсурдны в религиозных дискуссиях. Ни для одной из религий мира не будет пользы, если у нее будут миллионы сторонников, не знающих основ ее вероучения. Для нас совершенно неприемлем наивный, почти детский «аргумент к цивилизации», заключающийся в том, что все жители исламских стран мгновенно записываются в истинные мусульмане, а жители Америки или Европы в христиане. Территория той или иной религии — это человеческое сердце и человеческий ум, а не ландшафт, почва и климат или государственные границы с визовыми режимами и полицией. Поэтому если Вы искренне верите, что основной аргумент в пользу Вашей религии заключается в большинстве ее сторонников, то знайте, что такая позиция неприемлема для автора этой статьи. Аргумент религии всегда аргумент духовный. Это аргумент качественный, а не количественный. Он обращен к человеческому уму и сердцу, а не к империям, странам, цивилизациям, народам и континентам.
Во-вторых, я предвижу некоторый упрек со стороны мусульман в резкости работы. Этот упрек мне приходится слышать не первый раз, когда я начинаю последовательно и настойчиво излагать самим мусульманам основы их же вероучения. Скажу прямо, что я уже давно сталкиваюсь с двумя исламами. Один ислам – это ислам Корана и сунны. Второй ислам – это ислам «народный». Еще раз скажу, что в этой статье рассматривается не народный ислам, где Бога и саму религию каждый представляет как ему больше понравится, а ислам Корана и хадисов, акыд и калама. Отсюда и кажущаяся резкость. Ни Коран, ни хадисы не допускают бесконечное количество обтекаемых и двусмысленных формул и подходов, которые часто распространены среди простых рядовых мусульман. Но таких же подходов не допускает и христианское вероучение, с его многовековым, отточенным богословием. Поэтому за кажущейся резкостью в статье скрывается не «ненависть» или «упрек», а стремление предельно точно сравнить два учения. Если же такое сравнение Вас повергнет в шок, то это свидетельствует только о том, что Вы не уделили достаточного внимания изучению своей собственной религии.
1. Джибрилизм и Божественное Откровение Святой Троицы.
Христианский монотеизм изначально возник как религия пришедшая от Самого Бога. В христианском монотеизме обретается вся полнота истинного общения Бога и человека. Христианский монотеизм основан на факте явления Самого Нетварного Создателя, а не на явлении одних тварных посредников. И этот факт несомненно привлекает людей, искренне стремящихся познать Самого Бога. Но не все люди жаждут общения с Богом, не все хотят познать Создателя. Многие желают защититься от прямого общения со Своим Творцом, поставить тварные барьеры и препятствия Его познанию. Ведь Бог Совершенен, человек же грешен. Действительно, «страшно впасть в руки Бога Живого», и «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 10. 31, 13). Будучи Сам Свят и Всесовершенен, Господь прямо требует от человека совершенства и святости, а не одного внешнего повиновения. «Итак будьте святы, потому что Я свят», — говорит Сам Святой Бог человеку (Лев. 45. 11). «Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших», — учит о Нем, Всесвятом, пророк (Иис. Нав. 24. 19). Он судит не только внешние действия, но и скрытые от человеческих глаз помышления и намерения сердечные, «испытывает все сердца и знает все движения мыслей» (3 Цар. 28. 9). Он ненавидит грех не только во внешнем поведении, но и в самой человеческой душе, требует святости даже в помыслах. Он заповедует человеку любить Себя всем сердцем, всею душою и всем разумением (Мф. 22. 37).
Исполнение первой и наибольшей заповеди любви к Богу немыслимо вне явления человеку Самого Бога. Ведь нельзя любить всем сердцем и умом того, кого ты не познал. И Господь Всемогущий дает человеку познать Себя, обещает явиться ему в ответ на человеческий поиск. Прежде, Он Сам призывает человека взыскать Его: «расположите сердце ваше и душу вашу к тому, чтобы взыскать Господа Бога вашего» (1. Пар. 22. 19). Ведь именно «Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» (Деян. 16. 26, 27). И Он обещает человеку, что ищущий Его не будет оставлен Им, непременно найдет Его: «и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29. 13). «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Ап. 3. 20). Открывается человеку Бог действием Своей Нетварной Божественной благодати, которая позволяет познать Царствие Божье, ощутить реальное присутствие Бога в душе, в сердце своем и вокруг себя, во всем тварном мире.
В действии благодати Своей Господь снисходит и раскрывается человеку. Так случилось с пророками и с многими святыми и истинными христианами. Откровение человеку Самого Бога — основание христианского вероучения. Откровение человеку Самого Бога — источник христианского монотеизма. Вне Божественного Откровения монотеизм превращается в наивное учение человеческое, питается гипотезами и предположениями.
Первое отличие, которое важно установить между христианством и исламом, назовем джибрилизмом. Слово это произведем от слова Джибрил, что значит на арабском Гавриил. При этом не будем спешить называть христианского архангела Гавриила Джибрилом коранического текста. Сравнивая христианство и ислам, найдем, что они разные существа.
По Корану, Мухаммед не удостоен явления Бога, не имел разговора с Создавшим мир Творцом Всемогущим, не общался с Создателем вселенной. Вседержитель мира не говорил с ним лицом к лицу, не являл Себя Сам (даже в отличие от Моисея и израильтян). Вместо Бога дан Джибрил. Путь явления Джибрила, а не Самого Владыки мира назван «прямым путем». По Корану, нет более прямого пути, чем явление посланника-ангела вместо Самого Вечного, Вездесущего и Всемогущего, Безначального и Бесконечного Бога, Создавшего мир, Сотворившего человека и всех ангелов.
Читая хадисы, человек должен уразуметь тот способ, которым Мухаммед получал откровения. В хадисах прямо сказано об этом. Мухаммед не общается с Господом Всемогущим, говорит лишь с ангелом. На вопрос аль-Хариса бин Хишама Мухаммед ответил, что сами откровения приходят ему в виде тягостного для него звона колокола и говорящего ангела в образе человека (1). Ни звон колокола (быть может, означающий шум ангельских крыльев), ни ангел в образе человека, по мнению основателя ислама, не были явлением Самого Господа Всемогущего, действием Самого Творца. Это явления и действия Джибрила, который в пещере (на горе) Хира несколько раз схватывал и сжимал основателя ислама, заставляя его напрягаться до предела (2) Джибрил вызывал в нем страх, по причине которого он говорил: «Укройте меня, укройте меня!»; будучи же укрыт восклицает: «Я испугался за себя!» (3).
Страх основателя ислама, по его свидетельству, не страх Божий, ибо не Всемогущий Господь явился ему, а страх перед сотворенным существом, сравнимым с ним самим, таким же созданием. Ведь страх Божий не страх перед насилием ангела, человека и всякого существа сотворенного, а начало премудрости, познания Самого Всемогущего Господа, ибо Один есть Премудрый, весьма страшный, Сидящий на престоле Своем, Господь (Сир. 1, 7). И в страхе Господнем нет недостатка, нет надобности искать при нем помощи, ибо страх Господень — как благословенный рай, услаждает сердце и наставляет на пути любви (Сир. 40, 12-13; 27-28).
Каковы же свойства Джибрила? Коран и хадисы так описывают его. С боевым оружием он сражается на коне в битве при Бадре (4). После битвы у рва голова его покрыта пылью, и он не снимает оружие, хотя основатель ислама уже снял (5).Он сам (или его скакун) оставляет явные, доступные для людей следы на земле (20:96, Кул. 20:96, Кр. (6)). По словам Умара бин аль-Хаттаба, люди видели его как разговаривающего с ними обычного человека, отличающегося только одеждой и цветом волос, и лишь слова основателя ислама позволили узнать в нем ангела (7). Со слов Усамы бин Зайда, женщина (Умм Салама) воспринимает Джибрила как обычного человека, видя в нем Дихйа бин Халифа аль-Кальби, товарища основателя ислама (8).
Только через Джибрила, а не прямо, чрез Самого Всемогущего Господа приходят основателю ислама аяты. Джибрил, а не Сам Всеведущий Господь, низводит Коран Мухаммеду. Джибрил, а не Сам Всеведущий Господь, читает вместе с ним Коран и учит пониманию. Один ангел Джибрил, а не непосредственно и прямо Создавший всю вселенную и ангелов Бог, учит последователей Мухаммеда религии, что отражено в его словах: «Поистине, это - Джибрил, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии!» (9).
Джибрил повелевает ангелами и ангелы подчиняются ему. Его близость к Аллаху превосходит близость всех существ. Если Аллах испытывает любовь к человеку, то вначале обращается к Джибрилу с просьбой полюбить человека (10). Когда же Джибрил полюбит человека, то уже он обращается ко всем обитателям небес с призывом любить человека, а его обращение склоняет к человеку небесный и земной мир. Со слов Абдуллаха бин Масуда, Мухаммед видел Джибрила, который имел 600 крыльев (11), что явно превосходит число крыльев простых ангелов. Весь духовный путь Мухаммеда точно подытожила Аиша: «Великую ошибку совершает тот, кто утверждает, будто Мухаммед видел своего Господа, но он видел Джибрила в его истинном образе и обличье, и он закрывал собой весь горизонт» (12). Но самое важное, что Мухаммед видит Джибрила, который восседает на троне, восседает на троне между небом и землей (13), хотя восседание на троне свойственно уже не ангелу, вестнику сотворенному, а Создавшему мир и ангелов Богу.
Возведение Джибрила на трон, провозглашение его единственным и неповторимым носителем откровения, ниспослать которое Всемогущий, Вездесущий и Всесильный Бог не в силах Сам, позволяет назвать ислам религией Джибрила, джибрилизмом. Но джибрилизм нарушает истинный Таухид, подрывает учение о Едином Вездесущем и Всемогущем Господе. Истинный Таухид есть ведь Таухид Самого Господа, а не существ тварных: «Ты, Господи, Един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9. 6). Созданные Единым Всемогущим Богом небесные ангельские воинства такие же творения как и мы, они поклоняются Богу! Неужели они могут знать Его лучше Него Самого?
Познать Нетварного Бога Единого сможем мы если Он, Всемогущий и Вездесущий, откроется нам созданиям Своим Сам. Основанием знания о Боге Едином не могут служить знания одного сотворенного существа, ангела. Основанием знания о Боге Едином может быть лишь Откровение Самого Бога Единого, в котором Всемогущий и Вездесущий Господь Сам являет Себя людям, нисходит к ним. Истинное Вахй, Божественное Откровение есть Откровение Самого Господа.
Издревле Господь обращался и говорил пророкам Своим Сам, Сам являлся Своим праведникам. Если же и были ангелы сотворенные в качестве слуг-помошников, то разве могли они заменить действие Божественное, могли встать на место Самого Всемогущего Бога, обращающегося к человеку?
Все пророки пророчествовали не чрез ангелов, хотя многие сотворенные святые ангелы, как и сотворенные святые люди, по воли Всемогущего оказывали содействие им в служении пророческом. Все пророки пророчествовали по действию Самого Господа, по Его действию Свыше. Они пророчествовали от Самого Всемогущего и Вездесущего Бога, возвещали истину Самим Духом Божьим, будучи наставляемы Духом Господним Святым.
Господь несравним с созданиями Своими, Он безмерно превосходит их. «Прославляя Господа, превозносите Его, сколько можете, но и затем Он будет превосходнее», — говорит Писание (Сир. 43. 32). Все в мире сотворил Он из невидимого для человеческого глаза вещества (Прем. 11. 18). Сам же Он не является чем-либо из этого мира. Господь Всемогущий не есть вещественное тело и плоть, но Дух Чистейший, Всесвятой и Всеправедный, Всесовершенный. Он – Невещественный Творец вещества. Все в мире ограничено, имеет предел, вещественно, тварно. Только Он Нетварный есть Дух Неограниченный, Беспредельный и Вездесущий. Все вещественное имеет предел, а Он – Дух Беспредельный. Все вещественное ограничено, а Он – Дух не ограниченный ничем и никем из созданий. Все вещественное имеет место свое, а Он же – Дух Вездесущий, нигде не вмещаясь, везде пребывает.
О Божественном Духе прекрасно сказал Соломон: «Нетленный Твой Дух во всем пребывает», «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем. 1. 7). Его воспел Давид: «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты» (Пс. 138). О Нем возвышенно говорит Елиуй: «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33, 3-4).
Может ли человек знать о Боге без Него Самого, может ли он пророчествовать без Духа Божьего? Может ли ангел созданный, тварный заменить Дух Вечный Несозданый Божий? Но кто из творений совершенно познал Бога? «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его?» (Ис. 40. 12-14). Может быть это ангел сотворенный? Но ангел сотворенный знает о Боге только от Божественного Духа, как и человек, а не своим умом познает Несотворенного Создателя. Никто из созданий не познает Бога без действия Его Святого Духа. «Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, – говорит о человеке Соломон. – Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше Святого Духа Твоего?» (Прем. 9. 16, 17).
Если воли человека никто не знает кроме самого человека, то тем более воли Бога никто не знает, кроме Самого Духа Божьего и тех, кому Он хочет открыть. Так неужели ангел тварный заменит Единого Вечного Бога?
Господь не ангел, ибо ангел есть существо тварное, ограниченное, имеющее образ и вид. Истинно сказал о Себе Сам Бог: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?». «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, - восклицает пророк, - Кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени» (Ис. 40. 25, 26). Называющий ангелов по имени отличен от них, существ сотворенных. Если ангела назовем бестелесным, тела лишенным, то только в сравнении с телом человеческим, грубым. Но в сравнении с Господом Всемогущим, Который Несравним ни с кем из созданий Своих, ангел имеет тело, вещественен, наделен обликом и видом. Ангел, как и душа человеческая, не Дух Всесвятой, Совершенный, Беспредельный и Вездесущий. Ангел, как и душа человеческая, дух несовершенный, ограниченный, тварный. Называем же «духом» ангела или душу человеческую условно, ибо созданы они по образу Всемогущего Совершенного Духа. Будучи образом Его, они не во всем с Ним совпадают, а лишь слабо являют непостижимое Его Совершенство.
Бог есть Дух Вездесущий, власть Его на всяком месте. Так неужели нет этой власти в душе человеческой, в человеческом сердце? Он, Вездесущий не ограничен ничем, может действовать как пожелает. В сердца человеческие Он проникает совершенно свободно, не имея пределов и преград Своим наставляющим действиям.
Духом Божьим, а не своими силами пророчествовали пророки. Духом Божьим пророчествовал Моисей. «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых. Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них». И свершил Моисей повеление Господне, и Господь «взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать» (Числ. 11. 17-25). И возревновал Моисей о всем народе и сказал: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ. 11. 29). Духом Божьим пророчествовал царь Давид, сказав: «Дух Господень говорит во мне, и Слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23. 2). О Гофонииле сказано: «На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля». Говорит Писание: «И Дух Господень объял Гедеона»; «И был на Иеффае Дух Господень»; «почивал Дух Господень на Давиде»; «сошел Дух Божий на Саула, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме»; «Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать»; «Тогда на Иозиила, сына Захарии, левита из сынов Асафовых, сошел Дух Господень среди собрания». И таких мест в Писании множество.
Пророк Неемия говорит: «Ты медлил многие годы и напоминал им Духом Твоим чрез пророков Твоих, но они не слушали. И Ты предал их в руки иноземных народов» (Неем. 9. 30).
«Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа», — пророчествует Захария, к которому также обратился Бог (Зах. 7. 11, 12). «А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его», — говорит пророк Михей (Мих. 3, 8). Так говорит пророк Иезекииль: «И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь…» (Иез. 11, 5). И еще свидетельствует, что видел видения не своими силами, но Духом Божьим (Иез. 11, 24).
Как же Дух Всесвятой, Вездесущий и Всесовершенный обращался к пророкам? Но неужели Дух Всесвятой, Вездесущий и Всесовершенный есть дух бессловесный? Нет! Он имеет совершенно духовное Слово неподобное человеческой и ангельской речи.
Слово Божье Всесвято, Всеправедно и Всесовершенно. Им, Всемогущим Словом Своим, Господь утвердил все мирозданье. «Слово Мое, Оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я посылаю Его» (Ис. 55. 11). О Слове Бога сказал Давид: «Словом Господа сотворены небеса» (Пс. 32. 6). «Слово Твое исходило, и тотчас являлось дело, вдруг явилось безмерное множество плодов и многоразличные приятности для вкуса, цветы в виде своем неизменные, с запахом, несказанно благоуханным», — говорит о творении мира Словом Божьим Ездра (3 Ездр. 6.43, 44). Как поэтично и вместе с тем страшно описано Соломоном Слово Всемогущего Бога при наказании Египта! «Ибо, когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли Всемогущее Слово Твое, как грозный воин. Оно несло острый меч - неизменное Твое повеление и, став, наполнило все смертью» (Прем. 18. 14). Неужели же Слово Его преходяще, невечно? Слово Создателя не может быть преходяще, но в веках, нерушимо. Не изменит Слово Его ничего из тварного мира. Слово Его есть Слово Вечного Бога и всегда в Нем пребывает.
Обращаясь к пророку Бог обращается со Своим повеленьем. Так неужели Господь Всемогущий Разума не имеет? Но мысль таковая было бы тяжким богохульством, ибо Божественный Разум продумал весь план мирозданья. Как мы видим весь мир разумно, прекрасно устроен. Всюду находим печать Ума Бесконечного Бога. Разум Его Всеведущ, знает будущее, настоящее и прошедшее, Высочайше Премудр, Он, Творец и Источник всех разумов тварных.
О Божественном Разуме сказано в Писании: «Велик Господь наш и велика крепость Его, и Разум Его неизмерим» (Пс. 146. 5). Он Разумом Своим распростер небеса и основал землю (Иер. 10. 12,13. Притчи. 3.19.).
Вечный Божественный Разум от века порождает Божественное Слово. Да не испугает читающего глагол «рождает», ибо речь идет совсем не о телесном рождении, а об акте духовном. Ум человеческий, будучи образом Ума Божественного, тоже непрестанно рождает в себе внутреннее слово (мысль). Без внутреннего слова (мысли) ум человеческий не существует. Так и Божественный Ум, наш Первообраз, не остается без Слова, но постоянно его порождает. Но чтоб простецам было понятно Бог применяет сравненье. Свой Ум называет Он Отцом, а Слово Сыном. Потому говорим мы Отец в вечности Сына рождает. Учение о Едином Боге немыслимо без учения о Божественном Духе, Божественном Уме и Божественном Слове. Это учение и названо учением о Святой Троице.
Учение о Пресвятой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа — единой соприродности и божественности», как сказал о Святой Троице величайший христианский учитель св. Григорий Богослов (14). Слово на греческом значит Логос, потому и Слово Божье Логосом названо. «Высокий Логос Ума, следуя Великому Уму основал мир, который до того не существовал. Он сказал — и совершилось все, что Он хотел», — учит св. Григорий (15). «Свет Отца, Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, Высший Свет высочайшего Света, Единородный Сын, Сияющий вместе с Великим Духом, Добрый Царь, Правитель мира, Податель жизни, Создатель всего, что есть и будет. Тобою все живет», — воспевает он Вечного и Бесконечного Бога (16).
Св. Максим Исповедник так говорит о Пресвятой Троице: «Если Слово предшествует творению сущих, то не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова. Оно не лишено ума или жизни, но обладает умом и жизнью, поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца, и Жизнь, то есть Святой Дух, существующую сущностным образом и сосуществующую с Ним» (17). Если Божественный Ум от века Божественное Слово рождает, то Дух в вечности от Божественного Ума исходит. Это учение и названо учением о рождении Слова и исхождении (извождении) Святого Духа. Так говорит о Боге св. Иоанн Дамаскин: «Он – Ум, Бездна разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает» (18). «Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат богоносные отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице», — говорит св. Григорий Синаит (19). «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» — учит св. Никита Студийский (20).
Читая Коран, находим, что учение о Святой Троице там подлежит искаженью. Мухаммед не знал христианского учения и приписал христианству свои представленья. Он наивно полагал, что Троица – это Мария, Иисус и Аллах, или, что также грубо, Троица, где Аллах есть третий из трех. Такое учение есть прямое искажение христианства, ибо христиане никогда не учили об этом.
Христианское учение о Святой Троице — священный меч монотеизма, ибо им ниспровергается все языческое заблуждение. Воистину, христианам не надо было вести джихад, ибо их джихад — учение о Пресвятой Троице, которое как меч обоюдоострый поражает заблуждения язычников, рассекает их учения явные и тайные, и они становятся безответны перед Богом Всемогущим.
Бог един и имеет три Ипостаси. Если отнимем хоть Одну из Них, то станем язычниками.
Если скажем, что Господь не есть Ум (Отец), то припишем Богу безумие, будем считать Его неразумной силой. Но сам таковой человек есть безумец. Он приравнивается к грубейшим язычникам, приписывая Богу качества не имеющей разума безличной природы, животных и растений, вещей. Отрицающий Вечный Ум Бога равен идолопоклонникам, ибо они поклонялись идолам, лишенным разума.
Если скажем, что Господь не есть Слово (Сын), то также впадем в страшное богохульство, уподобимся грубейшим язычникам, поскольку низведем Бога до бессловесных животных и всей тварной природы. Так представляли Бога грубейшие политеисты, приписывая ему качества бессловесной природы — животных и растений, вещей. Отрицающий Вечное Слово Бога равен идолопоклонникам, ибо они поклонялись бессловесным идолам, истуканам.
Если скажем, что Господь не есть Дух Чистейший и Невещественный, то будем думать, что Он состоит из вещества, есть часть тварного мира. Так представляли Бога все язычники, наделяя Создателя мира вещественными, телесными атрибутами. Все языческие боги были телоподобны, имели руки, ноги, телесность. Отрицающий Вечный Дух Бога равен идолопоклонникам, ибо они поклонялись материальным идолам.
Всякое отрицание Пресвятой Троицы есть заблуждение, неверие. Всякое отрицание Пресвятой Троицы ведет к язычеству, антропоморфизму. Истинно Авраам был благочестивым, ханифом. Истинно Авраам был ханифом Святой Троицы, Которая ему, благочестивому, и явилась Сама, о чем ясно книга Бытия повествует.
Завершая разбор мусульманского джибрилизма, напомним, что на языке арабском есть слово ширк, означающее многобожие, неверие. Оно восходит к слову «шарик», что значит товарищ. Грехом же считается придание Господу равных. Придание же Джибрила Аллаху как царя откровений есть нарушение монотеизма. Такое придание есть нарушение Таухида в господстве. Ведь ангел есть только раб Всевышнего Бога, дух сотворенный. Если же раб восседает на троне и дает откровение, то это изменяет сам принцип таухид ар-рубубийа. Ведь истинный монотеизм есть Таухид в управлении, владении. Господь как Царь, всей вселенной владеет и нет Ему равных. Значит и в откровении остается Он Господином. Сам человеку Он Могущественный может и должен являться. Если же нет, то нарушается справедливость, тварь за Творца говорить и ручаться не может.
В Книге пророка Даниила находим упоминанье об ангеле Гаврииле. Но это упоминанье разнится с исламом. Здесь ангел толкует лишь данное Богом пророку Откровение, а имя ангела лишь дважды встречаем. Но наряду с ангелом тварным, пророк Даниил ведет беседы и с почившими праведниками святыми (напр. Дан. 8, 13-15) Они также ему помогают уразуметь Откровение Всемогущего Бога. Явление же Бога пророку в видении, как и все откровения от Бога, ангел или святые заменить не в состоянии. Если же ангел становится на место Бога, садится на трон, начинает учить человека, то принять учение его невозможно, ибо престол Творца он восхитил. Таким ангелом может быть и ангел падший, выдающий себя за ангела света, о чем нам сказали апостолы: «Потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 14.15).