С моей точки зрения очень любопытная книга "Пояс мира" Сергея Дарды.
К этому примеру можно добавить еще множество параллелей, которые не могли быть результатом заимствования. Например, слово дорога это не какой-то технологически продвинутый термин, который один народ вынужден бы был заимствовать у другого за неимением аналога в своем языке. Это базовое слово для любой цивилизации, сегодня, много тысячелетий спустя, все еще звучит почти одинаково у славян, германцев и евреев. На аккадском (семитский язык, известный по письменным источникам, начиная с середины третьего тысячелетия до нашей эры) дорога это daragu а на иврите дорога это дерых; на современном английском это road (rhode на староанглийском); на фризском это reed; на немецком это rhede; на датском это rhed, а на шведском это redd; английское road производят от слова ride, ехать, что возможно отражено в древнеславянском draha, а аналог слову райд был утерян в славянских языках; но вероятно существует связь между санскритским ru (рухаться, идти), хинди рах (дорога), рахи (путник) и древнеславянским draha и древнеанглийским rhode. Если в слове из пяти букв три буквы устойчиво повторяются на разных языках (60% букв - буквы Д, Р, Х/Г в словах дерых, rhode, draha), то скорее всего эти слова имеют общее происхождение. Но даже если предположить, что слово дорога было кем-то у кого-то заимствовано, то каким образом слова, обозначающие хождение, оказались одинаковыми у многих народов? Так общеславянские слова пеший, пехий, происходящие от общеславянских пята, пятка (возможно родственным словам пясть, - кисть руки, пятерня, и пядь – расстояние между растянутыми пальцами руки, и, вероятно, родственным санскритскому pada, - нога, шаг), родственны старогреческим __; (идти пешком), латинским pes, pedis (нога), passus (шаг), литовским peda (стопа), pescias (пеший, пешком), латышскому peda (стопа), авестийскому pasti...
Результат сопоставления русского и дардских языков:
Results of tour in "Dardistan, Kashmir, Little Tibet, Ladak, Zanskar, &c.,"
G. W. Leitner, Vol1. Part 1,2.
Русский язык__ Язык шина
глаз__________ Атчи
огонь_________ Агар
мед___________ Матши
мужчина_______ Мужа
женщина______ тжей
шея__________ Шакк
месяц_________Матз
между_________Мажжа
что___________Дьяк
который_______кой
будить________бужеоно
ты____________ты
я буду_________Ма бом
дать___________Доки
пить___________Пиоки
Ты пей_________пи
Не пей_________Не пи
говорить_______Райоки
дать___________Де
Ты мой друг____Ты май дари
зажечь_________Падзай
Я ем___________А юм
Ты ешь________Ты юш
душа__________Джили
дым___________Дым
озеро__________Сарр
Храбрый солдат_Мужалей багадыр (ср. укр. - мужній - храбрый)
дверь_________Дарр
голова_________Гава
мясо___________Мотз
сон____________Сантше
береза_________Бирис кул
заяц___________Ушайный
труба__________Сурнай (ср. укр. - сурма)
Не бойся_______Не бийо
Теперь об Афганистане. Я говорил с нефтяниками, которые уходили вместе с нашими солдатами. Они говорят, что даже в современных диалектах осталось много нашего, но главное - это то, что эти вкрапления - консерванты древности, что позволяет выстроить вектор времени. А этого в прошлом отрывке не сделано. Например, они говорили, что у афганцев распространено выражение ПА - РВАНА, что означает у них: по - ровну, одинаково, все равно. Когда им наши объясняли, что поровну - это правильно - парвана, а вот все равно в философском и фаталистическом смысле должно звучать иначе, то афганцы на скважине, а затем по всей округе, стали говорить в этом случае всервана, что говорит о сохранении в их языке морфологии нашего языка как базового, а не только лексики - словарного запаса.
Не знаю, откуда автор книги взял эти данные, но они любопытны. Это этрусский язык.
Этрусский___________________Русский
peθnei umranasa_____________бедный умер
ritnei umranasa______________родной умер
mine muluvanice larice________меня Ларису рисовали
turuce munistas θuvas_________друже намисто (бусы) дал
zelvθ muršš etnam θacac_______желать мира этим…
huslne vinum eši______________потешающее вине пьем
lupvenas zili uzarale____________жили в любви и достатке
zilat lupu______________________желать любви
zila? lupuce šurnu______________желать любви много
zilaxnuce lupuce munisuleθ calu__желать любви сильной, целую
versni lupuce_________________верный любящий
clenši muleθ svalasi zilaxnuce lupuce__клялась … звалась желанной, любящей
mi veθieš veuras______________я ведаю (знаю) и верю
mi araθiale zixuxe_____________меня родили, привели к жизни
zvtaš dardanium______________живут в Дардании
vl culni trisna_________________очень тяжелое состязание (тризна)
cilni vera____________________сильная вера
seθre claniu__________________передавать привет сестре
larθ? murini claniu____________Ларт передает привет Марине
mi klaninšl___________________я кланяюсь (передаю привет)
ta suti mucetiš cneunaš lautuniš__до жути мучает гнев Латина
Цитата из книги Сергея Дарды:
"Различные серебряные монеты, электрумы с изображением петуха, (отличительный тип монет города Дардана), предположительно вошли в оборот в седьмом-восьмом веках до нашей эры. Однако датировка монет, перечисленных ниже (с изображением петуха и курицы, двух петухов, петух и растительный орнамент, петух, держащий устрицу в клюве, голова петуха), всего лишь предположительна.…
Обычный тип монет, принадлежащих данной местности, это монеты с изображением всадника и на реверсе - петуха. У нас нет информации относительно значения такого изображения, кроме простого утверждения Поллюкса (9. 84), что жители Дардана изображали "петушиный бой" на своих монетах. Обычно изображен один петух, иногда в боевой позе. Два петуха повернутые друг к другу изображены на монете пятого века из Дардана …" (Catalogue Of the Greek coins of Troas, Aeolis, and Lesbos. By Warwick Wroth, F. S. A. London: Printed by Order of the Trustees of the British Museum. 1894. стр. xlii-xliii)
"… Номер 9 принадлежит наверняка Дардану. Дардан был одним из городов которые разбил Дарий. Поллюкс (9. 84.) утверждает, что Дардан выпускал монеты с изображением петуха; это утверждение было сделано на основании наличия там монет с таким изображением. Но вполне вероятно, что петух, чья связь с богом-солнцем очевидна, мог быть изображаем также на монетах принадлежащих Милету". (A history of ancient coinage. 700-300 B. C. By Pergy Gardner, Litt.D., F.B.A. Oxford At the Clarendon Press. 1918.)
Меня тут пробило в машине, когда ехал:
Дардания, царь Дардан. Петух на монетах. Троя. Елена Прекрасная. Троянский конь. Разрушение Трои.
-------
Царь Дадон, Вещий Петух, Шамаханская царица, Смерть царя. Все из сказки Пушкина. Сюжет очень похож, только вместо троянского коня, должен был бы быть троянский петух. Петух - птица священная. Первая встречает Солнце.
--------
Возможны ли эти сопоставления? Если да, то как до Пушкина дошла эта легенда падение Трои, как сплелись эти образы? Просто загадка.