~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » Червленные щиты. Рыжков Л.Н.


Червленные щиты. Рыжков Л.Н.

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Статья собрана из различных писем. Немного разбросанно, но интересно, как мне кажется.
С уважением, Вячеслав.

Червленные щиты. Рыжков Л.Н.

Вопрос "Что такое месяц червень в славянских календарях? Месяц сбора червей-вредителей?"

Ответ

"Червень - это не месяц сбора червей - вредителей сельского хозяйства. Червень - это червь, из которого производили красную краску удивительного рубинового цвета. В украинском языке "червоный" - красный означает цвет в память этого замечательного животного. На Руси этим цветом красили боевые щиты, плащи и сапоги. В летописи о поле Куликовов: "И зарделись ряды щитов червленых...." Красный щит и красные сапожки сохранились до глубокого средневековья как признак русских войск (даже стрельцов). Эта же форма (Красный плащ и красные сапоги была у молдаван, валахов и словаков еще во времена Гуситских войн, т.е. сражения со всем рыцарством Европы, т.к. на них были объявлены крестовые походы.

Червень выращивался в системе городов Червоной Руси. Карту прилагаю. После падения Галицкого княжества вошел в состав Польши. Золотой запас Польского королевства определялся польской кошинелью - драгоценным красителем - экспортом в Европу и к папскому двору, вырабатывавшемся в Польской Галиции и Польской Волыни. Мантии кардиналов, наряды королей и дам средневековой Европы - это  червец".

http://keep4u.ru/imgs/s/070824/3d06132d529cd1cc72.jpg

Червец. Семейство  (Coccoidea). Имеет 12 подвидов. Кроме кошенили являются источником шеллака и Белого Воска, из которого в Китае и Индии делают лечебные прижигающие и священные свечи. До сих пор барыги гоняются за старыми граммпластинками, которые делались на основе шеллака, чтобы его вытапливать. Червень-краску делают, кажется, из нимфовых нематод червя.

Вопрос "Почему русские щиты были каплевидными?"

Ответ

"Есть еще одна особенность русских щитов, кроме червления. Они, в отличие от тюркских круглых и римских прямоугольных, были до самой земли острым концом. Это защищало от одной подлой выдумки викингов, делавших их атаки неотразимыми. Спецорудиями они подрубали ноги противнику. В европейских хрониках есть много слез по этому поводу. С русским щитом это не проходило. В битве при Неве, увидев щиты Невского, эти удальцы сразу запаниковали, но были отрезаны от кораблей и побиты. Русский щит, опирающийся на землю, делал невозможной уловку свирепых удальцов, и они линяли. Есть картины русских художников, поддерживаемых Стасовым, запечатлевающих эту форму щита, если мне не изменяет память".

Червленый щит (Александр БУБНОВ (1908-1964). Утро на Куликовом поле. 1943-1947, холст, масло, 270х503 см.):

http://keep4u.ru/imgs/s/070826/f4b968adc2931451a7.jpg

Разумеется, щиты кавалерийские (круглые), отличались от щитов пеших (римских), кстати , немцы свою трехэтажную "свинью" (первый ряд-на коленях) с прямоугольными щитами и копьями между ними, заимствовали у римлян и фаланги. Допускаю даже, что каплещиты были заимствованы нами у самих нордистов. Я не спец по оружию, но на поле Куликовом ожидалась уйма литвы с датскими (нордическими) наемниками и генуэзцы огненного боя, для защиты кавалерийских клиньев от которых также использовались высокие щиты и кадафрактарская иранская кольчуга. Кстати генуэзцев добивали потом с особым остервенением, и они, чтобы спастись, с истинно итальянским благородством, сами прирезали Мамая. Высылаемый рисунок повторяется у многих художников, но Корин известен своей достоверностью и тщательностью.

http://keep4u.ru/imgs/s/070825/812689b521d10e0aec.jpg

Мне известны и деревенские щиты типа дна бочки (сороковка) сшитые 6-8 радиальными полосами и шишаком для защиты краев от секир, и кованные грузинские щиты, напоминающие крышки от кастрюль. Не буду хвастать, но один маленький  наш щит в Рузе, я держал в руках, и он мне показался тяжеловат. А так, мне попадались исторические зарисовки, где "русский воин" был изображен в полностью литовском вооружении и абсолютно монгольские всадники на героических грузинских фресках.

На эту тему есть интерессные исследования: http://sb.pp.ru/clements/clem0902.htm:

"Знаменитые и хорошо документированные раскопки на месте битвы у Висби на Готланде, за побережьем Швеции, дали много данных о природе ран (и доспехов) в средневековых битвах. В июле 1361 года, небольшой крестьянский отряд был разбит в трех битвах датскими солдатами. Более 1200 трупов были захоронены за городом Висби. Возможно из-за высоких летних температур во время битвы, с трупов не были сняты доспехи, хотя это обычно практиковалось, и они были быстро захоронены в массовых могилах. Эти захоронения показывают большое разнообразие типов доспехов. Там присутствовало все: от мягкой и твердой кожи до различных размеров кольчуг и "коат-оф-плэйт". И благородные, и простые были бронированы тем или иным образом.

Наиболее интересно то, что отстанки скелетов сохранили о нанесенных ранениях. Была сделана судебно-медицинская экспертиза скелетов, повреждения костей были описаны в деталях. Более чем 450 скелетам были нанесены ужасные повреждения. Среди более чем 1000 трупов большинство имеет серьезные травмы конечностей. Причиной смерти более половины трупов были удары в голову, но около 70 процентов из них также пострадали от серьезных ран в ноги. Видно, что бойцы сначала получали ранения ног, и это заставляло их упасть или потерять равновесие, в результате чего они раскрывались для летального удара в голову. Другими словами, за низким ударом под щит следовал высокий над ним и это один из наиболее естественных приемов для меча и щита. Анализ показывает, что многие раны были нанесены высоко слева, что говорит о том, что многие атаки делались взмахами справа сверху вниз. Это понятно, если мы считаем, что низкие финты против щитов мгновенно переходили в высокие атаки в получающееся раскрытие."

http://keep4u.ru/imgs/s/070827/40812dec09775272c7.jpg

Вопрос"Что вы можете сказать на тему этой статьи: http://www.vostochnyj.ru/gerb_schit.htm ?"

Ответ
«Больше всего порадовала фраза  "Русь в XII-XVI вв. обладала собственным, родственным "норманнскому" типом боевого щита, отличавшегося от последнего близким к полуокружности очертанием верхнего края”. Она подтверждает происхождение формы щита как защиты от нордического благородства.

Бред о борьбе Рыбакова с «нордической версией». (Имеется в виду норманская версия происхождения русского щита как можно косвенно понять из текста статьи - замечание Вячеслава). Рыбаков боролся с "нордическим происхождением государственности" как и Ломоносов.  Щиты - это другая песня.

Я столкнулся с одним датским "додёйче" праздником, где героями выступают не официальные норманны, а донордическое население Дании, захваченное нордистами. Так меня потрясло то, что население сочувствует вырезанным аборигенам, а не официальным государственным нордистам, причем сочувствует из-за этой подлости истинных арийцев.  Не в силах взять город, они выманили под предлогом "в открытом бою" защитников города и вырезали их благороднейшим способом, поскольку те имели круглые щиты. Поразительно, но потомки "викингов" воспевают защитников за мужества и поносят "нордических предков" за подлость. Праздник устраивается ежегодно в день битвы.

Повторяю, на поле Куликовом со стороны союзника Мамая - Ягайлы (Литва) должна была быть нордическая наёмная пехота в большом количестве. Но Дмитрий пуганул подходящего к полю Ягайлу до битвы, и тот успел вернуться к полю вместе с нордистами толко, когда было кончено уже все. Не удалось Ягайле распилить Русь с Мамаем. Часть литовской знати, возмущенная  низостью Ягайлы и нордистами, привела свои войска на сторону Дмитрия (Ольгредовичи) и била татар вместе с ним».

Вопрос "Почему цвет щитов был красным?"

Ответ
"Ваш вопрос сложный, т.к. требует много пояснений. Цвет геральдический, цвет флага, цвет - символ - это все разное. Цвет, как символ, и наиболее древнейшее в интерпретации. Красный цвет - цвет свободы. Красный флаг вывешивали города, не желающие подчиняться верховной власти. В Греции - красная туника - символ свободного человека. Индо-иранское большое восстание крестьян против мусульманских оккупантов проходило под красным знаменем. В геральдике красный цвет означает храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе. Но здесь есть тонкость. Если rose-любовь, то rossa - это свобода. Сложный вопрос. Он мною еще не доисследован до истины.

По свидетельству Плиния, Катон, который бросил императорство ради выращивания капусты в деревне, на вопрос: «Почему???» Отвечал: RUSA. ROSA. RASA. Сельский (деревенский), свободный, чистый. И еще. К Вашему вопросу о Роде. Цвет Рода был розовый, а не красный. По украински - рожевый, который кто-то из старых укр. националистов сопоставлял с Рожаницами и семейной общиной. Сейчас укр националисты этого не помнят, лелеют шведский оккупационный флаг, а национальным цветом Волыни (Червоной Руси) считают цвет Речи Посполитой, т.е.Польши. На сайте (Дэржавном) предупреждают, что поиск и вопросы можно задавать только на украинском и английском, но не на русском. А ведь цветом Хмельницкого - был красный, даже гербом - красные доспехи".

2

Вячеслав написал(а):

"Почему цвет щитов был красным?"

Вячеслав написал(а):

Сложный вопрос. Он мною еще не доисследован до истины.

Сложное сделайте бытовым: в битве проливается кровь, она может попасть на тело, на щит. Дабы не вызывать панику у других воинов и сочувствие  (слабость)  нужно  сделать ту кровь невидимой. На красном поле щита она практически не видна.

3

Светлаока написал(а):

в битве проливается кровь, она может попасть на тело, на щит. Дабы не вызывать панику у других воинов и сочувствие  (слабость)  нужно  сделать ту кровь невидимой. На красном поле щита она практически не видна.

По этой логике красным должен был быть и цвет тела и цвет одежды и цвет поля битвы и оружие, что не соответствует реальности. :)

4

Орей написал(а):

цвет поля битвы и оружие, что не соответствует реальности.

Желаешь мысль довести до абсурда? Вышивки на русских рубахах всегда красными и чёрными нитями - цвета крови (света, солнца) и земли.
Сражаются воины, а не "поле битвы". :P

5

Светлаока написал(а):

Желаешь мысль довести до абсурда?

Нет, я всего лишь продолжил твою логическую выкладку.

6

Привет, Светлаока!
Конечно, бытовую точку зрения не стоит сбрасывать со счетов, но все же, как мне кажется, важным было другое, сакральное смысловое наполнение.
Вот из картины З.Е. Серебрякова "Крестьяне" (1914г.), косынка, рубаха у женщины - красные. Какой обиходный смысл это несет?

http://i023.radikal.ru/0710/ae/b4ba6a4d4b1dt.jpg

Может быть все же больше священный?
Так и битва. А битва, тоже жатва. Люди колосья.
Например, в книге "Русский народный костюм. Из собрания государственного музея этнографии народов СССР. Автор-составитель Л.Н. Молотова, Н.Н. Соснина. Л Художник РСФСР 1984г.", пишут:

"Характерно, что такая одежда, как жатвенная рубаха, по сути своей рабочая, поднималась обрядом в ранг праздничной и декорировалась особенно пышно".

Здоровья тебе!

7

Вячеслав написал(а):

Может быть все же больше священный?

Просто самая доступная растительная краска на то время (красно-коричневая, если точнее; собственно чисто алого цвета на то время мы не обнаружим). Сложнее было сделать цвета синий (кубовый), зелёный или жёлтый.
С кровью чаще, чем нужно бы было на то время,  разные народы имели дело (распри, сечи...).
Да,  жатвенные рубахи у женщин были богато расшиты растительным орнаментом по подолу (листья, цветы - ромашки, маки и васильки обычно, стебли, бутоны....). На покос, на жатву одевалась особая одежда - покосная, жатвенная.
Богатый был гардероб у пращуров, не то что ныне....

8

Просто Солнце на закате красное.
Было бы синее, нашли бы дешевый синий краситель.

Священная мотивация, извини, продолжаю настаивать, выше утилитарной.

9

Магия цвета проявилась в поверье, что красный цвет спасает от злых сил, болезней, бед и несчастий, символизирует любовь. Красный цвет символизирует кровь, огонь, гнев, войну, революцию, силу и мужество. Кроме того, красный - цвет жизни. Доисторический человек кропил объект, который хотел оживить, кровью.

Всю историю Японии можно разделить на своего рода эпохи цвета. Например, XIII - XV века - страна Золота "Зипангу" (Япония). Впервые о Японии узнали от известнейшего путешественника Марко Поло. В книгах о его путешествиях говорилось, что "золото было повсюду в величайшем изобилии..." Действительно, в XII веке на северо-востоке Японии было найдено золото, и это золото очень усилило власть некоторых дворян, которые, чтобы показать свое величие, возводили красивейшие архитектурные строения, например Золотой храм Тюсонзи, который сверкает своим великолепием до сих пор. Однако то, что вся страна сверкала золотым великолепием, на деле оказалось вымыслом Марко Поло. Но именно этот вымысел побудил португальцев посетить Японию, что в последствии привело к знакомству Японии с европейской культурой.

XVI- XVIII века можно назвать эпохой буйства красного. Красный цвет всегда ценился во всем мире - это своего рода символ огня. "Мы, люди, наполняемся благоговением, когда розовое солнце появляется над горизонтом даря тепло, а значит жизнь или наоборот, касаясь линии, нагоняет страх перед неизвестностью. Мы можем контролировать огонь и использовать его для обогрева и приготовления пищи. Вот почему мы чувствуем определенное почтение перед солнцем и огнем". Так писал о красном символе Японии - Солнце - один из японских философов. Древние японцы окрашивали предметы в красный цвет для отпугивания дьявола. С развитием отношений меду Китаем и Кореей в Японию прибывали мастера, привозя с собой красильное дело и ткачество. Люди высшего общества начали одеваться в великолепные одеяния, чтобы возвыситься над другими. Двумя наиболее популярными цветами были красный и пурпурный.

До сих пор японцы везде используют красный цвет. Множество древних храмовых построек имеют красный цвет. Самыми известными из них являются главный зал замка Сюри, а из современных построек - Токийская телебашня. Одежда монахов была красного цвета, по сей день каменные и бронзовые фигуры божеств, стоящих на территории храмов, покрывают красной материей в виде одежд. В период праздников столы для торжеств в храмовых комплексах покрывали красными полотнами и коврами.

Красным цветом также окрашивали различные праздничные сувениры и обереги. Например, талисманы, призванные защищать детей, представляли собой небольших коровок, окрашенных в красный цвет.

Средством приворожения удачи служила кукла Дарума. Она представляет собой фигурку священника Бодай Дарума, который медитирует (поэтому у куклы нет рук и ног), красный цвет объясняется цветом одежды священника. Эта кукла была привезена из Китая. Белки глаз у этой куклы не раскрашены, покупая её, закрашивают один глаз и загадывают желание, а когда оно сбывается, закрашивают другой.
----------------------
щас в Гугле нароем....


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » Червленные щиты. Рыжков Л.Н.