Статья о США, как современных "хозяевах мира".
Посчитал своим долгом вынести на обсуждение статью немецкого философа и публициста Артура Альмендингера. Статья довольно-таки старая, но она прекрасно иллюстрирует сложившуюся картину мира, рассматривая ее с точки зрения глобальной философии наций.
О рабах и хозяевах
В связи с событиями последнего десятилетия, повлекшими за собой фундаментальные изменения в развитии мировой цивилизации, многие авторы пытаются философски осмыслить происходящее. Древняя и, казалось бы, в современном меркантильном мире уже никому не нужная наука Философия, что по-гречески означает любовь к мудрости, вдруг вновь обрела актуальность и стала даже популярной (по крайней мере, в узких кругах) в такой прагматичной стране, как США. Свидетельство тому книга известного американского политолога Ф. Фукуяма, "Конец истории и последний человек" .
В отличие от Америки, диалектика была составной частью «советского мифа» и диамат был обязательным предметом даже в советских ПТУ. Советские школьники без особой радости изучали сложные взаимосвязи между бытием и сознанием, с грустью констатируя, что их собственное «бытие» все больше уступает западному, и констатация этого факта не могла не оказать влияния на их сознание. Советского десятиклассника не интересовал вопрос о том, как создается западное «бытие», ему было достаточно очевидное превосходство запада, особенно в области быта и новых технологий. Относительная открытость запада и кажущаяся всеобъемлющая свобода западного общества смогли до конца убедить легковерного советского человека в том, что западная модель развития является панацеей от всех бед. Советский человек был уверен в том, что стоит ему только отказаться от «советского мифа» и признать свое «философское банкротство», как свободные и преуспевающие западные страны тут же придут на помощь заблудшим, но в конце концов раскаявшимся восточным братьям. Но «возвращение блудных сынов» в лоно западной (отцовской?) демократии пока не оправдало надежд, которые многие еще совсем недавно лелеяли. Хотя раскаяние «восточных братьев» и принимало порой гротескные формы, это пока еще не принесло ощутимого улучшения в их «бытие». Многие уже осознали, что в лучшем случае им придется играть роль «санитарного кордона», но не все еще понимают, против кого объявлен «карантин» и кто и зачем его объявил.
Чтобы разобраться в нынешней ситуации очень полезно прочитать труды Збигнева Бжезинского (Zbignev Brzezinski)[2]. Если бы советский человек имел в свое время доступ к разделу философии, называемому геополитикой, то его мировосприятие было бы более полным, и его сознание не позволило бы ему произвести столь радикальное отрицание советского мифа. Улучшение «бытия» советского человека не могло произойти хотя бы по той причине, что СССР-Россия являлась прежде всего геополитическим, а не идеологическим соперником Америки на Евразийском Континенте. Согласно Бжезинскому, интересы неделимой и процветающей России и тем более интеграция СНГ или интеграция России в Европу (т.е. интеграция Евразии) не уживаются с геополитическими интересами неделимой и процветающей Америки.
Бжезинский не скрывает намерений Америки: Америка победила Россию, и Россия должна стать в подобающую побежденному позу и больше не мешать Америке в довершении переделки мира.
Согласно Бжезинскому, русские - это колонизаторы, которые подавляли и подавляют культуру и права порабощенных народов, а Американцы - это защитники прав Европейских народов (только теперь не совсем ясно от кого). Американское господство в Европе не вызывает протеста широких слоев европейской общественности а американская массовая культура, хоть и примитивная, восторженно принимается западной молодежью. Иными словами, господство Америки в Европе, а затем и во всем мире и замена коренных культур американской массовой культурой считается положительным и добровольным процессом. Америка искренне уверена в том, что она призвана свыше превратить мир в большую колонию Америки и успешно манипулирует национальными амбициями как «порабощенных», так и «свободных» народов, в случае надобности демонстрируя свое превосходство. Но только все чаще военное превосходство и все реже моральное.
Аксиому о победе и превосходстве американцев развивает Ф. Фукуяма в своей популярной книге «Конец Истории». При этом он не только и не столько делает упор на экономическом превосходстве Запада (что в общем-то не вызывает сомнений), а на том, что либеральный американский образ жизни и даже история Америки является эталоном свободы и нравственности.
Это «моральное превосходство» Америки дает ей право пресекать более скромные региональные амбиции русских, стремящимся к интеграции СНГ. И это несмотря на то, что коренные народы СССР и России имели и имеют несравнимо больше возможностей сохранить свой язык и культуру, чем коренные американцы (то есть индейцы).
Белые англосаксы, хладнокровно уничтожив почти все коренное население Америки (этот геноцид является беспрецедентным в истории человечества) [4], силой навязали свой язык не только оставшимся в живых индейцам, но и остальным эмигрантам. …
Белые американцы (в Америке их принято называть WASP: White Anglo-Saxon Protestants) напуганы политическим процессом в Квебеке и, имея большой опыт в области манипуляции национальным самосознанием и использованием национальных конфликтов на чужой территории в интересах Америки, всеми силами пытаются не допустить этот сценарий на своей собственной территории. Они яростно выступают против употребления испанского языка на бывших мексиканских территориях и всеми силами стараются ассимилировать оставшихся в живых индейцев, культура и обычаи которых в лучшем случае заслуживает насмешки в среде белых англосаксов.
Кто уже поверил в то, что процесс англификации в Америке протекал более гуманно, чем процесс русификации в СССР, глубоко ошибается. О «внедрении» aнглийского языка в США и об «освоении» англосаксами американской территории можно подробнее прочитать на следующих англоязычных страницах: http://www.iwchildren.org/redskinhte.htm http://ourworld.compuserve.com/homepage … /BECh1.htm
Казалось бы, что очевидное лицемерие Америки должно вызвать возмущение в западном мире и прежде всего в самой Америке, но этого пока не происходит.
Возникает закономерный философский вопрос: почему «американский миф» оказался таким живучим по сравнению с «советским мифом»?
Основная причина конечно же в том, что американский быт, или во всяком случае внешняя сторона этого быта, является более привлекательным. Но более высокий уровень жизни все же не может быть гарантией от сепаратизма и примером тому может служить сепаратизм в таких благополучные странах, как Канада, Англия, Испания и Франция.
В чем же секрет живучести «американского мифа»?
Вкратце напомним основные черты американской мифологии:
Фундаментальным звеном в этой мифологии является миф о самосоздании Америки (Myth of self creation of America). Согласно этой идее, в Америке появилась новая общность людей, американский народ. Провозглашение независимости и объявлении о создании новой общности людей, American people, как бы отсекает население Америки от своего колониального прошлого. Это как бы освобождает белых англосаксов от их ответственности перед бывшими черными рабами и коренным населением Америки и одновременно создает иллюзию того, что англосаксы не имеют никаких исторических привилегий по сравнению с остальными американцами.
Миф о плавильном котле (Melting Pot) также является важным звеном в американской мифологии.
Согласно этому мифу все разношерстные эмигранты вносят свою культуру и язык в американский плавильный котел. В результате «плавления» появляется однородный и оригинальный сплав, не напоминающий ничего прежде виданного. На самом же деле результатом этого «плавления» является клонирование англосаксов. …
Одним из следующих ключевых звеньев в мифологии Америки является миф о равных и неограниченных возможностях всех американцев без исключения и даже вновь прибывших иммигрантов. ..
Считается, что вступив на американскую землю человек как бы заново рождается. После такого символического рождения все становятся как бы равными в своих возможностях (equal born Americans). Если кто-то и не стал миллионером, то ему просто не повезло... То, что, как и в лото, на одного миллионера должно приходиться огромное число неудачников, не придается широкой огласке. Так же замалчивается и тот факт, что американское общество все же является негомогенным и успех индивидуума в значительной степени зависит от его религиозной и этнической принадлежности. Только те, кто успешно проходят метаморфозу в плавильном котле Америки и превращаются в англосаксов, имеют реальные шансы на успех. ..
Вопреки очевидной несостоятельности и примитивности (а может именно благодаря примитивности), американская мифология оказалось очень живучей. Доказательством тому может служить то, что многие чернокожие американцы и индейцы с гордостью целуют американский флаг и не могут сдержать слез при звуках американского гимна. Такое казалось бы иррациональное поведение бывших жертв американской истории нельзя объяснить только относительно высоким уровнем жизни. Невозможно так же объяснить иррациональное поведение советских людей, имевшим все же сравнительно хорошее социальное обеспечение (не следует забывать, что более 2/3 жителей нашей планеты страдает от голода), с такой легкостью и готовностью уничтоживших свой миф, который в некоторых отношениях, может быть, был даже более реальным, чем американский.
Дело, по-видимому, и в большей эффективности американской пропаганды и последовательности и жесткости англосаксонской политики в области культуры и образования. Американские школьники начинают свой школьный день повтором клятвы верности Америке (class recitation of the Pledge of Allegiance). При этом школьники часто целуют американский флаг, который висит в каждом классе. Одним из центральных пунктов этой клятвы является постулат о неделимости и святости американской территории и американской общности людей. И если индейский школьник осмелится произнести хотя бы одно слово на своем родном языке, то учитель обычно промывает ему рот мылом. Это тоже своеобразный ритуал, показывающий, что все языки, кроме английского, являются грязными и заслуживают искоренения. Первое английское слово, которое индейский или мексиканский ребенок усваивает в американских школах, это слово soap (мыло).
Эти псевдо-религиозные ритуалы оставляет глубокий след в психике ребенка.
После подобных ритуалов такие фундаментальные права личности, как право на свою культуру и свой язык, не говоря уже о какой либо культурно-территориальной автономии, кажутся богохульством применительно к Америке, хотя американцы охотно говорят об этих правах человека за пределами США…. Америка действует по древнему и хорошо испытанному принципу: «разделяй и властвуй». ..
Впрочем, людей, которые не изучали основ логического мышления нельзя обвинить в двуличности: они просто не способны абстрактно мыслить. Советская школа была лучше, чем американская, и в этом беда советского человека. Широкие и поверхностные знания вперемешку с догмами оказались хуже, чем полное невежество. Начитанный и нахватавшийся «верхов» интеллигент теряет чувство реальности, в то время как «невежественный» крестьянин твердо стоит на почве реальности.
В то время как советские школьники изучали работы Ленина о правах народов на самоопределение и пели гимн о свободных республиках, американским школьникам прививали любовь к неделимой Америке. И это принесло свои плоды. Даже потомки тех, кто являлся непосредственными жертвами физического или культурного геноцида считают, что этот геноцид чем-то оправдан. Без этого геноцида сверхдержава, называемая Америкой, никогда бы не состоялась…
Более того, американцы справедливо полагают, что причиной распада СССР и Югославии в первую очередь явилось культурное многообразие этих государств, имевших лингвистическое и территориальное деление.
Согласно этой логике, русские и сербы имели бы сегодня меньше проблем, если бы они не остановились на полумерах и последовали бы примеру англосаксов (т.е. уничтожили бы коренное население на «осваиваемых» территориях и жестко навязали бы свой язык и культуру подвластным народам.). Такой довод является вполне логичным, но из этого аргумента никак не следует, что англосаксы морально выше русских и сербов, в чем нас пытается убедить Фукуяма и Бжезинский.
Суммируя вышесказанное можно сказать следующее:
Русские, будучи все же более гуманными, чем англосаксы, предоставляли достаточно культурно-территориальной автономии подвластным народам. Даже немцы и евреи, которые не имели глубоких исторических корней на территории СССР, все же имели свои территориальные автономии. …Несмотря на эту относительную гуманность русских, «советский миф» рухнул.
Англосаксы же твердо знали, чего хотели. Их никогда не мучил вопрос о том, как построить общество социальной справедливости. Они верили в то, что их раса является расой избранной самим Богом и что они призваны господствовать над всеми другими расами. Эта вера, причудливая смесь Дарвинизма и Протестантизма, нашла свое воплощение в Manifest Destiny [5]. Вера в собственную исключительность и превосходство и в особую судьбу является ключевым моментом в американской идеологии и неофициальной мифологии. Англосаксы знали, что коренные американцы имеют больше моральных прав на американскую территорию, чем скажем черные африканцы или немцы. Поэтому они подверглись не только культурному геноциду, но и физическому. Индейцы истреблялись с беспрецедентным садизмом …
Но, несмотря на относительную жестокость англосаксов, мы сегодня имеем процветающую Америку, верящую в собственную исключительность и идеализм и заботящейся о правах национальных меньшинств в бывшем СССР.
Какой вывод может быть сделан из поражения СССР и победы Америки?
Поражение русской идеи означает ничто иное, как поражение христианского (шире традиционного) мировоззрения.
Как справедливо отмечает Фукуяма, Христианство и Коммунизм являются идеологиями рабов.
Сегодня уже никто не хочет быть рабом (слово раб в современном понимании имеет негативную окраску) и это говорит о поражении христианского мировоззрения. Ранние Христиане считали себя рабами Божьими, то есть слово раб не имело негативной окраски. Коммунизм является ничем иным, как секуляризированным Христианством. Нематериальная инстанция, называемая в Христианской терминологии Богом, заменяется в коммунизме новым человеком, который должен был появиться в новом обществе. Коммунизм - это идеология освобождения рабов из под гнета господ. При этом господа низвергаются и доводятся на первой стадии до уровня рабов. Согласно теории Марксизма, с течением времени все рабы станут господами или во всяком случае не будет разницы между рабом и господином.
В новом обществе рабов христианские ценности стали основой морального кодекса коммунизма, а вера в Бога уступила место вере в нового человека. Но практика социализма показала, что рабы так и не смогли избавиться от своих стереотипов и на смену культу нематериального Бога пришел культ вполне конкретных личностей, со всеми вытекающими из этого последствиями. Но, несмотря на все уродства социализма, коммунизм все же является христианской идеологией и люди, выросшие при социализме не до конца утратили христианские ценности.
История России это история рабов, которые предпочли в своем большинстве остаться тем, кем они были (т.е. рабами или Христианами). Русские не были настолько свободными, чтобы до конца отказаться от христианских ценностей и этим русские и отличаются от англосаксов.
Победа англосаксонской либеральной идеи означает ничто иное, как победу безбожия. Это победа Бальзаковского Гобсека над Христианской моралью.
Если Ницше еще без особой радости замечает, что бог умер, а точнее убит либералами, то Фукуяма вполне удовлетворен этим феноменом