Беликова Евгения Владимировна, инженер кафедры языка массовых коммуникаций и редактирования Алтайского государственного университета, соискатель.
Круг научных интересов: имидж России и Алтайского края (лингвокультурный и психолингвистический аспекты)

Алтайский край: аграрный регион или новый Лас-Вегас?

Сегодня очень остро обозначилась проблема формирования позитивного имиджа России. В связи с этим проблема формирования позитивного имиджа Алтайского края как одного из регионов России представляется нам актуальной. Важным элементом имиджа являются средства массовой информации. Поэтому мы посчитали целесообразным провести исследование текстов «Официального сайта администрации Алтайского края», «БАНКФАКСа», а также реплик читателей, чтобы определить, какой имидж региона формируется в настоящее время. Нами были проанализированы по 60 материалов указанных Интернет-сайтов за февраль 2008 года.

Сегодня проблема формирования имиджей регионов России является актуальной. «Исследования проявлений региональной психологии показали, что в России есть немало территорий, регионов и городов, у которых имеется свой устойчивый имидж, который оказывает немалое влияние на их восприятие и отношение к ним», вместе с тем психологи утверждают, что «в России сейчас мало регионов, имеющих устойчивый позитивный имидж» [1]. И СМИ сегодня выполняют функцию канала передачи сообщений о том, что происходит в регионе, тем самым создают его имидж. «Единственный инструмент имиджирования, которым мы сегодня более или менее пользуемся и которому охотно вверяем свою судьбу, - это, безусловно, СМИ. Они тоже активно трансформируются в сторону эмоционализации и персонализации оперативно-тактических воздействий. Значит, и этот пласт работ требует соответствующего изучения» [2]. В связи с этим, мы решили проанализировать тексты региональных средств массовой информации: «Официального сайта Администрации Алтайского края» и информационного агентства «БАНКФАКС». Выбор этих СМИ не случаен, мы считаем целесообразным рассмотреть, какой имидж транслируют официозное и оппозиционное издания. Кроме того, нам показалось интересным проанализировать реплики читателей.
В нашей работе мы понимаем имидж как«целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.» [3].
Анализ текстов СМИ мы разделили на несколько блоков:
Политика
В этом блоке стоит отметить, что «Официальный сайт администрации Алтайского края» пишет о визитах первых лиц государства, подписанных соглашениях и т.д., «БАНКФАКС» - о тех же событиях, а также о нарушениях законодательства краевыми органами власти. «В январе 2008 года в Алтайском крае зарегистрировано 18 случаев дачи взятки… за этот же период в предыдущие годы регистрировалось в среднем по 8 подобных фактов. Как правило, взятки берут врачи, педагоги и сотрудники правоохранительных органов».
Экономика
«Официальный сайт администрации Алтайского края» пишет о сокращении финансового долга региона «благодаря оптимизации финансовой системы края», о том, что губернатор наметил пути снижения уровня бедности и повышения  уровня жизни населения, а также о том, что «сегодня Алтайский край занимает третье место в России по производительности в сельском хозяйстве» и т.д.«БАНКФАКС» - о том, что малому бизнесу в регионе не дают развиваться: «Те, кто не успел еще убежать в другие регионы, работают на свой страх и риск...  А между тем, малый бизнес - это основа экономики, это средний класс, и чем его в регионе больше, тем регион богаче». О том, что растет цена на муку, несмотря на то, что край считается аграрным регионом, о том, что существует стратегия  развития Алтайского края, «только об этом не знают в регионе», цитируются слова зам.генерального директора ЗАО "КГ "РОЭЛ-Консалтинг" А.Лихачева: "Регион находится в данный момент в неоднозначном положении: с одной стороны, технологическая база, на которую опираются отрасли края… не позволяет краю быть конкурентоспособным на мировых рынках; с другой стороны, край имеет существенный потенциал будущего развития, который связан с природными, геостратегическими и трудовыми ресурсами». 
Социальная сфера
Пресс-служба краевой администрации пишет о строящихся объектах социальной сферы: школах, больницах. «Алтайский край входит в число 12 регионов России, где создаются нейрососудистые центры» и т.д.«БАНКФАКС»: «… по краю число умерших превышает число родившихся в 1,3 раза»; «По количеству самоубийств Алтайский край занимает одно из первых мест в мире. Чаще всего сводят счеты с жизнью сельские жители»; «В Алтайском крае в 2007 году нарастали процессы миграции населения в другие, более благополучные регионы России. За год итоговая миграционная убыль населения по этой статье составила 9383 человека и выросла на 9,6%».
Игорная зона
Созданию игорной зоны «Сибирская монета» в настоящее время уделяется большое внимание. В связи с этим идет бурное обсуждение строительства и функционирования будущей игорной зоны, это тоже, на наш взгляд, является имиджесоставляющей характеристикой региона. «Официальный сайт администрации Алтайского края» пишет о том, что «Алтайский край первым в России откроет особо-экономическую зону туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», что развитие игорного бизнеса «будет способствовать привлечению большего числа туристов», благодаря этому регион «обеспечит комфортные условия проживания для жителей соседних районов». «БАНКФАКС»: «Создававшаяся в демонстративно закрытой обстановке концепция развития в Алтайском крае туристической и игорной зон начинает все больше подвергаться критике со стороны заинтересованных инстанций… "Территория "Бирюзовой Катуни" уже сейчас находится на грани истощения»; «… сами зоны не нужно сближать, так как есть опасность осложнения криминогенной ситуации».
Экология
«Официальный сайт администрации Алтайского края» пишет о постановлениях, подписанных губернатором края, которые призваны обеспечивать защиту окружающей среды. «БАНКФАКС»: «Для строительства современного медицинского центра в Барнауле сносят почти гектар леса»; «В Роспотребнадзоре назвали 22 района, где химический состав воды не соответствует нормам»; «Планы по укрупнению бийского аэропорта проектировщики раскритиковали потому, что, на их взгляд, город и без того экологически неблагополучен»; «В Алтайском крае 800 тонн аммиачной селитры хранят под открытым небом в центре населенного пункта».
Реклама региона
Пресс-служба краевой администрации сообщает о  действующих соглашениях Алтайского края с другими российскими регионами и с соседними странами, а также о различных крупнейших международных и российских туристических выставках, в которых регион принимает участие. О создании краевой зимней туриады «Горная Колывань», цель которой привлечь жителей и гостей Алтайского края к оздоровительному отдыху и туризму в Горной Колывани.
Комментарии «БАНКФАКСА»
Теперь переходим к анализу реплик читателей сайта «БАНКФАКС»:
Политика
«Карлин и его свита отгородились от народа напрочь. Творят, что хотят».
Экономика
«Денег совсем в Барнауле не платят за работу… средняя зарплата в крае мизерна, а безработица крайне высока… Выход один - искать себе место в более благополучных регионах».
Социальная сфера
«Молодежь практически поголовно собирает монатки и разъезжается. Кажется, это верный признак, что корабль тонет...».
Игорная зона
«Игорная зона на Ае станет криминальным притоном и простым туристам будет просто невозможно там отдыхать»; «Как только будут построены гостиницы и туркомплексы, предусмотренные вашим проектом, то отдыхать на Кипре будет в 2 раза дешевле, чем в вашем гадюшнике. Народ потянется в Яровое (Новосибирский бизнес) и Завьялово (Кемеровский бизнес)»; «ничего не будет построено, федералы денег не дадут (разворуют), частные инвесторы не идиоты (не рискуют)».
Реклама региона
«Тратятся бешенные бюджетные деньги на выставки и презентации (МИПИМ, Берлин и т.д.), толк от которых НУЛЕВОЙ. Никто ни придет в край с деньгами, если у нас плохой инвестиционный климат… Ничего в крае не изменилось, только пузырей красивых стало намного больше. Стратегия - яркий тому пример, народу вкидываются идеи, чтобы отвлечь внимание. Да, благодаря связям Карлина в край пошло чуть больше бюджетных денег».
Экология
«… погублена уже здоровенная поляна реликтового по сути городского леса! ... Это для всех нас - барнаульцев - хоть какая-то отдушина в раковом и туберкулёзном нашем регионе».
Резюме
Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Официальный сайт администрации Алтайского края» формируют положительный имидж региона (статус особо значимой аграрной территории, создание игорной зоны, визиты первых лиц государства и их положительная оценка края и т.д.), оппозиционное информационное агентство «БАНКФАКС» – напротив, негативный (взятки, неблагоприятная экологическая ситуация, низкий уровень жизни, рост миграции населения, высокие показатели самоубийств и т.д.) Ключевые лексемы в текстах «Официального сайта администрации Алтайского края»: первый, особо значимый, аграрный, развитие, стратегическое значении, создание, стабильность, идея. В текстах «БАНКФАКСА» - риск, страх, шанс, перспектива, критика, криминал. Общей тенденцией является указание места, которое занимает регион в определенной отрасли (его рейтинг). Читатели сайта «БАНКФАКС» Алтайский край оценивают крайне негативно.
Кроме того, наш тезис о том, что у региона нет сформированного имиджа, подтверждает текст Е. Шишкуновой о визите Д. Медведева в Барнаул, опубликованный 14 февраля в газете "Известия" «Еще 50 лет назад на Алтае не то что огурцы не росли - там ничего не было. Сплошная целина…». Но не только жители других регионов России крайне мало знают об Алтайском крае:«В крае насчитывается более трех тысяч библиотек, половина из них - школьные. Но в них сейчас очень мало книг патриотического и краеведческого содержания. С другой стороны, даже преподаватели университетов не знают творчества писателей Алтая, а отсюда - неведение студентов», пишет «БАНКФАКС»..
Поэтому нужно формировать позитивный узнаваемый имидж региона, не только за его пределами, но и в сознании самих жителей Алтайского края. «Основные проблемы реализации стратегии развития Алтайского края - в необходимости преодоления массового стереотипа, который десятилетие формировался на этой территории: восприятие своего края как исключительно депрессивного региона, не имеющего перспектив.Причем недооценка потенциала края свойственна не только основной части населения, но и бизнес-элите. Только переломив привычку к "негативному восприятию", можно надеяться на то, что край воспользуется предоставляющимися возможностями в полной мере», цитирует слова зам. генерального директора ЗАО "КГ "РОЭЛ-Консалтинг" А.Лихачева «БАНКФАКС».

Литература1. Психологические основы «Паблик рилейшенз». 2-е изд. /Е.Богданов, В.Зазыкин. – СПб., 2003. С. 113, 116.
2. Галумов Э.А.. Имидж против имиджа. М., 2005. С. 18.
3. Современный словарь иностранных слов. М., 1999. С. 229.

____________________________

От модератора.
Автор доклада предложила поместить его в 1-ю, "теоретическую" секцию. В принципе, это оправдано. Хотя в этом тексте, на наш взгляд,  несколько упрощенно трактуется вопрос об оценке имиджевой политики разных СМИ, он наводит на размышления. Хороша ли такая имиджевая кампания, в которой официозные СМИ все время повторяют только слово "халва"? Вредит ли имиджу региона то, что в нем на отдельных площадках пока еще можно открыто говорить о существующих реальных проблемах? Или это не минус, а плюс к имиджу региона? Насколько уместно судить по отдельным комментариям читателей о политике всего информационного агентства? Существуют ли более разработанные методики мониторинга имиджевой политики отдельных СМИ? Эти и другие вопросы стоит обсудить более подробно. Приглашаем высказываться!