И, справедливости ради, слово Озару Ворону:
"Толкинистов», считающих себя язычниками на основании того, что у них есть рубаха, осуждают понтогоны, считающие себя еще более крутыми язычниками на основании того, что у них рубахи нет. Нет спора, абсолютное большинство так называемых родноверов просто играют в «язычество». Но их яростные критики, все эти так называемые «антидолбославы», свели игру к болтовне – и на этом основании думают, что круче. Разве не забавно? Человек, никогда не воевавший, говорит тем, кто не пашет и не сеет, о преимуществах «воинского культа» над «земледельческим культом». Глум один, ей-ей. Впрочем, я готовлю особую статью об этом «противостоянии».
--- Не секрет, что в последнее время языческое движение все больше набирает обороты. Каким ты видишь дальнейшее развитие язычества в России? Какие наиболее удачные языческие проекты у нас и за рубежом ты бы мог назвать?
Набирает обороты мода на «язычество», «языческая» субкультура. Тусовки называют себя «общинами», заводилы тусовок – «волхвами». Достаточно сказать, что большинство этих «волхвов» неженаты, что в традиционной общине ставило бы их вне всякого авторитета. В одну из наиболее успешных «общин» я приехал на Купалу в 2005. Там, конечно, было 300 человек, но, во-первых, я не увидел никого, кроме заводил-«волхвов», кто остался бы в этой общине с 2003, когда я посещал там же Велесов День. Во-вторых… что там был за контингент, Матушка-Макошь!!! Хиппозного вида особи, среди коих попадались существа неясного пола и национальности, с грибами-псиллоцибами на футболке, на «аутентичных» инструментах исполняли… «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». ААА!!! Тут же присутствовали бритые ребята с символикой… эээ… одной центральноевропейской страны семидесятилетней давности и наколотыми на груди портретами руководителя этой страны в ту же эпоху (все всё поняли, да?). И куча просто советского народу. И это, повторяю, чуть ли не лучшая «община» такого рода в России.
Да, литературы много. Да, общаться стало проще. Да, существенный скачок в количестве. Но капища постоянно разоряют, и никто не допрет ни купить в собственность землю, чтоб устроить святилище на ней, как сделали бы вайшью, ни отыскать разорителей и устроить из них «наглядный урок», как сделали бы кшатрии. Все только жалуются. Что ясно говорит о качестве хлынувшего в «язычество» народа.
Короче, появилось модное хобби, способ проведения вместе свободного времени. Тусовки, называющие себя «общинами», под руководством называемых «волхвами» заводил устраивают пикники на природе, кои предлагается считать за обряды. Наиболее достоверно оно получается (из всех, на коих я был) у Велеслава (И. Черкасова) из Москвы. Он же – автор дольно толковых книг по язычеству.
Я бы сказал, что будущее – в построении семейных кланов (и как раз в этом плане пикники-«обряды» очень полезны, чтоб тянущиеся к язычеству люди встречались и создавали семьи). Но кланы держатся на доверии, это их основной капитал. Что же до доверия между «общинниками»… пройдись по форумам. Склоки, разборки, кто-то кого-то кинул, бросил, взломал форум, спер баннер и пр. при этом нарушенная клятва, принесенная в святилище перед изваяниями Богов для многих «родноверов» отнюдь не повод прекратить общение с клятвопреступником. «С ним (с ней) же интересно!». На таком материале чего не лепи, все мент получается, как говорится в известном анекдоте.
Но тем не менее это, по-моему, единственный путь. Создание децентрализованных, сетевых языческих кланов. Семьи, роднящиеся строго в своем кругу. Увы, пока это только идея – дай Боги сделать ее неутопической. Кроме нас – некому.
Ах да, с радостью отмечаю инициативу государства, кое, очевидно, решило нам помочь. Разрушение капищ в Питере горвластями, волна разрушений неизвестными лицами святилищ по России, гонения на родноверов в Ставрополе, половина книг из списка «экстремистской литературы» - языческие. Авось поток модников и поутихет."