До таежного Севера Руси христианство добиралось несколько веков после насильственного введения новой религии в крупных городах, княжеских центрах. Достаточно сказать, что в деревнях нашего края православные церкви стали строить лишь в XVI веке. А русские люди жили по берегам Шексны, Сухоны, Кубены и их многочисленных притоков и пятьсот, и тысячу, и более лет назад. Была у них и свои вера - народная, природная, исконная, языческая. Сегодня о ней среди прочего напоминают нам и многочисленные названия, рек, озер, холмов и гор, деревень и городов, в основах которых лежат языческие корни. Очень часто подобные топонимы ничем, казалось бы, не выделяются в массе географических названий Вологодской области. Но при внимательном к ним подходе раскрывают такие тайны своего происхождения, о которых никто даже и не подозревал.
БАБАЕВСКИЙ РАЙОН
Деревня ПЕРУНЬ находится на правом берегу реки Колпь, вблизи границы Вологодской и Ленинградской областей. Известное языческое святилище Перынь около Великого Новгорода недвусмысленно перекликается свои названием с именем этой деревни. Археологические раскопки на Перыни показали, что там было древнерусское капище в Форме восьмилепесткового цветка, в центре которого стоял деревянный идол божества огня, молнии небесной - Перуна. Интересно, что один из иностранцев, посетивших Московию в XVII веке, а именно Адам Олеарий, писал, что «новгородцы, когда еще были язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т. е. богом огня, ибо русские огонь называют Перун».
Форма названия деревни Перунь с древним славянским формантом - j, означающему принадлежность кому-то в сочетании с именем божества, очень точно передает заложенный некогда в топоним смысл - «место, принадлежащее Перуну; святилище, посвященное Перуну».
Характерно и то, что деревня Перунь находится всего лишь в пяти верстах выше впадения в Колпь реки Волочны, само название которой говорит о том, что она вела на волок, где перетаскивали суда с одной реки на другую. Действительно во времена Бежцкой пятины Новгородских земель здесь существовал водно-волоковой путь с реки Чагоды через ее приток Лидь и сухопутный трехверстный волок на реку Волочну и далее - в Колпь и Суду. По археологически раскопкам последних лет стало известно, что именно на Колпи славяне селились уже в X-XIII веках. Курганы с языческим обрядом захоронения в изобилии встречаются по берегам Колпи выше и ниже устья реки Волочны. Поэтому возникновение святилища Перуна в этих местах представляется вполне обоснованным. Перун благоволил воинам, следовательно, на месте деревни Перунь могло находиться поселение дружинников, охранявших волок с Лиди на Колпь.
Урочище ВОЛОСОВО находится на юго-востоке района, на краю болота Гладкая Чисть южнее озера Большого, другое название которого 0 Мертвое. Такое имя водоем получил за почти полное отсутствие водной растительности и рыбы, что в условиях Вологодской области представляет собой большую редкость.
Топоним Волосово может быть связан с наименование языческого бога потустороннего мира Велеса (Волоса), а появление его вблизи Мертвого озера только подтверждает данное толкование. Вероятно, на месте урочища Волосово в древности было святилище этого божества русских язычников.
Деревня КОКУЙ находится в шести верстах от большого села Бортсово-Судское, бывшего одно время даже районным центром. Обычно деревни с таким названием, а их несколько у нас в области, стоят на высоких холмах или обрывистых берегах рек. В древнерусском языке «кокуем» называли Иванов день (7 июля), а также место, где справляли этот праздник. Костры в самую короткую летнюю ночь зажигались на самых высоких холмах в округе, на берегу рек. Похоже, в народных говорах Русского Севера слово «кокуй» приобрело значение с «христианским оттенком» - «кладбище», но, скорее всего, и на таких кладбищах первоначально захоронения совершались не по православному обряду.
Болото ВОЛХОВО расположено в пяти верстах восточнее поселка лесопункта Смородинка, севернее реки Колпь. Возможна связь с древним наименованием языческих жрецов волхвов или Волхов, но для убедительности толкования нет пока сведений из других областей знаний…
Болото ДЕДОВО ПОЛЕ расположено на водоразделе рек Чагодоща и Кобожа. Издревле здесь добывалась болотная железная руда, а по окраинам болота стояли примитивные домицы, где выплавлялось губчатое железо, которое шло в перековку. Наши предки Дедом именовали бога Велеса, который покровительствовал кузнецам. Вероятно, в представлениях кузнецов болотный массив Дедово Поле находился «под надзором» Велеса.
УСТЮЖЕНСКИЙ РАЙОН
Деревни ДУБРОВО и ВОЛОСОВО расположены недалеко друг от друга южнее города Устюжна. Дубовые леса в старину были обычны в бассейнах рек Молога, Чагодоща, Колпь, а русские язычники почитали дуб священным деревом, воплощением Перуна. В таком случае любопытно соседство деревни Дуброва и с другой, в чьем названии слышится языческое название бона Велеса или Волоса. В пределах Вологодской области имеется несколько десятков деревень с похожими названиями: Дубровка, Дуброва, Дуброво, но не все из них связаны по происхождению с языческими именами. Дело в том, что в более поздний период термин «дуброва» в русских народных говорах применялся в значениях «лиственный лес, выросший на заброшенной росчити», «густой лес из деревьев разных пород». Языческий источник подобных топонимов может быть подтвержден лишь в тех случаях, когда о происхождении названия деревни известна какая-нибудь легенда с мифологическим содержанием, или рядом имеются другие языческие топонимы.
Деревня ГРОМОШИХА или ГРОМОШИБЛЯ стоит на высоком левом берегу реки Мологи чуть выше впадения в нее Чагодощи. Впервые в памятниках письменности деревня с названием в форме Громошибля упоминается еще в писцовой книге 1567 года. Места на вершинах холмов, куда часто попадали («шибали») молнии, у русских язычников посвящались бону грозы Перуну. Деревня, возникшая около этого места, получила характерное название Громошибля, которое затем упростилось до Громошихи.
Урочище РАДОВАН. Так некогда называлось место на берегу реки Чагодощи близ деревни Долоцкое. Упоминается данный топоним в Писцовой книге 1628 года. Название Радован, возможно, связано с такими понятиями, как «радуница», «радовница» - «поминки предков на Фоминой неделе». Этот обряд сохранился в христианстве из языческих верований. То, что происходило в этот день на кладбищах, а также в особых местах около них (Радованах?) так мало напоминало христианство, что многие священники старались как можно быстрее убраться оттуда и оставить народ наедине с верой своих предков.
Деревня КРЕСТЦЫ стоит на реке КАТЬ, на юго-западе Устюженского района. В самой деревне находятся знаменитые курганы-сопки и древнерусское городище X-XIII веков. Ясно, что название Крестцы появилось после обряда крещения населения данной местности. Миссионеры новой веры давали таким образом понять, что с «поганой» верой, во времена которой людей хоронили в курганы, покончено, по разумению христиан, навсегда. Однако они ошиблись…
Деревня ЖОРНОВЕЦ находится в четырех верстах от Дедовца. В Чагодощенском районе находится деревня с похожим названием - ЖЕРНОВИЦЫ, а в Бабаевском - гора ЖЕРНОВКА. «Жерновом» в старину называли ручную мельницу с камнем, на котором растирали зерно. Места, где добывали такие камни, могли быть названы Жерновец, Жерновицы и Жерновка, но в языческих верованиях древних русичей жернов символизировал богатство, а на некоторых святилищах имелись круглые камни с отверстием посередине, куда приносились жертвенные предметы. Поэтому вторая версия в отношении происхождения упомянутых выше топонимов может быть связана с язычеством, хотя для ее подтверждения требуются дополнительные факты, прежде всего из области археологии.
БЕЛОЗЕРСКИЙ РАЙОН
Деревня ПЯШНИЦА находится на юго-западе района, в междуречье Миги и Андоги, на песчаном сухом острове посреди обширных болот. Скорее сего, современная форма топонима является результатом фонетических изменений первоначального названия Пятница. Похожих топонимов в Вологодской области единицы, все они связаны с христианским культом Параскевы Пятницы, во имя которой ставились и часовни, и церкви. Однако Пятница у православных заменила собой главное женское божество славян - Макошь (Мокошь). В ее имени соединяются мотивы пряжи, исконно женского занятия, воды-влаги. Деревянными, часто сильно стилизованными фигурками Макоши украшали колодцы, родники. В деревне Пяшница всю воду население получало только из колодцев, в колодцах же замачивали лен перед тем, как пустить его в ручную обработку. На одном из колодцев в центре деревни была антропоморфная фигурка, вероятно, изображавшая язычески-христианскую Пятницу-Макошь.
Камень ВОЗДВИЖЕНСКИЙ лежит на краю гигантского болота в междуречье Миги и Андоги, на юго-западе района. Неподалеку находятся полузаброшенные ныне деревни Пяшница, Ключи, Искрино. Размеры камня - 6 метров в длину и 4 в ширину. В высоту он почти в два человеческих роста. На поверхности валуна выделяются полосы из более твердой горной породы. Когда-то здесь была часовня. Особенно много народу собиралось у камня на Воздвиженье (14 сентября по старому стилю). Есть сведения, что культ этого камня был связан с лошадьми, то есть первоначально это мог быть идол Велеса. В результате археологических раскопок у Воздвиженского камня под руководством череповецкого археолога А. В. Кудряшова на глубине около 1 метра был обнаружен небольшой фаллический идол, что лишний раз подтверждает языческую основу почитания этого валуна.
ВЫТЕГОРСКИЙ РАЙОН
Деревня НАВЬЯ ГОРА стояла еще в середине XX века в центре района. В русской языческой мифологии навью именовалось воплощение смерти. Существовал особый Навий день, когда поминали всех умерших. В христианские времена его приурочили к последнему четвергу Великого поста. Сказки, мифы и предания почти всех славянских народов сохранили в себе «страшные» истории о навьях, т. е. мертвецах, выходящих из могил. Подобная интерпретация древнейших сюжетов, конечно же, связана уже с христианскими временами. По древнейшим же язычески верованиям мир делился на три части: Явь, Правь, и Навь. Последняя была всего лишь миром духов, тревожить который не поощрялось, а вот поминать своих предков, помнить о своих дедах-прадедах было просто необходимо. Скорее всего и у вытегорской деревни Навья Гора некогда имелось языческое кладбище, память о которой до наших дней донесло лишь название.
Деревня УДИНА ГОРА. Точное ее месторасположение установить пока не удалось, но имеется источник, где топоним надежно зафиксирован. «Удами» в старину называли мужские половые органы, в связи с чем можно предположить, что деревня возникла на месте языческого святилища с фаллическим идолом.
Деревня ИЛЬИНЦЫ находится в северной части района, на реке Куржаксе. Упоминается еще в Писцовой книге Обонежской пятины 1496 года. Тогда она входила в состав новгородского Андомского погоста. Ясно, что название деревни происходит от наименования местное церкви или часовни во имя Ильи Пророка. На Русском Севере многие из Ильинских церквей были выстроены новгородцами, одними из самых первых, - часто на месте языческих святилищ, посвященных Перуну во всех его ипостасях. Вот и здесь связь с языческим культом Перуна прослеживается довольно четко: около деревни протекает ручей с характерным названием ГРОМОВИК.
КАМНИ СТОЛОВЫЕ находятся близ деревни Коврижново, что стоит на левом берегу Шексны. Представляют собой два плоских каменных столба или алтаря размерами до двух метров в длину, покоящихся на небольших камнях-подставках. На одном из них имеется нерасшифрованная до конца надпись, судя по палеографическим особенностям, выполненная в начале XVI века. В более позднее время у камней устраивали молебен и принимали праздничную пищу жители окрестных деревень, но ясно, что поклонение этим каменным алтарям восходит к языческим временам.
Гора СОКОЛИНАЯ (другое название Цыпина) находится неподалеку от второго из широко известных монастырей этого края - Ферапонтова. Спутник Кирилла Ферапонт через некоторое время отделился от него и пошел искать другое место, где бы он мог обращать местных язычников в христианство. Далеко идти ему не пришлось. Он остановился близ самого высокого холма этой местности, который назывался Соколиной горой. В позднейших публикациях этот топоним пытались объяснить тем, что здесь отлавливали хищных птиц - соколов - для птичьей охоты. Однако в одной из русских народных песен, истоки сюжета которой уходят в языческие времена, имеются следующие строки: «В мене батейко - ясен мисячок, в мене матенка - яснее сонейко, в мене сестройка - ясна зорнойка, в мене братейко - сив соколойко». Сокол, таким образом, выступает здесь сыном солнца. В свете всего сказанного любопытно, что на Соколиной горе находилась Ильинская церковь, а склоны холмы были усыпаны огромными валунами, один или несколько из которых могли в древности олицетворять Сокола, сына Солнца, а в названии церкви святого Ильи связь с самим языческим солнечным божеством - Перуном.
ШЕКСНИНСКИЙ РАЙОН
Деревня КАРАЧУН входила в XVI веке в состав волости Угла. Затем запустела, и как пустошь отмечена в Писцовой книге 1589 года. В древней языческой славянской мифологии «карачуном» или «корочуном» называли зимний солнцеворот и связанный с ним ритуал празднества, отмечавшегося 12 декабря по старому стилю. Затем данный термин использовался в православии для обозначения рождества, но был вытеснен глубинным значением этого слова «смерть (солнца)», «гибель всего живого», получившим, правда, не без христианских идеологов, негативный оттенок. Выражение «карачун пришел» в значении «наступила смерть» используется по сей день, однако в языческих верованиях это слово не имело пренебрежительности, а было обычным названием одной из дат солнечного русского календаря. На месте деревни Карачун, возможно, устраивались какие-то ритуальные действа, посвященные зимнему солнцевороту.
ВОЛОГОДСКИЙ РАЙОН
Камень ДВУГОРБЫЙ находится в верховьях реки Вологды, неподалеку от сел Мынчаково и Виктово. Название его условно, появилось уже в XX веке, когда камень был объявлен «памятником природы». Его размеры 3x3x1,5 метра. На камне имеет углубление, «божий след», что позволяет отнести его к следовикам, связанным с культом Велеса.
Деревня БОГОМОЛКА стоит неподалеку от старинного села Кубенского. Как и у названия деревни Мольбища, возможна связь с языческим культом обожествления природы.
Деревни СЕМИГОРЫ и СЕМИГОРЬЕ расположении на территории Кипеловского и Несвойского сельсоветов, неподалеку от погостов Оночесть и Рождество. Число «семь» в старину кроме основного значения имело еще другое - «много». Поэтому «семигорьями» могли называть скопления холмов, сильно пересеченную местность.
ХАРОВСКИЙ РАЙОН
Деревня Плешавка - стоит на правом берегу реки Кубены, а рядом протекает речка Камешь. Из источника начала XX века у деревни известен вариант названия - Плешовка, а из песцовой книги 1589 года - вариант названия речки - Камешка. На Вологодчине протекают многие десятки небольших речек и ручьев с похожими названиями Каменка, Камешница, Каменник и т. д., но никакой связи с языческим культом Перуна, одним из воплощений которого на земле были крупные валуны, они не имеют. Другое дело, если в топониме «каменная» основа либо вовсе бессуфиксальна, как в названии острова Спас-Камень, либо топонимический суффикс отличен от широко распроостраненных «-ка», «-ица», «-ник» как в вологодском внутригородском топониме Каменье. К последнему типу без сомнения, принадлежит и название речки Камешь. Однако старинный вариант Камешка несколько снижает вероятность именно языческого происхождения топонима, но тут на помощь приходит соседнее, явно языческое, название деревни Плешавка. В соседней Ярославской области, около древнего русского города Переславля-Залесского, на берегу Плещеева озера есть культовый камень язычников, который зовется Синим, а рядом находится гора с названием Ярилина Плешь. Харовский случай удивительно напоминает эту пару ярославских топонимов. Лысые горы, Плеши и Плешавки представляли собой высокие холмы, лишенные растительности на вершине. Это были природные фаллические символы, символы мужского начала. Любопытно, что на левом берегу Кубены, несколькими верстами ниже устья Камеша и Плешавки. Есть Лисья гора, через которую проходит дорога Сямжа - Харовск. Других сведений об этом пока не найдено, но не исключено, что и она входила в комплекс языческих святилищ по берегам реки Кубены.
Деревня Дедевка - в советское время относилась к Разинскому сельсовету. Что в центре Харовского района. Отмечена еще в писцовой книге Лешевского погоста Вологодского уезда от 1589 года, как «деревня Дедевская на речке на Дедевке». У топонима возможна связь с народным прозвищем бога Велеса Дед.
Деревня Камень - находится на северо-западе района. Второе, официальное, название ее - Алферовская. Так же, под двумя названиями деревня упоминается еще в источниках XVII века, когда она входила в Азленский станок Кумзерской волости. В писцовой книге 1589 года, в погосте Иванова Слобода на реке Ислеме зафиксирована еще одна деревня Камень и тоже с двойным названием Пахомовская. Любопытно, что в XVII веке у нее появилось еще и третье название - Содиха. Подобные топонимы, возможно, отражают культ камней-следовиков, в старину широко распространенных в бассейне рек Кубена, Онега, Вага. Во времена христианства эти древние языческие идолы Перуна либо Велеса были приспособлены под новые культы местных святых или Богородицы. Власти пытались бороться с пережитками язычества в топонимике и при помощи подмены народных названий деревень Камень официальными - Алферовская, Пахомовская. Если бы удалось найти какие-либо предания, бытовавшие в этих деревнях относительно их «каменных» названий, то картина происхождения топонимов стала бы полней.
СЯМЖЕНСКИЙ РАЙОН
Гора Плешивка - находится около деревни Коробицыно на Востоке района. Еще не так давно Коробицыно (в честь героя-пограничника) было куракиным и являлось центром одноименной волости тотемского уезда. Похожее название деревни Плешавка есть в соседнем Харовском районе. Вероятно, данные топонимы связаны с солнечным культом Ярилы.
Урочища Рощенье, Роштенье и Рощенское Творило - встречаются в разных местах Сямженского района, например, близ деревни Бурцево на реке Нимше и у Аниковской около слияния рек Кубена и Сима. Последнее Рощенье представляет собой можно сказать, типичный образец подобного типа языческих святилищ: это высокая песчаная гора, поросшая сосновым лесом. Не вершине ее некогда проводились купальские либо семиковские обряды, здесь и могли бы быть и древние захоронения. Особый интерес представляет топоним Рощенское Творило, второй компонент которого родственен древнерусскому «потвор» - «чародейство, колдовство», «потворник» - «знахарь», а «творилом», вероятно, называли место, где происходили такие обряды.
Камень Старец - находится в центре сямженского района. По внешнему облику это типичный фаллический идол. Название Старец, вероятно, является более поздним синонимом Деда.
Гора Лисья - расположена у деревни Копылово Режского сельсовета. Вероятно, в старину называлась Лысой.
ВЕРХОВАЖСКИЙ РАЙОН
Деревня Лысая Гора - в начале XX века относилась к Чушевице-Покровский волости. Там же была еще и деревня Лысовское, она же - Лысая. Земля это некогда являлась некогда одной из Ростовщин в Поважье, память о чем сохранилась в названии другой деревни этой волости - Ростовское. Несмотря на то, что никаких легенд о верховажской Лысой горе не сохранилось, можно с уверенностью говорить о языческом происхождении данного топонима, о том, что в древности на вершине холма существовало святилище, посвященное одному из дохристианских русских божеств.
Камень писанный - находится неподалеку от села Верховажье, на склоне долины реки Ваги. На поверхности Валуна имеются надписи и рисунки разных времен, в том числе и языческие. В частности можно увидеть половину диска то ли восходящего, то ли заходящего солнца и дорогу, ведущую к нему. По архиологическим данным святилище с Писанным камнем было действующим до рубежа XIII-XIV веков, а затем камень был повален и на нем вырезаны кресты.
Деревни ПОЖАРИЩЕ и СКОМОРОХОВО в XVIII веке входили в волость с длинным названием Демьянова, Вотча, Илеза и Кептур Тотемского уезда. К тому веремени у них имелись вторые названия - Ксенофонтьева у Пожарища и Якушева у Скомороховой. Топонимы повторяют уже описанные в словаре языческие по происхождению названия деревень - Пожарище в Тарногском районе и Скороморшница - в Нюксенском. Характерно, что именно в Пожарище была выстроена самая первая православная церковь в этих местах.
НИКОЛЬСКИЙ РАЙОН
Деревня ГОРКА КУКУЙ расположена в центре района, близ реки Кипшенги. В древнерусском языке «кокуем» называли Иванов день (24 июня по старому стилю), а в более позднее время - кладбище с захоронениями не по христианскому обряду. Любопытно, что в Никольском районе этот термин оказался соединенным в одном топониме с чисто христианским термином «горка» - «церковная деревня, где жил поп». Вообще территория бассейна реки Юг заселялось русскими уже в то время, когда язычество в чистом виде уже исчезло, остались лишь его пережитки, поэтому в Никольском и Кич.-Городецком районах ярких языческих топонимов почти нет.
Деревня СКОМОРОШЬЕ находится на реке Шарженьге (см. Скоморошица в Нюксенском районе).
Горы САТАНОВЫ - часть возвышенности Северные Увалы между реками Шарженьга и Кипшеньга. В русских религиозных представлениях, лежащих на грани язычества и христианства, Сатана выступает как противник Бога, обитатель подземелья или дна океана. В «Повести временных лет» под 1071 годом при описании восстания на Волге и Шексне под предводительством языческих волхвов в эпизоде, посвященном спору христианина Яна Вышатича, сборщика дани, и захваченных им организаторов бунта на вопрос первого: «Коему Богу веруете?» в разных редакциях летописей следует ответ: «Антихристу», либо «Сатане, сидящему в бездне». Естественно, что сами волхвы так ответить не могли, их ответ «перевел» с языческого на христианский православный летописец. Под «Богом, сидящим в бездне» мог скрываться только Велес. В Никольском районе топоним Сатановы горы мог появиться и как вторичный: в народном воображении подобное скопление холмов разной высоты и размеров мог создать только «нечисты», т. е. Сатана.
КИЧМЕНГСКО-ГОРОДЕЦКИЙ РАЙОН
Река СВЯТИЦА протекает на западе района, является правым притоком Кичменьги. При слиянии этих рек стоит погост (село) Светица, в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию Никольского уезда конца XVIII века названный «Погост Троицкий с церковью Живоначальной Троицы». Неподалеку, ниже по Кичменьге, есть деревня Климово, которая в Писцовой книге 1622 года названа «Святица Климовская тож». Арека Святица в своих истоках близко подходит к еще одной «тезке» - реке Светице, которая течет в противоположном направлении и впадает справа в Городишну, а та - в Сухону. Таким образом, две Светицы отмечали своими названиями древний вводно-волоковый путь из бассейна Юга в бассейн Сухоны. Возможно, и реки, и деревни своими названиями зафиксировали места языческих святилищ, где путешествующие останавливались и отдавали почести богам за благополучный исход плавания. Позднее на одном из этих языческих мест выстроили деревянную Троицкую церковь (в середине XVIII века).
Реки ЕНТАЛА и ЕНАНГА протекают на востоке района, впадают в Юг справа. Возможно, в основе данных топонимов, как и в случае с Енгимом, скрывается древнепермское слово «ен» - «бог». Енанга - это «Божья река», а Ентала - это «Божья подсека», так как слово «тыла» в современном коми языке означает «подсека» - поле в лесу на месте сгоревшего или вырубленного участка.
ВЕЛИКОУСТЮГСКИЙ РАЙОН
Улица ГУЛЫНЯ отмечена в Писцовой книге Устюга 1623 года. Подобные топонимы отмечали места древних игрищ, на которых людей веселили скоморохи, устраивались хороводы, пелись песни. Возможно, аналогичный смысл был заложен и в названии другой старинной устюгской улицы ЛЕНИВИЦЫ, чье имя похоже на другой городской топоним - ЛЕНИВУЮ ПЛОЩАДКУ в Вологде. Люди в таких местах «ленились», т. е. отдыхали, а вот православная церковь подобные игрища почему-то не поощряла - слишком много было в них язычества.
Название улицы Гулыня в Устюге может быть связано и с таким языческим праздником, как «гуленый день», отмечавшийся около 1 мая. Люди выходили на холмы, на обрывы речных берегов, радовались пробудившейся природе, солнцу, свежей траве и цветам.
Деревня ВОЛОСОВО и село ВАСИЛЬЕВСКОЕ находятся неподалеку друг от друга в северной части района. Кроме святого Василия и праздника Богоявления, языческий бог Велес у православных заменялся по созвучию еще и с христианским святым Василием Великим. Поэтому кажется не случайным расположение всего в трех вестах друг от друга деревни Волосово и села Васильевское.
Деревня ЛЫСАЯ ГОРА или ЛИСЬЯ ГОРА находила в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии. Топоним интересен тем, что сохранил обе формы: первоначальную языческую Лысая и обработанную православную Лисья, чего в других случаях обнаружить пока не удалось.