Вступление
Атеисты в спорах с христианами очень любят спекулировать миллионами якобы уничтоженных религиозными фанатиками людей.
Вот, например, как слегка заблудился в поисках истины доцент Пинчук:
"А уж что касается "святой инквизиции", которая по некоторым подсчётам сожгла живьём на кострах до 10 миллионов "еретиков", "колдунов", "ведьм", видя в них именно врагов бога, иначе гороря, защищая честь и достоинство всевышнего, то никак нельзя предположить, что это было делом рук дьявола."
http://fil-pinchuk.narod.ru/v_poiskah_istiny-8.html
Дон Браун в своем нашумевшем "Коде да Винчи" выдвинул версию о 5 миллионах сожженых ведьмах.
" За три века охоты за ведьмами Церковь сожгла на кострах пять миллионов женщин! "
Рериховский ученик А. Клизовский считал, что «заслуга инквизиции заключалась в том, что, сжегши на кострах около десяти миллионов ведьм и колдунов, она удержала многие миллионы от повального увлечения черной магией, от ночных оргий в честь сатаны» (цит. по: Рерих Е. И. Письма. Т. 2: 1934. М., 2000. С. 279).
В пылу форумной полемики атеисты все увеличивают и увеличивают цифры, чтобы христиане выглядели все страшнее и ужаснее. И вот на сцену выплывают уже десятки и даже сотни миллионов жертв инквизиции!
"Церковные книги для церковников не закон, под флагом религии пролились реки крови - в той же Европе сожгли почти полтора десятка миллионов человек, помахивая библией, где в первой заповеди ветхого завета написано "не убий". "
Дмитрий из Украины
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/talkin … 240705.stm
Но случается и еще похлеще:
Некая Зарина в порыве праведного гнева выдает просто сногсшибательную цифру:
"Как можно простить сотни миллионов женщин сожженных на кострах ведь это был чьи то матеря сестры ,жены ,дети!!!!" Ведьмы" один приговор.За любую свободную мысль объявляли еретиком и конечно же дорого все туда же, сжигание живьем!
"http://osradio.ru/2006/05/20/zajavlenie_press-sluzhby_moskovskoj_patriarxii_v_svjazi_s_vyxodom_v_shirokij_prokat_kinofilma_kod_da_vinchi/
Сколько на самом деле сожгли религиозные фанатики, атеисты и сами похоже не знают: то ли 5 миллионов, то ли 9, то ли 10, то ли 15, то ли 100 миллионов. Да это для них и не важно. Главное на уровне подсознания заложить в умы людей образ убийц-христиан играюще уничтожавших миллионы людей.
Главное для них не цифры, а результат. Потому несмотря на расхождение в цифрах, все эти утверждения атеистов можно охарактеризовать следующими выражениями: "Как в голову взбрело", "Своя рука - владыка", "Цифры с потолка", "Сначала говорю - потом думаю", "Цель оправдывает средства" и "Какая разница - все равно никто проверять меня не будет".
На самом деле существуют документальные исследования этих действительно ужасных событий. Но несмотря на то, что сожжение женщин на костре - конечно ужасно, все-таки речь идет не о миллионах, а десятках тысяч сожженых в течении четырех столетий. Это конечно тоже много , но все-таки не идет ни в какое сравнение с размахом , скажем, атеистических репрессий двадцатого "просвещенного" века.
Количество жертв охоты на ведьм
Существуют разные цифры исследователей
1. Согласно известным достоверным задокументированным данным , количество жертв охоты на ведьм составляет примерно 14 000 -23 000 людей с 1300 по 1700 год.
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-ca … eneral.txt
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-ca … l/eis.html - по Англии, Ирландии и Шотландии
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-ca … rance.html - по Франции
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-ca … italy.html - по Италии
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-ca … l/low.html - по Бельгии, Нидерландам, Люксембургу
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-ca … al/na.html - по Северной Америке
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-ca … scand.html - по Скандинавии
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-ca … switz.html - по Швейцарии
http://www.personal.utulsa.edu/~marc-ca … l/hre.html - по Священной Римской империи
Источники
1) Kieckhefer, Richard. European witch trials, their foundations in popular and learned culture, 1300-1500. Berkeley: University of California Press, 1976.
2) Nemec, Jaroslav. Witchcraft and medicine, 1484-1793, published in conjunction with an exhibit at the National Library of Medicine, March 25-July 19, 1974.
3) Levack, Brian P. Articles on witchcraft, magic, and demonology. vols 5-8. New York: Garland Pub., 1992
4) Rosenthal, Bernard. Salem story, reading the witch trials of 1692 Cambridge [England], New York: Cambridge University Press, 1993.
2. Брайан Левак, автор "The Witch Hunt in Early Modern Europe" определяет цифру жертв примерно в 60 000 человек. Данная цифра была им получена в результате применения среднего соотношения казненных к подсудимым (6 казненных из десяти подсудимых) к примерному количеству известных судебных процессов Средневековой Европы (100 000 процессов)
3. Anne Lewellyn Barstow автор "Witchcraze" увеличила цифру Левака до 100 000 человек , прибавив возможные неучтенные процессы
4. Ronald Hutton автор "Pagan Religions of the Ancient British Isles" и "Triumph of the Moon: A History of Modern Pagan Witchcraft" определяет количество жертв примерно в 40 000 человек. Именно его цифры считаются наиболее авторитетными среди специалистов. Хаттон посчитал все известные данные количества жертв, а для тех местностей где данные отсутствовали, он взял подобные данные из сходных по демографии и отношению к ведьмам местностей.
Некоторые стереотипы
1. "Сладострастные фанатики сжигали преимущественно молодых красивых женщин."Однако на основании исследований (195 дел (из них 155 женских) в Швейцарии, Англии и Франции) В. Монтер определяет средний возраст ведьм - 60 лет. То есть подтверждается стереотип ведьмы-старухи. Семейное положение - на основании анализа 582 дел он же дает 37% вдов, 14% незамужних, 49% замужем. (Monter, E. W., ed., European Witchcraft (1969)
2."Инквизиторы сжигали всех кого ни попадя, чтобы удовлетворить свои садисткие наклонности."
Также Монтер доказывает что далеко не все процессы заканчивались обвинительным приговором и сожжением женщины. Так например В Англии сожжением заканчивались около 20 процентов процессов, В Шотландии - 50 процентов, Люксембурге - около 90 процентов, В Финляндии - около 15 процентов. http://www.virtualschool.edu/mon/Social … Hunts.html
Весьма показательно то, что именно Инквизиция затормозила охоту на ведьм в странах с преимущественно католическим населением: Испании, Португалии и Италии. В основном наибольшие количество жертв зафиксировано в протестантских государствах, причем часто не духовные власти были инициаторами репрессий, а невежественный народ и сумасбродные принцы. Так например в 17-ом веке в Бамберге и Вюрцбурге казнено полторы тысячи на двоих за десятилетие. И Инквизиция не имела к этому никакого отношения - зачинщиками этих безумств были местные принцы
"22 мая 1611г. Алонсо Салазар де Фриас. (Alonso de Salazar y Frias), высокопоставленный инквизитор из Испании начал то, что Ли назвал «поворотным пунктом в истории испанского колдовства». В предыдущем году светские судьи в Логроно (Наварра) начали охоту на ведьм, редкую в истории Испании, быстро собрали жертвы, принудили к признанию и сожгли обвиненных. Всемогущая испанская инквизиция, ревностно относившаяся к своему авторитету, тотчас отправила трех инквизиторов и других теологов в район Сигарра-мунди, чтобы составить отчет. Инквизиторы были поражены легковерием судей и обнаружили более 280 взрослых и много детей (слишком юных, чтобы быть сожженными), поклонявшихся Дьяволу. 40 из этих ведьм предстали перед местным судом испанской инквизиции. ..... Другие инквизиторы, которые сотрудни чали с Ф. по обнародованию Эдиктамило сердия, не согласились с его выводами, но Супрема приняла его заявление и пресекла дальнейшие расследования. 31 августа 1614 г. она опубликовала комплект из 32 инструкций, приписываемых Ф., как руководство инквизиторам в отношении колдовства. Он настаивал на независимых показаниях, чтобы подтвердить обвинения, предъявленные об виняемым в колдовстве. Свидетели могли отрекаться от своих признаний без страха пытки; признания следовало тщательно исследовать, но при возникновении сомнений в их истинности никакая конфискация собственности не допускалась. Ни один трибунал испанской инквизиции не мог предпринять никаких действий без единогласного голосования, и все подобные решения, связанные с колдовством, должны были направляться для рассмотрения в Супрему. Kpoме того, следовало прекратить все дела по колдовству, находившиеся на рассмотрении. Некоторые изменения касались жертв аутодафе 1610г. в Логроно: их собственность не должны были конфисковывать, а их потомки не должны были подвергаться наказаниям. В результате данного поразительного заявления, исходившего от Ф., колдовство в Испании фактически прекратилось, и позже отмечено лишь небольшое количество oтдельных и единичных судебных процессов" http://www.uteha.ru/forum/lofiversion/i … 432-0.html
3. "Никто из христиан за несчастных жертв не заступался - потому что все христиане - это фанатики, которые только и мечтают кого-нибудь сжечь."
643 год: The Edictum Rothari - кодекс законов Ломбардии (Италия) гласил "Никому не позволено убивать иноземную служанку или рабыню как ведьму, ибо в них ни может, и не должен верить Христианин"(‘Let nobody presume to kill a foreign serving maid or female slave as a witch, for it is not possible, nor ought to be believed by Christian minds')
672-754: Бонифаций из Майнца (Boniface of Mainz) постоянно отрицал существование ведьм, говоря что те , кто в них верят - не христиане.
775-790: Первый Синод Святого Патрика (The First Synod of Saint Patrick) объявил что те, кто верит в ведьм будет анафематствован.
785: Шестой Капитулярий "Christian Council of Paderborn" в Германии поставил вне закона веру в ведьм.
9-ый век: Французский аббат Агобард из Лиона (abbot Agobard of Lyons) отрицал что какой-либо человек может получать или обладать силой полета, изменять облик, или вызывать непогоду, аргументируя что подобные заявления являются плодом воображения выдумками и мифами.
906: В своей работе "Предупреждение епископам" (‘A Warning To Bishops’), Аббат Реджино определяет популярную веру в ведьм как вымысел.
936: Папа Лев VII писал Архиепископу Герхарду (Archbishop Gerhard of Lorch), требуя от него указывать местным властям не предавать казни обвиненных в колдовстве.
10-ый век: Капитулярий "Епископы" отрицал существование ведьм:"Нельзя так же упускать, что некоторые нечестивые женщины, совращенные дьяволом, соблазненные иллюзиями и фантомами демонов, верят и говорят о себе, что в ночные часы скачут на неких животных с Дианой, языческой богиней, а также неисчислимым множеством женщин, и что в молчании темнейших часов ночи пересекают огромные расстояния, и повинуются ее приказам как приказам госпожи своей, и являются на ее зов в определенные ночи. Но хотелось бы, чтобы они были единственными, кто пал от их измены, чтобы не увлекали они многих с собой в погибель неверия. Ибо неисчислимые множества, обманутые этим ложным мнением, верят в него как в истину, и, поверив, отходят от веры правой и впадают в заблуждение язычников, думая, что кто-то, кроме единого Бога, может обладать божественной природой и могуществом. Потому священники во всех церквях должны проповедовать [это] со всей настойчивостью, дабы знали люди, что мнение это полностью ложно и что это фантомы, насланные дьяволом, который смущает их этими снами. .....
Кто так глуп и неразумен, чтобы думать, что все эти вещи, происходящие только с духом, происходят и с телом, когда пророк Иезекиель видел образ Божий только духом, а не телом, и апостол Иоанн видел и слышал тайны Апокалипсиса духом, а не телом, как и сам он говорит "Я был в духе". И Павел не смеет сказать, что был он восхищен телом. "
1020: Бурхард, епископ Вормсский (Burchard, Bishop of Worms) составил пособие по каноническому праву для священников своего диоцеза. Это пособие быстро стало очень популярным и разошлось по всему западному христианскому миру. Глава "Корректор" (19я) - это пенитенциарий. То есть список вопросов о грехах, которые исповедник задает кающемуся.
Нас тут интересуют следующие пункты:
68. Впадал ли ты верой или делом в следующее нечестие: что чародеи и те, кто говорит, что могут накликать бурю, могут демонскими заклинаниями вызвать бурю или заставить разум человека перемениться? Если ты верил в это или участвовал в этом, ты должен приносить покаяние в течение года в назначенные постные дни.
69. Впадал ли ты верой или делом в языческое заблуждение: что есть женщины, которые наговорами и заклинаниями могут переменить склонности человека от ненависти к любви или от любви к ненависти, или колдовством похитить у человека его добро? Если ты верил в это или участвовал в таких делах, ты должен приносить покаяние в течение года в назначенные постные дни.
70. Верил ли ты, что есть женщины, которые делают то, что, как подтверждают те, кто обманут дьяволом, должны они делать по необходимости или по его приказу: то есть, с толпою демонов принявших женское обличье (той, кого заблуждения простецов зовут ведьмой Хульдой) должны скакать на неких животных в определенные ночи и числиться в их рядах? ? Если ты разделял это заблуждение, ты должен приносить покаяние в течение года в назначенные постные дни. [Пункт 71 повторяет сокращенную версию канона "Епископы" только в форме вопроса.]
...
181. Делал ли ты то, что иногда совершают некие женщины, вдохновленные дерзостью дьявола? Когда некая женщина должна родить, но не способна к тому, если и когда не может она разродиться и умирает в схватках, они пронзают мать и дитя в одной могиле колом, вогнанным в землю.(*) Если ты поступал так или давал на то согласие, ты должен приносить покаяние в течение года в назначенные дни.
1080: Папа Григорий VII писал датскому королю Гарольду, советуя не предавать смерти тех, кого обвиняли в вызывании плохой погоды или эпидемий.
11-ый век: Венгерский король Коломан издал закон в котором говорилось: "Относительно ведьм, поскольку такие вещи не существуют, дальнейших исследований должно воздержаться" (‘Concerning witches, no such things exist, therefore no more investigations are to be held’)
1498: Не отрицая сам факт существоваания ведьм Ульрих Молиторис (Ulrich Molitoris), адвокат из Констанца написал "Диалог о ламиях и женщинах-прорицательницах", в котором он сожалел о методах наказания тех, кто был обвинен в колдовстве .
15-ый век: Антонино, архиепископ Флорентийский осуждал популярную среди народа веру в ведьм, настаивая на том, что приписываемые им силы - невероятны, а подобные убеждения - глупы.
1518-1520: Консул города Метц Корнелиус Агриппа успешно защитил обвиняемую в колдовстве местную крестьянку
1540: Антонио Венегас (Antonio Venegas de Figueroa), епископ испанского города Памплона отправил циркуляр священникам своей диоцезы объясняя ложность веры в колдовство. Он предписывал медецинское лечение людям обвиненным в колдовстве.
1580: Француз Мишель (Michel Eyquem)протестовал против наказания ведьм и выражал свой скептицизм в том, что откровения самих ведьм - правдивы.
1583: Протестант Иоганн Маттеус Мейфарт осудил бесчеловечсные пытки обвиненных в колдовстве.
1599: Английский Архиепископ Самуэль Харснет (Samuel Harsnett) осудил не только тех, кто практиковал экзорцизм, но и тех, кто верит в ведьм.
1610-1614: Алонсо Салазар де Фриас (Alonso de Salazar y Frias), практически отсановил охоту на ведьм в Испании.
1651: Английский философ Томас Гоббс(Thomas Hobbes) опубликовал трактат "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" , в котором отрицал веру в ведьм и протестовал против охоты на ведьм.
1656: Англичанин Томас Эди (Thomas Ady) опубликовал первую из трех работ, посвященных критике веры в ведьм и колдовство
1669: Джон Уэгстафф (John Wagstaffe) опубликовал ‘The Question of Witchcraft Debated; or, a Discourse against their Opinions that affirm Witches’, критикующую охоту на ведьм и объявляющую веру в колдовство предрассудком.
1676: Джон Вебстер (John Webster) опубликовал "Отображение Предполагаемого Колдовства",критикующую охоту на ведьм и объявляющую веру в колдовство предрассудком.
1691: Голландский теолог Бальтазар Беккер (Balthasar Bekker) опубликовал ‘Die Betooverde Wereld’, перепечатанной в Англии как "Околдованный мир" (1695), осуждающую охоту на ведьм.