http://www.liveinternet.ru/users/2197176/post77441409/
Мученик Христофор. Вторая половина XVII в. Икона из собрания музея Ростовского Кремля.
В коллекции икон Ростовского музея имеется одна совершенно необычная - изображение св. мученика Христофора с собачьей головой. Икона эта находится в музее изначально, по распоряжению Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы описана в Епархиальных Ведомостях так:
"При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села "Богородского в Осеку" усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма".
Эта икона, ввиду своей необычности, привлекает немалое внимание. Так, в 2001 году она была в составе ростовской экспозиции на выставке провинциальных музеев в Москве и вызвала множество откликов прессы. А в марте с.г. в Ростов приезжали журналисты НТВ для съемок фильма о мученике Христофора и его иконах. Получилось так, что икона не совсем заслуженно воспринимается как одна из визитных карточек собрания ростовского музея.
На самом деле она необычна только песьей главой, с которой по традиции изображали святого Христофора на византийских и древнерусских иконах. Откуда же взялась такая странная иконография?
В житии святого, помещенном в "Настольной книге священнослужителя" (т. 3, М., 1979), есть такое объяснение: "По преданию, святой Христофор первоначально имел красивую наружность, но, желая избегнуть соблазнов для себя и окружающих, просил Господа дать ему безобразное лицо, что и исполнилось". Даже если это предание вполне достоверное, невозможно представить, чтобы человек превратился в оборотня. Древнейшие греческие и латинские источники свидетельствуют, что Христофор был воином из области Мармарика (север Африки), взятым римлянами в плен (302 г.), затем служившим в римской армии и замученным за свидетельство о Христе в Антиохии (308 г.). Поздние латинские - передают легенду о великане, якобы перенесшем через реку младенца Христа, иллюстрациями к которой и являются традиционные западные изображения мученика Христофора.
Древние источники сообщают также, что он происходил из "племени киноцефалов". И на ростовской иконе, в верхней части, по обе стороны от главы, имеется небольшое житие, в котором, в частности, сказано, что святой был из песьеголового племени, "от земли человекоядцев". Это фантастическое известие имеет очень прозаичное объяснение. Цивилизованные граждане античного мира имели обыкновение представлять обитателей малоизученных окраин и неизвестных им земель в виде странных существ, каннибалов, киноцефалов и хуже. Таким образом, писатель оригинального жития просто хотел подчеркнуть происхождение Христофора из окраинной страны, с периферии культурного мира. Вряд ли он мог предполагать, что эта литературная метафора будет воспринята позднейшей греческой традицией абсолютно буквально, так что на византийских иконах мученика Христофора появится собачья голова.
Это сегодня упоминание о людях с собачьими головами вызывает снисходительную улыбку, а для человека средневековья такое знание было последним словом в географии и этнографии. Марко Поло (XIII в.), к примеру, встречал киноцефалов в своих индийских странствиях: "У всех людей этого острова головы, как у собак, зубы и глаза, как у собак, я уверяю вас, что все детали их лиц такие же, как у больших мастифов. Они очень злой народ: как захватят человека, на них не похожего, так и пожрут".
Стоит обратить внимание на еще одну ошибочную версию происхождения икон "с песьей главой". "В действительности икона святого Христофора с собачьей головой срисована с изображения египетского бога Анубиса с собачьей головой, которого продолжали почитать египетские христиане несмотря на все протесты церкви", -- заявляет один из журналистов, описывавших упоминавшуюся выше выставку. Такую версию не воспринимает всерьез ни один из исследователей. Во-первых, если бы была "срисована", то, наверное, остались бы какие-нибудь характерные особенности египетских изображений, но их нет. Во-вторых: ни малейших следов криптоязычества в таком архаичном варианте, какого к тому времени не осталось у самих язычников, в египетской христианской среде тоже нет. Не может в данном случае идти речь и о "заместительном" почитании Анубис-Христофор (как в древней Руси Перун-Илья, Велес-Власий). Не усматривается ничего общего между имевшим шакалью голову богом мертвых, знатоком бальзамирования, и мучеником за Христа, воином, помощником в болезнях и путешествиях. Почитания Христофора в Египте нет вообще.
Но исследователи обращают внимание на возможность идентификации исторического мученика Христофора с древним египетским святым великомучеником Миной, гробница которого находится в городе Абу-Мина (старое название не сохранилось), в 45 км к юго-западу от Александрии (граница с античной Мармарикой). Никаких достоверных сведений о житии и смерти великомученика в предании египетской Церкви никогда не было, кроме того, что он, во-первых, был воин, во-вторых, замучен за морем, в-третьих, - останки его вернулись на родину, где стали почитаться (и с песьей главой его, конечно же, никто никогда не изображал).
В Антиохии же память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием "Христоносец" (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.
Как бы то ни было, к концу эпохи великих географических открытий стало совершенно ясно, что никаких киноцефалов в природе не существует и что иконописная традиция должна быть исправлена. Святитель Димитрий Ростовский с полным основанием мог написать следующее: "Неразсуднии иконописцы обыкоша нелепая писати, якоже св. мученика Христофора с песиею главою, еже есть небылица" ("Розыск о Брынской вере"). Слова святителя обличают прежде всего старооборядцев, пытающихся заморозить церковную традицию, в том числе в ущерб здравому смыслу. Изображение мученика Христофора не иначе как с головой пса и ныне является для них одним из существенных признаков "древлего" благочестия.
В XVIII веке наведение порядка в иконописном деле берет на себя и светская власть. В 1722 г. Император Петр в присутствии Синода и Сената объявил свою волю об исправлении икон согласно с постановлениями Собора 1667 г. По распоряжению Синода была изготовлена выписка из соборных решений об иконе Саваофа, которую дополнили перечнем изображений, противных "естеству, истории и самой истине", к которым относились образ мученика Христофора "с песьею главою" и некоторые другие. Современный исследователь пишет, что "никаких подробных обоснований этого решения дано не было, но свидетельство богословскоэстетической трезвости здесь налицо" (Н.К. Гаврюшин, предисловие к сборнику "Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология.", М., 1993).
В нашей епархии самым деятельным искоренителем ошибочной традиции был святитель Арсений (Мацеевич), который в 1746 году, после того как во многих церквах увидел иконы мученика Христофора с песьей главой, посчитал, что это "странно и ужасно" и распорядился переправить их все "по-надлежащему с человеческою главою и впредь с песиею главою того мученика никому не писать". Таким образом, историю с ошибочной иконографией мученика Христофора можно считать исчерпанной, тем более что в богословии и истории иконы есть множество аспектов более значимых и интересных, чем курьез с изображением собачьей головы.
Иерей Роман.