Долгое время мучил и смущал меня один вопрос – казни еретиков, бывшие в истории Православной Церкви. Не мог я понять, как соотнести их с положительным учением Церкви. Сначала, поминая историю Римо-католической церкви, я осуждал многие их кровавые деяния, как-то: инквизицию, крестовые походы, жесткое давление на науку и политическую власть. Я, наивно полагая, что казни еретиков – явление, чуждое учению Церкви, все пытался найти какое-то положительное объяснение (как перегибам в толковании Евангелия). Наконец, столкнувшись с одним эпизодом из истории отечественной Церкви, я кое-как (слава Богу!) «допер» до верного истолкования этой проблемы. Вот этот эпизод, поначалу очень смутивший меня:
В Новгороде, в конце 15 века появилась крайне опасная ересь, даже, в строгом смысле, и не ересь (т.е. произвольное искажение христианской истины), а отступничество – совершенное отрицание христианства и полная противоположность ему. Но это отрицание не декларировалось ясно и открыто, и поэтому усугубляло опасность. Еретики действовали тайно, внутри Церкви, скрываясь, по-предательски, под видом благочестивых христиан, незаметно соблазняя и развращая множество неискусных в вере православных из духовенства и мирян.
Против них восстали два верных воина Христа – игумен Иосиф Волоцкий и архиепископ Геннадий Новгородский. Действия их мне показались довольно суровыми, и, конечно, как я тогда думал, не соответствующими учению Христа. Они призывали к лютым смертным казням.
«Собор же надо учинить лишь для того, чтобы казнить еретиков – жечь и вешать!»
- писал святитель Геннадий братьям-архипастырям. Не отставал от него Иосиф Волоцкий. В своем сочинении против еретиков «Просветитель» он проповедовал:
«Подобает всем, кому нужно, разъяснять, пусть узнают и жиды и поганые еретики, что христиане – спасители государства, строители, заступники и учителя. Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное – пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан…»
Или еще:
«Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям – всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням.»
Вначале у меня создалось мрачное впечатление, вплоть до того, что я даже стал сомневаться (прости, Господи!) в адекватности канонизации сих деятелей. Однако, как потом выяснилось, все оказалось довольно просто.
Дело в том, что я наступил на те грабли, на которые уже многие наступали из неопытных и самодеятельных «толковников» учения Церкви. Имя этим граблям – Вопрос о непротивлении злу. Как ни странно, но, оказывается, учение Христово невероятно глубже, чем я представлял себе. И это, как раз, одно из тех доказательств, что учение сие – от Бога. Человеку с его слепым умишкой никогда не понять глубин Премудрости Божией. Только очень самоуверенный и глупый человек может, подступивши к Слову Божию, «толковать» его, не стыдясь, проповедуя свои личные измышления и умствования в отношении смысла написанного. Вот сколько уже «горе-учителей» натыкалось на заповедь «Не убий» или «Благословляйте врагов ваших», и с полной уверенностью утверждали: Вот ведь, Христос учит не сопротивляться врагам и не убивать их! И еще – «Побеждайте зло добром» - поэтому нельзя преследовать и мстить врагам. Не судите, да не судимы будете, и т.д…
Конечно, если брать слова Христа в отрыве от общего учения, смотреть на фразы в таком, неконкретном смысле, то неизбежно можно прийти к совершенно неожиданным и безумным выводам.
Я постарался смириться и попробовал основательно изучить творение прп. Иосифа Волоцкого. К моему величайшему удивлению я нашел для себя очень оригинальное и совершенно непротиворечивое объяснение действиям Иосифа и Геннадия.
В христианском учении значение и смысл каждой заповеди очень глубокий, и отчасти Сам Иисус это показал. Прежде всего Он отделил «плоть» от «духа». Он показал сильное противоречие между плотским мудрованием и духовной мудростью.
Итак, основная ценность – это духовное. Душа, как более близкая по-естеству к Божественному, намного ценнее, чем плоть. Отчего Христос и сказал:
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.» (Мф. 10, 2)
Значит, сберечь душу от погибели, для каждого христианина – так или иначе – важнейшая цель. Из истории первых христиан, принявших жесточайшие гонения и лютые казни, очень хорошо видно, как мученики прекрасно осознавали, что гонители преследуют и убивают только тело, душе не имея возможности повредить. Поэтому и шли на мучения, как на праздник. Но вот когда заодно с гонениями «на тело» стали появляться губители душ – еретики, это стало бедствием наиболее опасным, нежели внешнее убийство. Если душа важнее тела, то еретики пытались украсть самое ценное, что есть у человека.
Прп.Иосиф пишет следующее:
«Великий Златоуст свидетельствует, что не следует или ненавидеть какого-либо человека, или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик; до тех пор, пока мы не получили от него душевного вреда.
Ведь так делают и пастухи: пока звери ничем не беспокоют их, они, улегшись под дубом или под кедром, играют на свирели, оставив овец пастись на воле; когда же почувствуют они приближение волков – немедленно отбрасывают дудочку, хватают вращу и, забыв о свирели, вооружаются дрекольем и камнями, становятся перед стадом и грозно кричат во весь голос, пока не отгонят зверя, еще не успевшего нанести вреда.
Так подобает делать и нам, пасущим Христово стадо, пастырям и учителям. Если пастыри увидят неверного или еретика, который не приносит верным никакого душевного вреда, то пусть они, поучаясь в лучах книжных повестей, наставляют неверных еретиков со смирением и кротостью. Если же увидят, что окаянные еретики, которые злее всяких волков (т.к. могут душу сгубить и отвести от Бога – авт.), хотят Христово стадо погубить и растлить еретическими иудейскими учениями – тогда подобает им проявить всяческую ревность и заботу о том, чтобы не был похищен зверями ни один ягненок из Христова стада.»
Далее Иосиф приводит многочисленные свидетельства из жизни святых Церкви, показывающие, как они поступали с еретиками, которые пытались посягнуть на духовное здоровье православных. Пока еретики никого из христиан не трогали и не прельщали – их терпели. Но как только еретики пытались поколебать Церковь – немедленно давали им отпор. Чаще молитвой предавали их смерти, реже обращались к помощи царей, требуя казней.
Иосиф пишет:
«Кто-нибудь может сказать, что одно дело – предать смерти с помощью молитвы, а другое – убивать осужденных на смерть с помощью оружия. Ответим ему так: это одно и то же – предать смерти с помощью молитвы или убить виновных с помощью оружия.»
Я здесь, вполне понимая смысл борьбы с еретиками (воинствующими), конечно, хотел отделить духовную войну от телесной. Поэтому, как единственный способ борьбы в духовной сфере считал методы духовные – т.е., как это ни странно для многих, - молитву о наказании еретику.
Причем, с другой стороны, прп.Иосиф утверждает, что казнь оружием гораздо легче наказания по молитве. Т.е. для самих еретиков пережить казни телесные гораздо легче, чем духовные казни. Может поэтому он и призывал царей к телесным казням (более милостивым на его взгляд).
Это довольно трудная для усвоения тема, однако в целом она не противоречит Церковному учению, также как и не противоречит Церковному учению участие воинов в военных действиях, когда, сражаясь, воин убивает врагов. Это даже в подвиг возводится – подвиг любви:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 15,13)
- Это призыв к защите ближних от посягательств врага.
В духовном смысле война также возможна, и в основном самая продолжительная и жестокая – это духовная, невидимая брань. Тут тоже иногда приходиться уничтожать то, что приносит вред.
Вот, кстати, из истории нашей страны – пара примеров:
Действия Александра Невского по отношению к татарам и латинянам были разные. И не только потому, что татары были сильнее и многочисленнее (для Бога это не проблема. С Богом можно одному выходить против миллиона и победить) – потому что они не посягали на самое ценное - на русскую веру. В отличие от латинян. И Александр ходил бить нечестивых еретиков, которые могли принести прежде всего душевный вред.
Так же и Димитрий Донской не собирался связываться с Мамаем, пока речь не зашла о посягательстве на народные святыни. Вот их основные мотивы – это главное, и не надо все сводить только к патриотизму и защите людей страны. Есть вещи гораздо важнее – это души людей.
Не так страшно погибнуть телом, сколько погибнуть душой. Настоящие православные христиане должны это понять.