~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » Казни еретиков в истории Русской Церкви


Казни еретиков в истории Русской Церкви

Сообщений 1 страница 20 из 139

1

Долгое время мучил и смущал меня один вопрос – казни еретиков, бывшие в истории Православной Церкви. Не мог я понять, как соотнести их с положительным учением Церкви. Сначала, поминая историю Римо-католической церкви, я осуждал многие их кровавые деяния, как-то: инквизицию, крестовые походы, жесткое давление на науку и политическую власть. Я, наивно полагая, что казни еретиков – явление, чуждое учению Церкви, все пытался найти какое-то положительное объяснение (как перегибам в толковании Евангелия). Наконец, столкнувшись с одним эпизодом из истории отечественной Церкви, я кое-как (слава Богу!) «допер» до верного истолкования этой проблемы. Вот этот эпизод, поначалу очень смутивший меня:

В Новгороде, в конце 15 века появилась крайне опасная ересь, даже, в строгом смысле, и не ересь (т.е. произвольное искажение христианской истины), а отступничество – совершенное отрицание христианства и полная противоположность ему. Но это отрицание не декларировалось ясно и открыто, и поэтому усугубляло опасность. Еретики действовали тайно, внутри Церкви, скрываясь, по-предательски, под видом благочестивых христиан, незаметно соблазняя и развращая множество неискусных в вере православных из духовенства и мирян.

Против них восстали два верных воина Христа – игумен Иосиф Волоцкий и архиепископ Геннадий Новгородский. Действия их мне показались довольно суровыми, и, конечно, как я тогда думал, не соответствующими учению Христа. Они призывали к лютым смертным казням.

«Собор же надо учинить лишь для того, чтобы казнить еретиков – жечь и вешать!»

- писал святитель Геннадий братьям-архипастырям. Не отставал от него Иосиф Волоцкий. В своем сочинении против еретиков «Просветитель» он проповедовал:

«Подобает всем, кому нужно, разъяснять, пусть узнают и жиды и поганые еретики, что христиане – спасители государства, строители, заступники и учителя. Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное – пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан…»

Или еще:

«Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям – всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням.»

Вначале у меня создалось мрачное впечатление, вплоть до того, что я даже стал сомневаться (прости, Господи!) в адекватности канонизации сих деятелей. Однако, как потом выяснилось, все оказалось довольно просто.

Дело в том, что я наступил на те грабли, на которые уже многие наступали из неопытных и самодеятельных «толковников» учения Церкви. Имя этим граблям – Вопрос о непротивлении злу. Как ни странно, но, оказывается, учение Христово невероятно глубже, чем я представлял себе. И это, как раз, одно из тех доказательств, что учение сие – от Бога. Человеку с его слепым умишкой никогда не понять глубин Премудрости Божией. Только очень самоуверенный и глупый человек может, подступивши к Слову Божию, «толковать» его, не стыдясь, проповедуя свои личные измышления и умствования в отношении смысла написанного. Вот сколько уже «горе-учителей» натыкалось на заповедь «Не убий» или «Благословляйте врагов ваших», и с полной уверенностью утверждали: Вот ведь, Христос учит не сопротивляться врагам и не убивать их! И еще – «Побеждайте зло добром» - поэтому нельзя преследовать и мстить врагам. Не судите, да не судимы будете, и т.д…

Конечно, если брать слова Христа в отрыве от общего учения, смотреть на фразы в таком, неконкретном смысле, то неизбежно можно прийти к совершенно неожиданным и безумным выводам.

Я постарался смириться и попробовал основательно изучить творение прп. Иосифа Волоцкого. К моему величайшему удивлению я нашел для себя очень оригинальное и совершенно непротиворечивое объяснение действиям Иосифа и Геннадия.

В христианском учении значение и смысл каждой заповеди очень глубокий, и отчасти Сам Иисус это показал. Прежде всего Он отделил «плоть» от «духа». Он показал сильное противоречие между плотским мудрованием и духовной мудростью.

Итак, основная ценность – это духовное. Душа, как более близкая по-естеству к Божественному, намного ценнее, чем плоть. Отчего Христос и сказал:

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.» (Мф. 10, 2)

Значит, сберечь душу от погибели, для каждого христианина – так или иначе – важнейшая цель. Из истории первых христиан, принявших жесточайшие гонения и лютые казни, очень хорошо видно, как мученики прекрасно осознавали, что гонители преследуют и убивают только тело, душе не имея возможности повредить. Поэтому и шли на мучения, как на праздник. Но вот когда заодно с гонениями «на тело» стали появляться губители душ – еретики, это стало бедствием наиболее опасным, нежели внешнее убийство. Если душа важнее тела, то еретики пытались украсть самое ценное, что есть у человека.

Прп.Иосиф пишет следующее:

«Великий Златоуст свидетельствует, что не следует или ненавидеть какого-либо человека, или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик; до тех пор, пока мы не получили от него душевного вреда.

Ведь так делают и пастухи: пока звери ничем не беспокоют их, они, улегшись под дубом или под кедром, играют на свирели, оставив овец пастись на воле; когда же почувствуют они приближение волков – немедленно отбрасывают дудочку, хватают вращу и, забыв о свирели, вооружаются дрекольем и камнями, становятся перед стадом и грозно кричат во весь голос, пока не отгонят зверя, еще не успевшего нанести вреда.

Так подобает делать и нам, пасущим Христово стадо, пастырям и учителям. Если пастыри увидят неверного или еретика, который не приносит верным никакого душевного вреда, то пусть они, поучаясь в лучах книжных повестей, наставляют неверных еретиков со смирением и кротостью. Если же увидят, что окаянные еретики, которые злее всяких волков (т.к. могут душу сгубить и отвести от Бога – авт.), хотят Христово стадо погубить и растлить еретическими иудейскими учениями – тогда подобает им проявить всяческую ревность и заботу о том, чтобы не был похищен зверями ни один ягненок из Христова стада.»

Далее Иосиф приводит многочисленные свидетельства из жизни святых Церкви, показывающие, как они поступали с еретиками, которые пытались посягнуть на духовное здоровье православных. Пока еретики никого из христиан не трогали и не прельщали – их терпели. Но как только еретики пытались поколебать Церковь – немедленно давали им отпор. Чаще молитвой предавали их смерти, реже обращались к помощи царей, требуя казней.

Иосиф пишет:

«Кто-нибудь может сказать, что одно дело – предать смерти с помощью молитвы, а другое – убивать осужденных на смерть с помощью оружия. Ответим ему так: это одно и то же – предать смерти с помощью молитвы или убить виновных с помощью оружия.»

Я здесь, вполне понимая смысл борьбы с еретиками (воинствующими), конечно, хотел отделить духовную войну от телесной. Поэтому, как единственный способ борьбы в духовной сфере считал методы духовные – т.е., как это ни странно для многих, - молитву о наказании еретику.

Причем, с другой стороны, прп.Иосиф утверждает, что казнь оружием гораздо легче наказания по молитве. Т.е. для самих еретиков пережить казни телесные гораздо легче, чем духовные казни. Может поэтому он и призывал царей к телесным казням (более милостивым на его взгляд).

Это довольно трудная для усвоения тема, однако в целом она не противоречит Церковному учению, также как и не противоречит Церковному учению участие воинов в военных действиях, когда, сражаясь, воин убивает врагов. Это даже в подвиг возводится – подвиг любви:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 15,13)

- Это призыв к защите ближних от посягательств врага.

В духовном смысле война также возможна, и в основном самая продолжительная и жестокая – это духовная, невидимая брань. Тут тоже иногда приходиться уничтожать то, что приносит вред.

Вот, кстати, из истории нашей страны – пара примеров:

Действия Александра Невского по отношению к татарам и латинянам были разные. И не только потому, что татары были сильнее и многочисленнее (для Бога это не проблема. С Богом можно одному выходить против миллиона и победить) – потому что они не посягали на самое ценное - на русскую веру. В отличие от латинян. И Александр ходил бить нечестивых еретиков, которые могли принести прежде всего душевный вред.

Так же и Димитрий Донской не собирался связываться с Мамаем, пока речь не зашла о посягательстве на народные святыни. Вот их основные мотивы – это главное, и не надо все сводить только к патриотизму и защите людей страны. Есть вещи гораздо важнее – это души людей.

Не так страшно погибнуть телом, сколько погибнуть душой. Настоящие православные христиане должны это понять.

2

Вот потому и ненавидят Церковь. И поделом... Христос учил любить даже врагов. А это что? Это прямое противоречие учению Христа.

3

Иван написал(а):

Христос учил любить даже врагов.

Иисус учил любить личных врагов. Конечно, Он не учил толерастии. И не важно кто там любит или ненавидит Церковь -- если речь идёт о тех, кто посягает на душу (а не на тело) - с ними другой разговор.

4

Iоанн Пламенный написал(а):

Иисус учил любить личных врагов. Конечно, Он не учил толерастии.

А где он учил казнить несогласных с собой? Он молися даже за тех, кто казнил его!

5

Я приведу выдержки из того же сочинения, где Иосиф приводит примеры из жизни других святых:

Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла (В рукописи Соловецкой библиотеки №327 прибавлено: “и ненавидеть”.); когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку. Так повелевает сам святой Златоуст, который пишет: поскольку мы говорим о хуле на Единородного Сына Божия, я теперь хочу просить вас об одном даре – чтобы вы наказывали всех появляющихся в городе хулителей. Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети.

Если же придется и побить его, не отвращайся – ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной. Если схватят вас и повлекут на суд – иди; если судья, допрашивая, потребует показаний – говори с дерзновением, что тот похулил Царя ангельского. Ведь того, кто хулит земного царя, подобает предавать мучениям; тем более относится это к хулящему Царя Небесного. На всех лежит грех, если нет правды.

...в Деяниях святых апостолов написано: когда святые апостолы Петр и Иоанн пришли в Самарию, Симон-волхв принес им серебро, говоря: “Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго”(Деян. 8, 19.), – и святые апостолы при этом не осудили его на смерть. Но когда он дошел до совершенного нечестия, развращая благочестивых и прельщая верующих, – тогда был наказан смертью (Житие ап. Петра., память 29 июня. Далее при ссылке на житие указываем только число месяца. – Ред.).

     Так же поступил и святой Иоанн Богослов (26 сентября.). Пока Кинопс жил в своем месте и никого из верных не прельщал, не был он и осужден; когда же он пришел в город, желая развратить верующих, – тогда и был предан смерти.

     Так же и святой апостол Филипп (14 ноября.): он не приходил к архиерею, не осуждал его; но когда увидел, что архиерей пришел не для чего иного, как для развращения благочестивых, тогда и покарал его смертью.

     Подобно тому поступил и святой апостол Павел: он не искал Еллима-волхва, не осуждал, не порицал; но когда увидел, что тот хочет отвратить Анфипата от веры – тогда осудил его быть слепым и не видеть солнца (Деян. 13, 6 – 11.).

     Точно так же делали и святые преподобные и богоносные отцы наши, священноначальники и пастыри.

     Так, святой Иоанн Златоуст (13 ноября.) видел, что ариане, живущие в Константинополе, никому из православных не делают дурного, потому и сам не делал им никакого зла; когда же ариане стали прельщать людей и сочинили некие песнопения, чтобы смутить верующих в Единосущность, – тогда святитель умолил царя, чтобы тот изгнал их из города.

     Так и святой Порфирий, епископ Газский (26 февраля.), видя, что живущие в Газе еретики, исповедующие манихейство, не прельщают никого из православных, не осуждал их; когда же еретики пришли прельщать христиан – тогда святитель Порфирий осудил их, сначала на немоту, а потом на смерть.

     Так и святой Лев, епископ Катанский (20 февраля.), не сразу осудил еретика Илиодора на смерть; но когда Илидор пришел в церковь, творя некие наваждения, чтобы прельстить благочестивых, святитель Лев вышел из церкви и сжег Илиодора огнем, и опять вошел в церковь, и совершил божественную службу.

     Так поступал и святой Феодор, Едесский епископ (9 июля.): хотя в Едессе было множество еретиков, но они не делали особого зла православным, и сам он не делал им никакого зла; когда же святитель увидел, до каких злодеяний дошли они – прельщают православных и разграбляют церковное имущество, – тогда и он отправился в Вавилон и умолил царя, чтобы тот истребил еретиков.

... святые преподобные и богоносные отцы наши, пастыри и учители, умоляли благочестивых царей и князей, чтобы они истребляли еретиков.

     Так, святые отцы Шестого Вселенского Собора обращались к благочестивому царю Юстиниану: “А ты, царь, позаботься вот о чем: если какие-нибудь остатки эллинского или иудейского еретического зла попадут в зрелую пшеницу, искорени их, как сорняки – да будут они исторгнуты и да очистится церковная нива горячей любовью к Богу царей и властителей, превзошедших ревнителя Финееса и поразивших грех копьем”.

     И святые отцы, собравшиеся в Иерусалиме, написали к Феофилу, царю греческому, пространный свиток, с такими словами: “Ты же, о царь, прислушайся к молитве смиренных, окажи милость Церкви своей, успокой церковные раздоры и прежде всего останови зловерных отступников, силою праведного своего царства, мышцею благочестия своего”.

     Так и первоначальник христиан православных, царь-апостол, великий Константин праведный окончательно низвергнул и осудил в заточение темного и богопротивного Ария, гневу тезоименитого, второго Иуду, с проклятыми его учениками, а также и всех, кто рассуждал подобным образом. Позднее пресветлая звезда, преемник царя, Феодосий Великий, собрал Второй божественный Собор святых отцов, против Македония духоборца, Евномия и ариан, и проклял их, и осудил в заточение с бесчестием. И преемник его, по уму и по имени, Феодосий Младший, собрал в Ефесе святой Собор и низложил Нестория. Великий же во благочестии Маркиан, собрав Четвертый Собор, повелел проклясть Евтихия и Диоскора-суесловца и осудил их в заточение. Великий царь Юстиниан собрал Пятый Собор, против Дидима и Евагрия, последователей ереси Оригена, и проклял их, и осудил в заточение. После этого Константин, внук Ираклия, собрал против Маркиана и Стефана, Сергия, Пирра и Павла и прочих зломудрствующих Шестой Собор святых отцов, которые разгромили еретиков, принявших достойное осуждение за свое зловерие. После этого благочестивая царица Ирина и сын ее, благоверный царь Константин, собрали Седьмой Собор, против злочестивых иконоборцев, и всю их ересь разрушили и до конца искоренили.

и т.д.

6

Когда это Христос учил так делать?

7

Иван написал(а):

Он молися даже за тех, кто казнил его!

Это не проблема. Я же говорю - есть враги личные, и есть враги, которые убивают твоих ближних или разоряют Церковь. С такими другой разговор.

А где он учил казнить несогласных с собой?

Ситуация не настолько однобока, Иван. Речь идёт о воинствующих еретиках, которые внедряются в Церковь и стараются похитить души неутвержденных. Да и прп.Иосиф несколько раз отметил, например, что:

Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла (В рукописи Соловецкой библиотеки №327 прибавлено: “и ненавидеть”.)

8

Iоанн Пламенный написал(а):

есть враги, которые разоряют Церковь

Этот маньяк казнил тех, кто не разорял церковь.

Iоанн Пламенный написал(а):

Речь идёт о воинствующих еретиках, которые внедряются в Церковь и стараются похитить души неутвержденных

Он казнил за то, что пыль в алтаре была. Это что, "разорение церкви" и похищение душ?!

Iоанн Пламенный написал(а):

Иосиф несколько раз отметил, например, что:
Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла (В рукописи Соловецкой библиотеки №327 прибавлено: “и ненавидеть”.)

Сам написал это и сам же нарушил. Потрясающий святой...

9

Иван написал(а):

Когда это Христос учил так делать?

Ты забываешь о том, что не всё из того, что говорил Христос записано. Во-вторых, Христос, (т.е. его Божественная Природа) говорил и во времена Ветхого Завета и во времена Нового, когда вознесся и воцарился, через Святого Духа.

Помнишь в Деяниях апостолов обманувшие Св.Духа были преданы смерти ?

10

Iоанн Пламенный написал(а):

Ты забываешь о том, что не всё из того, что говорил Христос записано

Хорошо, где его незаписанные слова? Где Бог, который есть Любовь, приказывает убивать тех, кто не полюбил его?

11

Иван написал(а):

Этот маньяк казнил тех, кто не разорял церковь.

Перечисли их.

Иван написал(а):

Он казнил за то, что пыль в алтаре была. Это что, "разорение церкви" и похищение душ?!

Ты в своём уме? Это ты уже другого святого приплёл - Арсения (Мациевича).

Иван написал(а):

Сам написал это и сам же нарушил. Потрясающий святой...

Нет, друг мой, тут всё ясно написано: пока не приносят вреда никому -- любить и жаловать. Когда наносят -- со всей яростью защитить обидимых, а иначе ты уже не пастырь, а собака разучившаяся лаять.

Ведь так делают и пастухи: пока звери ничем не беспокоят их, они, улегшись под дубом или под кедром, играют на свирели, оставив овец пастись на воле; когда же почувствуют они приближение волков – немедленно отбрасывают дудочку, хватают пращу и, забыв о свирели, вооружаются дрекольем и камнями, становятся перед стадом и грозно кричат во весь голос, пока не отгонят зверя, еще не успевшего нанести вреда.

12

Иван написал(а):

Где Бог, который есть Любовь, приказывает убивать тех, кто не полюбил его?

Ветхий Завет прочитай - один и тот же Бог.

13

Iоанн Пламенный написал(а):

Ветхий Завет прочитай - один и тот же Бог

А зачем же тогда, по-твоему,  Новый Завет был дан? :)

14

Иван написал(а):

А зачем же тогда, по-твоему, Новый Завет был дан?

Чтобы объяснить Ветхий в том числе. Что жестокости иногда были необходимы для пользы дела. Кураева вот полезно почитать. "Тайна Израиля" - глава из книги "Как делают антисемитом".

15

Iоанн Пламенный написал(а):

Чтобы объяснить Ветхий в том числе. Что жестокости иногда были необходимы для пользы дела

Да, согласно церковной версии тогда (во времена Старого Завта) они были нужны "для научения" и т.д. Но мы живём (и оправдыващие казни) во времена Нвого Завета, когда Христос с заповедью любви ужепришёл. Так что не надо оправдывать преступления ссылками на Старый Завет. Не жидовствуй.

16

ну вот скажите мне, язычнику... ну если Христос пришел нас спасти... растолковать нам неразумным что мы живем неправильно... ну тогда зачем он говорил так, что нифига не понятно снала...  а потом оказывается что мол его слова надо понимать не так а вот так... да нет уважаемый, судя по всему его надо понимать ровно так как он сказал... а не как потом кто-то "допер"... зачем вы ищите потаенный ссмыл в словах Христа... уж не для того ли, чтобы оправдать свои действия... мол и христиане должны врага бить! нет... Христос велел терпеть и нечого ковыряться в словах... доперать до чего либо... все написано четко и ясно! Ударили тебя по левой щеке - подставь правую... неси свой крест!

17

Иван написал(а):

Да, согласно церковной версии тогда (во времена Старого Завта) они были нужны "для научения" и т.д.

Давай так - старайся обосновывать свои слова хотя бы какими-то цитатами. Голословно потому что. Диакон Кураев, например, в той, книге, на которую я ссылался, говорит о ВЗ-ных жестокостях так:

Бывает нужно очистить зараженную среду, чтобы сохранить здоровье. Фанатизм в Библии попускается – перед лицом языческих крайностей он бывает меньшим злом, чем равнодушие.

Т.е. не столько для "научения" Господь заповедывал геноцид народов на Святой Земле. А для того, чтобы жестоковыйный народ израильский не прилеплялся более к очередному Ваал-Фегору и оградил себя как стеной от всех этих языческих мерзостей. Для этого попускались жестокости, чтобы не было у столь склонных к язычеству евреев никакой толерастии.

Иван написал(а):

Но мы живём (и оправдыващие казни) во времена Нвого Завета, когда Христос с заповедью любви ужепришёл.

Ты странный, Иван.

Я уже тебе несколько раз говорил - надо отличать человекоугодничество, толерастию от Любви. Мало того, ответь мне, разве Иисус не гнал бичом из храма бес-чинников и не высказывался в соответствующем духе о тех, кто  соблазняет "малых сих" ? Он очень строг был к тем, кто разоряет Закон Бога. И, конечно, Он несколько иначе, чем в земной жизни, проявляет Себя после Вознесения, читай Апокалипсис, например.

Отредактировано Iоанн Пламенный (2008-12-09 11:41:47)

18

Иван написал(а):

Так что не надо оправдывать преступления ссылками на Старый Завет. Не жидовствуй.

Иван, "жидовство" - это совершенно не уместно в контексте нашей беседы. Именно против жидовствующих толерастов и боролись святые Иосиф Волоцкий и Геннадий Новгородский.

Ты возьми тогда более понятную ситуацию. Представь себе - вот страна некая. Вот идут на неё войной враги. А иногда запускают перед этим лазутчиков и диверсантов. Что с ними делать? Позволить и дальше вести свою деятельность? А против воинствующих врагов тоже совершенно ничего не предпринимать?

А ведь так и в Церкви. Если не трогать и "благословлять" еретиков, которые разоряют её изнутри -- кто мы тогда после этого будем, как не пособники их? Мало того, надо иметь в виду, что ситуация с Русью была в их время несколько иная, чем сейчас. Фундамент государственный стоял на Православной вере, поэтому многие фещи, касаемые Церкви, были в ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА. И если бы позволили еретикам и дальше заправлять на вершине власти -- неизвестно к каким катастрофическим последствиям это бы привело. В любом случае, для Церкви это было бы одинаково разрушительно, как и для государства.

19

Ветер написал(а):

Христос велел терпеть и нечого ковыряться в словах... доперать до чего либо... все написано четко и ясно! Ударили тебя по левой щеке - подставь правую... неси свой крест!

Нужно растолковывать иногда Его слова, иначе можно впасть в ересь. Мало того, я уже в сто двадцать пятый раз говорю, что к ЛИЧНЫМ врагам и врагам БЛИЖНЕГО отношение несколько иное постулируется. А иначе можно дойти до толстовства, когда защитить ближнего по сути и невозможно.

20

Iоанн Пламенный написал(а):

когда защитить ближнего по сути и невозможно.

возможно, спомощью слов, спомощью проявления любви к врагу, но с кулаками...


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » Казни еретиков в истории Русской Церкви