Родновер в ужасе возопиет:
- Жду ссылок на тему отношения к природе в христианстве!
Христианство воспринимает природу как первичную форму Божественного откровения, как раскрытие Божественного Слова. Об уважении и защите природы было сделано огромное количество заявлений и деклараций со стороны всех христианских конфессий, в том числе и православия. Есть даже экологический факультет в Православном институте св. Иоанна Богослова. Этому уделяется большое внимание, наберите хотя бы в Гугле «православие экология». Есть краткое, но хорошее интервью с Татьяной Горичевой (она известный писатель и публицист) о православном отношении к природе. http://rodon.org/relig-081119124235
Отплевавшись от пены и желчи, он продолжит:
- Христианские государства и правительсвта почти уничтожили "неодушевлённую" Мать-Землю
Представлять себе всё так, что язычество такое экологическое, и учит жить в гармонии с природой, а христианство учит только господствовать над природой, и повинно в экологическом кризисе на планете - быть может это и романтично, но при этом весьма далеко от реальности. Конечно, система ценностей играет роль, но экологические кризисы вызываются всё-же производственной деятельностью человека - охотой, земледелием и скотоводством, промышленностью. Разумеется, что гораздо больший вред природной среде наносит именно промышленность, заводы с середины 19 века, но это не значит, что антропогенные экологические кризисы начались с 19 века. Они периодически случались и до 19 века, и задолго до возникновения христианства - практически со всеми древними аграрными и скотоводческими цивилизациями, что было одной из причин их упадка. Вымирание множества видов животных от охоты на них человека (ещё с палеолита), опустынивание и вырубание лесов, неизбежное загрязнение речных вод при ирригации - в весьма серьёзных масштабах, и это происходило именно в период древних языческих религий. Об этом есть немало литературы, это, в принципе, общеизвестные вещи. Краткое обозрение - например, здесь: Воронцов Н.Н. "Экологические кризисы в истории человечества". http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/855.html
Выстраивать такую цепочку, что христианство породило эпоху возрождения, а эпоха возрождения породила атеизм и современную техногенную цивилизацию, и соответственно виновато именно христианство – это также большая натяжка. Точно с таким же успехом можно доказать, что виновато язычество – ведь эпоха Возрождения возрождала именно языческую античность. Переход к христианству в 4 в. на экологии не сказался никак, а вот отступление от христианства действительно повлекло катастрофические последствия Нового времени – при желании можно повернуть и так.
Я думаю, что экологические проблемы решаются, и будут решаться – но не путём возврата к языческой романтике и отказа от современной цивилизации (этого сделать уже невозможно). Они решаются учёными, которые открывают новые источники энергии, новые способы производства, и др. подобные вещи. И это даёт свои плоды – многие европейские страны и Канада, насколько мне известно, сумели восстановить экологически чистую среду. Во всяком случае, современная Темза сейчас несравнимо чище, чем в средние века, когда ещё не было промышленности. А уж сравнивать с такой рекой, как Ганг, даже и не стоит.
Вот вам пример вполне языческой страны – Индия. По вашей логике должно получаться, что там «гармония с природой». Но это совсем не так. По выбросам углерода в атмосферу Индия одно из первых мест в мире. Население (320 человек на 1. км.) использует в качестве топлива древесину, ему надо чем-то питаться, что приводит к массовой вырубке лесов и стремительному истощению почв. И если добавить к этому тот факт, что к началу 90-х гг. 20 в. только 218 городов Индии были лишь частично оснащены системой канализации (что сейчас – я данных не нашёл) – то понятно, что храни нас Бог от таких отношений с природой. И к этому безобразию, к неспособности справиться с демографическими и экологическими проблемами имеет прямое отношение как раз индийское язычество.