Есть некие клише, которые часто заменяют нам реальные знания, причём именно с этими клише человек расстаётся наименее охотно.
К таким <очевидным фактам> относится, например, миф о <грязной Европе>, которая, в отличие от чисто вымытой России чесалась и дурно пахла (причём, вплоть до начала XIX века). Возможно, Вы удивитесь, но на Западе похожий миф существует, как раз, в отношении России! <Весь Лондон сбегался поглазеть на них, но из-за их неопрятности никто не решился бы прикоснуться к ним. Когда они являлись ко двору, то роняли не только жемчуг, но и насекомых>, - так писал о русских боярах маститый историк викторианской Англии Т.Б. Маколей.
А ещё - из книги в книгу кочуют странные тезисы о том, что вплоть до начала XIX века духи существовали только затем, дабы отбивать запах грязного тела и никогда не стираемого белья. Возникает закономерный вопрос: если всё население настолько отвратительно пахло, в расчёте на кого, собственно, было нужно перекрывать малоприятные запахи ароматами терпких духов?
И как, в таком случае, объяснить наличие мыла, которое производилось и в Средние Века, и в эпоху Ренессанса, и в Галантном Веке? Производство ради производства - процесс, несомненно, захватывающий, но не настолько прибыльный, чтобы им было можно реально увлечься.
Итак, откуда же взялись мифы о <грязном прошлом>? Для того чтобы это узнать, нам нужно вернуться в... XIX век. Именно тогда человечество сделало такой качественный прорыв во всех областях, что стало испытывать непреодолимое презрение к жителям прошедших эпох. Отношение среднестатистического homo sapiens-a XIX века ко всему предшествующему сводилось, по сути, к двум чувствам: снисхождение или отторжение. Именно тогда появились некие <бульварные> клише, которыми мы пользуемся до сих пор. Это касается и <грязных предков>. Авторы XIX столетия часто в расчёте на дешёвую сенсационность сочиняли всё, что взбредало им в голову, мало заботясь о последствиях.
Теперь уже мало, кто помнит ту английскую карикатуру XVIII столетия, направленную против высоких причёсок. На карикатуре изображена дама с такой громадной куафюрой, что в ней спокойно разместились мыши, птицы и ещё какая-то мелкая живность. Но в XIX веке ловкие бытописатели старины превратили причёску - Теремок во... <вшивый домик>. Из насмешки над величиной произросла насмешка над... грязью. И теперь даже вполне академические издания из года в год убеждают нас в том, что в прическах всех этих красивых фрейлин водились не только вши, блохи, тараканы, но и мыши.
Почему это клише так быстро прижилось? Опять- таки, всё в том же XIX столетии человек, действительно, принялся активно и очень часто мыться. Причиной этому была стремительно ухудшающаяся экологическая ситуация. Именно тогда в Европе задымили многочисленные заводы и фабрики, паровозы и пароходы. Мир постепенно погружался в дымы и вонь, порождаемые цивилизацией. Грубо говоря, человек стал гораздо быстрее загрязняться, нежели в <экологически чистом> XVIII столетии, но ему, принимающему ванну ежедневно, не приходило в голову, что его прабабушке такой моцион был попросту не нужен - у неё под окном не было завода, выпускающего анилиновые красители!
Итак, начнём с мыла, которое, по мнению сторонников теории <грязного прошлого>, производилось неизвестно зачем и потреблялось неизвестно кем.
Изобретение мыла приписывается древним римлянам. О мыловарении упоминает также римский писатель и ученый Плиний Старший в своем трактате <Естественная история>. Данный источник представляет собой энциклопедию естественных знаний античности, и упоминание в нём мыловарения однозначно говорит о том, что к тому времени его продукт стал неотъемлемой частью жизни римского населения.
Начиная с IX века, основным поставщиком мыла в Европе стал Марсель, и лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свое место венецианскому. Так же мыловарение активно развивалось в Италии, Греции и Испании.
В XV веке в Италии, в Севоне, начали впервые выпускать мыло промышленным путем. При этом жиры соединялись не с золой, а с природной кальцинированной содой. Это значительно снижало себестоимость мыла, а, следовательно, перевело мыловарение его из разряда ремесленного производства в мануфактурное.
Начиная с XIV века, мыловарни стали появляться и в Германии.
История мыловарения в России уходит своими корнями в допетровскую эпоху. Умельцы научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров. Таким образом, в каждом доме было налажено производства этого столь необходимого в быту продукта. Ширилось число мелких мыловаренных мастерских, тем более что Россия располагала всеми необходимыми для этого ресурсами, и в первую очередь древесиной, так как в основе поташа лежала именно зола.
И вот тут возникает закономерный вопрос: для каких целей всё это мыло производилось, если народы Европы предпочитали не мыть руки перед едой?
Средневековые миниатюры довольно часто изображали сцены в бане. Кроме того, существовала и традиция приёма ванны в домашних условиях. Этот процесс, однако, был во-первых трудоёмким, во-вторых, дорогостоящим. <Ванна> представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка. Знатные сеньоры имели в своих замках специального человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства.
Здесь нужно сделать две очень важные оговорки. Во-первых, мытьё в Европе долгое время считалось привилегией зажиточных людей. Причина банальна - дороговизна дров (если учесть, что Европа всегда покупала у России именно лес, то можно себе представить, как там было туго с дровами). Во-вторых, нельзя, отрицать тот факт, что религиозные фанатики и особо высоконравственные граждане считали омовение тела греховным удовольствием и предпочитали не искушать себя оным.
Существует также версия о том, что общественные бани были весьма распространены до страшной чумы 1348 года, вспышки которой продолжались почти 100 лет. Мол, бани и были объявлены основным рассадником заразы, оттого их и прикрыли, поэтому в эпоху Ренессанса Европа вступила, стоически не вымыв ног.
Однако можно прочесть диаметрально противоположный тезис - Средневековье было грязным и зачумлённым, тогда как именно Ренессанс с его культом тела, раскрепостил всех настолько, что народ кинулся отмываться.
Но, так или иначе, всем известны картины, изображавшие королевских любовниц XVI века - Диану де Пуатье и Габриэль д` Эстре во время приёма ванны, а Брантом в своих <Галантных дамах> упоминает неаполитанское мыло.
Любимая фраза апологетов теории <грязного прошлого> звучит примерно так: <От короля пахло, хуже, чем от дикого зверя>. Мол, это нелестное сравнение принадлежит перу фаворитки Людовика XIV - маркизы де Монтеспан. Однако, как выяснилось, мемуары фаворитки были написаны уже в XIX веке неким аббатом д 'Ансоном.
Автор Maureen Waller в книге '1700 Scenes from London Life' отмечает, что герцог Девонширский даже завёл себе мраморную ванну с горячей водой, которая подавалась из <крана>.
В XVIII столетии принятие ванны также ни у кого не вызывало водобоязни, да и количество религиозных фанатиков, предпочитавших воздерживаться от заботы о телесной чистоте, год от года уменьшалось. Фривольные картинки, на которые была столь богата Галантная Эпоха, часто изображали даму во время приёма ванны. Такова, например, известная картина Ж.Б. Патера <Le bain>, купленная Фридрихом Великим.
Самым большим чистюлей Галантного Века был, кстати, прусский король Фридрих-Вильгельм I (отец Фридриха Великого). Он мылся каждый день, а руки драил бессчётное число раз. Об этих милых странностях повествует в своих Мемуарах его дочь - Вильгельмина Байрёйтская (вот эти мемуары, кстати, никто не подделывал!)
Все знают, что немецкая принцесса Фике (будущая Екатерина II) приехала в Россию со своим кувшином для мытья - она не знала, что в России есть бани.
Но, так или иначе, забота о теле оставалась привилегией богатых и власть имущих, а крепкие, концентрированные духи были нужны чисто вымытому богатею затем, чтобы оградить себя от окружающей вони. Французская исследовательница А. Ле Герер пишет: <Непосредственный контрапункт этому благоуханию - чудовищная вонь вокруг дворца... >. К тому же, среди медиков существовало мнение, что сильные ароматы защищают от инфекционных заболеваний, в частности, от чумы, что духи способны <...создать защитную преграду между кожей и зачумленным воздухом>
Почему же, спросите Вы, это клише так распространено до сих пор? Психологи объясняют это следующим образом - многим людям нравится осознавать себя лучше, порядочнее, чище своих (и не своих) <предков>. Эта мысль может быть озвучена следующим образом: <Какие же они были неряхи, не то, что мы сегодня!>
Ещё большую радость доставляет мысль, что даже короли и герцоги (якобы) ели грязными руками и сморкались в собственные кружевные жабо. Это проходит под рубрикой <Их нравы> и сильно повышает некоторым людям самооценку. Особенно нервическим экскурсоводшам, которые, показывая на портрет какой-нибудь придворной дивы, снисходительно вещают: <На самом деле, она дурно пахла, спала в кишащей клопами спальне и годами не причёсывала волосы!> Таким образом, говорить о том, что все жители Европы поголовно не мылись и прозябали в условиях чудовищной антисанитарии, не приходится. Другой вопрос - всем ли это было по карману? Но это уже - совсем другая история.