"Дальше действовать будем мы." В.Цой.
Когда вам говорят о том, что всегда и везде православные христиане нетерпимы, не спешите верить на слово. Подумайте, оправданна ли в данном случае такая категоричность? И главное, что при этом имеется в виду? Враждебное отношение к чужому мнению или нетерпимость к пропаганде греха? Нетерпимость к конкретному человеку, исповедующему другую религию, или стойкая верность своим убеждениям?
В девяносто случаях из ста вразумительных ответов на эти вопросы вы не услышите. Скорее всего, вас просто вербуют в союзники по принципу: «против кого дружим». В данном случае, против «нетерпимого Православия».
Но будем свободны от стереотипов, от навязанных мнений, будем честно смотреть правде в глаза. Может быть, православные христиане - это и плохие христиане. Господь призывает их к любви, но из-за маловерия они не следуют этой заповеди. Они злы, грубы и враждебно настроены к другим людям: атеистам, сектантам и просто к своим ближним.
Они не помнят или не знают слов апостола Петра: «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет. 2:1-2). Маловерные забывают и совет святых отцов: «Люби грешника и ненавидь грех». Подобное беспамятство особенно характерно для начинающих путь к вере. Но никогда враждебное отношение к людям других религий не считалось в Православии нормой. Так почему же сейчас становится возможной сама постановка такого вопроса?
Очевидно, одна из причин - неспособность той или иной религии интегрироваться в русскую культуру. В первую очередь в России трудно быть католиком и американским миссионером. Каждый из них призывается своей церковью к прозелитизму. В оправдание они цитируют слова русского классика: «Русь была крещена, но не была просвещена». Столкнувшись же с противостоянием Православной Церкви, они недоуменно вопрошают окружающих: почему они такие нетерпимые?
С другой стороны, причина - в стереотипах, которые остались от советского периода. До сих пор в представлении многих нерелигиозных людей православные – это те, над кем можно посмеяться, на кого можно смотреть свысока, к чьим иконам можно подрисовывать оскорбительные изображения: они будут терпеть. Именно такие люди, когда встречаются с православными, способными постоять за свои убеждения и святыни, выкрикивают вопрос, поставленный в названии статьи.
Чем-то эта ситуация напоминает сюжеты из советского мультфильма про кота Леопольда. Изрядно поиздевавшись над старым котом, два нагловатых мышонка, в конце концов, получают сдачу. Леопольду «есть чем платить». Но, показав свои когти и клыки, он при этом не съедает глупых мышат, а призывает к любви и согласию. В мультфильме посрамленные мышки просят прощения. Но по-другому поступают критики Православия.
Что тут начинается! Проповедники свободной любви неистово призывают «православных фундаменталистов» бороться не с эротикой и наркотиками, а с фильмами, где кровь льется рекой. В свою очередь поклонники боевиков настойчиво советуют православным больше обращать внимание на распространение порнографии. Отстаивание православными христианами права на получение духовно-нравственного образования, атеисты упорно называют «источником напряженности в обществе», которое «приведет к расколу страны».
Все словно говорят, будьте терпимы к нашим порокам, молчите о своих заповедях, мы не хотим видеть вас там, где вас до этого не было, немного ли вы на себя берете…
Напротив! Мы, православные, сегодня слишком мало берем на себя! «Нам уже стали тесны одежды, сшитые вами для нас одежды», как пел Виктор Цой. В конце концов, у нас просто нет другого выбора: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Дн. 5:29).
Именно Бог через Священное Писание говорит нам о своей уникальности: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Ни одна другая религия не исповедует Христа единым Богом, и поэтому не может нами считаться истинной. «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога» (2 Ин. 9). И «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Дн. 4:12).
Именно в Священном Писании апостол Павел непримиримо говорит о тех, кто нарушает Божьи заповеди: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют»(1 Кор.6:9-10).
Поэтому и Православная Церковь не использует двойные стандарты. Она открыто призывает своих членов быть… нетерпимыми. В обращениях Патриарха, в решениях Святейшего Синода, в постановлениях Архиерейских соборов Церковь говорит об одном и том же.
Да, православные – нетерпимы! К разрушающим национальную культуру телевидению, лже-искусству и сектам. Потому что это вопрос нашей ответственности перед Богом, своим народом и историей.
Да, православные – должны быть нетерпимы! К нравственной глухоте, к убийству нерожденных детей, к семейным разводам. Потому что невозможно одновременно знать и терпеть, как в твоей стране ежегодно вымирает один миллион братьев и сестер.
Да, православные – будут нетерпимы! К религиозному невежеству, к национальной вражде, к искажению вероучения. Потому что каждое утро мы молимся словами царя Давида: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс.50:15).
Прошли времена, когда советская власть высылала карательные отряды, чтобы закрыть православные храмы. Прошли времена, когда расстреливали и ссылали православных священников. Прошли времена мучеников, настали времена исповедников!
Давно стала не актуальной сатира Иосифа Бродского(1986):
Входит некто православный, говорит: «Теперь я - главный.
У меня в душе Жар-птица и тоска по государю.
Скоро Игорь воротится насладиться Ярославной.
Дайте мне перекреститься, а не то - в лицо ударю.
Хуже порчи и лишая - мыслей западных зараза.
Пой, гармошка, заглушая саксофон - исчадье джаза».
Сегодня нет никого, кто мог бы взять на себя ответственность за происходящее в стране, а «некто православные» берут эту ответственность. Потому что мы не имеем права терпеть грех, в котором усиление всякой неправды. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6), - говорит нам Христос.
Сегодня нет никого, кто предложил бы положительное решение той или иной общественной проблемы, а «некто православные» предлагают. Потому что мы не можем молчать и не благовествовать о Господе. Само Священное Писание дает нам пример апостольской проповеди: «и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Дн. 5:42).
Сегодня нет никого, кто мог бы объединить разные политические силы в стране, а «некто православные» объединяют. Потому что мы призваны быть дружелюбными со всеми, в т.ч. со своими врагами. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9).
Мы единственные, кто помнит уроки истории, кто способен защитить лики святых икон от поругания и кто чтит своих страстотерпцев. Потому что мы еще не забыли слова Иоанна Предтечи: «сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8).
Наконец, сегодня в России «некто православные» играют и фолк, и джаз, и рок-музыку.
Каждое слово Священного Писания зовет христианина к поступку, «ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). Мы не можем, мы не имеем права бездействовать. Сам Господь Иисус Христос призывает нас к деланию: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Настоящие православные – это те, кто, по словам апостола Павла, «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:8-11). Золотая середина, по которой можно узнать христианина, и в словах Господа, сказанных апостолу Павлу: «не бойся, но говори и не умолкай» (Дн.18:9).
Да, мы нетерпимы, потому что мы плохие христиане. Но мы нетерпимы и потому, что мы православные христиане. Наша нетерпимость – это любовь к Истине, озаренность ее светом и, как следствие, невозможность отказа от нее. Если любишь Истину, то как терпеть ее противоположность? Если вас раздражает такая преданность Христу, откройте скорее Ему свое сердце, потому что именно на этом поле «жатвы много, а делателей мало» (Мф.9: 37). Ведь «если праведник едва спасется, то нечестивый и грешный, где явится?» (1Пет.4:18).
Андрей Дамер ©