Вот уже несколько месяцев идет "антитеррористическая операция против чеченских сепаратистов", на самом деле - вторая чеченская война. Каковы ее причины? Среди них религиозный фактор политиками и журналистами называется в последнюю очередь, сквозь зубы проборматывают что-то о религиозных экстремистах, ваххабитах, от которых якобы открещивается весь мусульманский мир как от еретиков и откольников, а так - "эта война - не имеет религиозных корней, у бандитов - нет религии".

Подобная постановка вопроса с точки зрения правительства Путина безусловно разумна, она дает возможность изолировать Чечню на международной арене, отрезать от мусульманских стран - источников ее снабжения и руками российских мусульман - прежде всего дагестанцев, бороться с чеченцами, мусульманами же, и так, чтобы первые не теряли своего лица. Однако, если подобные официальные заявления со стороны нынешнего правительства диктуются понятными конструктивными прагматическими соображениями, то непонятно, что движет некоторыми неправительственными политиками и обозревателями, не несущими на себе такой ответственности, когда они отрицают религиозные корни чеченского терроризма, говорят о "бандитах, экстремистах и т.д., никак не объясняя, почему вчерашний мирный крестьянин или скотовод вдруг становится бандитом и торговцем людьми, садистом, способным отрезать у них пальцы, руки и головы. Между тем стоит вспомнить слова А.И.Солженицына: "Чтобы делать зло, человек должен прежде осознать его как добро или как осмысленное закономерное действие. ...Идеология, это она дает искомое оправдание злодейству и нужную долгую твердость злодею..." Вдумаемся. И подведем итоги, пока они не подвели нас. За краткостью времени не будем рассматривать всю историю христиано - мусульманских отношений, вглядимся в уходящее столетие.

Завершается двадцатый век, исполненный насилием, насилием на идеологической почве и потоками крови, пролитой многими фанатиками идеологии - фашистами, коммунистами, западными демократиями, и мусульманами. Вспомним, что проложило дорогу к геноциду в двадцатом веке - резня армян младотурками во время Первой мировой войны (1915 год). Тогда за несколько месяцев было истреблено почти два миллиона турецких армян, и их уничтожали именно как христиан. Затем произошла резня христиан турками уже в русском Закавказье (1918-1919 год). Потом после неудачной войны Греции с Турцией последовал геноцид понтийских греков, в котором погибло около миллиона человек (1923 год). Во время Второй мировой войны боснийские мусульмане вместе с усташами и фашистскими карателями убили десятки тысяч мирных православных сербов. После прихода к власти Гамаля Абд Аль Насера (1953 г.) всех греков изгоняют из Александрии. В шестидесятые-семидесятые годы в Ираке беспощадно истребляют христиан-сирийцев (в 1975 году их публично вешали на площадях Багдада). 1974 год - вторжение турецких войск на север Кипра. Двадцать тысяч киприотов-христиан было убито, двести тысяч изгнано, почти все церкви на оккупированной северной части были превращены в мечети, при этом христианские святыни и украшения (иконы, фрески, рельефы) разрушались, осквернялись или продавались за рубеж. На оккупированной территории турки постоянно проводили этнические чистки. В результате сейчас на севере Кипра осталось всего 6000 греков. У всех на памяти жертвы 1988-1989 годов в Азербайджане - кровавые Сумгаитские погромы, резня в армянских селах Нагорного Карабаха. Наконец, последние события в Боснии (1992-1995 год) показали, на какие зверства способны "муджахидины": вырезались целые сербские селения, создавали концлагеря, которым могли позавидовать фашисты, больша часть массовых захоронений в Боснии - жертвы мусульманского террора, (потом Натовские "миротворцы" цинично выдали их за убитых мусульман). Нельзя не сказать и об Албанской Освободительной Армии Косова: на ее счету тысячи убитых, опять-таки списанных на сербов, а сейчас - и десятки оскверненных и взорванных храмов. Вот далеко не полный список преступлений и убийств, учиненных мусульманами в этом веке, в число которых входит теперь и чеченская трагедия. Первая чеченская война была вызвана и спровоцирована этническими чистками в отношении русских в Чечне: их убивали, насиловали, похищали, выгоняли из домов. Чеченская кампания обошлась в пятьдесят тысяч человек. Пять тысяч убитых - российские солдаты, остальные - мирные жители, значительная часть которых - жертвы чеченского террора. У всех на памяти поход Басаева в Буденновск, Радуева - в Первомайское. Наконец - взрывы в Москве, Махачкале и Волгодонске. Теперь возникает вопрос: откуда такая жажда насилия, откуда така агрессивность, такая воля к геноциду среди мусульманских народов? Объясняется ли это их некультурностью? Но Турция - страна европеизированная, сейчас изо всех сил стремящаяся в Европейское сообщество. Коммунистическое наследие? Но как тогда объяснить тот же турецкий опыт, кровавые эксцессы в Ираке, Египте, Индонезии (где мусульмане режут католиков)? Ответ может быть только один - в идеологии, которая обязана происхождению исламу.

Защитники ислама (а их, к сожалению, немало в наших СМИ) немедленно укажут, что Мухаммед запретил своим последователям трогать "людей книги" (ахль аль-китаб), то есть - христиан и иудеев. Но отметим, что Коран - книга, как бы это мягче сказать, построенная на "единстве противоположностей". Прямо по Гегелю, тезис, антитезис, синтез! Почти точно по такой же схеме формируется отношение к христианам. Если в одном месте Корана действительно содержится призыв не притеснять христиан, как верующих в Единого Бога и имеющих благочестивых пресвитеров и монахов, то в других местах они ничем не отличаются от прочих не мусульман и язычников.

Неверны те, которые говорят, что Мессия, сын Марии есть Бог... Кто придумывает соучастников Богу, того Бог лишит рая, тому жилищем будет огонь: для беззаконников не будет защитников. Неверны те, которые говорят, что Бог есть третий в трех. Если они не отстанут от своих слов, то их, нечестивых постигнет лютая казнь (Сура 5 - Трапеза [Маидатун], стихи 76-77). Отметим, что словом "нечестивые" (кафару) называются также и язычники. А что повелевает Коран в отношение нечестивых?

Не уступай неверным, но воюй войною великою против них ("ве джахидхум биха джихадан кабиран" - сура 25 - Фуркан, стих 54). Немусульманские защитники ислама обыкновенно отвечают, что джихад - "священная война" означает прежде всего духовную борьбу. Те кто грамотнее, говорят, что христианство так же формулирует духовную жизнь в терминах борьбы и войны. Да это так, но как христианство определяет эту войну? Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Ефес, 5, 12). Нигде в Исламе мы не найдем подобных заявлений. Напротив: Держите в готовности все, какие можете военные силы и отряды конницы: ими будете держать в страхе врагов Божиих и врагов ваших, и кроме них всех других, которых не знаете вы, но которых знает Бог (Сура 8, - Добыча - Аль Анфаль, стих 62). Таким образом, проповедуется бесконечная война, до полного торжества ислама во всей вселенной. Убивайте неверных до тех пор, пока не будет никакого искушения, покуда будет одно только это верослужение Богу. (Там же, стих 40). Эта война в идеале подразумевает отсутствие пленных: Ни одному пророку не предоставлялось брать пленных, покуда не производилось поголовного избиения на земле.

Но может быть, это все - образы и аллегории, и ислам воспринимает войну духовно, как и христианство? Для того чтобы иметь представление о духовности ислама, рассмотрим его воззрениия о загробном мире.

Каковы представления мусульман о загробном блаженстве? С прискорбием должно отметить, что они подчинены чреву и тому, что под чревом. Вот что говорится в суре 44 (Дым) о рае, (стихи 51-55). Благочестивые будут в безопасном жилище среди садов и источников, будут одеты в атлас и в шелк, выказывая себя пред очами друг друга. Так. И мы сочетаем их с черноокими [ва заваджнахум би хурин `айн, то есть с прекрасными женщинами-гуриями (примечание В.В.)]. Там они каких ни спросят плодов, всякие получат наверно. В тоже время в Евангелии о рае говорится, что там не женятся, не выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах (Мф. 22, 30).

А что такое мусульманский ад?

Новый Завет говорит о геенне, где червь не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 44), но говорят о ней со скорбью, ибо Бог не хочет смерти грешника, но чтобы обратиться и живым быть ему. (Иез. 33, 11)

Напротив, в Коране: Впоследствии для неверующих будут выкроены одежды из огня, на головы их будет возливаема кипящая вода. Ею будут обваряемы и внутренности их и кожа, там для них будут вертела из железа. Всякий раз когда они захотят выйти из ада, из мучений в нем, они будут загоняться назад в него: "Наслаждайтесь мукой в пламени!" (Сура 22 - "Праздник", стихи 20-22).

Немудрено, что на этом субстрате рождается агрессивная идеология, которая откровенно направлена на захват власти. В идеале - во всем мире. На Западе некоторые исследователи осознали это еще в семидесятые годы, когда создалась концепция "возвращающегося ислама". Так, американский исследователь Бернард Льюис в своей статье "Возвращение ислама" пишет следующее: "С самого своего появления ислам выступает религией власти, и с точки зрения мусульманского мира это правильно и справедливо, если власть принадлежит мусульманам и только мусульманам. Прочие могут пользоваться терпимостью и даже благоволением в мусульманском государстве, но лишь в том случае, когда они безоговорочно признают мусульманское превосходство. Если мусульмане правят не мусульманами - это справедливо и естественно; если же не мусульмане правят мусульманами - это вызов законам бога и природы... Ислам со времени жизни своего основателя являлся государством" (Lewis B. The return of Islam//Commentary. N.Y. January. p.12-52). Идеальное царство будущего исламского Мессии - Махди мусульмане мыслили как вполне конкретное земное государство, которое должно возникнуть в результате священной войны (джихада).

Именно поэтому на фоне ислам зарождаются такие агрессивные течения, как махдизм, ваххабизм и другие. Появляется культ воинов, участвующих в священной войне - муджахиддинов, которые становятся святыми-мучениками (шахидами), если погибают на войне, независимо от того, какую жизнь они вели до войны и во время войны.

Эта статья отнюдь не ставит целью создать "образ врага" в лице мусульманина. Однако необходимо трезво понимать специфику той войны, которую мы переживаем, если мы не хотим повторения югославского сценария в нашей стране.