Для некоторых «язычество» в своей основе сведено к тусовкам, приятным вечерам, где люди отмечают при помощи соответствующих ритуалов свою общинную жизнь и удовольствие существования. Другие собираются в настоящие «церкви» или религиозные общины, церемонии которых организованы скорее в протестантском или ново-«набожном» духе. Другие ведут «язычество» в направлении чистейших злоупотреблений от «сексуальной магии» до чёрной мессы.
Всё это неизменно сопровождает сложными ритуалами, напыщенными взываниями, помпезными титулами. Это означает, что «языческие церемонии» могут напоминать общественные праздники с алкоголем или аскетические медитации; они могут сводиться к крайнему масонству, сексуальной оргии или костюмированному балу. По всей очевидности, многие такие движения не имеют на самом деле ничего общего с язычеством, несмотря на то, что они используют это слово.
Ален де Бенуа, "Как можно быть язычником: десять лет спустя".
ЯТМ, де Бенуа максимально точно отразил те процессы, которые происходят в существующей языческой "тусовке" ((с)smelding). Действительно, язычество части из т.н. родноверов выливается в тусовки; другая же часть - в своеобразной "родноверческой церкви" с её канонами, громкими титулами, посвящениями, ритуалами и прочим. Полно "общин", "кругов" и прочего; "волхвов" и "ведьм" - просто не счесть; нет же главного - нет Язычества. Сейчас я объясню свою точку зрения максимально просто и на примерах. Скажем, празднуют родноверы Спожинки - сколько урожаев собрали они в своей жизни, сколько раз хотя бы брали в руки столь пафосно выставляемый на снимках серп? Празднуют родноверы день Перуна - я даже не спрашиваю о том, как это сочетается с ксенофильскими воззрениями их "пастырей", и что делают на дне Перуна девушки - у скольких родноверов на поясе можно увидеть хотя бы ножи? And so on...
Поэтому-то основной вопрос темы: "Как можно быть язычником без язычества?".
Как можно справлять обряды аграрного цикла, не имея к нему никакого отношения?
Как можно чтить Перуна, поддерживая ксенофилов и банально выглядя смердом, не имея при себе оружия?
Как можно быть язычником лишь на обрядах?
Как можно называть себя волхвом, не имея власти?
Если что, это были риторические вопросы, так как, насколько я погляжу, у родноверов (какое, однако, ни к чему не обязывающее слово!) всё это отлично получается.