~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Голубина книга

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Голубиная книга. Два варианта.

Если Вы распологаете другими вариантами - просьба поделиться)

2

Привет, Сазаки.

Есть еще вариант.
Из книги М.Л. Серякова "Голубиная книга. Священное сказание русского народа".
Он дает текст по изданию: Безсонов П. Калеки перехожие. - М., 1861, Вып. 3 - с. 285-292.
Не сильно отличается от вашего, но все же.

Конечно, веет стариной. Но сильно влияние христианства.
Мне понравился вот этот момент:

"Солнце красное от лица Божьего,
Самого Христа, Царя Небесного;
Млад-светел месяц от грудей его,
Звезды частые от риз Божиих,
Ночи темные от дум Господних,
Зори утренни от очей Господних,
Ветры буйные от Свята Духа,
Дробен дождик от слез Христа,"

Сопоставляется с известным пантеистическим гимном Ригведы (РВ, Х-90). Это гимн о жертвоприношении Пуруши (Человека Вселенского), из которого и образовалась вся вселенная.

1. Пуруша - тысячеглавый
Тысячеглазый, тысяченогий.
Со всех сторон покрыв землю…

2. В самом деле, Пуруша – это вселенная,
Которая была и которая будет…

12. Его рот стал брахманом
Руки сделались раджанья,
Бедра – это вайшья
Из ног родился шудра.

14. Из пупа (Пуруши) возникло воздушное пространство
Из головы развилось небо,
Из ног – земля, стороны света – из уха.

3

Держи вариант. Текст взят из книги «Голубиная книга. Священное сказание русского народа». М.Л. Серяков, Москва. Алетейя, 2001г.
К тексту еще комментарии страниц на семьдесят. Но я их опущу, слишком долго сканить.

Цитата:
«Данный вариант «Голубиной книги» был выбран потому, что в нем дается подавляющее большинство основополагающих мотивов этого произведения. Все особенности языка духовного стиха сохранены, однако орфография и пунктуация его приближены к современным. Для удобства восприятия текст был разбит мной на абзацы в соответствии со смысловыми блоками.
Настоящий текст приводится по изданию: Безсонов П. Калеки перехожие. - М., 1861. - Вып. 2. - С. 285-292.»

«ГОЛУБИНАЯ КНИГА»

Ай на той горы на Фагорския
К цюдну кресту животворящему,
Ко Латырю белу каменю,
Ко святой главы ко Адамовой
5. Выпадала Книга Голубиная:
Сия книга есть не малая,
Долиною книга долгая,
Шириною книга широкая,
Толщиною книга толстая.

10.На ту на славу на великую
Ко той ко Книге Голубиной
Соходилося много, соезжалося,
Много царей, много царевицев,
Много королей, много королевицев.
15. У нас три царя да было большиих,
Констянтин был царь, да Волотоман царь,
Был премудрый царь Давыд Осиевичь.

Говорил Давыду Волотоман царь:
«Ты премудрый царь, Давыд Осиевичь!
20. Скажи, сударь, проповедуй нам:
Кто сию Книгу написывал,
Голубину кто напечатывал?»

Им ответ держал премудрый царь,
Премудрый царь Давыд Осиевичь:
25. «Писал сию книгу сам Исус Христос,
Исус Христос, царь небесныий;
Цитал сию книгу сам Исай пророк,
Цитал он книгу ровно три году,
Процитал из книги ровно три листа»,

30.Ему вси цари поклонилися:
«Благодарствуешь, нашь премудрый царь, Давыд Осиевичь.
Ты горазд, сударь, сказать по памяти,
По памяти, будто по грамоты;
Ты еще, сударь, нам про то скажи,
35. Что в Книге есть написано,
В Голубиной есть напечатано:
Отчего зачался наш белый свет,
Отчего возсияло солнце красное,
Отчего пекёт млад-светёл месяц,
40. Отчего пекут звёзды цястыя,
Отчего зачалась утрення заря,
Утрення заря, заря вецёрняя,
Отчего у нас в земле ветры пошли,
Отчего у нас в земле громы пошли,
45. Отчего у нас в земле цари пошли,
Отчего зачались князья-бояры,
Отчего крестьяны православные?»

Им ответ держал сударь премудрый царь,
Премудрый царь Давыд Осиевичь:
50. «Волотоман царь Волотомановичь!
Я еще вам, братцы, про то скажу,
Про то скажу вам, проповедаю.
В Голубиной Книге есть написано:
Оттого зачался наш белый свет —.
55. От Святаго Духа Сагаофова;
Солнце красное от лица Божья,
Самого Христа царя небеснаго;
Млад-светёл месяц от грудей Божьих;
Звезды цястыя от риз Божьих;
60. Утрення заря, заря вецёрняя
От очей Божьих, Христа царя небеснаго;
Оттого у нас в земле ветры пошли —
От Святаго Духа Сагаофова,
От здыхания от Господняго;
65. Оттого у нас в земле громы пошли —
От глагол пошли от Господниих;
Оттого у нас в земле цари пошли —
От святой главы от Адамовой;
Оттого зачались князья-бояры —
70. От святых мощей от Адамовых;
От того крестьяны православные —
От свята колена от Адамова».

Ему вси цари царю поклонилися:
«Благодарствуешь, наш премудрый царь, Давыд Осиевичь.
75. Ты еще, сударь, да нам про то скажи,
Про то скажи, проповедуй нам:
Который царь будет над царямы царь,
Кая земля всем землям мати,
Которо море всем морям мати,
80. Кое возеро возерам мати,
Кая река да всем рекам мати,
Который город городам мати,
Котора церква всем церквям мати,
Котора птица всем птицам мати,
85. Который звире всем звирям мати,
Кая гора всем горам мати,
Который камень каменям мати,
Кое древо всем древам мати,
Кая трава всем травам мати?»

90.Им ответ держал сударь премудрый царь,
Наш премудрый царь Давыд Осиевичь:
«Я еще вам, братцы, про то скажу,
Про то скажу вам, проповедаю.
В Голубиной Книге есть написано:

95.У нас Белый царь будет над царямы царь.
Почему же Бел царь над царямы царь?
У нашего царя у Белаго есть вера православная,
Область его превеликая надо всей землей,
Надо всей землей, над вселенною:
100. Потому же Бел царь над царямы царь.

Свято-Русь-земля всем землям мати.
Почему же Свято-Русь-земля всем землям мати?
На ней строят церквы апостольския,
Богомольныя, преосвященныя;
105. Оны молятся Богу распятому,
Самому Христу царю небесному:
Потому Свято-Русь-земля всем землям мати.
Окиян море всем морям мати.
Почему жь Окиян море всем морям мати?
110. Обкинуло то море вокруг землю всю,
Во нем Окияне во мори пуп морской;
С-под восточной со сторонушки
Выставала из моря церковь соборная
Со двенадцатью со престоламы,
115. Святу Климанту, папы Римскому,
Святу Петру Александрийскому:
Потому жь Окиян море всем морям мати.

Ильмень возеро возерам мати:
Не тот Ильмень, который над Новым-градом,
120. Не тот Ильмень, который в Царе-граде,
А тот Ильмень, который в Турецкой земли
Над начальным градом Иорасолимом.
Почему жь Ильмень возеро возерам мати?

Выпадала с ёго матушка Иордань река,
125. Иордань река да всем рекам мати.
Почему жь Иордань река рекам мати?
Крестился в ней истинный Христос
И купался в матушке Иордань-реки:
Потому Иордань река рекам мати.

130. Кит рыба всем рыбам мати.
Почему жь Кит рыба всем рыбам мати?
На китах-рыбах земля основана;
Стоит Кит рыба — не сворохнется;
Когда жь Кит рыба поворотится,
135. Тогда мать-земля вся восколыбнется,
Тогда белый свет нашь покончится:
Потому Кит рыба всем рыбам мати.

Иорасалим город городам мати.
Почему жь Иорасалим город городам мати?
140. Иорасалим город посреди земли,
Посреди земли, в нем пуп земли.

Во начальном граде Иорасолиме
Стоит там церковь соборная
Святой святыни Богородицы.
145. Почему тая церковь всем церквам мати?
Пребывает в церквы Господен гроб,
На воздусях стоит он вознесен,
Фимиямы, ладан рядом курятся,
Свещи горят неугасимые:
150. Потому святыня всем церквам мати.

Псалтырь книга всем книгам мати.
Почему Псалтырь книга всем книгам мати?
Поминаются праведных родители:
Потому Псалтырь книга всем книгам мати.

155. Стрефил птица всем птицам мати.
Почему жь Стрефил птица всем птицам мати?
Живет Стрефил посреди моря,
Она ест и пьет на синем море,
Она плод плодит на синем море.
160. Когда Стрефил вострепещется
Во втором часу после полуночи,
Тогда запоют вси петухи по всей земли,
Осветится в те поры вся земля:
Потому Стрефил птица всем птицам мати.

165. Белояндрих звирь всим звирям мати.
Почему жь Белояндрих звирь всим звирям мати?
Стоит тот звирь в горы Сионския;
Когда звирь в горы поворотится,
Тогда мать-земля под ним восколыбнется,
170. Тогда вси звирья ему поклонятся:
Потому Белояндрих всим звирям мати.

Фагор гора всем горам мати.
Почему жь Фагор гора всем горам мати?
Преобразился там сам Исус Христос,
175. Двунадесять он апостолам,
Двунадесять он учителям,
Показал славу великую ученикам своим;
Со матушки со Фагорской горы
Вознесся он свет на небеса:
180. Потому Фагор гора всем горам мати.

Белый Латырь камень всем каменям мати.
Почему бел Латырь камень каменям мати?
На белом Латыре на камени
Беседовал да опочив держал
185. Сам Исус Христос царь небесныий
С двунадесяти со апостолам,
С двунадесяти со учителям;
Утвердил он веру на камени,
Распустил он книги по всей земли:
190. Потому бел Латырь камень каменям мати.

Кипарисно древо всем древам мати.
Почему жь Кипарисно древо всем древам мати?
Словет то древо преблаженное,
Был вырезывай чуден поклонен крест,
195. На нем распят был истинный Христос:
Потому Кипарисно древо всем древам мати.

Плакун трава всем травам мати.
Почему жь Плакун трава всем травам мати?
Когда вели Христа на распятие,
200. Тогда плакала мать Пресвятая Богородица,
Ронила слезы из ясных оцей на сыру землю;
От ней ли от слез от пречистыих
Выростала на землю Плакун трава;
Из того Плакун из кореня
205. У нас режут на земли цюдны кресты,
А их носят старцы-инохи,
Мужие их носят благоверные:
Оны тем, сударь, больше спасаются».

Ему вси цари царю поклонилися:
210. «Благодарствуешь, нашь премудрый царь, Давыд Осиевичь.
Ты горазд сказать по памяти,
По памяти, будто по грамоты».

Испроговорил ему Волотоман царь:
«Ты премудрый царь, Давыд Осиевичь!
215. Ты еще, сударь, да мне про то скажи,
Царю сон поразсуди.
Кабы мне царю да Волотоману
Мало снилось, грозно виделось:
Кабы далече было во цистом поли
220. Два заяцька вместо сходилися,
Один беленькой, да другой серенькой,
Промежу собой оны подиралися;
Кабы белый сераго преодолел,
Кабы бел пошел с земли на небо,
225. А сер пошел да по чисту полю.
Ужь ты можшь ли проповедати?»

Им ответ держал сударь премудрый царь:
«Волотоман царь Волотомановичь!
Я еще вам, брат, про то скажу,
230. Про то скажу, царю сон поразсужу.
В Голубиной Книге есть написано:
Не два заюшка вместо сходилося,
Сходилася Правда со Кривдою;
Кой гди бел заяц, тут Правда была,
235. Кой гди сер заяц, тут Кривда была.
Кабы Правда Кривду преодолела:
При последнем будет при времени,
При восьмой будет при тысяци,
Правда будет взята Богом с земли на небо,
240. А Кривда пойдет она по всей земли,
По всей земли, по всей вселенныя,
По тем крестьянам православныим,
Вселится на сердца на тайныя;
Кто делает дела тайныя,
245. От того пойдет велико беззаконие».

Ему вси цари царю поклонилися:
«Благодарствуешь, нашь премудрый царь, Давыд Осиевичь.
Ты горазд сказать, сударь, по памяти,
По памяти, будто по грамоты;
250. Прочитал про Книгу Голубиную,
Про все мудрости повселенныя».

А мы век большим царям славы поем,
Им век слава не минует,
255 Во веки веков, аминь.

4

Вячеслав
СпасиБо за вариант! Размещу его на своём сайте.

Кстати ищу людей, которые согласились бы помочь в наборе материала для сайта-библиотеки "Сказания древности" (подробнее http://folkportal.3dn.ru/news/2007-09-25-25 )

Отредактировано Сазаки (2007-10-19 18:08:25)