Древнегреческий писатель Аратос (Aratos) рассказывает следующую историю о созвездии Девы. По его словам, Дева могла принадлежать к звездной расе, к предкам древних звезд. В древние времена, в Золотой век, она жила среди людей как олицетворенное Правосудие и должна была призывать людей придерживаться Истины. В то время люди жили мирно, без лицемерия и ссор. Позже, в Серебряный век, она скрылась в горах, но изредка спускалась вниз, чтобы ругать людей за их злые дела. Наконец пришел Бронзовый век. Люди изобрели топор и “стали первыми, кто попробовал мясо коров”. В это время Дева “улетела на небеса”, т.е. удалилась в небесные сферы. [1]
Ведическая литература Индии дает тщательно разработанное описание вселенной как космоса - гармоничной, упорядоченной системы, созданной в соответствии с разумным планом как место обитания для живых существ. Современный взгляд на вселенную столь отличается от ведического, что последний сейчас трудно постичь. Однако в древние времена космогонии, подобные ведической системе, были широко распространены среди людей по всему миру. Образованные люди сегодня склонны немедленно отвергать эти системы как мифологию, указывая на их разнородность и на странность их идей как доказательство того, что все они - просто продукт воображения.
Однако если мы поступим так, мы можем недооценить важную информацию, способную пролить свет на громадный забытый период, предшествовавший короткому промежутку времени, описанному в истории человечества. Существует очень много независимых устных преданий в традициях различных культур, но также существует и много общих тем. Некоторые из этих тем найдены в очень развитой форме в ведической литературе. Их присутствие в разных культурах мира соответствует представлению о том, что в отдаленном прошлом ведическая культура оказывала влияние на весь мир.
В этой статье мы дадим некоторые примеры ведических представлений, касающихся времени и продолжительности жизни людей, которые неоднократно появляются в различных традициях. Прежде всего, мы проверим некоторые из этих представлений, а затем обсудим, что они подразумевают и как их следует истолковывать.
В ведической литературе время рассматривается как проявление Кришны, Высшего существа. Таким образом, время - это управляющая сила, регулирующая жизнь живых существ в соответствии с космическим планом. Этот план включает повторяющиеся циклы созидания и разрушения различной продолжительности. Самый короткий и наиболее важный из этих повторяющихся циклов состоит из четырех йуг, или эпох, называемых Сатйа, Трета, Двапара и Кали. В эти следующие друг за другом эпохи человечество постепенно опускается с высокодуховной платформы до состояния дегенерации. Затем, с наступлением новой Сатйа-йуги, первоначальное состояние чистоты восстанавливается, и цикл начинается снова.
Рассказ о Деве иллюстрирует то, что в древнем Средиземноморье была широко распространена вера в подобную последовательность четырех эпох, известных там как Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный века. В этой системе человечество также обладает развитым сознанием вначале и постепенно деградирует. Здесь также прогресс в человеческого общества не определяется просто физическими процессами, а направляется высшим управляющим разумом.
Примечательно, что рассказ Аратоса показывает, что поедание коров - это греховное действие, отрезающее человечество от прямого контакта с небесными существами. Это прекрасно согласуется с древнеиндийской традицией защиты коров, но встретить ее в греческой или европейской культуре было неожиданностью.
Одно из объяснений сходства представлений, найденных в различных культурах, - что психологическая основа людей, в сущности, везде одинакова, и они склонны независимо приходить к сходным представлениям. Однако детали, такие как в случае с убийством коров, наталкивают на мысль, что здесь мы скорее имеем дело с общей традицией, нежели с независимыми изобретениями.
Другой пример сходства культур может быть найден у аборигенов Северной Америки. Индейцы Сиу рассказывают, что их предков навещала звездная женщина, которая дала им религиозную систему. Она объяснила им, что существует священный буйвол, теряющий по одной ноге в течение каждой эпохи. Сейчас мы живем в последнюю эпоху, эпоху деградации, и у буйвола есть только одна нога.[2]
Этот рассказ очень сходен с рассказом из “Шримад-Бхагаватам” о встрече между Махараджей Парикшитом и быком Дхармой. Там говорится, что Дхарма теряет одну ногу каждую последующую эпоху, и в современную эпоху Кали он остается одноногим.
В соответствии с ведической системой, продолжительность Сатйа, Трета, Двапара и Кали-йуги равна соответственно 4, 3, 2 и 1, умноженным на 432000 лет. За эти огромные периоды времени продолжительность человеческой жизни снижается от 100000 лет в Сатйа-йугу до 10000 лет в Трета-йугу, 1000 лет в Двапара-йугу и, наконец, до 100 лет в Кали-йугу.
Конечно, эта идея находится в серьезном противоречии с современным эволюционным взглядом на прошлое. В древнем Средиземноморье, однако, было широко распространено представление, что история человечества простирается на чрезвычайно длинные периоды времени. Например, в соответствии со старинными историческими записями, Порфирий (Porphyry, 300 г. н.э.) говорит, что Каллисфен (Callisthenes), союзник Александра Македонского в персидской войне, послал Аристотелю вавилонские записи относительно солнечных затмений, и эти записи описывали период в 31000 лет.
Подобным же образом, Ямвлик (Iamblicus, четвертый век), опираясь на авторитет древнегреческого астронома Гиппарха (Hipparchus), говорил, что ассирийцы делали наблюдения в течение 270000 лет и сохранили записи возвращения всех семи планет в то же самое положение. [3] И наконец, вавилонский историк Беросус (Berosus) утверждал, что общее время правления вавилонских царей перед Потопом равняется 432000 лет. [4]
Мы не собираемся заявлять, что эти утверждения истинные (или что они ложные). Суть в том, что исторические представления людей древней средиземноморской цивилизации несомненно сильно отличались от тех, что преобладают сегодня. И их взгляд вполне соответствовал ведической хронологии.
Хотя Библию часто приводят в доказательство очень короткого срока истории человечества, интересно, что она содержит информацию о том, что было время, когда люди жили около 1000 лет. В Ветхом Завете для людей, живших до библейского Потопа, были указаны следующие сроки жизни: Адам прожил 930 лет, Сиф - 912, Енос - 905, Каинан - 910, Малелеил - 895, Иаред - 962, Енох - 365, Мафусал - 969, Ламех - 777, Ной - 950. Кроме Еноха (о котором сказано, что его забрали на небо в его собственном теле), эти личности жили в среднем 912 лет. [5]
После Потопа, однако, указаны следующие сроки жизни: Сим - 600, Арфаксад - 438, Сала - 433, Евер - 464, Фалек - 239, Рагав - 239, Серух - 230, Нахор - 148, Фарра - 205, Авраам - 175, Исаак - 180, Исав - 210, Иаков - 147, Левий - 137, Кааф - 133, Амрам - 137, Моисей – 120, Иисус - 110. Видно, что сроки жизни постепенно уменьшаются приблизительно до 100 лет, подобно тому, что случилось после начала Кали-йуги в соответствии с ведической системой.
Здесь мы должны упомянуть, что традиционно считалось, что библейский Потоп произошел во втором или третьем тысячелетии до нашей эры, а в Индии традиционная дата для начала Кали-йуги - 18 февраля 3102 г. до н.э. Эта дата приводится в связи с временем Потопа в различных персидских, исламских и европейских писаниях, датированных VI-XIV вв. н. э.. [6] Какое отношение имеет произошедший в Средней Азии Потоп к началу Кали-йуги? Единственное, что можно сказать - эти факты показывают, как мало мы на самом деле знаем о прошлом.
В подтверждение библейского рассказа об очень долгой продолжительности жизни в древние времена римский историк Иосиф Флавий (Flavius Josephus) приводит многие исторические работы, доступные в то время:
“...Ной прожил 350 лет после Потопа, и все это время счастливо, и умер в возрасте 950 лет, но пусть никто, сравнив жизнь в древности с нашими жизнями... не сделает кратковременность наших жизней аргументом в пользу того, что те люди не могли жить так долго...”
“...Сейчас я имею свидетельства того, что я сказал. Все те, кто описывали античность, и греки и варвары, и даже Мането (Manetho), написавший египетскую историю, и Беросус, собравший халдейские памятники, и Мохус (Mochus), и Эстий (Hestiaeus), и кроме этого, Герноним (Hiernonymous ) Египетский, и те, кто создал финикийскую историю, соглашаются с тем, что я сказал. И Гесиод также, и Гекатей (Hecataeus), Элланик (Hellanicaus), и Акузилай (Acuzilaus), и также Ефор (Ephorus), и Николай (Nicolaus), считали, что древние люди жили тысячу лет. Но по сути дела, пусть каждый судит о них, как считает нужным”. [7]
К сожалению, практически ни одна из работ, на которые ссылается Иосиф, не сохранилась до наших дней, и это снова показывает, как мало мы знаем о прошлом. Но в скандинавских сагах говорится, что в древние времена люди жили по много столетий. Кроме того, эти саги описывают последовательность эпох, включая эпоху мира; эпоху, когда были введены разные общественные уклады; эпоху увеличения насилия и эпоху деградации – “ножей, мечей и расколотых щитов”. [8] Последняя сменяется периодом уничтожения, называемым Рагнарок (Ragnarok), после которого мир возвращается к добродетели.
Древнескандинавский Рагнарок включает разрушение земли и обители полубогов (называемой Асгард), и этому в ведической хронологии соответствует уничтожение трех миров, которое происходит после 1000 циклов из четырех йуг, или одного дня Брахмы. Говорится, что во время Рагнарока мир сжигается существом по имени Сурт (Surt), живущим под нижним миром (который называется Хел) и участвовавшим в сотворении мира. Для сравнения, “Шримад-Бхагаватам” (3.11.30) утверждает, что в конце дня Брахмы “опустошение производит огонь, вырывающийся из уст Санкаршаны...”. Санкаршана - это частичное воплощение Кришны, “пребывающее на дне вселенной” (“Шримад-Бхагаватам” 3.8.3), под нижней планетарной системой.
Существует множество сходных черт между древнескандинавской и ведической космологиями, однако также есть и большие различия. Одно из ключевых различий - в том, что в “Шримад-Бхагаватам” все существа и явления во вселенной ясно представлены как часть божественного плана Кришны, Верховной Личности Бога. Напротив, в древнескандинавской мифологии Бог отсутствует, поэтому происхождение и цель главных героев космической драмы очень непонятны. Сурт, в частности, это “огненный гигант”, чье происхождение и мотивы неясны даже для экспертов по древнескандинавской литературе. [9]
Можно спросить: если ведические темы появляются во многих различных обществах, стоит ли делать вывод, что они исходят из древней ведической цивилизации? Возможно, они были созданы во многих местах независимо, или происходят из неизвестной культуры, которая также предшествует тому, что мы называем ведической культурой? Таким образом, параллели между Суртом и Санкаршаной могут быть случайными, или, возможно, ведическое описание происходит от рассказа, подобного рассказу о Сурте.
Наш ответ на этот вопрос заключается в том, что доступных эмпирических свидетельств недостаточно, чтобы доказать гипотезу о том, что древняя ведическая культура была источником других, т.к. все эмпирические свидетельства несовершенны и являют собой предмет для различных интерпретаций. Но мы можем решать, соответствуют ли факты этой гипотезе или нет.
Если существовала древняя ведическая цивилизация, значит, можно ожидать найти ее следы во многих культурах всего мира. Мы предполагаем, что нашли такие следы, и многие соглашаются с ведическими представлениями в специфических деталях (наподобие описания обители Сурта, или священный буйвол, теряющий по одной ноге каждую мировую эпоху). Так как эта цивилизация начала терять свое влияние тысячи лет назад, в начале Кали-йуги, неудивительно, что многие из этих следов отрывочны и скрыты более поздними добавлениями, и это мы также видим. Таким образом, доступные факты, по-видимому, соответствуют гипотезе о ведических истоках.
Ричард Л. Томпсон
ССЫЛКИ
[1] E. C. Sachau, trans., Alberuni's India
(Delhi: S. Chand & Co., 1964), pp. 383-4.
[2] J. E. Brown, ed., The Sacred Pipe
(Baltimore: Penguin Books, 1971), p. 9.
[3] D. Neugebauer, History of Ancient Mathematical Astronomy
(Berlin: Springer-Verlag, 1975), pp. 608-9.
[4] J. D. North, "Chronology & the Age of the World," in Cosmology,
History & Theology, eds. Wolfgang Yourgrau and A. D. Breck
(N. Y.: Plenum Press, 1977), p. 315.
[5] D. W. Patten and P. A. Patten, "A Comprehensive Theory on Aging,
Gigantism & Longevity," Catastrophism & Ancient History,
Vol. 2, Part 1 (Aug. 1979), p. 24.
[6] J. D. North, Ibid., p. 316-7.
[7] D. W. Patten, Ibid., p. 29.
[8] V. Rydberg, Teutonic Mythology, R. B. Anderson, trans.
(London: Swan Sonnenschein & Co., 1889), pp. 88,94.
[9] Ibid., pp. 448-9.