Миф №25: Православие и война несовместимы
Несомненно, война есть зло и убийство есть грех, о чем Библия говорит недвусмысленно: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт.4:3-12). Первая война произошла не среди людей на Земле, а на небе: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них]…» (Откр.12:7). В результате этой брани ангелы, восставшие против Бога, были побеждены и сброшены с неба: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис.14:12). Война есть следствие греха, грех есть духовная болезнь. Православная Церковь не благословляет войны, но «признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством» . Церковь чтит православных воинов, так как «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Некоторые из них канонизированы, например, святой благоверный князь Александр Невский. При этом заповедь «Не убивай» (Исх.20:13) никто не отменяет. Православный воин, убивая, совершает грех, за что на него накладывается епитимия (от слова «запрещение»), цель которой – духовное врачевание. Воин после сражения не допускается к участию в таинстве Евхаристии.
Церковь помнит, что сказал воинам Иоанн Креститель: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лук.3:14). Иисус Христос не призывает их бросить оружие и податься в пацифисты.
Христианин должен терпеть обиды, наносимые ему лично, но защищать своих ближних. Пример христианского поведения в случае нападения врагов дают нам такие великие святые, как преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский. Когда на преподобного Серафима Саровского напали в лесу бандиты, он, несмотря на то, что был физически сильным человеком и к тому же в тот момент держал в руках топор, не стал сопротивляться, был тяжело избит и потом долго болел. Но когда к преподобному Сергию Радонежскому перед битвой с татаро-монголами пришел Дмитрий Донской, он не только получил благословение на битву, но и отправил с ним двух иноков Пересвета и Ослябю. И во время самой битвы, как сам преподобный, так и весь монастырь молились за православных воинов.
В благословление оружия нет благословения зла, оружие не должно быть использовано на неправое дело. Как перед сражением воин молится Богу: «Прими оружие и щит…» , так и Церковь, благословляя оружие, молится, чтобы меч навсегда остался в ножнах, но если уж он используется, то только для защиты от агрессора и никогда для нападения. Церковь помнит слова Иисуса Христа: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52).