Смешно до слез
Многие известные священнослужители в интервью для нашего портала призывали к разумности, рассудительности. Призывали учиться самостоятельно отличать белое от черного, а добро от зла.
Оглянувшись вокруг, мы без труда заметим, что на нас постоянно пытаются влиять, пытаются внушить нам ту или иную мысль, убедить нас в чем-либо. Особенно широко это осуществляется средствами массовой информации. И мы должны стараться защитить себя от подобного влияния не путем отключения радиоприемника или выбрасываньем телевизора, но путем рассуждения и размышления – к чему нас и призывают.
Человек, говорящий перед аудиторией, берет на себя огромную ответственность – особенно если аудитория составляет не несколько десятков, а миллионы человек. Ведь слово значимо, слово творит, слово может изменить сознание и мировоззрение. Одним из тех, чье слово живо и действенно, является известнейший юморист Михаил Задорнов. С трудом можно найти человека, испытывающего к нему антипатию: его любят, его цитируют, его выступлений ждут. И слово его весомо и надолго западает в сердца людей.
Но что это за слово? Всегда ли оно так безобидно, как кажется на первый взгляд?
Попавшиеся мне на глаза отзывы священнослужителей были довольно сухими и настороженными… Неужели простая человеческая, ни на чем не основанная неприязнь? Или же глаз священника различил то, что пока не под силу увидеть нам? К тому же колкие высказывания в адрес Церкви и священников самого Михаила Николаевича вызывали вопрос: что это? внутренняя боль о ранах Церкви Земной или просто ядовитая критика, нежелание и неумение отделить грех от грешника, снизойти к человеческой слабости тех же священнослужителей?
***
В рамках ХХ ММКВЯ на стенде издательства «Вече» прошла презентация книг отца Михаила Задорнова – Николая Павловича Задорнова (1909-1992), известного русского писателя, заслуженного деятеля культуры. Наш интернет-портал, узнав об этом мероприятии, решил, фигурально выражаясь, убить двух зайцев – не только рассказать Вам об изданных «Вече» книгах Н.П. Задорнова, но и задать интересующие нас вопросы самому Михаилу Николаевичу.
Извинившись перед толпившейся у стенда публикой, что презентация задерживается из-за общения с прессой, Задорнов по обыкновению отшутился: «Вы же понимаете: если я не отвечу на их вопросы, они гадости про меня писать будут!»
Блиц-пресс-конференция началась с вопросов корреспондента газеты «Тверская, 13»:
– Почему было выбрано именно «Вече» для издания книг Вашего отца?
– Потому что «Вече» печатает правдивые книги, рассказывающие об истории России. Сегодня жанр художественно-исторического детектива – сплошное вранье. А мой отец писал правдиво, так как изучал историю.
Последние 20 лет своей жизни он изучал отношения между Японией и Россией. Все знают, что мои любимые американцы открыли Японию после того, как она была 200 с лишним лет закрыта. А на самом деле ее открыли русские моряки, когда на фрегате «Палладе» к японским берегам пришел Путятин. Отец как раз описывает эту романтическую морскую одиссею в одной из своих книг. В деревне Хэда (Хэдэ) есть даже музей, посвященный русским морякам, благодаря которым Япония начала строить корабли (у Японии не было кораблей на протяжении 250 лет). А мы ничего об этом не знаем. Русские моряки были первыми иностранцами, жившими в Японии, хотя в то время это было запрещено, и в деревне Хэда, как рассказала мне одна старушка, до сих пор рождаются голубоглазые дети.
Японцы издали серию романов моего отца и даже дали ему премию. Ведь в советское время мой отец не был ни коммунистом, ни партийным, и поэтому писал по-честному, не делая из нас героев, а из японцев – негодяев. Он не пользовался банальным приемом, что у русского разведчика улыбка, а у японского – ухмылка. И японцы были удивлены, что в его книгах очень правдиво описана сама Япония.
То, что «Вече» захотело издать эти книги, было мне очень приятно. Грядет 100-летие со дня его рождения, и мне бы хотелось, чтобы возвращался интерес к достоверной, интересной исторической литературе, а не придумано-интересной, какую мы видим сегодня в жанре исторического детектива, где зачастую сам язык фальшив, потому что красивым русским языком говорили люди два века назад. У отца в книгах – правда. А сегодня зачастую история – в кривде. Исторические события, которые описываются в его книгах, были не так давно, но по-прежнему очень актуальны, тем более что с Курильскими островами никак не могут решиться проблемы.
– Все ли книги Николая Павловича изданы в «Вече»?
– Нет, не все. Еще остались.
С первыми романами вообще произошла интересная история.
Когда отец написал свои первые романы и привез их в Москву, чиновники сказали, что их издавать нельзя, потому что в них нет обкомовских работников. Это среди тех, первых, которые заселяли Сибирь! Какие обкомовские работники могут быть, если это XIX век?
К слову, наши, в отличие от американцев, уничтоживших индейцев, приходя в Сибирь, не уничтожали никого, даже Православие никому не навязывали. Кто хотел – оставался язычником. Наши индейцы – нанайцы, гольды, адыгейцы, коряки. И у них, между прочим, были прекрасные с русскими отношения. Отец написал об этом романтический роман, когда сам жил в Комсомольске-на-Амуре. На него, как на человека, работающего в театре, были доносы, поэтому он сразу решил уехать в Комсомольск-на-Амуре, чтобы дальше не сослали. Работая там, он написал «Амур-батюшка», «Далекий край», «К океану».
После неудачи с чиновниками, романы отца попали к незаслуженно забытому сейчас Фадееву, который прочитал их и отдал Сталину. Сразу же пришел приказ немедленно напечатать романы, а отцу дать сталинскую премию. Это было в 1948 году. Сталин был умнее, чем все чиновники. Он понимал, что история о том, как крестьяне и даже аристократы, офицеры занимали приамурские берега, она правильная, честная, не торгашеская. Там не было торгашей, как сегодня. Это сегодня существует романтика торгашества, а тогда существовала романтика трудового человека.
После этого и я еще родился. То есть отец получил сразу две премии.
– А все ли романы отца были изданы?
– Неизданным остался еще один роман – «Владивосток». Отец не успел его дописать. Он был как концовка всей одиссеи, потому что в результате того влияния, которое Россия стала оказывать на Тихом океане (Сан-Франциско был практически русским городом, Аляска и весь тот берег был наш), нужен был город, владеющий Востоком – Владивосток.
Дописать его я не смогу, потому что не владею настолько деталями. А художественность всегда в деталях. У меня роман будет смешной, но не правдивый.
– Повлияло ли творчество отца на Ваше творчество?
– Очень повлияло. Отец умудрялся показывать мне в жизни то, чего мне никто бы не показал. Например, когда проходили капитализм в школе, и я стал ему говорить, что наша страна даст по мозгам капиталистам, он сказал: «Имей в виду, что в школе не всегда правду говорят». А потом, когда был первый съезд демократов, и Собчак и иже с ним выступали, и я весь горел демократическими идеями, еще верил в демократию (тоже лохом был), отец пришел, посмотрел на этот съезд и сказал: «Что те были воры, что эти. Только эти поумнее». Теперь я часто его слова вспоминаю: он как ясновидящий был! Это ж какими надо было умными быть, чтобы нас, нищих, еще и обобрать! Для этого надо иметь особый, незаурядный талант!
И такими мелкими гомеопатическими дозами он меня иногда отрезвлял или как будто чипы какие-то ставил, которые срабатывали через 30-40 лет. Вообще, мне с родителями повезло – больше, чем им с сыном.
***
После того, как краткое обсуждение творчества отца завершилось, я обратилась к Михаилу Николаевичу с вопросом:
– В Ваших выступлениях зачастую слышаться ироничные нотки в отношении Православия, Православной Церкви, священников. Чем это вызвано?
– Не только Православия – всех религий. У меня самого нет религии, я – верующий. А это большая разница. Мне не нравится, когда люди молятся, а потом пакостничают и снова молятся. И то, что сильно религиозные люди верят, что можно вымолить проценты в банке. Мне вообще не нравится, что люди религиозные все время что-то выпрашивают. И что Творца называют «Господь» – Он не Господин нам, Он – Творец, Который сотворил нас по Своему образу и подобию. Значит, тоже свободными, творцами, а рабы и творцы несовместимы. Копают и рабы, и археологи.
И я не хочу быть религиозным, так как религиозность – суеверие. Кроме того, у нас, в России, – языческое Православие. Никто толком не может ответить на вопрос, чему учил Иисус, но все знают, когда Его день рождения. И ни один человек не может сказать, почему Пасха каждый год празднуется по-разному.
Никто не знает, что по-английски Пасха – «Easter» (от «east» – Восток), то есть восточный праздник, пришедший к ним от нас. И никто не знает, что это языческий праздник, и что он связан с солнцем и с луной, а отнюдь не с Иисусом. Мне вообще не нравится безграмотность рабов. А цель религии – сделать людей паствой, загнать и содрать бабки. А в Бога я верю по нашим, православным традициям того Православия, которое еще не было закодировано, – от слов «правь» и «славь».
***
Лично мне многие вещи в его ответе показались довольно странными, а некоторые высказывания – мнением крайне некомпетентного человека. Хотя не будем отрицать, что зерно правды в этом ответе было. Но, увы, единственное зерно. Это высказывание Задорнова, что наш народ знает день Рождения Христа, но не знает самого учения. Как не прискорбно, но это так. И все вышеприведенные слова самого Задорного это подтверждают. Если столь образованный и начитанный человек не знает, что такое Пасха и говорит явную глупость о Православии, что же говорить о нашем народе, большинство которого в последние годы ищут не знания, а хлеба и зрелищ.
К сожалению, формат беседы не позволил продолжить столь интересный разговор, и у меня осталось множество неразрешенных вопросов, да и просто невысказанных мыслей…
***
Выйдя к посетителям выставки, Михаил Николаевич повторил рассказ о книгах отца, дополняя его деталями и разнообразя, по своему обыкновению, многочисленными лирическими отступлениями, к которым мы привыкли, и без которых не обходится ни одно его выступление: например о том, что у всех продвинутых государств столицы находятся на Востоке, например в Канаде, в США, в Бразилии, в Китае…
– …Народ встает вместе с правительством и начинает работать. А у нас столица находится на западе, то есть у нас вся страна отработала, а правительство встает и думает, как разделить то, что люди наработали. Поэтому нам нужно переносить столицу на восток. Восток сильнее. Сибирью, сибирскими, дальневосточными мозгами идет оживление России… А Москва – торгаши.
– В общем, фэн-шуй получается? (реплика одного из посетителей выставки)
– Чтобы вы знали, фэн-шуй, по которому сегодня живут богатые и зажиточные, – восточное учение о том, как надо обустраивать могилы. А когда европейцы узнали про фэн-шуй, они поняли, что с мертвых «бабок» не возьмешь, и стали «разводить» живых. А когда на Востоке увидели, сколько европейцы «бабок» на фэн-шуе заработали, они поверили, что он и для живых годится. На самом деле, это же для дебилов: что кровать нельзя ставить в дверном проеме, стол придвигать к ванне… Вообще человек соображающий будет жить практически по фэн-шую. Это придуркам надо жить по фэн-шую…
В продолжение презентации Михаил Николаевич несколько раз возвращался к теме религии и Православия, высказываясь достаточно резко. В некоторых случаях известного сатирика слегка «заносило», и из микрофона неслись странные, нелепые, поражающие своей безграмотностью, а иногда и просто оскорбительные высказывания, по крайней мере, для верующего человека. Складывалось впечатление, что эти мысли были высказаны не случайно, что они были направлены не на толпу, собравшуюся вокруг стенда и слушающую каждое слово с открытым ртом, смеющуюся над каждой шуткой – все равно, о чем, – а направлены определенному адресату – немногим православным, которые находились на презентации и могли по достоинству «оценить» саму суть высказываний, и кого эти высказывания могли по-настоящему задеть…
«В чем заключается моя благодарность издательству «Вече»? Именно благодарность, я не говорю слова «спасибо» и сейчас сразу объясню, в чем разница. «Спасибо» – слово, навязанное нам религиозными фанатиками. «Спаси Бог» – то есть не делайте ничего, оставайтесь лентяями, пьяницами – и вас Бог спасет. Сам себя человек должен спасти! Поэтому наш гениальный русский народ придумал «оберег»: «спасибо» – «не за что»… А есть чудное древнее слово – «благодарю», и чем больше мы будем друг друга благодарить, тем больше будет благополучия. Поэтому я пытаюсь слово «спасибо» вообще выбросить из своей жизни».
«Отец послал меня на Курилы работать в ботанической экспедиции в 1958 году. И я был в старообрядческих деревнях, видел старообрядцев. Понял, что самая высокая степень нравственности на земле сохранилась у старообрядцев. Но они не знают, что хранят не православную суть, а языческую суть России. Ведь не перешла Россия в свое время на молитвы на латыни, не дала уничтожить азбуку…»
«Что такое история? – То, что «из Торы» пошло, то и есть история. Но была быль до этого, и вот эту быль сегодня никто не знает. Прозевали в Библии кое-что… Кто Иисуса пришел встречать? – Волхвы. Волхвы были только у славян. Нигде в мире не было волхвов, вот что интересно. Были маги у иранцев, но иранцы – тоже потомки ариев. И вот такие вещи прозеваны везде. И везде их можно восстановить.
Одно из имен Творца… простите, я языческими словами скажу: «еб» – означало «вибрация». «КолЕБаниями» Творец создал мир, отсюда имя Творца – Ебун. И, получается, что «молЕБен» – «молитва к Ебуну». Вот это прозевали все.
Мат не имеет никакого отношения к татарам. Когда на Русь пришло отформатированное Православие, оно решило татарам приписать мат, чтобы мы перестали слышать мантры. Что такое «ура»? – Мантра. Утром кричите «Ура!» – и вам уже не надо молиться. «Ура!» – и будьте здоровы, вы уже от бога Ра зарядились солнечным светом.
Что такое е-бо-ра? – плодоносящая суть бога Ра. Звук «е» усиливает. Отсюда идут отчества НиколаЕВич, ИгорьЕВич – то есть тот, кто создавал ребенка колЕБаниями. И это ведическая суть сотворения мира. Вот так вся история изменена немцами, европейцами, дабы уничтожить даже память о том, что у нас была своя культура».
«У старообрядцев я узнал, что русские пословицы обрезаны людьми суеверными, то есть слишком религиозными. «Если ударят по правой щеке, подставь левую, но не дай ударить» – вот как звучит настоящая русская пословица».
В чем великость Пушкина? До него говорили (?!) религиозным старославянским языком. И одна Арина Родионовна возвращает Пушкина к русским сказкам… Пушкин первый попа натянул по полной программе, и никто ж сказать ничего не мог».
Честно говоря, после подобных высказываний так и хотелось уточнить: что же это за православные традиции, по которым верует Михаил Николаевич?
***
Понимаю, что подобная статья может вызвать массу нареканий и вопросов: зачем все это нужно и почему слова именно Михаила Задорнова, а ни кого-либо другого, стали объектом столь пристального внимания?
Откровенно признаюсь, что в наших мыслях не было намеренья собирать какую-то информацию специально, уличать, обвинять… Все высказывания, приведенные здесь, прозвучали во время 40-минутной встречи с прессой и посетителями ХХ ММКВЯ у стенда замечательного и любимого нами издательства «Вече». И мне, оказавшейся там по воле случая, многие сказанные вещи резали слух. Но тяжелее всего было видеть реакцию аудитории: с какой радостью и с каким энтузиазмом она откликалась на очередную реплику в духе «попа натянул»…
Насколько же мы гибки и как просто поддаемся внушению и влиянию! Да и невероятное желание быть вместе со «стадом» еще никто не отменил…
Вот так многие из нас, сидя вечером перед телевизором, вместе с довольно безобидными приколами слушают и пропускают через себя, не замечая и не отфильтровывая, такие же «приколы», сказанные в адрес Церкви, – самого важного и святого, что есть для православного человека на земле…
Мы ни в коем случае не отрицаем возможность критики Церкви Земной, но критика эта должна быть здоровой и объективной, основанной на искреннем переживании о чистоте Тела Христова. К сожалению, совсем иную критику (а иногда и просто оскорбительные, не имеющие под собой никакой почвы высказывания) приходится слышать из уст Михаила Николаевича. Единственное, что нам остается, что мы обязаны и что должны делать всегда – размышлять и рассуждать, отделять плевела от зерен. А не бездумно внимать всему тому, что доносится со сцены, из телевизора, из радиоприемника…
Последние высказывания сатирика Михаила Задорнова (к которому мы всегда относились с большой теплотой) оставили в наших сердцах неприятный осадок, который вряд ли позволит наслаждаться его выступлениями в дальнейшем, как это бывало прежде...