~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БИБЛИОТЕКА- » Озар Ворон (Лев Рудольфович Прозоров)


Озар Ворон (Лев Рудольфович Прозоров)

Сообщений 1 страница 20 из 28

1

http://i049.radikal.ru/0805/54/f7ec7f2c1548.jpg

Времена Русских Богатырей

Кто из нас в детстве не видел в хрестоматии по русской литературе репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри»? Сильные и величественные, сурово глядят они вдаль: не посягает ли враг на землю русскую... Оказывается, мы многого не знали. И того, что Илья Муромец, Добрыми Никитич и Алеша Попович – не просто фольклорные персонажи, а реальные люди, герои, по первому зову встававшие на защиту Отечества. И того, что сражались они не только со сказочным Змеем Тугарином и Соловьём Разбойником. И того, что были и другие, о ком почему то молчат былины. Эта книга – увлекательное чтение о настоящих русских богатырях, коими не оскудевала наша земля и, будем надеяться, не оскудеет впредь.


Издание: "Эксмо"
Год: 2006
Формат: DOC

Скачать: http://slav14.ifolder.ru/5377087

2

http://i020.radikal.ru/0805/7e/fbd58c52c40a.jpg

Кавказский Рубеж

Эта книга - еще одна попытка ответить на вопрос: "Откуда пошла русская земля?.." Рассказы о забытых подвигах наших славянских предков, возможно, заставят нас по-новому взглянуть на свое настоящее. Языческая Русь снова встает перед нами, взывая со страниц летописей, изученных и преподнесенных читателю автором этой книги.


Были ли наши пращуры варварами? Только ли после Крещения образовалась Великая Русь? В чем истинное величие русских воинов и насколько они - нормандцы? На все эти и многие другие вопросы отвечает Озар Ворон в "Кавказском рубеже".

Издание: "Яуза", "Эксмо"
Год: 2006
Формат: DJVU

Скачать: http://slav14.ifolder.ru/5215322

3

http://i029.radikal.ru/0805/3d/a73526d88f10.jpg

Язычники крещёной Руси. Повести чёрных лет

Одна из лучших книг этого автора! "...Дохристианскую Русь окружает немало мифов — крещение было переломным этапом, чёрными страницами русской истории. Новая вера прошла долгий и кровавый путь. Восемь веков продолжалась борьба христиан и союзных им двоеверцев против русского язычества, против тех, кто сознательно и последовательно исповедовал веру пращуров, отказываясь склоняться перед чужеземным богом. Так в чём же был культ наших предков? Из-за чего новая вера встречала такое сопротивление славян? И как в конечном итоге причудливо переплелись верования и обряды таких разных и таких схожих религий?..."

Дохристианскую Русь окружает намало мифов – крещение было переломным этапом, чёрными страницами русской истории. Новая вера прошла долгий и кровавый путь. Восемь веков продолжалась борьба христиан и союзных им двоеверцев против русского язычества, против тех, кто сознательно и последовательно исповедовал веру пращуров, отказываясь склоняться перед чужеземным богом. Тк в чём же был культ наших предков? Из-за чего новая вера встречала такое сопротивление славян? И как в конечном итоге причудливо переплелись верования и обряды таких разных и таких схожих религий?

Скачать:
http://march.ifolder.ru/6540669

http://march.ifolder.ru/6540683

4

http://i029.radikal.ru/0805/3b/cc10fcfd5818.jpg

Святослав-храбрый

"...из русской памяти его пытаются вычеркнуть, вытеснить. Выходят книжки по Русской истории, где нашему герою уделяются две-три странички, если еще не строчки. А то нет и того, как в неведомо зачем переизданной дореволюционной детской книжке «Моя первая русская история», где за Ольгой сразу идет Владимир. Словно и не было Святослава Храброго, которого даже враги почтительно называли «царствующим на север от Дуная» и сравнивали с древним героем Ахиллом... Что здесь скажешь? Знать, и тысячу лет спустя кому-то страшно и ненавистно его имя. Знать, и сегодня не дает кому-то спать его слава. Впрочем, что один человек, даже такой, как Святослав Храбрый. В иной нынешней книге прочтешь, что и Руси-то, оказывается, в его времена не было. Не было державы. Были одни «племена», с которых брали дань чуть менее дикие норманны. Чем же была на деле страна, в которой родился наш герой?..."

Скачать:

http://march.ifolder.ru/6538173
http://march.ifolder.ru/6538179

5

http://i029.radikal.ru/0805/6d/f43b2f52b2e0.jpg

Боги и Касты Языческой Руси

Не первый век ученые спорят - отчего перед крещением Руси князь Владимир поставил на Киевском холме языческих идолов? Почему именно столько и почему именно этих? Автор указывает на схожие культы у наших дальних родичей по индоевропейской семье - галлов и индийцев. В поисках ответа на загадки киевского святилища приходится отвечать и на множество других - свои или заемные Боги стояли на Киевском холме и правда ли, что русские люди позабыли Их вскоре после крещения? Был ли культ Пятерых нововведением Владимира - или продолжением Традиции? Были ли на Руси касты? И кем был загадочный Семаргл? И, наконец, зачем Владимиру потребовалось возводить капище именно этим Богам?

Качать:

http://slav14.ifolder.ru/5215349 (в ПДФ)
http://slav14.ifolder.ru/5215354 (в ДОК)

6

Насчёт книги язычники крещённой Руси.Я её бегло прочитал.Но я так понял,что Православие впитало в себя обряды язычества.Что бы люди могли спокойно перейти из одной веры в другую(это поклонение идолам и молитвы иконам).

7

А зачем Прозорова рекламировать?

8

Это не реклама. С ним можно не соглашаться и оспаривать его тезисы, но считать его недостойным ознакомления - достаточно неадекватная позиция.

9

Понятно. Ты считаешь, что христианам необходимо ознакомиться со всем подряд? Это не опасно?

Может нам тогда тут и материалы ВП СССР публиковать и разбирать?

10

Я считаю, что любой материал достоен хотя бы того, чтобы с ним ознакомиться. А если есть возражения по существу - так их всегда можно озвучить.

Главное суметь свои тезисы аргументировать.

11

Иван написал(а):

Я считаю, что любой материал достоен хотя бы того, чтобы с ним ознакомиться. А если есть возражения по существу - так их всегда можно озвучить.

Вообще-то я уже кое-что "озвучивал" на кураевском форуме. Как считаешь, имеет смысл перенести сюда мои соображения о писанине Рудольфовича оттуда?

12

Безусловно.

13

Хорошо. Итак, переношу некоторые свои посты с кураевского форума из темы про Рудольфовича сюда:

Здравствуйте!

Я читал книгу (разумею "Язычники крещеной Руси"), действительно, много там у него есть извращений. Но один момент особо мне приглянулся, я процитирую:

После крещения, по свидетельству летописи, «весьма умножились разбои». И «разбои» эти были таковы, что к Владимиру с требованием введения смертной казни обратились отчего-то не бояре, не дружина, не «градские старцы», а епископы. Владимир отвечал с издевательским смирением: «Боюсь греха».

Во всяком случае, лично мне трудно усмотреть в этом ответе что-либо кроме злой насмешки — не мог современник не знать, как мало «боятся греха» душегубства «святые государи» богоспасаемой Византии.
Чего стоил один только шурин Владимира, в честь которого тот принял крестное имя Василий, император Василий II, вошедший в историю под звучным прозвищем Болгаробойцы.

(Далее идёт компромат на византийских правителей... - И.П.)

Так что, не знать о родниковой чистоте и свежести источника «истинной» веры, от которого причастился, Владимир, надо думать, просто не мог. Не будучи отважным воителем или талантливым полководцем, он, тем не менее, был неглуп, жесток и решителен, его войска приняли участие в подавлении мятежа Варды Фоки в Византийской империи, так что, никаких иллюзий по поводу места «христианской кротости» в управлении государством у крестителя Руси тоже не могло быть. И иди речь о «просто разбойниках», Владимир не стал бы дожидаться вмешательства епископов. Упоминание о них показывает, что «разбои», «весьма умножившиеся» после крещения, задевали прежде всего интересы церкви. Я, мягко говоря, не сторонник распространившейся в последнее время моды на охоту за «цитатами» из библии в «Повести временных лет» и других памятниках русского Средневековья. Но просто невозможно не заметить, что повествование о крещении Руси ими действительно перенасыщено. Зачастую цитируется «Книга книг» более чем рискованно — так, про поругание кумира Перуна, который протащили, колотя палками, по Боричеву взвозу и бросили в Днепр, сказано: «Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем».

А ведь это слова Евангелия, и не о ком-то, а о Христе, которого вели по улицам Иерусалима, колотя палками, римские легионеры. Параллель, согласитесь, не совсем благочестивая. Так вот, в Евангелии от Иоанна сказано — «все, сколько их ни приходило передо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их» (Ин. 10:8).
Разбойники — это те, кто был «перед» Христом, прежние учителя и наставники, прежние духовные отцы, которых не должно слушать «овцам» Христовым. В одном из средневековых поучений против язычества языческие Боги — Троян, Хоре, Перун — как раз и определены, как «не добрые люди суть, но разбойницы».

Вот, какие «разбои» умножились после крещения Руси. Вот, кого призывали пытать и казнить кроткие служители милосердного Христа — тех, кто не желал отрекаться от отчих Богов, тех, кто словом или с оружием в руках защищал Веру пращуров. Много веков спустя «Слово о посте великом» перечисляет «пагубные, господом ненавидимые и святыми проклятые» вещи: «разбой, чародейство, волхвование, наузоношение (ношение языческих оберегов), кощун (мифов) бесовских пение и плясание (ритуальные пляски)».

Именно так, кстати, сообщение летописи понимал выдающийся русский историк С.М. Соловьёв: «Можно думать, что разбойники умножились вследствие бегства тех закоренелых язычников, которые не хотели принимать христианства; разумеется, они должны были бежать в отдалённые леса и жить за счёт враждебного им общества».

Ну, с последним заключением Сергей Михайлович погорячился — из-за собственной убеждённости в «убогости и бесцветности» русского язычества, его неспособности противостоять христианству (в то время, впрочем, модной).
Мы с вами увидим, читатель, что язычники отнюдь не таились в «отдалённых лесах» от «враждебного им общества» — век спустя после «крещения» не какие-то простые «язычники», а волхвы объявлялись в крупных городах.
«Общество» же никакой «враждебностью» к ним не пылало и либо с интересом внимало им (Киев), либо и вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).

Кстати, снова отметим — о сопротивлении крещению и насильственных мерах введения новой веры говорит отнюдь не советский присяжный атеист, а солидный дореволюционный историк православной Российской империи.

Епископы, само собой, княжеской иронии предпочли не расслышать и отвечали вполне серьёзно: «Ты поставлен от бога на казнь злым, а добрым на милость. Подобает тебе казнить разбойников и пытать».
Владимир, как свидетельствует летопись, внял наставлению епископов...

Не скрывает автор своей необъективности нисколько, он просто-таки ненавидит св.Владимира, всячески поносит его, в том числе, используя для этого не только эмоциональные (как наиболее доступные массам) доводы, но и прямые извращения летописных свидетельств. Я вот заметил в этом фрагменте, что он переврал ответ епископов (изменил одно слово, и тем самым извратил смысл всей фразы), но только потому, что я читал летописные свидетельства. А если кто-то не знаком с ними - он поверит, ведь "историк же, блин"! То есть используется банальная манипуляция.

Ну так если специалист будет все его свидетельства проверять на соответствие - сколько времени на это уйдёт ?

Причём автор повторяет многие уже опровергнутые задолго до него фальсификации: о том, что мать Владимира - иудейка и дочь Малка, а не древлянского Мала. О том, что крестили Русь ариане. О том, что "Бурислеф" из скандинавских саг - это князь Борис, а не Болеслав и т.д. и т.п.

Вобщем - прекрасно проделанная историческая провокация, рассчитанная на доверчивых "родноверов", которые без оглядки поверят любой клевете на православие. Такой публике по-настоящему разумные доводы наврядли помогут. ОНИ ХОТЯТ ТАКОГО РОДА ЛОЖЬ - ОНИ ЕЁ И ПОЛУЧАЮТ.

Отредактировано Iоанн Пламенный (2008-05-20 10:55:53)

14

Есть историки, настоящие исследователи, а не пропагандисты, типа Прозорова.
Советую почитать, скажем, такого замечательного исследователя-историка, философа, ныне покойного Вадима Кожинова. У него есть замечательная книга "История Руси и русского Слова. (Опыт беспристрастного исследования)", где кстати, помимо прочего упоминается мнение исследователей о происхождении матери князя Владимира.

Позволю себе процитировать:

...А. А. Шахматов привел целый ряд аргументов в пользу мнения, что рабыня-ключница Ольги Малуша и ее брат Добрыня были детьми древлянского князя Мала*. Правда, эта версия оспаривалась, но иначе трудно объяснить «карьеры» этих лиц: как могла рабыня стать супругой Святослава и матерью Владимира, а ее брат — наиболее важным воеводой последнего? Гораздо достовернее, что перед нами в самом деле «прощенные», в конце концов, за вину их отца дети князя Древлянского...

Летописные сведения о Малуше и Добрыне являют собой в своей совокупности своего рода драматический роман. После убийства Игоря древлянский князь Мал дерзко сватает его вдову Ольгу, но терпит поражение, а дети его становятся рабами Ольги. Но затем Ольга не только прощает этих детей — в сущности, отменяя тем самым завет неотвратимой мести,— но и делает их судьбу достойной их княжеского происхождения. Вполне возможно, что это прощение было порождено и принятием Ольгой христианства.

Вместе с тем создается впечатление, что Ольга, отомстив Малу, словно бы оценила его стойкость и дерзость и захотела, чтобы ее внук был и внуком Мала (таким образом, свадьба, предложенная Малом, все-таки состоялась у детей Ольги и Мала...). Этот драматичный «роман», действие которого началось в 945 году, как бы обретает острейшее завершение через много лет, в 980-м, когда внук Ольги и Мала Владимир Святославич посватает дочь полоцкого князя Рогволода — скандинавку Рогнеду, но та, зная о давнем статусе Малуши, надменно отвергнет предложение: «Не хочу разуть сына рабыни!»** — и совершится жестокая развязка — Владимир погубит отца и двух братьев Рогнеды и возьмет ее в жены насильно...

Это переплетение мести и прощения, ненависти и любви словно предвещает ситуации романов Достоевского. Вообще, внимательно вглядываясь в самые начальные страницы истории Руси, мы уже и там обнаруживаем богатую, сложную и многостороннюю жизнь, которая способна захватить разум и душу так же, как и новейшая отечественная история.

Нельзя не сказать и о том, что после того как Ольга выдала дочь древлянского князя за Святослава, по-видимому, полностью прекратилось то противостояние Деревской земли Киеву, которое имело место, согласно летописи, уже в начале IX века, после смерти Кия, и, умиротворившись во времена мощной власти Олега Вещего (который «облада деревляны»), вновь обострилось в период ослабления Руси, приведя, в конце концов, к гибели Игоря.

--------------------------------
* А. А. Шахматов, в частности, предложил убедительное объяснение причины возникновения двух разных летописных именований отца Малуши и Добрыни: Мал и Малк Любчанин: Мал происходил, по преданию, из древлянского города Кольческ - Кьльческ и звался Мал Кьльчанин, но переписчик летописи неправильно разделил слова, получился «Малкъ Льчанин». и второе слово превратил в «Любчанин», поскольку город Любеч был гораздо более известным (см.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших летописных сводах. СПб., 1908. с. 375).

** По тогдашнему обычаю после свадьбы жена снимала обувь мужа.

http://antikob.narod.ru/books/kozhinov/ … _slova.zip

Многие другие заблуждения и фальсификации горе-историков прекрасно опровергали (источники известные мне лично): Б.А.Рыбаков в своей книге "Язычество Древней Руси", митр.Макарий (Булгаков) в многотомной "Истории Русской Церкви", С.В.Алексеев в прекрасной книге "Ярослав Мудрый. Самовластец Киевской Руси", прот.Лев Лебедев в книге "Крещение Руси", А.В. Карташев в двухтомнике "Очерки по истории Русской Церкви" и т.д.... и это явно неполный список историков и исследователей, которые по-настоящему занимались ИССЛЕДОВАНИЕМ, а не пропагандой, как Прозоров.

Конечно, по-настоящему серьёзно изучать историю мало кому надо - поэтому особую популярность приобретают вот такие пропагандисты-провокаторы "с историческим образованием"... Грустно это... :(

15

Кстати, почему-то автор, клевеща на святого князя Владимира, забыл упомянуть о его широкой благотворительной деятельности, о чём упоминает не только летопись, его жития, митр.Илларион, но и народные сказания - почему он и получил прозвище Ласковый князь.

Видимо, никак не смог Прозоров придумать, как можно эту деятельность "вывернуть" в неблагоприятном для Владимира свете... Даже, кстати, ни единого слова не высказал об этом (мол, "приписали церковные писаки") - просто замолчал этот факт. Вот такие они - горе-историки!

А вот, почитайте иной взгляд на великого святого князя:

http://www.klikovo.ru/db/book/msg/586

За 25 лет своего христианского правления Владимир нашел в себе энергию не только выполнить план внешней христианизации Руси, но, что всего удивительнее, он сделал попытку реально, деятельно, можно сказать материально выполнить свое исключительное служение, как главы христианского народа, чтобы воплотить осветившее его душу евангельское откровение в собирательную социальную жизнь народа. Формы этой жизни, в отличие от жизни личной, наиболее инертны и неподатливы на евангельские призывы к любви и к самоотречению, как формы жизни космической, натуральной, близкой к жизни мертвой природы. Но Владимиру дана была душа героическая, богатырская. Из всех возглавителей древней и старой Руси эпическая память народа исключительно выделила только двух вождей: Св. Владимира, которого наименовала "ласковым князем и Красным Солнышком," любившим бедный люд и любимым им, и - грозного царя Ивана, справедливого судью, беспощадно казнившего обидчиков народа. Св. Владимир поразил народное воображение не тем только, что он, как и его предшественники, ублажал пирами своих дружинников и заслуженных сотрудников, но и заботился по крайней мере ο праздничных трапезах всего бедного населения государства. Мы знаем из истории только один классический порыв христианской апостольской церкви решить вопрос социальной и материальной правды путем общения имуществ. Опыт показал, что этот порыв посилен лишь на краткое мгновение эсхатологических ожиданий, что "в долготу дний" в истории, по немощи космической и человеческой природы, он естественно переходит в фазу компромиссных достижений церковного общества, христианизующегося изнутри, неизбежно погруженного в естественную, управляемую космическими и зоологическими законами социальную жизнь человечества, обобщаемую в формах государственности. Так вопрос обычно сводится на практике к идеалу, вечно недостижимому: - союзному согласованию церкви и государства, духа и плоти, неба и земли, совершенного и несовершенного, святого и если не грешного, то естественно с дефектами. Как широкая русская натура, св. Владимир не только в деле внешнего крещения всей страны, но и внутреннего радикального изменения и обновления его социальной жизни, воспылал желанием повторить опыт первоапостольской церкви: - употребить всю силу государственной власти, все средства государственной казны на то, чтобы крещеные люди почувствовали, как говорит книга Деяний, что y них "одно сердце и одна душа," что y них "все общее." До Владимира еще ни одному главе христианского народа не приходила в голову такая мечта. Можно себе представить, какое смущение, a может быть и скрытое негодование вызвало такое "священное безумие" Киевского князя в части по долгу службы крещеного, но в душе еще языческого правящего класса! Владимир не озлоблял последний никакими ханжескими лишениями. Он хотел сохранить и расширить всеобщий пир и всеобщую радость братолюбивой христианской жизни. Сама летопись не без удивления сообщает об этих христианских пирах y Владимира каждое воскресенье. "По вся недели (т.е. воскрссенье) устави на дворе в гриднице пир творити. И приходити боляром и гридем и соцькым и десятьским и нарочитым мужем при князи и без князя. Бываше множество от мяс, от скота и от зверины. Бяще по изобилию от всего." Особенно щедрыми пирами Владимир отмечал памятные ему дни его личного крещения y себя на даче в Василеве в день Преображения Господня и затем праздник Успения, как день всеобщего крещения киевлян. По поводу поставления в Василеве мемориальной церкви летопись говорить: "Постави церковь и сотвори праздник велик, варя 300 провар меду, и съзываше боляры своя и посадникы, старейшины по всем градом и люди многи. Праздновав князь дний 8 и възврашашеться Кыеву на Успенье Святыя Богородица и ту паки сътворяше праздник велик, съзывая безчисленное множество народа."

  У Владимира дело не ограничивалось пирами только праздничными. Летопись не без удивления под 996 г. сообщает, как Владимир порывался буквально выполнить евангельский завет любви, милосердия и нищелюбия: "Бе бо любя словеса книжная. Слыша бо единою еуангелье чтомо: блажени милостивии, яко ти помиловани будуть, и паки (ряд текстов).., си слыша, повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу - питье и яденье и от скотьниц кунами (т.е. из казны монетой). Устрои же и се рек: "Яко немощнии и больнии не могут долезти Двора моего - повеле пристоити кола (т.е. телеги) и въскладаше хлебы, мяса, рыбы, овошь разноличный, мед в бчелках, a в другых квас, возити по городу, въпрошающи: где больний и нищ, не могы ходити? Тем раздаваху на потребу."

  Может показаться преувеличенным это место летописи. Но оно вполне подтверждается пространными свидетельствами и митр. Илариона, и мниха Иакова. "Кто исповесть," восклицает митр. Иларион, "многия твоя нощныя милости и дневныя щедроты, яже к убогим творяще, к сирым же и к болящим, к должным и вдовам и ко всем требующим милости! Слышал бо глагол Господень... не до слышания стави глаголанное, но делом сконча слышанное, просящим подавая, нагия одевая, жадныя и алчныя насыщая, боляшим всякое утешение посылая, должныя искупая, работныя освобождая. Твоя бо щедроты и милостыня и ныне в человецех поминаемы суть." Живописуя неслыханное и невиданное милосердие князя, митр. Иларион восклицает: "Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты был облачен правдою, препоясан крепостию, венчан смыслом и украшен милостынею, как гривною и утварью златою. Ибо ты, честная главо, был одеждою нагим, ты был питателем алчущих, был прохладою для жаждущих, ты был помощником вдовицам, ты был успокоителем странников, ты был покровом не имеющим крова. Ты был заступником обижаемых, обогатителем убогих." Илариону вторит мних Иаков: "Боле всего бяше милостыню творя князь Володимер. Иже немощнии и стареи не можаху доити княжа двора и потребу взяти, то в двор им посылаше. Немощным и старым всяку потребу блаженный князь Володимер даяше. И не могу сказати многие его милостыня. Не токмо в дому своем милостыню творяше, но и по всему граду, не в Киеве едином, но по всей земли русской: - и в градех и в селех, везде милостыню товоряше, нагия одевая, алчныя кормя и жадныя напояя, странныя покоя милостию, нищая и сироты и вдовицы и слепые и хромые и трудоватыя - вся милуя и одевая и накормя и напояя."

(продолжение следует)

16

(продолжение)

Мы только еше начинаем пристально вглядываться в учительный образ отца нашей нации по плоти и по духу. Только начинаем разгадывать святые заветы русского Красного Солнышка. Святой князь потряс сердца современников и, что особенно знаменательно, сердца простого народа своей сказочной щедростью. Это явление не объясняется только темпераментом, но оно обращается к нам и своей духовной стороной. "Душевен человек не приемлет яже Духа Божия" (І Кор. 2:14). Почти современные Владимиру агиологи чутко переводят объяснение его личности в область духовную. По драгоценному для нас свидетельству преп. Нестора, Дух Божий чудесным образом привел князя к святой купели. И, "отрясши в ней слепоту душевную, вкупе и телесную," св. Владимир, по слову митр. Илариона, "возгорелся духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю землю в христианство." Благодатно восхотел исполнить заветы евангельские не по имени только, но на самом деле. Все близкие свидетели в один голос говорят ο чем-то в этом отношении необычайном, из ряду вон выходящем. Мних Иаков и святость князя Владимира не счел нужным доказывать от посмертных чудес - так она самоочевидна от его необычайных дел: "от дел познати, a не от чудес"!

  Пусть это необычайное для наших ультра-аскетических агиографов противопоставление "дел" "чудесам" есть памятник борьбы русских национальных церковных деятелей против греческих церковных властей, сопротивлявшихся по мотивам обиженной амбиции канонизации крестителя России, но оно само по себе многозначительно, ибо и для русской богословской мысли оно ставило вопрос ο сущности самой святости с новой, свежей и на опыте самоочевидной и бесспорной для русской совести стороны. Именно это звучит в принципиальном богословском тезисе, который формулирует мних Иаков: - "от дел познати, a не от чудес." И митр. Иларион, нанизывая добродетели на словесную нить панегирика Владимиру, восхваляя его филантропию, ставит наряду с ней и его функции власти, добро социальное: "правду и крепость." И самая личная филантропия князя возвышается, в уподоблении княжеским регалиям, гривнам и утвари, до формул идеальных задач его княжеского служения, по нынешнему - его правительственной программы. Действительно, то, ο чем говорит летопись и цитированные авторы, это - не личная только "милостыня" князя. Это социальная помощь в государственном масштабе. Это не откуп только куском хлеба или грошиком на жалобную просьбу нищего y окна, a активное снабжение из государственного центра по столице, по городам и захолустьям срочной помощью нуждающихся, здоровых и немощных...

Наши национальные свидетели с восторженным изумлением передают не только ο широте этого опыта решений социального вопроса сверху, в рамках целого государства, волей христианского монарха, но и ο мотивах его, тоже потрясающих христианскую мысль. Жития святых полны изумлением пред решимостью героев духа по одному только слышанию евангельского слова в церкви - все оставить и взять крест свой. Как мы уже видели, то же сообщает летопись и ο князе Владимире в объяснение его сказочной филантропии. Летописи вторит и митр. Иларион, что св. князь "не до слышания стави глаголанное, но делом сконча слышанное," т.е. не хотел слова евангелия оставить просто для услаждения слуха, на решил осуществить их на деле. Можно себе представить, как должен был поразить воображение примитивного народа этот неслыханный опыт: - во всем государстве утолить всякую нужду! Какая пертурбация должна была произойти в системе государственного хозяйства и финансов! Недаром предание и былина так запомнили щедроты Красного Солнышка. "Твоя бо щедроты и милостыня - говорит митр. Иларион - и ныне в человецех поминаеми суть."

http://www.klikovo.ru/db/book/msg/586

Этот момент весьма важный в вопросе прославления св.Владимира ... Вы, кстати, полностью почитайте эту главу... Почему Прозоров этот факт умолчал ? Почему он только гадости "навесил" на "ласкового князя" ?

Хотя, наверняка, подходящий ответ найдётся! Вот что мне на это сказал один неоязычник:

Слушай, ... а неужели ты не помнишь совсем недавнюю практику, когда откровенные бандиты лезут в депутаты (с конкретными и корыстными целями) и начинают "раздаваху на потребу" водку, деньги (=мясо, хлебы и т.п.) для опустившихся и безсовестных люмпенов и просто продажных человечков ? Меня, например, в очередной раз затошнило от деяний Владимира.

Вот так. Вот такие у них "замечательные" доводы! :)

А по-поводы "правильности фразы" можете проверить сами (там же):

И вот под 996 годом летопись записывает: "Живяше же Володимер в страсе Божием. И умножишася зело разбоеве и реша епископи Володимеру: се умножешася разбойницы, почто не казниши их? Он же рече им: "боюсь греха." Они же реша ему: "ты поставлен еси от Бога на казнь злым, a добрым на милование. Достоит ти казнити разбойники, но со испытом." Володимер же отверг виры (т.е. только денежные штрафы), нача казнити разбойников."

А вот этот эпизод в современном переводе (это, кстати, знаменитая"Повесть временных лет"):

И сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: "Вот умножились разбойники; почему не казнишь их?". Он же ответил: "Боюсь греха". Они же сказали ему: "Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе казнить разбойников, но расследовав". Владимир же отверг виры и начал казнить разбойников.

http://www.vehi.net/oldrussian/povest.html

А вот текст первоисточника (посмотрите этот эпизод в самом конце) - http://www.krotov.info/acts/12/pvl/lavr05.htm

17

Очень часто неоязычники "бьют" православных по голове тезисом о "крещении огнем и мечом". Тоже самое делает и Прозоров.

На форуме кураева один язычнеГ зафлудил тему многочисленными тяжкими обвинениями в адрес Церкви, но из всего, что он напостил можно принять во внимание только летописные свидетельства. Остальные же доводы, в особенности гебраиста Емельянова - можно смело выбросить, как не соответствующие действительности и не подтверждённые ничем, кроме, собственно, личной твёрдой убеждённости в правоте собственной интерпретации исторических фактов.

Кожинов и Шахматов прекрасно опровергают провокаторские наветы о иудейском происхождении Малуши и Добрыни. И я об этом уже писал.

Что касается летописных свидетельств, в особенности же знаменитый рассказ о сопротивлении новгородцев своему главе (а таковым был назначен Добрыня), когда тот пришёл свергнуть то, ЧТО САМ ЖЕ И УСТАНОВИЛ в своё время (как и его племянник князь Владимир), когда пришёл в разум истины и отверг идольское нечестие - то от тех событий, по-сути, осталась только поговорка "Путята крести их мечом, а Добрыня огнем", а от неё уже и появился этот знаменитый апокриф.

Впрочем, по-поводу той "битвы" Б.Рыбаков имел основания сомневаться в правдивости свидетельств на этот счёт иоакимовской летописи, указывая на её компилятивный и часто тенденциозный характер: он заметил, что это сказание - продукт позднего "творчества", и "её позднее формирование явствует из упоминания пороков-катапульт, что не могло быть ранее XII - XIII вв.)".  Я же считаю, что так как проверить татищевские свидетельства по первоисточнику нет возможности (ибо летопись, якобы, утеряна), сложно вообще однозначно доверять и Татищеву и "летописи". Мне кажется, что он вообще внутренне был вольнодумцем, и вообще ненавидел всё русское (языческое и христианское), хотя внешне делал реверансы в пользу самодержавия.... Хотя может я и не прав...

Впрочем, думаю, что нужно в самом процессе крещения Руси учитывать все факторы. Вот, кстати, довольно трезвый взгляд на те события:

Крещение Руси Владимиром явилось лишь началом длительного процесса обращения в новую веру. Уничтожение капищ в крупнейших городах, конечно, не могло само по себе прекратить поклонение языческим богам. Во многих местах, начиная с Киева, произошли массовые крещения в водах рек, но не все вчерашние язычники принимали Христа искренне. Вопреки распространенному заблуждению новая вера почти нигде не навязывалась силой. Даже если бы Владимир ставил себе такую цель, у него просто не было карательного аппарата, который мог бы обеспечить насильственное крещение в стране всеобщего вооружения и племенных ополчений.

Но угрозы стать «врагом» князю, высшему авторитету в вопросах религии, оказалось для большинства киевлян, а затем и для многих жителей Руси, достаточно. Какое-то столкновение, запечатлевшееся в памяти народа, имело место лишь в расколовшемся на две партии Новгороде. Но и о них мы знаем лишь из очень позднего, во многих деталях фантастического предания. Там же, где жители в большинстве своем вовсе не хотели креститься, не происходило ни столкновений, ни крещений – так было в Ростове и в Муроме.

Известная терпимость власти к язычеству и язычникам в первые века после крещения – исторический факт. По всей Руси открыто справляли языческие праздники, хоронили мертвых в курганах, по древним обрядам. Волхвы свободно вещали людям не только на окраинах. И привечали при иных княжеских дворах – например, в Полоцке. Проповедники новой веры не всегда могли состязаться с адептами старой на равных. Достаточно вспомнить изгнание епископа Феодора из Ростова...

(Из книги историка С.В.Алексеева «Ярослав Мудрый», отрывок из главы "Волхвы на Суздальщине")

А то, что процесс крещения и распостранения христианства проходил достаточно бурно - так это может быть следствием именно русского буйного такого характера. По крайней мере врядли бывшие язычники могли СРАЗУ стать благоверными христианами без сучка и задоринки. А то, что разрушали капища и свергали идолов - так это просто "по традиции" - ведь нельзя же забывать как вообще до Владимирова крещения с неменьшим энтузиазмом наши предки часто крушили и оскверняли религиозные святыни христиан во время походов на Византию, да и на родине - например, при князе Святославе рушили христианские храмы.

А "сожжения волхвов" - это, кстати, пережиток ИМЕННО язычества.
Этот обычай, кстати, обличал ещё свт. Серапион Владимирский (13 век):

Вы еще держитесь языческих обычаев, верите волхвованию и сожигаете невинных человеков, и делаете виновными в убийстве все общество и весь город. Кто и не совершил убийства, но, будучи в собрании убийц, соглашался с ними, и тот убийца. Или кто мог помочь, а не помог, тот как бы сам делал повеление убить. Из каких книг или какого писания узнали вы, что от волхвования бывает голод на земле и опять волхвованием умножается хлеб? Ежели сему верите, то почему сожигаете волхвов? Вы молитесь и почитайте их, приносите им дары, ежели они благоустрояют мир, пускают дождь, наводят теплую погоду, повелевают земле приносить плоды! Вот ныне по три года не родится хлеб, не только на Руси, но и в земле латинской, волхвы ли сделали это? Не Бог ли распоряжает свою тварь как хочет, наказывая нас за грехи?...

Из его четвертого Слова - обличение обычая сжигать волхвов.

И именно ПОЭТОМУ случилось то, что описано в летописях:

6735 (1227) Явились в Новгороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхвования, и потворы, и ложные знамения творили, и много зла сделали, и многих прельстили. И собравшиеся новгородцы поймали их и привели на двор архиепископа. И мужи князя Ярослава вступились за них. Новгородцы же привели волхвов на двор мужей Ярослава, и сложили великий огонь на дворе Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели.

Никоновская летопись. ПСРЛ, т. 10., М., 1965

Люди по старой языческой привычке просто привыкли верить в порчу, насылаемую чародеями, или просто в "кару богов", за простое присутствие в селении некого неугодного "богам" человека. Эти суеверия самими же волхвами-знахарями и распостранялись:

6532 (1024). В тот же год восстали волхвы в Суздале, избивали они старую чадь по дьявольскому наущению и бесованью, говоря, что они прячут запасы. Был мятеж великий и голод по всей стране И пошли все люди по Волге к волжскую болгарам и привезли припасы и так «ожили». Ярослав же, услышав о волхвах, пришел к Суздалю; захватив волхвов, одних изгнал, а других казнил, говоря так: "Бог за грехи насылает на всякую страну голод, или мор, или засуху, или иную казнь, человек же не ведает за что".

6579 (1071) Был голод в Ростовской области, и восстали два волхва близ Ярославля, говоря: «знаем, кто укрывает съестные запасы», и пошли по Волге, туда, где погост и там, указывая на «лучших» (видимо, высшего сословия, а может просто – самых здровых и красивых?) женщин, говорили: «Они припасы прячут! Эта – мед,  эта – рыбу и т.д.»… И приводили к ним сестер своих, матерей и жен своих. Они же  «в мечте» (видимо – «волхованием», колдовством)  «прорезали за плечом» (видимо, какой-то ритуальный обряд) и вынимали съестное, рыбу и убивали многих женщин и имение их отбирали себе.

Лаврентьевская летопись.

Так что - тут очень сложный момент. Гонения христиан на язычников и пресловутое "крещение огнём и мечом" - это лишь провокационные тезисы, которые распространяют враги Православия - и они, если копнуть глубже, являются лишь пропагандой, рассчитаной на невежественных "родноверов", которые рады "схавать" любую клевету на Православие... :(

18

Ну.. что я могу сказать...

Браво. :)

19

Ну раз понравилось, запощу напоследок ещё один фрагмент моих выступлений по Рудольфовичу на "курайнике":

Хотелось бы также затронуть ещё один момент прозоровской клеветы: это вопрос с Бурислейфом...

Вот, что пишет Вадим Кожинов в своей книге "История Руси и русского Слова. (Опыт беспристрастного исследования)":

...В последние годы жизни Владимира (он скончался 15 июля 1015 года) события развивались следующим образом. Князь (позднее, с 1025 года, король) Польши Болеслав Великий, объединивший свой народ и прочно связавший свою деятельность с Римской церковью (поляки приняли из ее рук христианство еще в 966 году) решил в 1013 году отторгнуть от Руси так называемые Червенские города (в верхнем течении Западного Буга и Сана). Для этого он вступил в военный союз с враждебными Руси печенегами. Но его замысел сорвался, поскольку он (по неизвестной нам причине) на этот раз рассорился с приглашенными им печенегами и был вынужден сражаться с ними, а не с русскими. Впоследствии он сумел восстановить польско-печенежский союз, а еще до того завязал также самые тесные отношения с правителем граничивших с Польшей русских земель — Святополком, за которого отдал свою дочь.

Историки спорят о точной дате этого брака — состоялся ли он до нападения Болеслава на Червенские города либо после этого. Но так или иначе в дальнейшем Болеслав действовал в прочном союзе со Святополком. Вместе с супругой к Святополку явился — в качестве ее "духовного отца" — польский епископ германского происхождения Рейнберн, который, как убеждены многие новейшие исследователи, представлял и интересы Римской церкви, всегда чрезвычайно активно стремившейся превратить в свою паству все новые и новые пле-мена и народы. В данном случае дело шло о подчинении или хотя бы о включении в орбиту польского влияния всей Руси, в чем были горячо заинтересованы и Римская церковь, и правители Польши.

В 1014 году Владимир, как сообщает прямой современник собы-тий, германский хронист Титмар Мерзебургский, узнал, что Святополк, "побуждаемый Болеславом, тайно готовится ему сопротивляться, он (Владимир. -- В.К.) схватил и епископа, и сына с женой и запер в одиночном заключении... Болеслав, узнав обо всем этом, не переставал мстить" [77].

После кончины Владимира Святополк сумел взять бразды правления в Киеве в свои руки. Но было ясно, что он -- хотя бы как вчерашний заговорщик -- имеет сомнительные права на верховную власть над Русью. Поэтому он тут же начал организовывать убийства своих братьев-соперников. Уже 24 июля был злодейски умерщвлен Борис, 5 сентября -- Глеб, а затем еще князь Деревлянский Святослав (в результате Святополк получил прозвание "Окаянный", а Борис и Глеб были причислены к лику святых мучеников, исключительно высоко почитаемых на Руси).

Ярослав, находившийся в Новгороде, стал готовиться к войне со Святополком. И, по всей вероятности, осенью 1016 года у города Любеч (севернее Киева) произошла первая битва Ярослава со Святополком, на помощь которому пришли уже снова обретшие союз с Болеславом печенеги. Святополк проиграл это сражение и прямо с поля боя бежал к печенегам, а затем к тестю, в Польшу.

Ярослав начал княжить в Киеве и вскоре, отправив посольство, возобновил союз с германским королем и императором Священной римской империи Генрихом II, -- союз, который был заключен его отцом Владимиром, в частности, женившемся после кончины своей византийской супруги Анны (по-видимому, в 1012 году) на внучке этого императора. По договоренности с Генрихом II, который вел в то время войну с Болеславом, Ярослав в 1017 году начал поход на Польшу (где находился, как сказано, Святополк). Однако в ответ Болеслав побудил печенегов напасть на Киев, и Ярослав вынужден был вернуться, чтобы отстоять свою столицу, где, помимо прочего, сгорел тогда деревянный храм святой Софии, построенный, возможно, еще Ольгой (впоследствии Ярослав создал на его месте величественный собор, сохранившийся в своей основе до наших дней).

Болеслав же в январе 1018 года сумел заключить мир с Генрихом II и уже в июле вторгся в пределы Руси вместе со Святополком. Его очень мощная по тем временам армия включала в себя германцев (из Саксонии) и венгров, а также полчища печенегов. Это была первая в истории внушительная агрессия на Русь с Запада.

Войско Ярослава потерпело поражение, и он вынужден был удалиться обратно в Новгород. Болеслав со Святополком 14 августа 1018 года захватили Киев. Однако именно в это время началась междоусобица вПольше, и через месяц Болеслав покинул Киев, увозя с собой множество награбленных ценностей и уводя тысячи пленников. Тогда же он присоединил к Польше Червенские города на западе Руси.

Но Ярослав вновь собрался с силами и в следующем, 1019 году, одолел Святополка в сражении на реке Альте южнее Киева (Святополк ушел туда, чтобы соединиться с печенегами). Позднее, в 1030-1031 годах, Ярослав вернул Руси Червенские города и установил долговременный мир с Польшей.

Все вышесказанное в своих основных чертах было выяснено уже давно, а в последнее время подтверждено, уточнено и конкретизировано в тщательно выполненных исследованиях М. Б. Свердлова, А. В. Назаренко и Н. И. Щавелевой [78].

Однако вот уже в течение сорока лет ряд историков пытается навязать совсем иную картину событий 1015-1019 годов. Начало было положено в книге Н. Н. Ильина "Летописная статья 6523 (то есть 1015.— В. К.) года и ее источник. (Опыт анализа)." (М., 1957). В этой в целом весьма основательной книге автор в какой-то момент впадает в своего рода затмение, пытаясь доказать, что убийство князя Бориса подстроил вовсе не Святополк Окаянный, но... Ярослав Мудрый.

Насколько влиятельна ныне эта версия, явствует из того, что она (кстати сказать, вообще без какой-либо аргументации) изложена в изданном в 1984 году 100-тысячным тиражом трактате академика Б. А. Рыбакова "Мир истории. Начальные века русской истории" (см. с. 157—158), а позднее, в 1990-м, стала предметом целой книги, иронически озаглавленной "История "преступлений" Святополка Окаянного", книги, принадлежащей перу ярого специалиста по антирелигиозной пропаганде Г. М. Филиста. Еще бы! Ведь эта версия, в сущности, разрушает исторический образ не только Ярослава Мудрого, но и в равной мере святого мученика Бориса, который, оказывается, погиб в своекорыстной борьбе за власть с Ярославом...

Как же возникла эта "новаторская" версия? В наших руках имеется несколько разнообразных русских источников, а также польских и германских хроник, рассказывающих о событиях на Руси в 1015—1019 годах; все они дают более или менее единую картину событий, очерченную мною выше. Но существует еще исландская (первоначально — норвежская) "Сага об Эймунде", повествующая о норманнах (варягах), которые были вынуждены уйти из родных мест и стать наемными воинами русских князей. И образы этой "поэмы в прозе" затмили в глазах некоторых историков гораздо более достоверные сообщения всех других имеющихся налицо источников.

Нет сомнения, что "Сага об Эймунде" восходит к рассказам непосредственных очевидцев событий — скандинавских наемников, служивших русским князьям начала XI века. Однако рассказы эти передавались из уст в уста в течение четырех с половиной (!) столетий и лишь в конце XIV века были записаны в далекой Исландии...

В "Саге об Эймунде" повествуется, в частности, о том, как норманны помогают русскому "конунгу" по имени "Ярицлейв" бороться против его соперника-брата, зовущегося "Бурицпав" (в ранних переводах на русский язык имена героев саги воспроизводились неточно — как "Ярислейф" и "Бурислав" [79]) и, в конце концов, тайно убивают "Бурицлава". Сага эта стала объектом внимания русских историков еще с 1833 года, и вплоть до 1957-го года "Бурицлав" рассматривался как образ, соединивший в себе двух "прототипов" — Болеслава и вдохновляемого им Святополка; важно отметить, что в других источниках о конце Святополка говорится весьма неясно, неопределенно, и, вполне возможно, он в 1019 году в самом деле был тайно убит норманнскими наемниками Ярослава (как это изображено в саге). Естественно предполагать также, что вначале в саге фигурировали по отдельности оба врага Ярослава, но за четыре с лишним века устного бытования саги они "слились" в один образ.

Однако в новейших сочинениях (особенно последовательно в книге украинского историка А. Б. Головко [80]) утверждается, что "Бурицлав" -- это-де князь Борис, с которым-де боролся в 1015—1017 годах за власть Ярослав; уже позднее, организовав убийство Бориса, он, мол, начал борьбу с другим соперником — Святополком, поддерживаемым Болеславом, который ранее-де помогал не своему зятю Святополку, а Борису!

Следует прямо сказать, что версия эта смогла возникнуть только в силу звуковой "переклички" Борис-Бурицлав,— хотя "соответствие" Болеслав-Бурицлав ничуть не менее правдоподобно; потом уже стали подбираться разного рода дополнительные "доводы".

Но обратимся к самой "Саге об Эймунде". Ее герой, находясь еще в Норвегии, говорит своим сподвижникам: "Я слышал о смерти Вальдимара (Владимира) конунга... и эти (его) владения держат теперь трое сыновей его... И зовется Бурицлав тот, который получил большую долю отцовского наследия, и он — старший из них (ясно, что речь идет о Святополке.— В. К.). Другого зовут Ярицлейв, а третьего Вартилав (Брячислав Полоцкий; в действительности не брат, а племянник двух первых.— В. К.). Бурицлав держит Кэнугард (Киев.— В.К.), а это -- лучшее княжество... Ярицлав держит Хольм-гард (Новгород.— В. К.), а третий — Палтескью (Полоцк.— В. К.)... Теперь у них разлад из-за владений... И пришло мне теперь на мысль, если вы согласны, отправиться туда (на Русь.— В. К.) и побывать у каждого из этих конунгов... добудем и богатство, и почесть". Затем "Эймунд и его спутники... прибыли на восток в Хольмгард (Новгород) к Ярицлейву конунгу" (с. 107).

Поскольку сведения о смерти Владимира, постигшей его 15 июля 1015 года, и о "разладе" между сыновьями не могли мгновенно дойти до Норвегии, а зимой корабли Эймунда не отправились бы в Новгород, ясно, что Эймунд прибыл на Русь никак не раньше лета 1016 года. Между тем, по летописи, Борис был убит еще летом 1015 года. Могут возразить, что летописец ошибся. Но абсолютно недостоверно представление, что Борис (именуемый Бурицлавом) правил в Киеве, об этом нет даже и намека во всех других исторических источниках, а в то же время сообщается, что Борис княжил на Волыни и затем в Ростове.

Что же касается называния Святополка в саге Бурицлавом (то есть Болеславом), оно имеет вполне правдоподобное объяснение. Ведь Святополк оказался, в сущности, ставленником, "подручным" Болеслава,— о чем недвусмысленно свидетельствует "Повесть временных лет": "Приде Болеслав с Святополком на Ярослава с ляхы (поляки)... и победи Болеслав Ярослава. Ярослав же убежа с 4-мя мужи Новугороду. Болеслав же вниде в Кыев с Святополком".

Говоря, что именно Болеслав "победил" и "вошел" в Киев, летопись все же не забывает и Святополка, поскольку для русского сознания он являл впечатляющую фигуру "окаянного" предателя (хотя в то же время летопись видит в нем только презренного подручного Болеслава). Между тем в глазах норманнов важен был носитель военной силы, которой они, наемники, должны были противостоять, и Болеслав-Бурицлав целиком заслонил в саге Святополка.

Подробно остановиться на этом "сюжете" было важно для того, чтобы на конкретном примере показать тот — принимающий подчас поистине патологический характер — "критицизм", или, вернее, очернительство, которое, увы, характерно, как уже говорилось, для значительной части историков Руси-России (и, конечно, проявилось вовсе не только в данном случае). Такие историки готовы "обличать" тех или иных отечественных деятелей даже тогда, когда их версии опираются на заведомо шаткие, как говорится, высосанные из пальца "аргументы".

И в высшей степени показательно, что Лудольф Мюллер, виднейший исследователь Древней Руси и современной Германии, не без возмущения заявил не так давно: "В 1937 г. была опубликована книга Н. Н. Ильина... Автор этой книги утверждает, что убийство Бориса и Глеба дело рук не Святополка, а Ярослава Мудрого. С тех пор и до сего времени растущее число исследователей склоняется к этому мнению, которое все, что сказано в наших источниках, переворачивает вверх ногами. Мнение это... является просто клеветой" [81].

Полная несостоятельность сего "мнения" подтверждается, в частности, и тем, что Ярослав в продолжение своего тридцати-пятилетнего правления в Киеве не раз вступал в острые конфликты с другими русскими князьями, но не только не прибегал к убийствам, но и умел наладить вполне дружественные отношения с самыми, казалось бы, непримиримыми противниками...

-------------------------------------------------
[77] Свердлов М. Б. Известия немецких источников о русско-польских отношениях конца Х — начала XII в.— В кн.: Исследования по истории славянских и балканских народов.— М., 1972, с. 150.

[78] См. вышеуказанное исследование М. Б. Свердлова и другую его работу: Известия о Руси Титмара Мерзебургского— В кн.: Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1975— М., 1976. с. 102-112, а также: Назаренко А. В. События 1017 г. в немецкой хронике начала XI в. и в русской летописи.— В кн.: Древнейшие государства на территории СССР. 1980— М., 1981, с. 175—184; он же: О датировке Любечской битвы (в кн.: Летописи и хроники. Сб. статей. 1984 — М., 1984, с. 13—19); Щавелева Н. И. Польские латиноязычные средневековые источники. Тексты. Перевод. Комментарий. М., 1990.

[79] Ср. переводы саги в работах: Рыдзевская С. А. Древняя Русь и Скандинавия IX—XIV вв.— М., 1978, с. 89—104 и Мельникова Е. А. "Сага об Эймунде" о службе скандинавов в дружине Ярослава Мудрого. (В кн.: Восточная Европа и древности и средневековье.— М., 1978, с. 289-295).

[80] Головко А. Б. Древняя Русь и Польша в политических взаимоотношениях Х - первой трети XIII вв.- Киев, 1988, с. 20-34.

[81] См. суждения Лудольфа Мюллера в кн.: Альманах библиофила, вып. 26. Тысячелетие русской письменной культуры (988—1988)—М.,1988, с. 231.

http://www.patriotica.ru/books/kozh_slovo/sl_05.html

Я ещё что-то читал у Алексеева об этом, потом, если что-то у него ещё интереснее найду - выложу.

Вобщем - есть некая часть историков, которые иногда по разным причинам извращают исторические факты - Прозоров как раз из таких и использует их всевозможные наветы, только бы очернить Православие и святых, как делалось в своё время в старые добрые советские времена...

20

Иван написал(а):

С ним можно не соглашаться и оспаривать его тезисы, но считать его недостойным ознакомления - достаточно неадекватная позиция.

Да, сегодня я убедился, что даже у Прозорова можно найти массу полезного для общего развития!
Ты был прав, Иван - неадекватно я рассуждал, каюсь...


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БИБЛИОТЕКА- » Озар Ворон (Лев Рудольфович Прозоров)