Сейчас на территории Москвы археологи производят раскопки примерно на 80 участках. Они ищут в столичной земле старинные здания и предметы. Покопаться у себя под ногами может и каждый желающий — археологи готовы принять помощь любителей истории.
Александр Фадеев, студент химического факультета МГУ, впервые попал в археологическую экспедицию два года назад — добровольцем. Участвовать в настоящих раскопках для него было мечтой всего детства. Теперь каждое лето Александр проводит с лопатой в руках. «Работать приходится много, но при этом в конце всегда чувствую себя отдохнувшим!»
«Говорит Михаил Лавриков, археолог, сейчас работающий на раскопках Зачатьевского монастыря в Москве. — Любителей приходит много, студенты, школьники, иногда взрослые, состоявшиеся в жизни люди. Некоторые такие любители заканчивают свои институты, а потом переучиваются на археологов, и получаются хорошие профессионалы. Платить археологам сейчас стали неплохо, и людей в нашем деле прибавилось».
День на раскопках. График работы зависит от условий и места раскопок, объясняют археологи. В городе трудовой день для них обычно начинается в девять утра, длится 7–8 часов и прерывается перекурами и обедом. Бесплатный обед получают как профессионалы, так и любители. Последние, кстати, могут сами выбирать, сколько дней в неделю и часов в день им работать.
«Работа грязная, но удивительно интересная. Только так можно по-настоящему прикоснуться к русской культуре, истории, научиться ее ценить и любить»,— говорит Леонид Беляев, археолог.
Плечом к плечу работают ученые, студенты и археологи-любители. Руки пачкают все. «У археолога больше серого вещества под ногтями, чем в голове»,— шутит Беляев.
Чем заняться? «В любую экспедицию нужны рабочие руки. Но учтите — именно рабочие»,— говорит Антон Мигай, аспирант исторического факультета МГУ. Новичкам могут предложить снимать верхний слой, другими словами, копать землю, просеивать отвалы (накопанное коллегами).
«Один человек может заниматься всем, но так как все охватить невозможно, то мы выделяем какой-то один участок работ»,— говорит Ирина Елкина, сотрудник Института археологии РАН.
При этом один археолог со временем может поработать на всех фронтах: и копать, и склеивать старинные разбитые горшки. Ведь археологи трудятся не только в земле, но и в камералке — специальном помещении, где найденные предметы хранят и обрабатывают. «Как найдем что-нибудь интересное, все как пчелы на мед слетаются, на перекур не выгнать»,— рассказывает Михаил Лавриков.
Предложить свою помощь можно, обратившись в Институт археологии РАН по телефону
126-47-98
Сайт института — http://www.archaeolog.ru/