С ЖЖ о.Даниила Сысоева - http://pr-daniil.livejournal.com/13272.html
Один мой друг, прочитав обе ветки предыдущих обсуждений замкетил очень интересную вещь, которую хочу процитировать (с его позволения):
"Посмотрел, что там пишут. Опять эта слащавая националистическая чушь насчёт того, что "сначала надо научиться любить ближних, а потом дальних".
И эту чушь ещё пытаются приписать свт. Николаю, который прекрасно знал, что у христиан нет заповеди "возлюби дальнего", а есть заповедь "возлюби
ближнего". А ближний известно кто - тот, кто оказался рядом. Отвечая на вопрос "кто мой ближний?" Господь ведь привёл в пример самарянина - не
только представителя иной религии, но и, по понятиям тогдашних иудеев, представителя другой народности.
И они ещё после этого смеют что-то говорить про то, что сначала, дескать, христианину надо научиться любить свою семью, потом свой народ, а потом уже другие народы.
Интересно, как они эту слащавую и совершенно нежизненную фантазию, представляют на деле? Вот, например, подходит русский нищий к такому
православному, просит подаяния, а тот отвечает: извини, дружище, я пока что на том уровне, когда учатся любить семью, и на уровень, когда уже любят всех представтелей своего народа я пока не перешёл. Так что извини, ничем помочь не могу, поищи более продвинутого православного, перешедшего на второй уровень, он сможет помочь тебе.
Затем, по их мысли, наверное, этот христианин когда-то (когда? и с чего вдруг?) начинает любить и свой народ вообще, но ещё не любит другие народы. И вот он отправляется с мешком подарков в детский дом, чтобы детям устроить праздник, - а в детских домах состав всегда интернациональный. И вот он русским мальчикам и девочкам раздаёт подарки, а если к нему подходят нерусские сироты, он им говорит: извините, детки, я пока ещё не перешёл на уровень, когда уже научаются любить все народы, я пока выучился любить только свой народ, так что подарков я вам не дам, ждите, пока к вам придут более продвинутые православные.
Так что ли, они себе это "постепенное возрастание христианской любви через национализм" представлют? Интересно, а как при этом национализм может помочь христианину действительно, по их мысли, возрасти и перерасти из любви к своему народу, до любви к другим народам? То бишь, фактически из националиста превратиться в интернационалиста, и всё благодаря националистической идеологии? Полный бред.
А всё потому что люди, называющие себя христианами, не знают и не желают знать христианского учения о любви, - откуда она берётся и чем питается, и в чём выражается.
Национализм для христианина - это признак его ущербности.
И вот, что говорит о любви ученик святителя Николая Сербского преподобный Иустин (Попович):
"Любовь ко Христу разветвляется на любовь к ближнему, любовь к истине, любовь к святости, к миру, к чистоте, ко всему Божественному, ко всему
бессмертному и вечному. Все эти виды любви Божественны, святы и вечны, потому что корень их Божественнен, свят и вечен. И корень этот - любовь ко Христу. Все эти виды любви являются естественными проявлениями любви ко Христу. Христос есть Богочеловек, и любовь к Нему значит всегда: любовь к Богу и любовь к человеку. Любовь к Богу проявляется в любви к человеку как к богоподобному существу, то есть как к одухотворенному брату"
"Мы должники любви Христовой, которой мы не заслуживаем, и ради неё мы должны любить друг друга. Это новая любовь и новая заповедь о любви. Новая, потому что любит человека несмотря на то, что он грешен. Новая, потому что не убивает грешника по причине греха, но убивает грех и спасает грешника. Потому она стала первой обязанностью христиан, что, выполняя её, мы продолжаем Богочеловеческое дело спасения людей, спасаем себя и других или, точнее, спасаемся через других. Спасение состоит в продолжении любви Христовой через людей, верующих в Него" (прп. Иустин Попович)
И ещё. Национализм потому не может вести к любви ко всем народам, что для своего питания он нуждается в подогревании ненависти к иным народам, в какие бы благообразные и "справедливые" одежды эта ненависть не рядилась.
"Как любовь есть живая, творческая сила Бога, так и ненависть есть живая творческая сила дьявола. Тот, кто действует ради любви, действует для всех добродетелей Евангелия, а тот, кто действует ради ненависти, действует и ради всех грехов. Как каждая добродетель есть причина света, так и каждый грех есть причина тьмы, поэтому добродетели просвещают очи человека, а грехи закрывают их, иными словами, ослепляют" (прп. Иустин Попович)."