~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » "Рабство" на Руси.


"Рабство" на Руси.

Сообщений 1 страница 20 из 34

1

Из книги Льва Прозорова "Боги и касты языческой Руси":

...Немного поговорим об этих самых рабах. Представление о рабах и рабстве у нас сильно испорчено школьными впечатлениями об античном, так называемом классическом, рабстве.
А также и о рабстве негров в Соединенных Штатах, поданном сквозь романтично-слезливую призму «Хижины дяди Тома» и множества "политкорректных" литературных и кинематографичеких клонов этой книжонки (в качестве противоядия всячески рекомендую «Унесенные ветром» М. Митчелл — естественно, книгу, а не фильм). Однако же рабство у славян и их соседей, народов Северной Европы — германцев, скандинавов, тех же кельтов — имело совсем другой характер.

И не стоит судить о нем по, скажем, роману Валентина Иванова «Повести древних лет» — этому роману прекрасного автора очень повредило то, что Иванов стремился в нем противопоставить в славянофильском духе «плохую, расистскую» Европу, воплощенную в викингах, добрым славянам, и, кроме того, очень малый уровень тогдашних наших знаний об Языческой Европе и Руси. Так, Новгород не только процветает в романе в IX веке, но и имеет все пять районов-концов — а это число концов появилось в Господине Великом Новгороде лишь к закату его могущества, в XIV— XV веках, в IX же столетии Новгород еще представлял собою три деревеньки и крепость на островке, образованном Волховом, Малым Волховцем и Жилотугом.

Что до ошибки писателя, расположившего легендарную страну Биармию норманнских саг на беломорском побережье, то ее и посейчас разделяют многие ученые, хотя скандинавы добрались до Белого моря не раньше, чем Новгород обзавелся пятью концами — в XIV веке, а русы вышли на его берега самое раннее за четыре века до того. Биармия же, вероятнее всего, располагалась на берегах не Северной, а Западной Двины — не зря названия Ливония и Биармия не. встречаются в одной и той же саге.

Столь же неверно, намеренно мрачно показывает писатель положение у «жестоких» скандинавов рабов-трелей, которых он называет траллсами. Как шудры в индийской мифологии приходились все же потомками великому мудрецу и святому, так и у норманнов первый Трель, эпоним-прародитель сословия, был сыном Бога Рига-Хеймдаля.

В Киевской Руси, что характерно, все случаи свирепых и безжалостных расправ с рабами, жестокого с ними обращения «отчего-то» связаны с духовными лицами. Вряд ли летописцы-монахи оговаривали своих братьев во Христе и духовных отцов, так что это обстоятельство стоит взять на заметку любителям порассуждать про то, что христианская церковь-де старалась смягчить участь рабов. Ни про какого боярина или князя не
сказано, как про архиепископа Новгородского, Луку Жидяту, что он отрезал язык и отрубил руки своему холопу Дудике.

Стефан, которого удавили (не иначе, за доброту и ласку) собственные холопы, был отнюдь не мирянином, а преемником Жидяты, епископом новгородским (и опять-таки, ни про какого мирянина в те времена подобного не сообщают). Епископ Ростовский Феодор «прославился» бесчеловечным отношением к рабам, далеко затмевавшим жестокие развлечения надменной польской шляхты или нашей Дарьи Салтыковой, Салтычихи (и
опять-таки, не имевшим ничего похожего среди нецерковных современников). А преподобный Варлаам Хутынский в одной из записей отчисляет монастырю столько-то голов челяди, да столько-то голов скота — такого упоминания на одном дыхании рабов и скотины вы, читатель, у его светских современников не встретите.

Христианская церковь несла из Византии, Восточной Римской империи не «смягчение жестокого обращения с рабами», а старое римское отношение к «двуногому скоту», «разговаривающим орудиям труда», живой вещи в ошейнике и на цепи.

Слова «раб», «холоп», «челядин», «чадь», «отрок», обозначавшие в древней Руси рабов и не слишком отличавшихся от них зависимых людей, странным (для современного человека) образом близки, а то и вообще совпадают с названиями детей и подростков. Раб — робя, ребя, ребенок. Холоп, в западнославянских языках «хлоп» — хлопец, подросток. Челядь — рабы, но во многих говорах и диалектах Руси сохранилось и более древнее значение этого слова — «дети», английское «чилд» — родственное ему. Оттуда, из окраинных русских говоров, кстати, это слово шагнуло и в
некоторые другие языки. Например, в коми-пермяцкий.

Когда мне доводилось раскрывать детский журнал «Силькан» («Колокольчик») из Перми, на языке коми, меня немало позабавило обращение в
начале журнала: «Челядь!» А значило-то оно всего-навсего «дети, ребята». «Чадь» — это слуги, но «чадо» — ребенок. «Отрок» — это не только подросток, в древнерусском это и слуга (в «Повести временных лет» упомянуты отроки воеводы Свенельда, княгини Ольги и других знатных людей), а в болгарском так и попросту раб. Наконец, в былинах упоминаются паробки богатырей.

В современном украинском языке это слово обозначает подростка, а в былинах — это слуги, ухаживающие за конем и оружием героя
(как Тороп у Ильи Муромца, пока богатырь сидит у Владимира «во погребах во глубокиих»), выполняющие его приказы.

Показательный пример — когда Алеша Попович видит надпись на придорожном камне, он не сам соскакивает с седла, а сгоняет с коня паробка Екима — «ты, Еким, грамоте поученый человек». И не в том дело, что сам Алеша неграмотен — письмо какого-нибудь «собаки-царя неверного» в Киеве зачитывает князю Владимиру именно он, да и на богатырской заставе ему часто отводят роль писаря — а в том, что не дело воину выполнять какое-то невоенное дело, когда рядом есть слуга-паробок, способный его выполнить, — в данном случае прочесть надпись на камне. Богатырь своего паробка даже женить может — не особенно спрашивая его согласия, естественно — как грозится сделать богатырь Хотен Блудович в одноименной былине [1].

-------------
[1]  Забавная мелочь — когда В.Я. Пропп ищет в былинах отражения «классовой борьбы», он сосредотачивается на былинах про Хотена и про «бунт» Ильи Муромца против князя Владимира. Однако именно в этих сюжетах богатыри, в которых Пропп хочет видеть представителей «трудового народа», выведены как хозяева паробков, по сути — рабовладельцы...

-------------
Да, отчасти такое употребление этих слов — это и свидетельство о суровой непререкаемости родительской власти над ребенком в Древней Руси. Суровая матушка Феодосия, не вытерпев выкрутасов сынка, заковала будущего святого в цепи и засадила в поруб. Да даже продать ребенка мать, скажем, имела полное право (как в былине «Иван Гостиный сын»). Да и жизнь дитяти находилась в полной власти родителя — Илья Муромец
расправился со своим сыном (за дело, конечно, но сейчас не это важно) и остался меж тем любимым богатырем певцов и сказителей.

Про дела сердечные и говорить не приходится — летописи полным полны сообщений вроде «Олег привел из Плескова жену Игорю», «Мстислав женил сына своего, Володимира, на княжне Ростиславне» и так далее, и тому подобное. Это князья — а что уж говорить о пареньке из простонародья. Да вот — в русской деревне до XX века сохранялся такой обычай, как «снохачество». И состоял он в том, что отец имел все права на жену сына — взрослого сына! Не то чтобы подобное поведение приветствовалось — но и не осуждалось. А вот сына, вздумай тот проявлять недовольство, люди, мягко говоря, не поняли бы.

Но это — лишь одна сторона монеты. Другая же заключалась в том, что к рабам относились на Руси как к не повзрослевшим детям. Хозяин имел над ними те же права, что отец над сыном — но не более. И имел в их отношении те же обязанности. Что до суровой власти отцов — нелишним нам будет помнить, что воины Олега и Святослава, Донского и Ермака, Суворова и Ермолова выросли под такой вот суровой отеческой властью — неужели они были меньшими мужчинами, чем нынешние поколения, сызмальства напичканные представлениями о своих правах — и обязанностях родителей? И если да — почему перед ними трепетали предки тех, что сейчас хозяевами гуляют по улицам наших городов? Кстати, эти чужаки, чувствующие себя хозяевами в повернувшейся на «правах» России, как раз столь же безропотно признают над собою власть своих седобородых отцов, как и наши
недавние предки.

Но мы отвлеклись, читатель. Вернемся к тому, почему в древней Руси рабов сближали с детьми. Араб ибн Русте пишет: «К рабам они (русы. — Л.П.) относятся хорошо и заботятся об них».

Кстати, опять-таки сходство с кастовым обществом в Индии — шудра по правам был приравнен к ребенку.

(продолжение следует)

Отредактировано Iоанн Пламенный (2008-10-24 11:30:54)

2

(продолжение)

Грань между взрослым и ребенком — а также между свободным и рабом — в традиционном обществе определялась не количеством прожитых лет. Как раз рабы и были людьми, дожившими подчас до седых волос, но так и не признанными общиной взрослыми.

Ребенка превращал во взрослого суровый обряд вхождения в род, посвящения. Его можно сравнить со вторым рождением — в Индии полноправных членов общины, не шудр, так и называли «дваждырожденные». А можно — со смертью ребенка. Потому что, для того, чтоб родился взрослый сородич, ребенок должен был умереть. И обряд этот был когда-то страшным, как смерть, и мучительным, как роды.

Стать объектом этого обряда было почти так же страшно, как стать объектом человеческого жертвоприношения — и ведь это «почти» существует только для нас, ведь те, кто ему подвергался, верили, что умирают всерьез, что грозные Божества пожирают ребенка в хижине в виде зверя-покровителя рода, обнесенной частоколом с черепами врагов — чтоб породить взрослого сородича! Память об этих ритуалах, как установил В.Я. Пропп в своем труде «Исторические корни волшебной сказки», отразилась в русских сказках — это оттуда все эти разрубленные на кусочки и оживленные живой и мертвой водою царевичи и витязи. Это оттуда зловещая избушка на куриных ногах в лесной чаще, огороженная забором, увенчанным черепами, и страшная старуха, сажающая в печь на лопате маленьких детей.

Далеко не каждый мог этот обряд вынести — но в далекие охотничьи времена, когда он появился, слабые дети до него попросту не доживали — делали
свое дело холод, голод, болезни, хищные звери. Когда же появилось земледелие — времена стали мягче, больше детей доживали до ритуала, то больше становилось таких, что с криком «Мама!!!» бросались прочь, назад из страшных лесных хижин, от черепов на частоколе, от жрецов и жриц в масках чудовищ, от ужаса и боли. И Мать, словно услышав, принимала их вновь под свое покровительство — до нового ли посвящения, или навек.

Именно так появились рабы.

Впоследствии в них стали превращаться и те, кто, взяв оружие в руки, пугался неизбежной доли воина, с воплем кидал его наземь, увидев над головою занесенный меч или секиру. Тем самым он показывал, что посвящение его было, так сказать, некачественным, недостаточным. Он просил его пощадить.

Вдумайтесь, читатель: по-ща-дить. Замена «Щ»-«Ч» в славянских языках одна из самых естественных: нощь — ночь, дщерь — дочерь, пещера — печора. По-чадить. Чадом признать, ребенком. И становится такой бывший воин ребенком. Отроком. Паробком. Челядином. Холопом. Рабом.

Псевдомаврикий Стратег пишет, что славяне не оставляют пленных навеки в рабстве, а по истечению времени предоставляют им, на выбор, или право жить, как равные, среди них, или возвращаться на родину. Я уверен, что речь шла не просто об «истечении времени», но об прохождении какого-то обряда, повторного посвящения — иное дело, что Псевдомаврикий не мог знать об этом, ибо писал, конечно, со слов вернувшихся на родину бывших пленников славян — а те не горели желанием рассказывать всем и каждому, что в плену совершали Языческие обряды.

Инквизиции в Византии не существовало — но государственная церковь Восточного Рима и без нее обладала достаточным количеством возможностей испортить жизнь отступнику.

Рискуя навлечь на себя гнев феминисток, отмечу, просто для сведения, что первые упоминания о рабах на Руси, собственно, с завидным постоянством говорят о рабынях. Ибн Фадлан рассказывает о торговле русов рабынями.

Упоминание о ключнице Ольги хазарке Малке, «робе» (женском аналоге холопа), почти на век старше первого упоминания собственно холопа. И даже первое упоминание о рабстве в берестяных новгородских грамотах связано опять же с рабыней-девушкой. Знаменитое «От Жизномира ко Микуле. Купил еси мне рабу в Плескове...».

Вспоминается, что за убийство женщины любой касты и убийство шудры, по индийским законам, платили одинаковую виру. Поскольку приниженным положение женщины в индийском обществе стало довольно поздно, в результате контактов с мусульманами, а до того мы видим и правящих цариц, и
воительниц, и даже женщин-полководцев, следует предполагать, что здесь сказалась обрядовая близость шудр и женщин, покровительствуемых одним и тем же Божеством — точнее, Богиней.

Итак, фольклор и письменные источники несут достаточно свидетельств того, что в древней Руси были и священные правители, и жрецы-волхвы, и организованные в касту воины, и общинники — производители материальных благ, и, наконец, рабы.

А былины ясно определяют общество Руси как состоящее из «родов»-каст, между которыми происходило разделение труда, причем выходцы
из каждого такого рода старались сочетаться браком с «коллегами».

3

А почему "рабство" - в кавычках?

4

Иван написал(а):

А почему "рабство" - в кавычках?

Я хотел обсудить само слово - т.е. его смысл, какой оно имело на Руси. Потому что именно на слово "рабство" обычно сразу же негативно реагируют наши уважаемые родноверы, когда речь заходит о христианстве и "рабах Божиих".

5

Им, видимо, приятнее быть рабами людей, т.к. против этого рабства они не протестуют))))

6

никак в толк не возьму - значит ли это, что "раб божий" означает "сын бога" :D
или что вы хотите тут обсуждать...
а давайте отвлечемся от русского языка... возьмем аглицкай... как там называют бога - lord те господин... уж не знаю как они там называют себя но его lord - как рабы... славяне же считали богов родичами и обращались к ним как равным... кто-то им приходился отцом, кто-то дедом, кто дядькой...

7

Ветер написал(а):

славяне же считали богов родичами и обращались к ним как равным... кто-то им приходился отцом, кто-то дедом, кто дядькой...

Это твои выдумки, Брат. :) А если нет - укажи источник этих сведений. :)

8

Ветер написал(а):

уж не знаю как они там называют себя но его lord - как рабы...

Интересно, что себя они называют slaves (рабы) - slaves of God - "рабы Бога".

Заметь как слово slave(раб)  - слэйв - напоминает слав(янин).

Поэтому, если копать первоистоки, то твои выкладки:

Ветер написал(а):

славяне же считали богов родичами и обращались к ним как равным... кто-то им приходился отцом, кто-то дедом, кто дядькой...

ничем не противоречат версии, что рабство подразумевало именно родственные отношения.
Насчёт "равенства" у славян - это, конечно, выдумка. Ибо, сын не мог считать себя равным отцу или матери, и находился у них в послушании - рабстве.

9

Не, этимологически славяне явно не от "слейв" произошли. Но дело не в этом.

Iоанн Пламенный написал(а):

Насчёт "равенства" у славян - это, конечно, выдумка. Ибо, сын не мог считать себя равным отцу или матери, и находился у них в послушании - рабстве.

Выдумка не в этом, а  том что слвяне считали богов своими предками. Откуда эти сведения если не из воображения?

10

Иван написал(а):

Не, этимологически славяне явно не от "слейв" произошли

вот вот!
а скорее некое разделение на своих, которые понимаю "слово"
и чужих - немцев - не понимающих ни хрена по нашенски

Иван написал(а):

Но дело не в этом.

Иван написал(а):

укажи источник этих сведений.

Слово о полку Игореве, бротан!

11

Ветер написал(а):

Слово о полку Игореве, бротан!

"Слово.." - это литературное произведение. А "даждьбожьи внуцы" - поэтический оборот, не более. Давно ли поэзия стала источником богословия? :)

12

Иван
братан ну тогда вообще ничему верить нельзя... почему-то он не написал, что славяне дети Ийеговы Сваофа или как там его... или дети батхитхармы с брахмапутрой...  :rofl:  или там  дети кого-то там еще, а Внуки Даждь-Бога! странно как-то оборот ему на ум пришел...

13

Ветер написал(а):

братан ну тогда вообще ничему верить нельзя... почему-то он не написал, что славяне дети Ийеговы Сваофа или как там его... или дети батхитхармы с брахмапутрой...

Конечно - литературным произведениям нельзя доверять боголовие. Это не их задача. Для богословия есть священные писания.

Ветер написал(а):

странно как-то оборот ему на ум пришел...

А что тут странного то? Он ведь язычником был, судя по всему. Там много и других "приукрашений".

Но как бы то ни было, это не может являться источником богословия.

14

Иван написал(а):

Он ведь язычником был, судя по всему

ну так тогда ему видней... он ведь был язычником, а не родновером...

15

Иван написал(а):

Не, этимологически славяне явно не от "слейв" произошли.

А почему бы нет?! Да и откуда ты знаешь, что не от "слейв"?

Помнишь, в сагах был Бурицлейф(Болеслав) ?

Походу точно славяне, в своё время, как эдакие "внуки даждьбожьи" получили почётный титул "слейв" - т.е. "раб", "чадо".

16

Ветер написал(а):

ну так тогда ему видней... он ведь был язычником, а не родновером...

То есть если язычник пишет откровенную фантастику, то так и было, только потому что он язычник? Оригинально))) Ветер, ты понимаешь, что такое поэзия? :)

Или ты действительно считаешь, что князь умел преврашаться в волка и сокола?  :jumping:

Это поэтические образа, Брат! :) Автор слова в первую очередь поэт, боян, сказитель!

17

Иван написал(а):

Выдумка не в этом, а  том что слвяне считали богов своими предками.

Иван, есть же некие дикие племена, которые ведут свой род от всяких Великих Ящериц и прочего... Т.е. чтят некое тотемное животное. Почему ты считаешь, что славяне не могли нечто подобное из-мыслить?

18

Iоанн Пламенный написал(а):

Иван, есть же некие дикие племена, которые ведут свой род от всяких Великих Ящериц и прочего... Т.е. чтят некое тотемное животное. Почему ты считаешь, что славяне не могли нечто подобное из-мыслить?

Я так не считаю, я сказал что у нас нет оснований так считать. А соотвественно заявления Ветра о том, что "Боги были предками славян" - безосновательны. Далее: всеэти Великие ящырицы и прочие языческие "предки" измышлены самим народом, выдуманы им.

Хотя нынешним "родноверам" как и толкиенистам, на которых они очень похожи - очень хочется верить в сказку. Вот они в прямом смысле слова в неё и верят.

19

Иван написал(а):

очень хочется верить в сказку

Но они эту сказку называют ВЕДАМИ. Т.е., дескать, мы не верим, а знаем, что боги нам родня.

Анекдот вспоминается:

"Жили по соседству язычник и христианин. Христианин всю жизнь плоть усмирял, усердно молился, все мощи обсосал где только смог, деньги попрошайкам раздавал - сам голодный сидел, другую щеку подставлял если били - в общем, страдал и мучался. А язычник в поле Даждьбога поприветствует и живет в свое удовольствие. Вот померли оба, и попали в рай. Смотрит христианин, что язычник с Богом за одним столом сидит, а
его посуду мыть поставили.
Говорит:
- Господи! Он же ничего не соблюдал! А ты его с собой за стол сажаешь?
А Бог отвечает:
- Так он всю жизнь считал себя внуком божьим, а ты рабом. Каждому по вере его!".

20

Iоанн Пламенный написал(а):

Но они эту сказку называют ВЕДАМИ. Т.е., дескать, мы не верим, а знаем, что боги нам родня.

Банальное выдавание желаемого за действительное. Ну или откровенная ложь.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » "Рабство" на Руси.