~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Двоеверие

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Традиционная вера и не собиралась умирать на Руси. Как писал иеромонах Иоанн (Кологривов), русский католик, член ордена иезуитов, читавший в середине XX в. лекции в Папском Восточном институте в Риме, "имена языческих богов и самая память о них были вырваны из русской души, но христианству тем не менее не всегда удавалось укоренить в ней свои догматы и верования. Евангельское учение и древние языческие представления расположились одно над другими, и это положение не исчезло до наших дней. Не только языческие обряды народ кое-где сохранил, но и самый дух многобожия под христианскою внешностью; или, говоря еще яснее, русское народное христианство представляет собою некое языческое христианство, где многобожие представлено верованиями, а христианство - культом". Язычество долгое время открыто сопротивлялось христианизации (полностью Русь была окрещена в XII в.), а будучи наконец побеждено и уступив важнейшие позиции, по-прежнему наполняло "низкие", бытовые уровни народной жизни, благополучно сосуществуя с христианством, деля с ним сферы влияния и постепенно сливаясь в единое мировоззрение, называемое в науке вслед за средневековыми церковными авторами "двоеверием". Впрочем, по словам исследователя А.В. Чернецова, "термин "двоеверие" нельзя считать общепризнанным в науке, поскольку ряд исследователей вполне справедливо указывает, что соответствующее явление, несмотря на различное происхождение составляющих его элементов, представляло собой единое, цельное мировоззрение. Вместе с тем употребление слова "двоеверие" в научной литературе допустимо и оправдано по той причине, что оно встречается в письменных источниках. В традиционных списках исповедальных вопросов (т.е. задаваемых священником на исповеди. - В.Ю.) грех "двоеверия" (наряду с "маловерием" и "суеверием") занимает одно из первых мест".

Русская народная вера в этом отношении отнюдь не была уникальна. Вполне аналогичные явления происходили и в римско-католической средневековой Европе, да и само византийское христианство, придя на Русь, уже несло в себе наследие всевозможных языческих влияний - дионисийских и других малоазийских и балканских культов, что позволило ак. Н.И. Толстому выделить третий компонент народного мировоззрения - привнесенное с христианством неславянское язычество и говорить уже о троеверии. По словам Н.И. и С.М. Толстых, "средневековая и "традиционная" духовная культура у славян состояла из трех генетически различных компонентов: 1) христианства, связанного с церковной догматикой, привнесенного извне из греческой Византии или латинского Рима, 2) язычества, унаследованного от праславянского периода, исконного для его носителей, и 3) "антихристианства" (либо ахристианства), чаще всего опять-таки язычества, но неславянского происхождения, проникшего в славянскую народную среду вместе с христианством или иным... путем. <...> В принципе к третьему элементу можно отнести многие черты скоморошества, некоторые особенности зимней колядной обрядности и карнавального цикла и даже юродства, которое своеобразно преломилось на Руси, ставши поддиалектом "литературного", ортодоксального слоя культуры. Многие черты и моменты импортированного вместе с христианством язычества вошли в систему славянского язычества, образовав в нем единую, но локально варьирующую структуру". В значительной мере бытование этих языческих наслоений в христианстве было санкционировано самой церковью. Дело в том, что традиционная модель мира, система пространственно-временных координат и представлений о неоднородной сакральности пространства-времени, как и связанные с этими представлениями сезонные ритуалы, оказались значительно более устойчивыми, чем внешние формы языческого культа. Народ не желал расставаться с многотысячелетним укладом жизни, даже приобщившись к христианской вере. С этой реальностью приходилось считаться, и церковь вынуждена была идти на уступки пастве, чтобы привить ей хотя бы главное в учении. Не забудем и о часто невысоком уровне образованности священнослужителей, которые сами не чужды были суеверии, унаследованных от отцов и дедов. В общем же "двоеверие" было расплатой за массовость и стабильность. Еще в Риме пламенному раннему христианству, религии откровения и жертвенного искупления, религии последних времен, когда конец привычно устойчивого мира кажется совсем близким, почти ощутимым, пришлось приспосабливаться к условиям длительного бытования, да еще и в статусе государственной религии огромной пышной многонациональной империи. Чаемый конец отодвигался во все более неопределенное будущее, а нужно было жить и мириться с миром. Вольно или невольно христианством была воспринята массовая модель мира, совмещенная с унаследованной от иудаизма "координатной сеткой", совокупностью представлений об устройстве пространства и времени. Фигуры совсем недавнего прошлого - святые подвижники и мученики, апостолы, сам Мессия - в народном сознании превращались в образы, соотнесенные с основными оппозициями модели мира и соответствующими языческими персонажами, а дни их памяти (соответственно - имена) становились маркерами, знаками той или иной точки временного круга с определенными связанными с Ней представлениями, функциями и той или иной степенью сакральности. Подробнее это явление будет рассмотрено на русском материале в гл. 4. События евангельской и ветхозаветной истории начинали восприниматься как архетипические, как мифологический первопрецедент (первый случаи}, воспроизводимый в праздничной литургии. И наоборот, местные языческие культы становились культами тех или иных святых Так было в Византии, культ Диониса, например, оказался заменен культом св. Георгия, храмы в чью честь строились на местах былых Дионисовых святилищ, а праздники совпадалн с днями дионисий, - отождествление пространственное и временное приводило к отождествлению самой христианской фигуры с языческой. Так было на Запада. Так было и на Руси. Известно, например, что в Новгороде церковь св. Власия стояла на Волосовой улице, а святой в ней был изображен на иконе в окружении скота (ср "скотья бога" Волоса). Таких примеров можно было бы привести немало.

http://rus-kultura.biz/str.php?zag=2627 … 1753806085

2

Ветер написал(а):

Традиционная вера и не собиралась умирать на Руси

Ну и где сейчас эта вера? :)

3

ты статью то прочел... ты прочти статью та...  :canthearyou:

4

Ветер написал(а):

ты статью то прочел... ты прочти статью та...

Прочёл. И что?

5

ну тогда ничего...

6

Это чьё то частное мнение, не более. Таких мнений - тысячи. Есть и противоположные...

7

согласен. ты либо соглашаешься с этим мнением либо нет... только скажи что тебе не нравится, что ты считаешь неправильным...

8

Это всю статью перелопачивать пословно придётся. Ну высказал кто-то это мнение - и что? Где ссылки на источники? Это не серьёзная статья. Тут не с чем спорить. Это просто чье то ХУДОЖЕСТВЕННОЕ мнение. Тут нет научности, ссылок и тд. С таким успехом можно спорить с романами Юрия Никитина.

9

Иван написал(а):

Где ссылки на источники?

да какие источники... человек анализирует просто поведение людей и прочее... сразу источники... о чем ты говоришь - попы спрашивали на исповеди вполоть до блин 20-го века "святых богами не называешь ли!"... у нас в краеведческом музее рушники со свастиками на них, датируемые началом 20 века! празднование масленицы и ивана купалы вплоть до сегодняшнего дня - это тебе не факты нахождения пусть и не ярковыраженных но всеже языческих воззрений народа... тогда что есть факт как явление по-твоему!

10

Ветер написал(а):

попы спрашивали на исповеди вполоть до блин 20-го века "святых богами не называешь ли!"

Это ни о чём не говорит, Ветер. Я вот давеча беседовал с одним атеистом по аське - так он не зная Православия так и считал, что христиане поклоняются святым как богам. Тут нет и намёка на язычество - это тупо от незнания Православия у людей))))

Ветер написал(а):

у нас в краеведческом музее рушники со свастиками на них, датируемые началом 20 века!

Так это просто орнамент. Что в этом удивительного? Я когда в художке учился (резьба по дереву) - мы так же резали свастики - и при этом ни слова ни о каком язычестве - это просто культура, традиция, а не религия)))))

Ветер написал(а):

празднование масленицы и ивана купалы вплоть до сегодняшнего дня

Это так же - традиция, а не религия. Причём переосмысленные на ПРАВОСЛАВНЫЙ лад.)))))))

В этом нет ничего языческого))))))))))))))))))))))

11

Иван написал(а):

Это ни о чём не говорит

Иван написал(а):

Так это просто орнамент

Иван написал(а):

Это так же - традиция, а не религия

все у тебя просто брат!
а почему же

Иван написал(а):

Тут нет и намёка на язычество

помне так самый что ни есть намек!   :question:

12

Ветер написал(а):

все у тебя просто брат!

Ага. Всё объяснимо и без язычества.

Ветер написал(а):

помне так самый что ни есть намек!

Есть в психологии тест на ассоциации: показывают пятна и человек говорит, что он видит. Порой в галимом пятне человек видит дом детства, лица друзей и тд. Вот и в твоём случае так же. Почему? да просто потому что ты ХОЧЕШЬ это видеть. :)

А на деле-  язычества там нет и в помине. :)

13

Иван написал(а):

А на деле-  язычества там нет и в помине

те в проводах масленицы язычества нет и впомине  :D

14

Именно. народ веселится, есть блины, устраивает всякие забавы - это народное гуляние. Что там языческого то? Обычный народный праздник, уже лишенный всякого язычества.