Христианство не удалось... Оно не охватило весь мир - значит, оно бесплодно. Оно не избавило человечество от его страданий, хотя около двух тысяч лет проповедует о любви - значит, оно бесполезно. Два тяжелых обвинения. Оба они могут исходить только от тех, кто совершенно не знает сущности христианского учения или же умышленно стремится ввести незнающих в заблуждение. Обвиняющие, должно быть, представляют себе христианство как попытку учредить какую-то всемирную церковную империю, в которой все обязаны исповедовать то, чему учит Церковь. Понятие "Церковь" в данном случае отождествляется с понятием всемирного государства.
Немного истории. Всемирные империи, какие только мы знаем, не удались. Все они, создаваясь, вскоре распадались, потому что основывались на насилии. В Средние века Римские папы также ставили себе целью насильственно создать всемирную Церковь наподобие всемирной Римской монархии, и нет ничего удивительного, что их попытки потерпели крах. Не только потому, что насильно основать Церковь вообще невозможно, но и потому, что Церковь не есть государство и ее природа совершенно иная.
Евангельская проповедь есть только призыв, но ни в коем случае не насилие. Это призыв, подразумевающий лишь свободное согласие. Если кто хочет последовать за Мной, - говорит Христос. Да, только если кто хочет. А если кто захочет принять Его учение - тогда что? Тогда - отвергнись себя, возьми крест свой, и иди за Мною (Мф. 16, 24). Посудите сами: можно ли на такой основе построить что-либо принудительное, общеобязательное? Далеко не всякому захочется, неся свой крест, идти вслед за Христом на Голгофу.
Основатель христианской религии отлично знал, что далеко не все пойдут за Ним. Но знал также, что многие, вернее лучшие, пойдут. Это Он знал хорошо. И вот Он дал заповедь Своим ученикам обойти с проповедью Евангелия весь мир и везде проповедовать одно: если кто хочет идти за Христом, отвергнись себя, возьми крест свой и иди вслед за Ним. Иди и насаждай Его учение. А оно заключается в переосмыслении всей жизни, в проповеди любви, всемирного человеческого братства, в признании абсолютного достоинства человеческой личности, в признании, что только Вечная жизнь дает смысл нашей кратковременной жизни, что только в нахождении общего космического смысла всего и в приобщении к нему заключается смысл каждой отдельной человеческой жизни. Все идет от Бога как от всеобщего Отца и все к Нему возвращается. Все люди должны стать братьями, а для того, чтобы истребить зло, - дружными усилиями выйти на борьбу с ним, и в этой борьбе со злом и есть личный крест каждого христианина.
Теперь, судите сами: можно ли силой навязать всем без исключения людям такое учение? Можно ли оформить армию борцов за евангельскую свободу в какой-то принудительный батальон, куда тебя зачисляют, хочешь ты того или не хочешь?
Евангельский призыв прозвучал на весь мир. Значит, цель, поставленная Основоположником христианства, удалась. На него откликнулись все те, кто на языке Евангелия называются людьми доброй воли. Значит, и эта цель удалась. Что практически удалось совершить на земле людям доброй воли, составляющим христианскую Церковь? Об этом можно много говорить. На всем протяжении истории христианство имело множество врагов, стремящихся разрушить то дело, которое насаждал Христос чрез Своих учеников. Вся история человечества со времен Христа есть, по сути дела, борьба между добром и злом. Чего достиг Христос в этой борьбе? Достаточно сравнить мораль древнего и нового мира. Достаточно сравнить понятие о человеческом достоинстве до проповеди Евангелия и после нее. Конечно, можно спросить: всегда ли те, кто называл себя христианами, в действительности несли свой крест, осуществляя на земле Евангельское учение? Конечно нет! Кто-то из них, называя себя учениками Христовыми, на деле служили Его врагам. И здесь не приходится удивляться, так как это обычная история. Среди исповедников каждого учения находятся люди, которые лгут, прикрываясь хорошими словами, блюдут только свои личные интересы. Но ведь не такие люди творят историю. И если посмотреть, что создало христианское учение за две тысячи лет, то несомненно: все лучшее, что есть у человечества, создано именно благодаря ему. Высшая и самая гуманистическая мораль это мораль христианская. Никто еще не дал чего-либо более возвышенного, что могло бы заменить заповедь Христа о любви между людьми, о человеческом достоинстве, о том, что каждый человек есть меньший брат Христов и все, что ты сделал брату хорошего или плохого - все равно как если бы ты сделал самому Христу. Слова Христовы о том, что нет ничего больше той любви, как если кто душу свою отдаст за друзей своих, остались навсегда и для всех людей идеалом высшего героизма.
Христианство прочно укоренилось во всех передовых странах. Оно, именно оно дало ту прогрессивную идеологию, которая, в свою очередь, послужила основой для создания общечеловеческой культуры. Достаточно сравнить культуру христианских и нехристианских народов, чтобы решить вопрос о том, что дало христианство. Тем самым христианство удалось не только в своем прямом смысле, то есть в области чисто религиозной, но оно удалось и в части создания великих общечеловеческих ценностей.
Христианство не удалось? Нет! Христианство удалось! Христос никогда не ставил себе целью создания какой-либо организации с чисто имперской целью принудить к повиновению весь мир. Он создал Свое Царство, именуемое Им Царством Божиим, но оно, как Он Сам сказал, не имеет внешних границ, ибо находится внутри человеческого сердца. Царство Мое не от мира сего, - заявил Он судившему Его представителю земного царства Понтию Пилату (Ин. 18, 36). То царство, от имени которого Пилат вынес Христу смертный приговор, вскоре распалось, а незримое Царство Христово одухотворило жизнь человечества на все последующие века. Оно и по сей день существует.
Если кто хочет последовать за Мной... Те, кто идут за Христом, те и составляют Его Царство, именуемое Церковью, независимо от того, сколько из официальных членов Церкви имеют в своей душе это Царство.
Евангельское повествование начинается с образного сравнения, доступного для всех людей, - с образа Человека, имеющего в своей руке лопату, которой веют хлеб. Пшеница остается, мякина отлетает. Историческая миссия христианства - отвеять зерно от мякины, соберет зерно Свое в житницу Свою, а мякину сожжет огнем неугасимым, - говорится в Евангелии (Мф. 3, 12). Сколько за две тысячи лет собрано Христом зерна и сколько отвеяно мякины - ведомо только Ему одному. Мы верим в человечество, верим, что зерна собрано много. А если так - значит, Христос достиг Своей цели. Христианство удалось!