~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » При задержании


При задержании

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Мало ли. На всякий случай.

Проверка документов
Сотрудникам милиции предоставлено право проверять у граждан документы, удостоверяющие личность. Однако закон ограничивает это право указанием на то, что проверка документов у граждан может производиться только в тех случаях, если сотрудник милиции имеет достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если есть повод к возбуждению в отношении них дела об административном правонарушении. Сотрудники милиции, утверждая, что имеют право проверять документы у всех и везде, часто забывают об этом важном ограничении.

Сотрудник милиции в любых случаях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «вы», свои замечания и требования излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство. Патрульный (постовой) при обращении к гражданину должен поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего сообщить причину и цель обращения. В разговоре с гражданами сотрудники милиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не должны руководствоваться личными неприязненными чувствами.

Необходимо знать, что остановить вас на улице и потребовать предъявить документы вправе далеко не каждый сотрудник, который носит милицейскую форму. Поэтому граждане обязаны выполнять только законные требования сотрудников милиции и только в момент исполнения ими своих служебных обязанностей.
Каждый сотрудник милиции, заступивший на пост или осуществляющий патрулирование своего участка, должен иметь закреплённый на форменной одежде номерной знак (бляху), на котором указаны его персональный номер и наименование подразделения, в котором он служит. На рукаве у милиционера должен быть нашит шеврон стандартного размера с эмблемой «МВД России». Исключение составляют только сотрудники милиции метрополитена: вместо бляхи они могут носить индивидуальные планки (бейджики), на которых указываются должность, звание и фамилия сотрудника милиции, а на рукаве кителя или форменной куртки у них нашит большой шеврон красного цвета с эмблемой Московского метро.

Заступающий на службу сотрудник милиции должен быть трезвым, одетым в форменную одежду, иметь опрятный вид и исправное снаряжение. При себе он должен иметь также некоторые предметы, из которых нас больше всего интересуют:
• Служебное удостоверение
• Служебная книжка, карточка маршрута или поста
• Учтённые бланки протоколов об административном правонарушении

Помимо этого они обязаны иметь при себе резиновую палку и огнестрельное оружие, о чём речь пойдет ниже.
Особое внимание следует уделить карточке маршрута патрулирования или карточке поста, в которой указывается маршрут патруля, время несения службы, порядок движения по маршруту и другая информация. В случае несовпадения места и времени маршрута с местом и временем вашей встречи с сотрудником милиции вы имеете полное право закончить на этом всякое общение и спокойно удалиться. То есть если вы законопослушный гражданин, не совершили в данный момент никакого административного или тем более уголовного преступления и просто спокойно идёте по, например, станции метро, то ни один сотрудник наземного РОВД не имеет права предъявлять вам какие-либо требования, в том числе и требование предъявить документы. Карточка маршрута патрулирования ограничивает действия патрульно-постовых нарядов определённой территорией. Не имеет права обращаться к вам с требованиями и, например, сотрудник РОВД «Строгино» на территории района «Митино».
Исключения из этого правила составляют случаи, когда сотрудники милиции выполняют отдельные операции (например, при проведении массовых мероприятий или футбольных матчей).

Самостоятельно нести службу имеют право только действующие сотрудники милиции. Нередки случаи, когда патрулирование осуществляют так называемые стажёры, которые тоже носят милицейскую форму. Они вправе нести патрульную службу только в сопровождении действующего сотрудника милиции. Это означает, что одиночный милиционер, предъявивший вам своё служебное удостоверение стажёра, не имеет права самостоятельно проверять ваши документы, составлять протокол и т.п. За нарушение этого правила сотрудники милиции несут ответственность вплоть до уголовной.

По общему правилу, сотрудник милиции, подойдя к вам, должен осуществить приветствие, приложив руку к головному убору, представиться, а затем кратко изложить причину и цель обращения. Даже если с документами у вас всё в порядке, остановитесь и оцените обстановку: имеет ли остановивший вас сотрудник милиции номерной жетон или бейджик, есть ли при нём оружие, один ли он или неподалеку находится наряд и т.п. Важно также, в каком месте и в какое время к вам обратились. Даже если милиционер представился по всей форме, попросите его предъявить служебное удостоверение.

Патрульный (постовой) сотрудник милиции, находящийся на службе, обязан по первому требованию предъявить служебное удостоверение для ознакомления, не выпуская его из рук (кстати, граждане, предъявляющие документы, удостоверяющие личность, сотрудникам милиции, также должны держать их в своих руках, не передавая милиционерам). Эти же требования распространяются на всех остальных сотрудников милиции, находящихся при исполнении. Отказ предъявить вам свои документы уже сам по себе является наказуемым должностным нарушением, о чём вы ему можете сообщить. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы осадить милиционера. Если он всё же не предъявит документы, а ситуация, по вашей оценке, не является угрожающей или опасной, вы можете уверенно заявить, что обязаны выполнять только законные требования сотрудника милиции, находящегося при исполнении своих обязанностей. А поскольку отсутствие удостоверения породило у вас сомнения в законности его действий, разговор на этом должен быть закончен. В таком случае вы имеете полное право прекратить общение с милиционером и спокойно следовать по своим делам, так как все его последующие требования и действия будут противоправными и выполнять их вы не обязаны. Как правило, в данной ситуации для милиционера срабатывает эффект неожиданности, поскольку ему потребуется время, чтобы оценить такой поворот событий и адекватно на него отреагировать. Сотрудники милиции психологически не готовы к тому, что их могут спокойно и вежливо отбрить, а за это время вы сможете удалиться на такое расстояние, что преследовать вас не будет никакого смысла. В любом случае, разговаривать с представителями органов следует уверенно, чётко, без лишних эмоций и вежливо, чтобы получить некоторый психологический перевес.

Насторожить вас должны также отсутствие номерной бляхи, невнятно произнесённые звание и фамилия без упоминания должности или явное нежелание представиться, а также отсутствие милицейского снаряжения. Всё это указывает на то, что, скорее всего, в отношении вас будут предприняты незаконные действия, поскольку сотрудник милиции старается скрыть свои данные, чтобы впоследствии затруднить его идентификацию в случае, если вы решите обжаловать его действия.

Знакомясь со служебным удостоверением обратившегося к вам милиционера, не торопитесь. Вы имеете полное право попросить сотрудника милиции держать удостоверение на уровне ваших глаз, а также дать вам возможность записать его данные. Не поленитесь сделать это, если у вас есть достаточные основания подозревать, что встреча закончится доставлением в участок. Одновременно вы можете попросить показать карточку поста или маршрута. Закон не обязывает милиционера знакомить вас с такой карточкой, однако в данной ситуации также срабатывает психологический фактор. Сотрудник милиции поймёт, что вы юридически подкованы и при необходимости готовы защищать свои права. Поэтому если он в настоящий момент осуществляет патрулирование не на своей территории, то есть фактически нарушает закон, сомнительно, что им будут предприняты какие-либо незаконные действия в отношении вас – ведь имея на руках данные служебного удостоверения, зарвавшегося милиционера очень просто «вычислить». Скорее всего, он ограничится беглым осмотром любого документа, который вы ему предъявите, и на этом дело закончится.

Если же всё-таки вышеперечисленные аргументы не помогли и контакт с милиционером продолжается, необходимо помнить главное. Если ваши документы в порядке и вы не совершили никакого правонарушения, то вы полностью и во всём правы. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вы не обязаны доказывать свою правоту. Доказывать что-либо в данном случае – дело сотрудников милиции. В любом случае, не позволяйте доставлять себя в отделение и изымать паспорт. Твёрдо скажите им, что все незаконные действия с их стороны будут обязательно обжалованы. Не поддавайтесь на провокации, поскольку при отсутствии реальных оснований для привлечения вас к административной или уголовной ответственности милиционеры могут грубостью или, хуже того, угрозами провоцировать вас на оскорбления. Постарайтесь не терять выдержку и самообладание, не поддаваться эмоциям, не пытайтесь драться.

Как уже было сказано, сотрудник милиции вправе потребовать у вас предъявления документов, удостоверяющих личность. Основным таким документом является паспорт, однако законом не установлено, что паспорт – единственный документ, который удостоверяет личность гражданина. Ни один закон России не обязывает гражданина носить при себе паспорт. Удостоверяющим личность может быть любой документ, позволяющий идентифицировать гражданина. Такой документ в обязательном порядке должен содержать фамилию, имя, отчество лица, его фотографию, полное наименование органа, выдавшего документ, дату выдачи и срок действия. Документ должен быть скреплён печатью органа, его выдавшего, и подписью ответственного лица. К таким документам могут относиться: загранпаспорт, водительские права, студенческие билеты и зачётки, пропуски, пенсионные удостоверения и т.д.

Изъятие паспорта у граждан запрещается, за исключением некоторых случаев, к нашему вопросу отношения не имеющих. Также предусмотрена административная ответственность должностных лиц за незаконное изъятие документов или принятие их в залог. Поэтому если у вас отняли паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, обязательно напишите заявление в органы прокуратуры с требованием привлечь к ответственности лиц, допустивших такое правонарушение.

Задержание и доставление
Во время проведения митинга вы можете быть задержаны и доставлены в ОВД. Доставление может применяться в целях составления протокола об административном правонарушении в том случае, если нет возможности составить его на месте выявления правонарушения, а эта процедура обязательна. В таких случаях милиция может применять к человеку физическую силу, специальные средства и даже оружие. Доставление осуществляется также в случае, когда у сотрудника милиции возникают серьёзные основания подозревать в гражданине разыскиваемого преступника. Доставление может быть применено при отсутствии у лица каких-либо документов для установления личности, поэтому всегда нужно иметь при себе соответствующие документы. Гражданин, личность которого устанавливается, должен находиться в помещении отделения, а не за решеткой в обезьяннике, куда, однако, отправляют лиц, совершивших административное правонарушение. Но лица, задержанные на митинге, содержатся в обезьяннике обоснованно, так как им вменяется административное правонарушение. При установлении личности сотрудники милиции не вправе применять такие меры, как личный досмотр и досмотр вещей
О доставлении составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. В протоколе указываются дата и место составления, должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. В протокол могут вноситься объяснения доставленного. Если задержанный оказал неповиновение или сопротивление, а также в случае применения к нему спецсредств (дубинка, наручники и т.д.), в протоколе о доставлении это обязательно должно быть зафиксировано.
Отсутствие у сотрудника милиции бланков протоколов об административном правонарушении или квитанций о взыскании штрафа на месте не может служить основанием для доставления гражданина в отделение милиции. В таких случаях дисциплинарную ответственность должен нести сотрудник милиции за неготовность к несению службы.
Административное задержание может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном нарушении. Это не мера наказания, хотя органы милиции часто используют его для применения неоправданного насилия, ограничения свободы с целью оказания психологического давления, в том числе с угрозой применения таких мер.
Цель задержания – установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда данная процедура обязательна, но на месте сделать это невозможно. В отличие от простого доставления в ОВД для установления личности, основанием для задержания является только совершение лицом административного правонарушения.
Как правило, задержание не применяется в отношении военнослужащих. Они могут быть задержаны милицией и вместе с материалами о нарушении переданы военным комендантам и командирам воинских частей.

Права задержанных
1. Право на ознакомление со всеми материалами дела. Это означает, что лицо, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, вправе требовать у сотрудников милиции для ознакомления все без исключения материалы, которые были собраны в процессе производства по делу. К таким материалам относятся, в частности, протокол административного задержания и протокол об административном правонарушении, показания свидетелей и рапорты сотрудников милиции, производивших задержание, заключения эксперта, показания специалиста и т.п. Отказ предоставить задержанному материалы дела для ознакомления считается грубым нарушением.
2. Право давать объяснения. Следует отметить, что это именно ПРАВО, а не обязанность задержанного. Если вас задержали, вы имеете полное право вообще не давать никаких объяснений, по крайней мере, до консультации с юристом. Вы не обязаны оправдываться в своих действиях, а органы милиции не вправе возлагать на вас обязанность доказывать свою невиновность. Нередки случаи, когда милиция оказывает давление на задержанного, требуя дать удобные для них объяснения, пообещав взамен быстрое рассмотрение дела быстрое освобождение. Такие действия незаконны и подлежат обжалованию в установленном порядке. Вы вообще можете ничего не объяснять, а просто говорить «Шёл мимо, остановился поглазеть на митинг». Если вы придерживаетесь этой тактики, то такую фразу надо говорить ВСЕМ, за исключением тех соратников, кого давно знаете лично и которых скрутили вместе с вами: слишком велика вероятность нарваться на «подсадную утку». Никакой откровенности не должно быть и перед «добрыми» милиционерами, «сочувствующими Движению». Объяснения по делу лучше написать собственноручно, но можно и продиктовать сотруднику милиции. При этом нужно помнить, что читать записанные с ваших слов данные следует обязательно. Если в записанном имеются неточности, это необходимо отметить в протоколе собственноручно, или потребовать у лица, записывающего ваши объяснения, внести поправки. Это важный момент, поскольку впоследствии, если вы решите обжаловать наложенное на вас необоснованное наказание, доказать этот факт неверных данных будет очень сложно.
3. Право предоставлять доказательства. Если в отношении вас ведется производство по делу об административном правонарушении, но вы не согласны с выводами, изложенными в протоколе, вы вправе предъявить свои доказательства, опровергающие официальную версию.
4. Право пользоваться юридической помощью защитника. Отсутствие защитника не может служить препятствием для рассмотрения дела об административном правонарушении, однако в качестве защитника в этом случае допускаются не только адвокаты, но и иные лица, способные оказать юридическую помощь. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, а лица, оказывающего юридическую помощь – доверенностью. Защитник допускается к участию в деле с момента составления протокола.
Органы и лица, осуществившие задержание, обязаны разъяснить задержанному его права и обязанности, при этом в протоколе о задержании должна быть сделана соответствующая запись. Задержанный имеет право обжаловать своё задержание в вышестоящий орган или прокуратуру. Сотрудники милиции, задержавшие лицо, обязаны предоставить ему возможность обратиться с жалобой как в устной, так и в письменной форме.
Родственники, администрация по месту работы или учёбы, а также защитник по просьбе задержанного в кратчайший срок уведомляются о месте его нахождения. Этим правом необходимо пользоваться во всех случаях, потому что, во-первых, хоть кто-то будет знать, где вы находитесь, во-вторых, человек, которому позвонили, сможет засвидетельствовать время задержания, в-третьих, при необходимости сможет поднять тревогу.

Протокол задержания
Об административном задержании обязательно составляется протокол, в котором должны быть указаны:
• Дата и место его составления
• Должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол
• Сведения о задержанном лице
• Мотивы задержания
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом в нём делается соответствующая запись. На данном этапе общения гражданина с сотрудником милиции очень важно, чтобы протокол был им подписан. Не стоит пренебрегать этим правилом. Подпись на протоколе не означает согласие с изложенными в нем обстоятельствами, тем более что кроме права подписи у задержанного есть право вносить в протокол объяснения и дополнения. Это правило касается, прежде всего, времени задержания, поскольку в протоколе должно быть указано реальное время задержания, начиная с момента доставления в отделение милиции.
Важно, чтобы в протоколе было отражено, что на теле гражданина в момент задержания нет никаких повреждений. Такая фраза будет служить гарантией от пыток и побоев в отделении. Если задержанного в милиции избили, первое, что он должен сделать, как только ему удастся покинуть отделение, - доехать до ближайшей поликлиники или травмпункта и попросить врача засвидетельствовать побои. Если человек не в состоянии никуда идти, необходимо вызвать на дом скорую помощь и попросить такую справку у них. Справка о побоях в сочетании с фразой в протоколе об отсутствии на момент задержания телесных повреждений – неопровержимое доказательство того, что человек был избит именно в отделении милиции.
Протокол об административном задержании вместе с протоколом об административном правонарушении направляются уполномоченному должностному лицу для принятия решения.

Сроки задержания
Срок административного задержания не должен превышать трёх часов, а исчисляется он с момента доставления задержанного в отделение милиции. Необходимо помнить, что момент доставления в отделение и момент начала составления протокола задержания могут не совпадать по времени, поскольку в силу различных причин эта процедура может быть начата гораздо позже доставления. Однако в протоколе обязательно должно быть зафиксировано именно время доставления, а не время начала составления протокола. Если сотрудник милиции, составляющий протокол, отказывается вносить необходимые исправления, задержанный вправе в своих объяснениях отметить реальное время задержания и зафиксировать отказ сотрудника милиции указать это время в протоколе.

Личный досмотр
От обыска процедура административного досмотра отличается тем, что для неё не нужно санкции прокурора и осматривать сотрудники милиции могут только личные вещи гражданина.
При досмотре установлены следующие гарантии законности:
• Досмотр может производиться только в связи с совершённым правонарушением и в предусмотренных законом целях, например, обнаружение орудий совершения правонарушения.
• Проводить личный досмотр уполномочены только те лица, которые вправе осуществлять доставление в отделение милиции.
• Перед процедурой досмотра должностное лицо обязано предложить правонарушителю предъявить документы, подтверждающие его личность, а также вещи или иные предметы, служившие орудием совершения правонарушения.
• Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в специально отведенных помещениях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены, в присутствии двух понятых того же пола. При личном досмотре должны быть обеспечены здоровье и безопасность гражданина и его личное достоинство. Обо всех нарушениях этого правила гражданин может внести запись в протокол.
• Досмотр вещей гражданина (сумки и т.д.) осуществляется должностными лицами в присутствии понятых, за исключением случаев, когда у сотрудников милиции имеются основания предполагать, что у задержанного имеется оружие. В такой ситуации досмотр возможен и без понятых.
• При досмотре вещей должны быть обеспечены сохранность и товарный вид.

Вот несколько практических рекомендаций, как вести себя во время личного досмотра, чтобы избежать возможно тяжких для себя последствий.
1. На практике нередки случаи, когда сотрудники милиции при проведении личного досмотра пытаются подбросить досматриваемому предметы, которые ему не принадлежат. Это могут быть наркотики, фальшивые деньги, оружие, краденые вещи и т.д. Итогом таких действий может быть возбуждение уголовного дела. Поэтому, если вам в процессе досмотра подложили какие-то вещи или наркотики, вы обязательно должны записать в протоколе, что эти вещи вам не принадлежат. Вещи необходимо детально описать, но ни в коем случае не писать: «Наркотики мне не принадлежат». В том случае следующий вопрос милиционера будет «А откуда вы знаете, что это наркотики?» В таком случае тщетно будет пытаться объяснить ему, что способ упаковки героина или конопли показывают во всех криминальных сводках на каждом телеканале. Необходимо написать: «Небольшой сверток размером со спичечную коробку, предположительно целлофановый, мне не принадлежит».
2. Как уже говорилось, сотрудники милиции имеют право проводить досмотр без понятых при наличии достаточных данных о том, что гражданин имеет при себе оружие, боеприпасы, взрывные устройства и т.д. Степень «достаточности данных» о наличии запрещённых предметов трактуется милицией достаточно вольно и по собственному усмотрению. Поэтому необходимо помнить, что на месте, то есть без задержания с доставлением в отделение милиции, сотрудник милиции может только предложить вам лично предъявить для осмотра ваши личные вещи, находящиеся в карманах, содержимое портфелей и сумок; при этом он не должен касаться их руками. Нельзя выкладывать свои вещи в милицейской машине, документы показывайте только со своих рук, сразу же убирайте кошельки и бумажники после предъявления их содержимого. Если по каким-либо причинам вы не желаете демонстрировать сотруднику милиции содержимое своих карманов или сумки в отсутствии понятых, вы всегда вправе требовать проведения досмотра с соблюдением всех предусмотренных законом гарантий.
3. Иногда перед тем, как составить протокол, сотрудники милиции оставляют задержанного в кабинете или на неопределённый срок запирают в обезьяннике одного и уходят на некоторое время. Ни в коем случае в этот промежуток времени не прикасайтесь руками к окружающим вас предметам. На столе милиционера может лежать всё что угодно: гильзы, пакеты, бумаги. Потрогать их – значит оставить отпечатки пальцев. Так и фабрикуются улики.
4. Если при задержании вы почувствовали или заметили, что к вам в карман, сумку или кошелёк что-то подложили, ни в коем случае не дотрагивайтесь до этого предмета и не пытайтесь выбросить его. В любом случае для того, чтобы процессуально зафиксировать нахождение у вас запрещённых законом вещей (оружия, наркотиков и т.п.) и дать делу ход, досмотр необходимо провести с участием понятых. Перед процедурой досмотра сделайте заявление о том, что, по вашему предположению, сотрудники милиции подбросили вам не принадлежащую вам вещь, и потребуйте в присутствии понятых занести ваши слова в протокол. Пытаясь выбросить подброшенный предмет, вы рискуете оставить на нём отпечатки пальцев. В этом случае доказать, что предмет был подброшен, будет значительно сложнее.
5. Стоит сказать и о том, что снятие отпечатков пальцев при доставлении в отделение для установления личности или при ведении административного дела совершенно недопустимо.
Если вы будете соблюдать эти рекомендации, можно с большой долей вероятности утверждать, что через три часа вы окажетесь на свободе, потому что, во-первых, срок административного задержания составляет три часа, а во-вторых, потому что даже самому недалёкому и злобному милиционеру нет резона связываться с юридически грамотным человеком.

Применение сотрудниками милиции физической силы
Применение сотрудниками милиции к правонарушителю физической силы и специальных средств правомерно только в случае злостного неповиновения гражданина законным требованиям сотрудника милиции.
Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления.
Если применение в отношении вас силы и специальных средств имеет реальную перспективу, необходимо знать правила и пределы осуществления подобных действий сотрудниками милиции.
Применяя физическую силу и спецсредства, сотрудник милиции обязан:
• Предупредить правонарушителей о намерении применить против них указанные меры, предоставив им достаточно времени для выполнения его требований, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжелые последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке неуместно или невозможно;
• В зависимости от характера и степени общественной опасности правонарушения и лиц, его совершивших, силы оказываемого противодействия стремиться к тому, чтобы любой причинённый им ущерб был минимальным.
• Обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной медицинской помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников.
• Подать рапорт начальнику городского районного линейного органа и командиру строевого подразделения о случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечёт за собой ответственность, установленную законом. Поэтому, если к вам при задержании применили физическую силу, в протоколе это необходимо указать.

2

Могу к этому только добавить.
Держите у себя на всякий случай закон об ОРД.
(Оперативно-розыскной деятельности).
Хотя бы, чтобы знать, на что ты имеешь право, и на что - наши доблестные органы.
У нас никто ни от чего НЕ ЗАСТРАХОВАН.

Хотя, наше законодательство - это отдельная песня.

3

Я пока всё больше убеждаюсь, что гос-во всё больше соблюдает наши обязанности, а не права..)))

4

Так и есть...

5

Народ, а может и его (закон об ОРД) здесь выложите?

6

Можно и выложить,
но он немаленький....
(Модераторы, если что - режьте).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
(часть первая введена Федеральным законом от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.
Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.
(в ред. Федерального закона от 20.03.2001 N 26-ФЗ)
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:
проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующим Конституции РФ пункта 1 части первой статьи 6 см. определение Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 N 211-О.

1. Опрос.
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
2. Наведение справок.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав пунктом 3 части первой статьи 6 см. Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 N 304-О.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть девятая введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав подпунктом 1 пункта 2 части первой статьи 7 см. определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2005 N 198-О.

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующим Конституции РФ пункта 3 части первой статьи 7 см. определение Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 N 211-О.

3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:
1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующим Конституции РФ положений части второй статьи 8 см. определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 N 290-О.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ)
В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
(часть пятая введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ)
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.
Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.
По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.
Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.
В случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.
Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

Статья 10. Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.
Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 - 6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.
Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
Результаты оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, учитываются при решении вопроса об их допуске к указанным видам деятельности.

Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, представляются суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)

Глава III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
4. Федеральных органов государственной охраны.
(в ред. Федерального закона от 18.07.1997 N 101-ФЗ)
5. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
8. Федеральной службы исполнения наказаний.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
(п. 9 введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 9 части первой настоящей статьи.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
(часть пятая введена Федеральным законом от 21.07.1998 N 117-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При решении определенных настоящим Федеральным законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:
1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.
2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.
3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.
5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 15 см. Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 N 304-О.

1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
3. Использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.
4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
5. Создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят.
Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.
Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом.
При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга.
Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Глава IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.
Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.
При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.
Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается пенсия по инвалидности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются по одному основанию по выбору получателя.
(часть десятая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Глава V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.
(часть первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации.

Глава VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)

Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.
Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 22. Ведомственный контроль

Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 892; N 33, ст. 1912).
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести их нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » При задержании