о НАЗНАЧЕНИИ ИСКУССТВА - Тарковский, Кончаловский, Звягинцев -
Видеоинтервью Андрея Тарковского смотри здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=aedXnLpKBCw

АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ: (режиссёр фильма «Глянец» и др.) из статьи "Пещерный глянец" в Российской газете от 21 марта 2008 года:
http://www.rg.ru/2008/03/21/glanec.html

- Искусство ничего не меняет. Искусство может только на секунду развлечь, вызвать отрицательные или позитивные эмоции. Что изменил Данте? Что изменила «Божественная комедия» - великое произведение? Ничего. … Вообще искусство ни чему не должно научить. Я тоже когда-то думал, что искусство может на что-то повлиять, чему-то научить. Только ничему оно не учит. Человек живёт независимо от того, что он прочитал или посмотрел. … После Аушвица (фашистский концлагерь – НВ) – бессмысленно думать о том, что поэзия или красота могут спасти мир. … Человек каким был, таким и остался. К сожалению, для меня это не было так ясно, как сейчас: иллюзии европейского просвещения, которые мы все болели и болеем, - они не больше, чем иллюзии.
Человек в гораздо большей степени животное, чем мы думаем, чем мы хотим думать. Животным свойственны эгоизм, самосохранение и репродукция. Это главное, что определяет и человека тоже, а не только этический код или вера в добро, особенно поиск истины. Самая главная ошибка в христианстве – это идеализация истины. В Китае, в Индии даже понятия такого нет! Ни одна религия в мире, кроме христианства, не утверждает, что знает, где истина. Отсюда возникает этот самый либеральный комплекс: «Свобода, прогресс, человек рождён для добра». Это всё чепуха, которая не имеет отношения к реальности. Человек не рождён для добра. Человек рождён как животное, и любой хороший человек может стать животным в течение часа, ну пяти часов, если его поместить в тюрьму. Не обязательно делать его узником. Можно сделать его даже охраной.
...Я раньше снимал картины в надежде. Сейчас я делаю картину для того, чтобы сказать: она мне понравилась. Меня за это ненавидят. Это хорошо, значит, задело. Я не хочу, чтобы меня любили. Меня не за что любить. Как и всех, но особенно меня. Дети должны любить, а вот публика … Это наивно.
...Я делаю картину не для того, чтобы создать героя. Я делаю картину, где симпатичные и отвратительные люди просто делают своё дело. Они работают в тех сферах, где зарабатывают деньги. … Я вообще не люблю чистых людей. Их нет. Чистые люди – это карикатуры.
... Мы должны любить себя такими, какие мы есть, и не такими, какими мы должны быть. Мы не можем быть такими, какими мы должны.
Культуры – слишком сильная вещь, чтобы её можно было изменить культурной революцией, как при Мао Цзэдуне.
Мне близка идея, что европейская культура в своем антропоцентризму и преувеличении роли человека и его ценности перестала понимать, что такое человек. 
...Я не хочу быть объективным. Меня не интересует объективность. Её нет.
Могут сказать, что я наврал. Пускай! Это правда. Художник должен врать. Пикассо сказал: искусство – это ложь, которая помогает понять правду жизни.
Мне кажется, вы жертва гуманистический идей относительно роли искусство в культуре мировой. Искусство не играет никакой роли, кроме развлекательной. Иногда оно делает человека на пять минут лучше, но не более. Потом каждый возвращается в свой круг, надевает туфли, идёт куда-то.
Настоящие критики тоже к этому относятся достаточно цинично. Цинизм – это хорошая черта, которая, к сожалению, часто воспринимается как нечто дурное. Циники были великими философами. Они говорили, что человек так же плох, как и хорош. В человеке столько же скотства, сколько было всегда и будет всегда. Не должно быть иначе. Человек не может стать лучше».

АНДРЕЙ ЗВЯГИНЦЕВ: "человек должен понимать, что произведение искусства — это не истина, не совершенная форма, не идеальное высказывание. Это всего лишь служение делу размягчения сердец, в которые должна войти истина. Это обслуживание истины, как служение, как священство. Настоящее произведение искусства создает трещину в глади наших представлений о мире, о наших связях с людьми. Как молния, которая в краткий миг освещает все, что вокруг тебя. Тут же все снова погружается во тьму, но ты все-таки что-то увидел. Для того чтобы создать что-то подобное, нужна колоссальная сосредоточенность. "
(полностью интервью читай здесь: http://www.newtimes.ru/magazine/iss...article_393.htm

"Произведения искусства — всегда самопожертвование. Ведь цель искусства — помогать человеку чувствовать себя счастливым. ... Цель моего творчества не других переделать, а себя создать! ... Ведь творит художник не потому, что надеется быть понятым, а от неустроенности, преодолевая страдание, а вовсе не от душевного комфорта. Для него творчество — самоспасение! Именно потому истинное творчество бескорыстно. Таково назначение художника — превращать страдания в произведения искусства. Главная же цель — чистота души, постижение Истины и обретение покоя. ... В этом и заключается сложность жизни и её назначение: в нахождении компромисса духовного с телом, в определении приоритетов. Главное — преодолеть дурной задор суеты и разорванное, разодранное, замусоренное сознание современных людей. " из романа-быль "Странник"(мистерия)