~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » Миф №29: "Христианство всё заимствовало у язычества"


Миф №29: "Христианство всё заимствовало у язычества"

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Миф №29: "Христианство всё заимствовало у язычества"

..Во-первых, должен сообщить вам такой факт что о языческих мистериях как таковых о их содержании и их направленности мы имеем свидетельства достаточно поздние как не удивительно. В основном мы их получаем от писателей 3- 4 столетия нашей эры. О них говорят как наши христианские писатели, такие как Тертуллиан, Климент Александрийский, так и языческие, там Апулей, неоплатоник Порфирий и др. Поэтому сообщения, как видите, носят поздний характер. Это уже 3- 4 столетие, когда христианство достаточно широко распространилось по пределам Римской империи. И когда ясно, что значительная часть людей, уже слышала о христианстве, слышала проповедь его, было знакомо хотя бы отчасти с тем, что христиане называют таинствами, и отсюда сами понимаете, очень легко могли и чем-то воспользоваться.

Основной вопрос, который предшествует нашему рассмотрению таинств, следующий: Чем объяснить то сходство таинств и языческих мистерий, которое наблюдается. В частности, например, взгляд на воду как на очищение. Вы знаете, что в крещении христианском употребляется всегда вода. Мы это находим и в языческих различных ритуалах, когда вода рассматривалась как средство очищения, не физического, речь идет не о мытье, а именно очищении сакральном. И такие вот внешние вещи вызывали у людей вопрос, а лучше сказать мысль «не заимствовало ли христианство у язычников и сами свои таинства». Во-первых, я вам уже сказал, что-то, что мы знаем о мистериях это уже достаточно поздние уже известия. И относится к характеру и содержанию мистерий уже 3-4 века. И здесь заимствования обратного как раз порядка очень могли быть, т.е. воздействия христианства на языческую мысль. Между тем мы знаем совершенно определенно, что христианские таинства существуют с первого столетия, а не с 3-4 века. Причем как они существуют, т.е. как они проводились каково содержание учения связанного с таинствами, мы узнаем в первом столетии. Т.е христианские таинства, по крайней мере, на 2-3 столетия старше, чем те языческие мистерии, о которых сообщает нам историческая научная литература.

Должно отметить и другое. Наиболее распространенным культом в первые века существования христианства был культ Митры. Как правило, даже христианские таинства сближают с мистериями связанными с культом митры. Митраистскими мистериями или таинствами. По утверждению видного, имеющего огромную популярность на западе, германского историка Гарнака в течение первых двух столетий митраизм был совершенно не известен. Во всей передней Азии культурным народам Европы. Он писал: «Вся область эллинизма была закрыта для культа митры Греция, Македония, Фракия, Вифиния, провинция Тирия, Палестина, Египет совершенно не знали культа митры». Это очень серьезный существенный факт. Поэтому попытка сопоставления христианских таинств и культа митры приобретает обратный характер. Т.е. что не палестинские христиане заимствовали у митраистов, а напротив митраисты заимствовали у христиан очень многие вещи. Об этом говорят и другие факты в частности известный факт из истории связанной с императором Юлианом Отступником, который, как вы знаете, пытался возродить язычество. Язычество падало. Ну, еще бы 4- е столетие. Он видит, как разрушается все то, о чем он мечтал. И вот он предпринял попытку чтобы воскресить язычество именно таким путем чтобы противопоставить с христианскими крещением и евхаристией т.н. митраистские тавроболии. Это существенная часть культа митры связанная с приношением быков и т.д. Но вы знаете, чем закончились его деяния. Сам он погиб и все что он замышлял, все разрушилось. Блаж. Августин приводит очень любопытное высказывание одного фригийского жреца: «И сам митра христианин». Это конечно как говорит проф. Страхов: «В этом возгласе звучит последняя отчаянная надежда на соглашение с тогда уже почти господствовавшим христианством». Это что касается возможных внешних совпадений, кстати очень не существенных. Но при этом надо обратить внимание на другое и действительно важное, что христианские таинства по существу отличались от тех мистерий которые были известны древнему миру. Что из себя представляли мистерии по существу? Это были определенные ритуалы, совершение которых (ритуалов) само по себе должно было дать человеку мистические силы и сделать его если хотите господином и владыкой тех духов которые окружают человека. Почему и до сих пор термин «магия» не только по характеру того, что делалось, но и по самой идее. Все магические действия рассчитаны на то, что вслед за совершением этих действий человеку самому как таковому даются определенный силы независимо от состояния человека . Речь идет не о степени его религиозности и не религиозности Часто, правда не всегда, нравственное состояние человека не имело значения. Главное было правильно совершить эти мистериальные культовые действия. В христианстве по существу другой взгляд, ибо оно смотрит на совершение таинств не как на действии, которые сами по себе дают человеку какие либо силы.

«Христианство смотрит на таинства не как на действия, которые дают человеку сами по себе сипу или какую-либо благодать нет, нет, а как на определенное действие Бога на человека посредством вот этих действий, такое действие Бога на человека, которое прямо зависит от духовного состояния человека. Таинство может быть бесплодным или вредным, если человек не имеет соответствующего духовного устроения. Бесплодным! Более того, может быть даже вредным.

    Апостол Павел пишет о том что     “если кто ест или пьет недостойно - говоря о евхаристии, о причащении, то что он делает?- суд себе яст и пиет”(1Кор.11.29). То есть не только никаких сил, не только приобщения к благодати, не только единения с Богом не получает человек, а напротив подлежит осуждению, более того! Он продолжает: «оттого,- по этой причине, - многие из вас болеют и умирают (1 Кор.11.30)...

    Кстати отцы диаконы имейте в виду, что надо читать: «Умирают», а не «спят довольны», а то будет Великий Четверг и опять прочтете «спят довольны». Умирают. Нужно вспомнить, как сами христиане первых веков относились к языч. мистериям. Отношение было резко отрицательное. О, если бы христиане заимствовали оттуда свои таинства. Какое было бы отношение. А тут резкое неприятие. Рассматривали эти мистерии как нечто мистически грязное. Даже один из наших апологетов Климент Александрийский производит слово мистерии не от «мистерио», а от «мисос» (греч.) «гнусность». Ясно, что филологически тут некоторая натяжка, но понятны импульсы, откуда это идет. Это характеризует отношение христиан к этим языческим явлениям. Вот эти вещи я думаю надо иметь ввиду и еще один момент, который связан с этим это само отношение к слову тайна. Действительно языческие мистерии были сопряжены с великой тайной. Туда допускались только люди особо посвященные. Профаны туда не только не допускались, они не могли их знать, что там происходит. Резкое деление на посвященных и профанов. В христианстве мы видим другое. Людям напротив объясняется не только вера христианская, а объясняется то, что людям нужно креститься, что это значит принять крещение и т.п. Затем уже объяснялось, что значит причащение. Наши таинства называются таинствами не потому, что совершаются, закрыто от всех. Напротив, пожалуйста, смотрите! А в том смысл, что здесь незримо для наших органов чувств подается человеку, имеющему правильное духовное устроение таинственно Дар Божий.  Благодать Божия, которая помогает ему в его жизни духовной и телесной. Таинства это Дар Божий подаваемый человеку туне, даром. Оказывается что само понимание «тайны» имеет совершенно разный смысл там и здесь. И вот теперь, нужно сказать, как же христианство учит о конкретных свои таинствах, что они значат. Еще раз хочу вам сказать, что таинства это есть действительно дары Божии человеку, те дары, которые подаются не просто так, не в силу совершенного «правильно» действия, как об этом позднее стала учить католическая церковь, чего древняя церковь совершенно не знала. Когда было провозглашено что таинство действительно и действенно в силу правильно совершенного действия. Нет, нет, совсем нет. Св. отцы учат о другом...

2

Иван укажи пожалуйста источник.

3

Яромир написал(а):

источник

Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии. Родился: 31 марта 1938 года. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. С 1965 года преподаватель основного богословия в Московской Духовной Академии. В 1985 году присвоена ученая степень доктора богословия.

4

Благодарю.

5

Незачто. Будь здоров, Брат. :)

6

На самом деле, ни в одной языческой мифологии, воскресающий бог не умирал добровольно. Озирис был обманом заколочен в ящик (и не совсем воскрес, а в одом из вариантов мифа - стал судией Царства Мертвых). Кто-то был оскоплен, и умер от потери крови. Кого-то разрывают на части. Кого-то убивают в бою. Никто из языческих богов не умирал по своей воле ради какой-то великой Цели. Вот вам и главное отличие между богами язычества и Христом.

Пресловутые параллели между Христом и божествами древнего мира, между христианами и дохритистианскими религиями давно изучены и опровергнуты. Например, отличная подборка опровержений выложена здесь (к сожалению, на английском языке). Я бы также рекомендовал Вам ознакомиться с этой статьей Рональда Нэша (на русском языке).

Опровергать все выдумки авторов фильма — напрасная трата времени. Возьмем для примера одного из названных в фильме богов, Диониса, и посмотрим, насколько авторы исказили информацию о нем в своих целях:

    (1) С именем Диониса не ассоциируется никакая дата. Основные празнества в честь Диониса (т. н. Великие Дионисии) проходили в марте-апреле.

    (2) Дионис не был рожден от девы. Напротив, по основному мифу, Дионис был зачат Зевсом от смертной женщины по имени Семела, после гибели которой Зевс выносил недоношенного младенца, зашив его в свое бедро.

    (3) Чудеса творили ВСЕ выдуманные человеком божества. Поскольку Дионис считался богом виноделия, критики ищут сходства между мифами о нем и евангельским рассказом о превращении воды в вино, однако все сходства поверхностны и условны.

    (4) Дионис никогда не воскресал, потому что никогда не умирал. В альтернативной версии мифа есть рассказ о том, что Дионис (Загрей) был зачат Зевсом от Персефоны. Титаны-заговорщики убили ребенка, но его сердце осталось целым. Зевс либо проглотил это сердце, после чего зачал Диониса вновь от Семелы, либо измельчил сердце в порошок и дал выпить Семеле, от чего опять же родился Дионис. Так или иначе, на воскресение Христа это не похоже ничуть.

С другой стороны, образ Диониса в древней мифологии связывался с безумием, насилием, безудержным разгулом страстей и инстинктов, что бесконечно далеко от целомудренного и строгого учения Христа.

Важно иметь в виду, что жизни абсолютно разных людей иногда обнаруживают черты удивительного сходства. Например, два американских президента, Линкольн и Кеннеди:

    * Линкольн был избран в Конгресс США в 1846 году, Кеннеди — в 1946.
    * Линкольн стал президентом в 1860 году, Кеннеди — в 1960.
    * В обеих фамилиях по семь букв.
    * Оба были застрелены в пятницу.
    * Полные имена обоих убийц состояли из 15 букв.
    * Оба убийцы были убиты до начала суда.
    * Преемники обоих президентов носили фамилию Джонсон.

Учитывая количество и вероятность подобных совпадений критики должны прийти к выводу, что Кеннеди и Линкольн — один и тот же человек, или что Кеннеди — мифический персонаж, выдуманный на основе фактов жизни Линкольна.

Дьякон Дмитрий Розет. Центр Апологетических Исследований.

Отредактировано MaxFed (2008-03-29 11:00:30)

7

Иван написал(а):

Миф №29: "Христианство всё заимствовало у язычества"

Странная постановка вопроса. Интересно, кто, кроме самого автора, утверждал что-нибудь такое?

Да, идея хтонического бога была известна задолго до христианства, да, поздний эллинизм приписал Христу те черты, которые былиприсущи Сократу. Да, РПЦ приватизировала некоторые обряды и праздники, а так же культ святых, связанные с годичным с/х циклом.
Но это вовсе не ВСЕ.
Кроме этого, есть еще и символ веры, и догматы, и церковная иерархия, и литургия, и....

Вобщем, "Христианство всё заимствовало у язычества" - это действительно миф, причем миф выдуманный самим автором.

Жм. р.,

Зар.

8

Заречный написал(а):

Странная постановка вопроса. Интересно, кто, кроме самого автора, утверждал что-нибудь такое?

Алесий в одной из тем написал: "На сколько я слышал, культ Митры был на пару тыщь лет раньше рождения христа. И митраизм почти полностью положен в основу христианства."  Вот я и обобщил до язычества вообще.

Заречный написал(а):

РПЦ приватизировала некоторые обряды

Да? Интересно, какие? Крещение? Нет. Евхаристию? Нет Какие, Лёнь? :)

Заречный написал(а):

праздники

Ой ли? И где же в язычестве были праздники Сретения? Пасхи? Успения Богородицы? И т.д.?))

Заречный написал(а):

а так же культ святых, связанные с годичным с/х циклом

Да нет же.. Просто заменило языческие на свои.

Заречный написал(а):

Кроме этого, есть еще и символ веры, и догматы, и церковная иерархия, и литургия, и....

Именно. Есть. Чего не встречается в язычестве. Поэтому тезис о том, что "Христианство всё заимствовало у язычества" является мифом.

Заречный написал(а):

это действительно миф, причем миф выдуманный самим автором

Не автором, как я уже пояснил выше. Спросил - я ответил, что христианство ничего не заимствовало у язычества.

9

Иван написал(а):

Алесий в одной из тем написал: "На сколько я слышал, культ Митры был на пару тыщь лет раньше рождения христа. И митраизм почти полностью положен в основу христианства."  Вот я и обобщил до язычества вообще.

Чепуха. Культ Митры, (как и Адониса, и Геры, и др.) действительно был положен в основу. Но вот кроме этого были еще и иудейские апокрифы, и стоицизм, и неоплатонизм. Так что и утверждение Алесия, и твое обобщение (особенно последнее) в корне неверны.

Иван написал(а):

Да? Интересно, какие? Крещение? Нет. Евхаристию? Нет Какие, Лёнь?

Например, освящение плодов (яблочный и медовый Спасы), Масленница как сорок дней перед Пасхой, День Купалы (названный Иваном), культ святых-покровителей с/х работ: Петра и Павла, святые Власий, Конон,

Иван написал(а):

Ой ли? И где же в язычестве были праздники Сретения? Пасхи? Успения Богородицы? И т.д.?))

Сретенье - Велесов день, середина Зимы. Успенье - Овсень, Пасха - Красная Горка, середина Весны, именно воскресение Христово отождествляется с расцветом Природы. Будь там какой-нибудь другой праздник - он вряд ли бы прижился в народе.

Иван написал(а):

Да нет же.. Просто заменило языческие на свои.

Ну да, именно заменило. Просто немного заменило идеологию.

Иван написал(а):

Чего не встречается в язычестве.

Совершенно верно. Дело в том, что у язычников нет и не могло быть ни Никейских, ни каких-нибудь других соборов, где решали бы установить единый порядок почитания, скажем, Велеса, ни особой церковной администрации, ведавшей сбором десятины, устройством храмов, школ, выпуском книг, преследованием инакомыслящих, дискредитацией оппонентов, пропагандой и т.д.

Вобщем,
а) заимствования были
б) заимствования были переработаны достаточно глубоко, чтобы, с одной сторны, не нарушать привычного для крестьян с/х цикла, с другой - не выглядели бы слишком язычески.

10

Заречный написал(а):

Культ Митры, (как и Адониса, и Геры, и др.) действительно был положен в основу. Но вот кроме этого были еще и иудейские апокрифы, и стоицизм, и неоплатонизм.

Хотелось бы увидеть аргументацию. Просто так же заявить можно то угодно.

Заречный написал(а):

Например, освящение плодов (яблочный и медовый Спасы), Масленница как сорок дней перед Пасхой, День Купалы (названный Иваном), культ святых-покровителей с/х работ: Петра и Павла, святые Власий, Конон,

И в чём тут заимствование?

Заречный написал(а):

Сретенье - Велесов день, середина Зимы. Успенье - Овсень, Пасха - Красная Горка, середина Весны

С чего ты взял это? :)

Заречный написал(а):

Дело в том, что у язычников нет и не могло быть ни Никейских, ни каких-нибудь других соборов, где решали бы

Совршенно верно. Там каждый сам себе религию строит, как именно ему угодно.

Заречный написал(а):

Вобщем,
а) заимствования были
б) заимствования были переработаны достаточно глубоко, чтобы, с одной сторны, не нарушать привычного для крестьян с/х цикла, с другой - не выглядели бы слишком язычески.

Да не было заимствований. Хотя бы по той причине, что христианству было противно в себя впитывать язычество. Это противоречит учению Христа. Быть может это несколько не верное слово. Не заимствование, а преосмысление, скорее.

11

Заречный написал(а):

Например, освящение плодов (яблочный и медовый Спасы),

если мне не изменяет память, это было и в Ветхозаветные времена...

Заречный написал(а):

Масленница как сорок дней перед Пасхой

Так праздник-то не церковный)

Заречный написал(а):

День Купалы (названный Иваном)

Церковь не благославляет даже светскую реконструкцию этого праздника, а Иваном егот народ назвал.

Заречный написал(а):

культ святых-покровителей с/х работ: Петра и Павла, святые Власий, Конон,

Иван, вообще-то, уже писал об этом.

Заречный написал(а):

Будь там какой-нибудь другой праздник - он вряд ли бы прижился в народе.

Сам себе и ответил)

Заречный написал(а):

а) заимствования были

Пока не увидел ни одного)

12

Сазаки написал(а):

если мне не изменяет память, это было и в Ветхозаветные времена...

Ничего общего.

Сазаки написал(а):

Так праздник-то не церковный)

В том-то и дело. Масленница празднуется неофициально, НО именно как начало поста, а не Весеннее Равноденствие

Иван написал(а):

И в чём тут заимствование?

В датах и смысле.

Сазаки написал(а):

Пока не увидел ни одного)

Ну да. До 988 вообще ни одного праздника, типа, не было, а вот как пришло, так и началось...

13

Заречный написал(а):

В датах и смысле.

Так это не заимствовние, а именно переосмысление. Заимствование - это когда просо берут и присваивают себе, воровство то ест. Здесь же просто  вэто же ремя отмечают СВОЁ, а не чужое. Со своим пониманием, своим смыслом.

Заречный написал(а):

До 988 вообще ни одного праздника, типа, не было, а вот как пришло, так и началось...

Были. Просто смысл разный вкладывали язычники и вкладывают нынче христиане.


Вы здесь » ~ С Л А В А ~ ФОРУМ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ~ » -БЕСЕДКА- » Миф №29: "Христианство всё заимствовало у язычества"