Миф №29: "Христианство всё заимствовало у язычества"
..Во-первых, должен сообщить вам такой факт что о языческих мистериях как таковых о их содержании и их направленности мы имеем свидетельства достаточно поздние как не удивительно. В основном мы их получаем от писателей 3- 4 столетия нашей эры. О них говорят как наши христианские писатели, такие как Тертуллиан, Климент Александрийский, так и языческие, там Апулей, неоплатоник Порфирий и др. Поэтому сообщения, как видите, носят поздний характер. Это уже 3- 4 столетие, когда христианство достаточно широко распространилось по пределам Римской империи. И когда ясно, что значительная часть людей, уже слышала о христианстве, слышала проповедь его, было знакомо хотя бы отчасти с тем, что христиане называют таинствами, и отсюда сами понимаете, очень легко могли и чем-то воспользоваться.
Основной вопрос, который предшествует нашему рассмотрению таинств, следующий: Чем объяснить то сходство таинств и языческих мистерий, которое наблюдается. В частности, например, взгляд на воду как на очищение. Вы знаете, что в крещении христианском употребляется всегда вода. Мы это находим и в языческих различных ритуалах, когда вода рассматривалась как средство очищения, не физического, речь идет не о мытье, а именно очищении сакральном. И такие вот внешние вещи вызывали у людей вопрос, а лучше сказать мысль «не заимствовало ли христианство у язычников и сами свои таинства». Во-первых, я вам уже сказал, что-то, что мы знаем о мистериях это уже достаточно поздние уже известия. И относится к характеру и содержанию мистерий уже 3-4 века. И здесь заимствования обратного как раз порядка очень могли быть, т.е. воздействия христианства на языческую мысль. Между тем мы знаем совершенно определенно, что христианские таинства существуют с первого столетия, а не с 3-4 века. Причем как они существуют, т.е. как они проводились каково содержание учения связанного с таинствами, мы узнаем в первом столетии. Т.е христианские таинства, по крайней мере, на 2-3 столетия старше, чем те языческие мистерии, о которых сообщает нам историческая научная литература.
Должно отметить и другое. Наиболее распространенным культом в первые века существования христианства был культ Митры. Как правило, даже христианские таинства сближают с мистериями связанными с культом митры. Митраистскими мистериями или таинствами. По утверждению видного, имеющего огромную популярность на западе, германского историка Гарнака в течение первых двух столетий митраизм был совершенно не известен. Во всей передней Азии культурным народам Европы. Он писал: «Вся область эллинизма была закрыта для культа митры Греция, Македония, Фракия, Вифиния, провинция Тирия, Палестина, Египет совершенно не знали культа митры». Это очень серьезный существенный факт. Поэтому попытка сопоставления христианских таинств и культа митры приобретает обратный характер. Т.е. что не палестинские христиане заимствовали у митраистов, а напротив митраисты заимствовали у христиан очень многие вещи. Об этом говорят и другие факты в частности известный факт из истории связанной с императором Юлианом Отступником, который, как вы знаете, пытался возродить язычество. Язычество падало. Ну, еще бы 4- е столетие. Он видит, как разрушается все то, о чем он мечтал. И вот он предпринял попытку чтобы воскресить язычество именно таким путем чтобы противопоставить с христианскими крещением и евхаристией т.н. митраистские тавроболии. Это существенная часть культа митры связанная с приношением быков и т.д. Но вы знаете, чем закончились его деяния. Сам он погиб и все что он замышлял, все разрушилось. Блаж. Августин приводит очень любопытное высказывание одного фригийского жреца: «И сам митра христианин». Это конечно как говорит проф. Страхов: «В этом возгласе звучит последняя отчаянная надежда на соглашение с тогда уже почти господствовавшим христианством». Это что касается возможных внешних совпадений, кстати очень не существенных. Но при этом надо обратить внимание на другое и действительно важное, что христианские таинства по существу отличались от тех мистерий которые были известны древнему миру. Что из себя представляли мистерии по существу? Это были определенные ритуалы, совершение которых (ритуалов) само по себе должно было дать человеку мистические силы и сделать его если хотите господином и владыкой тех духов которые окружают человека. Почему и до сих пор термин «магия» не только по характеру того, что делалось, но и по самой идее. Все магические действия рассчитаны на то, что вслед за совершением этих действий человеку самому как таковому даются определенный силы независимо от состояния человека . Речь идет не о степени его религиозности и не религиозности Часто, правда не всегда, нравственное состояние человека не имело значения. Главное было правильно совершить эти мистериальные культовые действия. В христианстве по существу другой взгляд, ибо оно смотрит на совершение таинств не как на действии, которые сами по себе дают человеку какие либо силы.
«Христианство смотрит на таинства не как на действия, которые дают человеку сами по себе сипу или какую-либо благодать нет, нет, а как на определенное действие Бога на человека посредством вот этих действий, такое действие Бога на человека, которое прямо зависит от духовного состояния человека. Таинство может быть бесплодным или вредным, если человек не имеет соответствующего духовного устроения. Бесплодным! Более того, может быть даже вредным.
Апостол Павел пишет о том что “если кто ест или пьет недостойно - говоря о евхаристии, о причащении, то что он делает?- суд себе яст и пиет”(1Кор.11.29). То есть не только никаких сил, не только приобщения к благодати, не только единения с Богом не получает человек, а напротив подлежит осуждению, более того! Он продолжает: «оттого,- по этой причине, - многие из вас болеют и умирают (1 Кор.11.30)...
Кстати отцы диаконы имейте в виду, что надо читать: «Умирают», а не «спят довольны», а то будет Великий Четверг и опять прочтете «спят довольны». Умирают. Нужно вспомнить, как сами христиане первых веков относились к языч. мистериям. Отношение было резко отрицательное. О, если бы христиане заимствовали оттуда свои таинства. Какое было бы отношение. А тут резкое неприятие. Рассматривали эти мистерии как нечто мистически грязное. Даже один из наших апологетов Климент Александрийский производит слово мистерии не от «мистерио», а от «мисос» (греч.) «гнусность». Ясно, что филологически тут некоторая натяжка, но понятны импульсы, откуда это идет. Это характеризует отношение христиан к этим языческим явлениям. Вот эти вещи я думаю надо иметь ввиду и еще один момент, который связан с этим это само отношение к слову тайна. Действительно языческие мистерии были сопряжены с великой тайной. Туда допускались только люди особо посвященные. Профаны туда не только не допускались, они не могли их знать, что там происходит. Резкое деление на посвященных и профанов. В христианстве мы видим другое. Людям напротив объясняется не только вера христианская, а объясняется то, что людям нужно креститься, что это значит принять крещение и т.п. Затем уже объяснялось, что значит причащение. Наши таинства называются таинствами не потому, что совершаются, закрыто от всех. Напротив, пожалуйста, смотрите! А в том смысл, что здесь незримо для наших органов чувств подается человеку, имеющему правильное духовное устроение таинственно Дар Божий. Благодать Божия, которая помогает ему в его жизни духовной и телесной. Таинства это Дар Божий подаваемый человеку туне, даром. Оказывается что само понимание «тайны» имеет совершенно разный смысл там и здесь. И вот теперь, нужно сказать, как же христианство учит о конкретных свои таинствах, что они значат. Еще раз хочу вам сказать, что таинства это есть действительно дары Божии человеку, те дары, которые подаются не просто так, не в силу совершенного «правильно» действия, как об этом позднее стала учить католическая церковь, чего древняя церковь совершенно не знала. Когда было провозглашено что таинство действительно и действенно в силу правильно совершенного действия. Нет, нет, совсем нет. Св. отцы учат о другом...