Вот надо мной все смеются, когда я говорю, что рок - всеохватное направление в искусстве (музыка, литература, арт, кино и т.д.)
На самом деле общая суть рока проста (хотя все гораздо сложнее, но если оставить "суть", получится так): рок - это искусство о Системе и месте Человека в ней. Человек и Система. Изучение Системы, способы ей противодействовать или напротив менять. Изучение Человека, его машстаба, скрытых возможностей, значения. И соотнесение этих двух элементов. (Еще раз говорю, это упрощенно - на самом деле у рок-культуры много и других, менее глобальных особенностей). Рок вобрал в себя элементы романтизма, критического реализма, модернизма и экзистенциализма.
Отсюда можно сделать следующий вывод: рок бывает 2 основных типов - социальный и метафизический.
В основе социального рока - Человека и Общество, в основе метафизического рока - Человек и Бог (в широком смысле).
А всего, получается, рок-культура имеет 4 поднаправления-полюса, все остальные же поднаправления и авторы вне направлений определяются своим положением между этими полюсами.
1. Социальный рок.
2. Панк.
3. Метафизический рок.
4. Металл.
Социальный рок - основан на идее гуманизма, речь идет не об уничтожении Системы, а о ее гуманизации, антропоцентричности. К наиболее четким представителям этого рока я бы на Западе отнес Пинк Флойд и Кена Кизи, в России - Юрия Шевчука и многих "питерских". Близок к этой группе и Виктор Цой.
Панк - основан на идее анархизма и нигилизма. Задача - полное разрушение Системы, освобождение человека от всего и вся. "Чистый" панк - явление распространенное, но в основном среди графоманов. Обычно в панк-культуру проникает метафизика, и с этой поправкой к панку на Западе я бы отнес Курта Кобейна (гранж вообще часто отождествляют с панком) и Чака Паланика, в России - Егора Летова (правда, с очень сильной поправкой на метафизику). А вот "колхозный панк" Юра Хой сюда не попадает - он вообще вне направлений.
Метафизический рок - основан на идее, что земные тираны - это только ставленники неземных тиранов. Свергнуть диктатора, кем бы он ни был - это не больше, чем "убить мента". Нормальный метафизический рок подразумевает, что тираны имеют инфернальную природу. В России я бы отнес сюда Илью Кормильцева (и поэзия, и проза) и Янку Дягилеву (как панк она выступает всего в нескольких песнях).
Металл - то же самое, что и метафизический рок, но только в качестве неземного тирана воспринимается Бог, а не Дьявол. Сатана, по металлу, или бесстрашный диссидент, или ставленник жестого и продажного Господа. В России есть уникальный опыт "металла в прозе" - это "Многорукий Бог Далайна" и другие произведения Святослава Логинова. Отчасти можно считать металлом прозу Юрия Мамлеева, особенно "Шатуны".
(еще раз поясняю для желающих наехать - это полюса, а полюса в чистом виде почти никогда не дают ничего хорошего, и даже названные авторы стоят не на самих полюсах, а просто достаточно близко к ним)
Да, Мамлеев, писатель вроде как "старой гвардии"... В том-то и дело, что в России рок-культура (пускай она так и не называлась) зародилась еще в 1950-60-е годы, одновременно с западной! И здесь мы выходим к феномену "русского метафизического реалзима". Это направление оказывается очень близко к поэзии Кормильцева, Летова и Дягилевой по тематике. Сюда попадают такие авторы, как Шаргунов или Ольга Славникова. Ох, посмеялись бы они надо мной, если бы я им сказал, что они тоже состоят в рок-культуре... Но - так и есть.
А что такое, собственно, метафизический реализм? От критического реализма он отличается тем, что помимо описания и критики самой действительности, метафизический реалист проникает и в ее внутренние, неземные законы. Причем речь идет о соединении материализма с идеализмом. При помощи чего едет автомобиль - колес или двигателя? То же самое и с метафизическим реализмом: противоречие между идеализмом и материализмом - так же нелепы, как и между двигателем и колесами.
И в этом смысле Мамлеев полностью укладывается в указанную выше схему: Человек и Система.
Здесь же, в метафизическом реализме, определяю свое место и я сам. Но, как всегда, имею другой взгляд на то, "как надо".
А к предтечам рока в других направлениях я бы отнес: Кафку, антиутопистов (Замятин, Хаксли, Оруэлл), Владимира Набокова (особенно "Лолита"), а также, прошу не удивляться, Марину Цветаеву - некоторые ее поэмы (особенно "Крысолов" и "Поэма Лестницы") удивительно близки по своей философии к року.
И еще: если на Западе многие авторы целенаправленно отказывались от эстетики, и читатель буквально тонул в морях экскрементов, рвоты и спермы, то в России такое невозможно. Почему? Очень просто - русский язык более эмоционален, чем английский. Поэтому на английском возможно описывать дерьмо на 10 станицах так, чтобы это было не омерзительно, а на русском - нет. Я это ощутил, когда переводил стихи Курта Кобейна - на русском это звучит омерзительно, а на английском даже красиво. Поэтому русская литература просто ОБРЕЧЕНА сохранять эстетизм, что бы ни происходило с процессом. Только авторы 1960-х этого еще не понимали, в отличие от наиболее талантливых авторов 1980-х и позже