Я бы просто дал ссылку на эту статью, но ресурс, на котором она была помещена, в данное время уже не существует. Поэтому помещаю ее здесь.
Скажу сразу - ее автора во многих местах заносит, и кое в чем я с ним сам не согласен. Тем не менее общий смысл поддерживаю, а потому статью размещаю As Is.
И еще одно примечание. По тексту часто встречаются цитаты, с которыми автор полемизирует. Если не указано иное, то это выдержки из статей известной в рунете ведьмы Daene Sidhe, на сайте которой первоначально данный текст и был размещен.
Христианство считает историю прямой линией, путём, который имеет свое начало, свой смысл, свою цель. Язычество (не неоязычество, а классическое, древнее) считает историю кругом, движением по орбите, бесконечным, циклическим повторением уже бывшего.
Читая тексты неоязычников, начинаешь понимать, что ошибаются и те и другие. История действительно повторяется, но повторяется только два раза – один раз как трагедия, второй раз как фарс.
Сейчас время фарса. Трагедия была во II-III вв. от Р.Х. Тогда преследуемым, загнанным в катакомбы христианам приходилось отбиваться от критики и насмешек блестящих умов того времени, стоящих на вершине тысячелетней великой античной культуры. Как отбились? Как победили? Смешно сказать, но видимо с Божьей помощью. Не своими же силами. Какой к черту философ Татиан Ассириец рядом с божественным Плотином? Однако переспорили-таки христиане. Прошло 1800 лет...
И вот, стоя на вершине двухтысячелетней великой христианской культуры, современным христианам приходится отбиваться от доморощенных неоязычников-мичуринцев. Хотя не так. Среди многочисленных вызовов нашего времени, на которые христианство не может дать адекватный ответ, неоязычество настолько незначительно, что церковная публицистика его почти не замечает. Фарс, да и только. Фарс и то, что мне сытому, ленивому, сидящему в мягком кресле с чашкой чая у компьютера приходится изображать из себя христианского апологета, большинство из которых приняло мученическую кончину от язычества. (Язычники первых веков н.э. почему-то несмотря на гигантское интеллектуальное превосходство предпочитали дискуссии меч палача). И защищать христианство приходится от (судя по текстам) очень приятных мне людей, с которыми, чем обмениваться скучными писаниями, я бы лучше дружески поспорил за пивом, например. И то, что они (неоязычники) с таким сарказмом обличают, чаще всего христианством не является. И неоязычество у них какое-то странное, оно как бы есть и в то же время его как бы нет. И ...
Впрочем: "Языческие праздники сопровождаются весёлыми играми... где богов юморно подкалывают..." ("Языческое мировоззрение"). Раз уж полез в "весёлые игры", надо принимать их правила.
Итак, что современные христиане думают о неоязычестве? Как было сказано выше, практически ничего. Не до того. Есть проблемы поважнее. Тем более христиане считают, что о язычестве ими все сказано в первых веках от Р.Х. Резюме – формула апостола Павла "Служение твари вместо Творца".
Но это относится к язычеству античному. Поэтому, поскольку современное христианство о неоязычестве молчит, а неоязычество, напротив, очень интенсивно высказывается о христианстве, будет логично попытаться ответить на обвинения неоязычников. Надо сказать, спектр обвинений очень широк. И иногда диалектичен прямо по Гегелю. Например, христиан обвиняют с одной стороны в слабости, инертности, безынициативности, тупой покорности (тезис), а с другой стороны, в агрессивности, воинственности, стремлении к власти над всем вокруг (антитезис). Или ещё, церковники призываются к ответу за проповедь аскетизма, унылой и строгой моногамии (тезис) и они же проклинаются за распространение "чумы XX века" СПИДа (антитезис). Вся эта диалектика в рамках одной статьи, заметьте. При этом всегда подчёркивается логичность и разумность язычества в противовес иррационализму (в тексте "шизофрении") христианства. Кроме обвинений христианства в неоязыческих текстах создаётся опредёленный образ политеистических обществ, с которым монотеисты да и просто интересующиеся историей люди могли бы поспорить.
Например, терпимость и гуманизм язычников contra жестокость и кровожадность монотеистов. Тут надо разделять вопросы религии и истории. Язычникам глупо было бы не признавать богов чужих народов. Раз они изначально признали, что богов множество (в Индии, говорят, три миллиона), то какая разница – десятком богов больше или меньше? Если бог есть у каждой горы или ручья, то почему горам и ручьям соседней страны не иметь своих богов? Не так у христиан. Ну верят они "... во единого Бога Отца Вседержителя", а в Макошь , Кереметь и богиню Аматерасу Омиками не верят. В само существование их не верят. Обвинять их в нетерпимости так же глупо, как обвинять в нетерпимости людей, верящих, что дважды два четыре, за то , что они не верят что дважды два семь, тридцать три и т.д. Так же некорректна в этом свете любая критика христианского Бога ("Моно бога") со стороны неоязычников. Христиане своего Бога не "конструируют" подобно политеистам (и не вырезают из полена). Христианам самим в нём (в Боге) может многое не нравиться. Но тут никуда не денешься, он есть такой, какой есть (один из переводов имени Яхве так и звучит: "Я есть то, что есть"). Но это вопросы веры.
Дальше идут вопросы истории. Если язычники терпимы по отношению к другим богам, значит, они терпимы и к другим людям, и следовательно, языческие цивилизации представляли собой апофеоз человеколюбия. "Часто приходится слышать такие выкладки многовековой пропаганды: "... язычники... приносили человеческие жертвы...". На просьбу привести: 1) факты, 2) источник, 3) ссылки, 4) взвешенную аргументацию в доказательство подобных наездов – внятного и аргументированного ответа ещё никто не слышал" ("Жертвоприношения в монотеизмах"). Спорить с этим как-то неудобно, но поскольку 70 % аргументации неоязычников носит подобный характер, придётся. Даже не беря такие жизнерадостные языческие цивилизации как государство Ацтеков, Финикия, Карфаген, где ритуальное человекоубийство было поставлено на промышленную основу, буквально на конвейер, обратимся к светлой и гармоничной древней Греции. Читали мифы в пересказе Куна? В каждой советской интеллигентной семье должны были быть. Если мало Куна, то вот еще вам факты, источники, ссылки: "Человеческие жертвы приносились Зевсу Ксению на Кипре (Ovid. Met. X 220-237), Артемиде (например "Ифигения в Авлиде" Еврипида), Артемиде в Таврополе, по свидетельству Климента Александрийского (Protr. III 42 ) Дионису в Орхомене (Porphyr. De abst. II 55 ) и обожествленному фиванскому царевичу Палемону (Tzetz. Lycophr. 229) Дионису Оместу принес в жертву людей Фемистокл перед Саламинским сражением (Plut. Pelop. 21) Пленные приносились в жертву спутнице Ареса Энио (Ammian. Mark. 27, 4) Человеческие жертвы приносились Пелею (Clem. Alex. Protr. III 42) и ему же вместе с Хироном в Пеллене (Cyrill. C. Jul. IV 128) Ахиллесу была принесена в жертву Поликсена (Eur. Hec., Ovid. Met. XIII 440-482; Sen. Tro. 177-373, 1121-1174). Патроклу Ахилл принес в жертву двенадцать троянских юношей. (Ил. XXIII 183)." А. Ф. Лосев "Античная мифология в её историческом развитии".
Уф... Не могу больше. Кстати, обратите внимание, что почти все авторы вышеизложенных факторов честноязычники, т. е. их (факты) не спишешь на позднюю христианскую клевету. Особая история со славянским язычеством. Тут человеческие жертвоприношения действительно довольно редки. Но онибыли! Читайте "Повесть временных лет" Нестора летописца. Например, историю о первомученниках Федоре и сыне его Иоанне. Правда, неоязычники могут возразить, что эти тексты сфабрикованы христианами. Однако глупо отрицать, что никаких других исторических источников, кроме христианских летописей, на этот период не существует. Тут монотеистов подстерегает ещё одно любимое неоязыческое обвинение: в уничтожении культур древних цивилизаций. "Так например, именно насилием были уничтожены письменность, история, мифология и традиция славянских племён, составивших впоследствии русский Этнос". (Дина Ши "Чего стоит спасение души"). Тут уже христиане могут попросить "привести: 1) факты, 2) источники, 3) ссылки..." и т.д. Нечего привести неополитеистам в подтверждение существования до христианства письменности, истории да и серьёзной мифологии у славян. Кроме "Велесовой книги", которую все серьёзные историки числят в одном ряду с изделиями Фоменко или Николая Морозова. Христианские святые принесли на Русь письменность, христианские святые написали её историю (в том числе и языческого периода). Язычество у христиан было крайне слабо и сдалось почти без боя. Греки говорили, что Гомер рассказал им об их богах. Т.е. до Гомера о своих богах они толком ничего не знали. В том же положении находились и славянские племена накануне крещения. Только Гомера своего у славян не было, и защищать язычникам было нечего. Небольшие волнения по финно-угорским окраинам ("восстания волхвов") – вот и всё о "насаждении христианства огнём и мечом на Руси". (Сама терминология взята неоязычниками, видимо, из журнала "Дневник агитатора и пропагандиста". "Политиздат". Москва. 1962г.)
В этом смысле характерно, что среди неоязычников практически нет сторонников зрелого политеизма (например древнегреческого или древнеегипетского). Видели вы современных вакхантов или поклонников Осириса? Ведь настоящий язычник должен построить храм своего бога, его изображение, избрать жреца, приносить в храме жертвы богу и (раза два в году) проводить празднества в его честь. Ничем другим древние язычники не занимались. Дело скучное, хлопотное да и совершенно безнадёжное. То ли дело славянское или кельтское язычество, о котором почти ничего толком не известно. Какой простор для творчества. Проще говоря – городи чего хочешь. И ведь городят. Дело доходит до курьёзов. Например, некоторые неоязыческие группировки (и не одна!) числят в своём пантеоне "славянского бога Солнца" Ярилу, выдуманного 150 лет назад православнейшим драматургом Алекс. Ник. Островским. А неоязыческая община некоего Доброслава (в девичестве А. А. Добровольский) поклоняется "Великому Херу" – "древнеславянскому символу мужской силы". Никто не спорит – хер дело хорошее, нужное, но не было у древних славян такого бога. Не было, извините за каламбур, ни хера. В общем"конструирование" богов идёт полным ходом. Здесь мы не рассматриваем электорат еще одного зрелого языческого мира – индуистского. Поскольку в настоящий индуизм вступить невозможно, индуистом можно только родиться, то отечественные поклонники тантры, мантры и янтры вынуждены довольствоваться суррогатами вроде кришнаизма или изобретенной Ник. Рерихом "Шамбалой". Как стало недавно известно, тибетский лама, открывший Ник. Конст. Рериху великую тайну Шамбалы, оказался в конце концов известным чекистом, троцкистом, террористом и т. д. Яшей Блюмкиным из Одессы. Воистину прав был О. Бендер, когда утверждал, что вся контрабанда делается в Одессе на Малой Арнаутской улице. Но это так, лирическое отступление.
Не только на Руси, но и во всей Европе принятие христианства произошло удивительно мирно, учитывая дикость тогдашних нравов. Бескровно были крещены народы Римской империи, галлы, Британия, Ирландия, Египет, Северная Африка, большинство германских племен. Только с язычниками саксами у Карла Великого вышел территориально-политический конфликт, которому он попытался придать религиозную окраску.
Где кровь, где пожары, где сожжённые города и обращённые под страхом смерти в единобожие народы? История об этом умалчивает. Более того, всё что дошло до нас от великой античной цивилизации было сохранено только благодаря хр-ву. Представьте себе, что в прогнивший умирающий Рим вошли бы не христианизированные, пусть и в арианской версии, племена "уже научившиеся уважать Писание, т.е. книгу, епископов в лице Римского Первосвященника и т.д.", а ворвались бы торжествующие поклонники Вотана и Одина. Знали бы мы, пожалуй, сейчас имена Платона и Аристотеля.