Один мой товарищ предложил прочеть статью «Обратная перспектива» - П.А. Флоренского.
http://www.vehi.net/florensky/vodorazd/P_3.html
С удовольствием прочитал и некоторыми мыслями хочу поделиться.
Статья посвящена проблеме мировидения различных культур.
Хотя автор, в первую очередь, касается православного взгляда, но, все же, некоторые общие отступления касательно преображения средневекового мировидения, начавшегося в эпоху Возрождения, кажутся довольно интересными.
Нарушения линейной перспективы в иконах, которые носят характер приема, автор называет обратной перспективой.
«Указанные приемы носят общее название обратной или обращенной перспективы, а иногда – и перспективы извращенной или ложной». (П.А.Флоренский «Обратная перспектива»).
Случайно просматривая инет, наткнулся на сайт посвященный обратной перспективе в фотографии. Можете взглянуть на пример обратной перспективы на сайте: http://ye145.narod.ru/
Но вернемся к основной статье. Флоренский утверждает, что египетское искусство уже обладало всеми математическими основами для построения линейной перспективы в барельефах, все же не сделало этот шаг. По мнению Кантора, этот весьма «прогрессивный» шаг. Первое употребление линейной перспективы автор оставляет за греками. Некий Агафар использовал линейную перспективу для построения декораций к трагедиям Эсхила для достижения эффекта настоящего, реального. Т.е. линейная перспектива возникает в момент реализации иллюзиона.
Далее, так как правила построения строгой линейной перспективы предполагают только один угол зрения, с которой иллюзион полностью кажется реальным, то подобный прием воспитывает единичную, личную точку зрения. В период Эпохи Возрождения некоторые художники в своих картинах создают несколько фокусов (в некоторых картинах больше пяти) зрения, где открывается та или иная иллюзия. Но все равно, искусство линейной перспективы, к которой нас приучили, это искусство, направленное на Личность, так как предполагает только одну точку зрения. И это не просто одна точка зрения, с которой открывается полнота иллюзии, это целое мировоззрение, предполагающее наличие такой точки зрения, т.е. Личности, Индивидуума.
Нетрудно узнать в таком художнике-перспективисте олицетворение пассивной и обреченной на всяческую пассивность мысли, мгновенно, словно украдкой, воровски подглядывающей мир в скважину субъективных граней, безжизненной и неподвижной, неспособной охватить движение и притязающей на божескую безусловность именно своего места и своего мгновения выглядывания. Это – наблюдатель, который от себя ничего не вносит в мир, даже не может синтезировать разрозненные впечатления свои, который, не приходя с миром в живое соприкосновение и не живя в нем, не сознает и своей собственной реальности, хотя и мнит себя, в своем горделивом уединении от мира, последней инстанцией и по этому своему воровскому опыту конструирует всю действительность, всю ее, под предлогом объективности, втискивая в наблюденный ее же дифференциал. Так именно возникает на возрожденческой почве мировоззрение Леонардо – Декарта – Канта; так же возникает и изобразительный художественный эквивалент этого мировоззрения – перспектива. Художественные символы должны быть здесь перспективны потому, что это есть такой способ объединить все представления о мире, при которой мир понимается как единая, нерасторжимая и непроницаемая сеть канто-эвклидовских отношений, имеющих средоточие в Я созерцателя мира, но так, чтобы это Я было само бездейственным и зеркальным, неким мнимым фокусом мира. Иными словами, перспективность есть прием, с необходимостью вытекающий из такого мировоззрения, в котором истинною основою полуреальных вещей-представлений признается некоторая субъективность, сама лишенная реальности.(П.А.Флоренский «Обратная перспектива»).
Проблема переноса на линейную плоскость объемных предметов, ФОРМ неизбежно приводит к искажению этих ФОРМ. Форма теряется и становится похожей на действительность только с одного ракурса и при условии полной неподвижности зрителя.
«И вот, предполагая, что зритель или декоратор-художник прикован, воистину, как узник Платоновской пещеры, к театральной скамье и не может, а равно и не должен, иметь непосредственного, жизненного отношения к реальности, – как бы стеклянной перегородкой отделен от сцены и есть один только неподвижный смотрящий глаз, без проникновения в самое существо жизни и, главное, с парализованною волею, ибо самое существо обмирщенного театра требует безвольного смотрения на сцену, как на некоторое «не вправду», «не на самом деле», как на некоторый пустой обман, – эти первые теоретики перспективы, говорю, дают правила наивящего обмана театрального зрителя. Анаксагор и Демокрит живого человека подменяют зрителем, отравленным курарэ, и уясняют правила обмана такого зрителя». (П.А.Флоренский «Обратная перспектива»).
Никому не кажется удивительным, что в мельтешении трех цветных точек на экране телевизора мы видим «реальность», хотя на самом деле имеем дело с иллюзионом. И понятно, почему многие животные не реагируют на «картинки» и движущиеся «картинки» с экрана телевизора. Их просто этому не учили. А нас учили. Рисунки детей всегда построены не на правилах «линейной перспективы». Они символичны, не пытаются передать реальность, какова она есть. Да и такова ли реальность, как мы видим? Наше зрение стереоскопично. Правый и левый глаз видят не одно и то же, но как бы с разных углов. Обучением, настройкой глаз, чтобы они видели «правильно», по-«современному» занимаются и родители, и в детском саде, и в школе. Вся наша жизнь строится по этому плану «иллюзиона», «театра». И что самое страшное - этот процесс обращения человеческого сознания в миражи нереальности начался очень давно. Можно предположить, что методы линейной перспективы это действительно не прогресс от наивного "наскального рисунка" к полной натурализма и реальности картине, а смена мировосприятия. Возможно, даже целенаправленная смена некими силами нашей "картины мира". Статья этим и интересна. Она вскрывает смену способов мировосприятия. Перевод мировосприятия и миропонимания шел так долго, на протяжении многи столетий (может быть, тысячелетий), что стал незаметным для окружающих.
«Отсюда вытекает, что как бы мы ни оценивали перспективу по существу, мы не имеем никакого права разуметь в ней некий простой, естественный, непосредственно свойственный человеческому глазу, как таковому, способ видеть мир. Необходимость выковать учение о перспективе целому ряду больших умов и опытнейших живописцев в течение нескольких веков, с участием первоклассных математиков, и притом уже заведомо после того, как подмечены были основные признаки перспективной проекции мира, заставляет думать, что историческое дело выработки перспективы шло вовсе не о простой систематизации уже присущего человеческой психофизиологии, а о насильственном перевоспитании этой психофизиологии в смысле отвлеченных требований нового миропонимания, существенно антихудожественного, существенно исключающего из себя искусство, в особенности же изобразительное». (П.А.Флоренский «Обратная перспектива»).
Итак, статья заставляет задуматься о нереальностях нашего существования. Это невероятно, но если предположить: а что, если наши предки обладали способностью не линейной точки зрения? Например, в «зрении» (пишу в кавычках, так как это не совсем то, что мы сейчас под этим подразумеваем) участвовал весь народ целиком? Личность, сформированная единственной точкой зрения, с которой раскрываются театральные декорации, еще не была сформирована. Народ обладал единым взглядом, единомыслием, возможно, даже свойством такого единства, от которого пошло выражение «они бились как один». Возможно ли это?
Возможно!